система работы МБДОУ по ОБЖ

  • Повышение квалификации
  • ppt
  • 14.06.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьмиДошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает физический и психический травматизм, создает нормальные условия взаимодействия между людьми
Иконка файла материала презентация система работы МБДОУ по ОБЖ.ppt
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 78 «Колосок» города Чебоксары «Система работы по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности» 2016г
Введение  В системе дошкольного образования произошли серьезные изменения. • Во­первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона  об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится  первым уровнем общего образования. Именно дошкольное образование является  особенно важным для формирования личности ребенка, его дальнейшей судьбы.  • Во­вторых принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования(ФГОС ДО), который введен в действие с 01.01.2014г. • Стандарт включает в себя требования к структуре образовательной программы дошкольного  образования и ее объему, условиям реализации указанной программы и результатам ее  освоения детьми. Содержание Программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации  и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие ­  образовательные области: 1. социально­коммуникативное развитие; 2. познавательное развитие; 3. речевое развитие; 4. художественно­эстетическое развитие; 5. физическое развитие. Все эти изменения поставили педагогов ДОУ  перед необходимостью по новому выстраивать  образовательное пространство. Наше Учреждение работает по основной образовательной программе МБДОУ   Достижение целей и задач образовательной программы осуществляется комплексной  «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой,  В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Приоритетное направление ДОУ :  Формирование основ безопасности  жизнедеятельности детей  дошкольного возраста ( является одним из направлений Области «Социально­коммуникативного  развития» в соответствии с ФГОС ДО)
Образовательная область «Социально­коммуникативное развитие» Патриотическое воспитание Трудовое воспитание Развитие игровой     деятельности Формирование основ   безопасного поведения  в быту, социуме,  природе. Постоянная непрерывная работа по всем  четырем направлениям данной области способствует  социально­коммуникативному развитию каждого ребенка. Дети становятся более раскрепощенными  и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными более внимательными  и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым. Способными к взаимопониманию и  сотрудничеству. У детей формируется способность совместно принимать решения и стремиться к их  выполнению. Более подробно я остановлюсь на одном из направлений  образовательной области –  «Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.»
«Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме,  природе.» Под безопасным поведением следует понимать такой набор стереотипов и  осознанных действий в изменяющейся обстановке, который позволяет сохранять  индивидуальную целостность и комфортность поведения, предупреждает  физический и психический травматизм, создает нормальные условия  взаимодействия между людьми.    Формирование безопасного образа жизни является актуальной проблемой современного  общества в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического  неблагополучия и требует внимания родителей и педагогов всех элементов образовательной  системы, начиная с дошкольного образования.    Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Необходимо дать каждому  ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них, ведь  безопасность ­ это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в  различных ситуациях.  Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для  выбора данной темы.
Основные направления работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности.  Работа с педагогическим коллективом ;    Задачи в работе с педагогами     *повысить профессиональную компетенцию педагогов в вопросах организации и воспитания детей по формированию основ безопасности жизнедеятельности (нормативно-правовая база, методическая литература и т д)    *создать систему мониторинга по формированию основ безопасности жизнедеятельности для всех участников педагогического процесса (воспитатели, родители, воспитанники). *создать предметно развивающую среду по теме во всех возрастных группах.  Работа с родителями; Задачи в рабате с родителями    * знакомить родителей с работой ДОУ по формированию у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности;    *повышать уровень знаний родителей по основам безопасности жизнедеятельности;    *воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, за безопасность  детей, их эмоциональное благополучие;    *создать особую форму общения между родителями и воспитателями:« Доверительно деловой контакт»  Работа с детьми.                                                   Задачи в работе с детьми    *формировать у детей сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих;    *расширять и систематизировать знания детей о правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми;    *закрепить у детей знания о правилах поведения на улице, дороге, транспорте;    *развить основы экологической культуры ребенка  и становление у него ценного и бережного отношения к природе;    *способствовать  эмоциональному и благополучному развитию ребёнка-дошкольника;
Работа с педагогическим коллективом . Для повышения педагогического мастерства воспитателей создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, определяются цели и задачи для каждого возраста, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников, проводится диагностика знаний педагогов по теме; Подбирается методическая литература для воспитателей, рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по теме.  Проводятся консультации, беседы, педсоветы, диспуты, деловые игры, семинары- практикумы, где воспитатели получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми и др.  Обсуждается планирование работы по формированию у детей безопасного поведения, изучается передовой опыт организации работы с детьми по привитию им навыков безопасной жизнедеятельности. Нормативно-правовое обеспечение и изучение новых документов. Управленческая составляющая заключается:  в организации выполнения перечисленных задач, анализе и прогнозировании..
Работа с родителями воспитанников  Значимость семейного воспитания состоит в том, что оно осуществляется постоянно, начиная с рождения ребёнка, и строится на основе близких эмоциональных контактов между родителями и детьми.  Необходимо направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам и содержанию образовательной работы в ДОУ. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.  Первоочередная задача – выработка единого подхода, единых педагогических требований к  ребёнку по данному вопросу со стороны педагогов и родителей;  Разработка  плана сотрудничества с семьей  по данной проблеме; Анкетирование, опросы: «Мой взгляд на безопасность», «Причины дорожно- транспортных происшествий» и др.  Информация о  безопасности воспитанников выложена на сайте нашего дошкольного учреждения,  родители знакомы с паспортом безопасности ДОУ, с пропускным режимом, с регистрацией  в  журнале посетителей ДОУ, так же информированы о наличии охранной системы «Тревожной  кнопки» и «Системой автоматической пожарной сигнализации».
Основные формы работы с родителями по теме. Возможны следующие формы работы педагогов с родителями: организация собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей  о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней; ознакомление родителей с работой детского сада по формированию  безопасного поведения в быту, социуме, природе (открытые просмотры  образовательной деятельности, акции, тематические видеофильмы) ; организация различных мероприятий с участием родителей (в том числе с  использованием их профессионального опыта медицинского работника,  инспектора дорожной полиции, пожарного и т. д..)   Предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые  просмотры, вечера ­ развлечений и выставок художественно ­ продуктивной  деятельности детей и взрослых.  Вовлечение родителей в различные акции, конкурсы, соревнования. Наряду с традиционными воспитатели используют и инновационные методы  работы . В первую очередь это метод проектной деятельности. Включение родителей в  исследовательские и практико­ориентированные проекты способствует  вовлечению родителей в сферу интересов ребёнка, совместному поиску решения,  достижению цели. В каждой возрастной группе воспитателями совместно с  родителями разработаны проекты по  основам безопасности жизнедеятельности.
Работа с детьми по формированию основ безопасности  жизнедеятельности. Главная цель работы­ формирование у детей  основ безопасного поведения в  быту, социуме, природе. Она реализуется путем решения нескольких задач:  Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах поведения в быту, социуме,  природе;  Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия  окружающей обстановки.;   Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся  ситуации и построению адекватного безопасного поведения; Воспитание навыков безопасного поведения осуществляется на основе желания ребенка познавать  окружающий мир, используя его любознательность, наглядно­образное мышление и  непосредственность восприятия. Работа по воспитанию навыков безопасного поведения в быту, социуме, природе ведется в нашем  ДОУ в системе постоянно. Она входит логическим элементов во все  виды детской деятельности  для того, чтобы полученные «теоретические» знания ребенок пропускал, через продуктивную  деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада.
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами  безопасного поведения в быту, социуме, природе. Особую роль в формировании у детей правил безопасного поведения в быту,  социуме, природе имеют современные средства  ИКТ( информационно­ коммуникативные технологии) с их помощью воспитатели осуществляют  инновационные подходы в данном направлении и комплексно решают поставленные  задачи: •Воспитательные, •Развивающие. •Обучающие.  Не мало важное значение имеют и условия для ознакомления детей с  основами  безопасности жизнедеятельности: Микроклимат в ДОУ; Пространственно­предметное окружение Игровая среда. Формы организации  деятельности детей дошкольного возраста Организованная деятельность детей  Совместную деятельность взрослых и детей  Свободная самостоятельная деятельность
Методы используемые для ознакомления с основами  безопасности жизнедеятельности: МЕТОДЫ Практические Словесные Наглядные Игровые
Этапы организации воспитательно­образовательного процесса в  ДОУ по формированию основ безопасного поведения в быту,  социуме, природе.  Первый этап ­  это диагностика уточнение представлений детей о правилах  поведения в быту, социуме, природе.,  есть ли у них личный опыт на который в  дальнейшем может опереться воспитатель:  Второй этап­ это расширение первоначальных представлений детей,  накопление новых знаний;  Третий этап­ закрепление полученных знаний и формирование сознательного  отношения к соблюдению правил безопасности в быту, социуме, природе;  Четвертый этап­ формирование у детей чувства ответственности и  предпосылок готовности отвечать за свои поступки:  Пятый этап­ развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, при   обучении правилам безопасности в быту, социуме, природе. Эти качества во  многом помогают ребенку правильно ориентироваться в создавшейся  ситуации.
Планирование работы по формированию навыков безопасного поведения  в быту, социуме, природе Планирование воспитательно­образовательной работы основывается на следующих  принципах: Развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка.       Комплексно­тематического построения образовательного процесса;  Интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными  возможностями  и контингентом детей. Единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования  воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и  навыки. Соответствия планируемого содержания и формы организации детей возрастным  и психолого­педагогическим основам дошкольной педагогики В основе организации образовательного процесса  по разделу формирование  основ безопасности в быту, социуме, природе находится программа «Основы  безопасности детей дошкольного возраста» ( авторы Н. Авдеева, О. Князева, Р.  Стеркина)  разработанная на  основе проекта Государственных стандартов  дошкольного образования.
Определяя основное содержание и направление развития детей, составители  программы оставляют за каждым дошкольным учреждением право на использование  различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных  и    возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних  и бытовых условий, а также общей социально­экономической и криминогенной  ситуации; При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей,  особенностей их поведения, предпочтений.   В соответствии с программным содержанием в нашем ДОУ реализуются шесть  основных направлений программы: 1.Ребенок и другие люди; 2.Ребенок и природа; 3.Ребенок дома; 4.Здоровье ребенка; 5.Эмоциональное благополучие ребенка; 6.Ребенок на улицах города.   Деятельность особенно совместная, является своего рода школой передачи  социального опыта. Не на словах, а на деле ребенок видит и понимает, какие  опасности окружают его вокруг, какие правила и рекомендации необходимо  выполнять. Ребенок учится сопереживанию, овладевает умением проявлять свое  отношение и отражать это в поступках и на деле в разных опасных  ситуациях. Деятельность дает ребенку возможность быть самостоятельным в  познании мира.
С формированием трудовых умений и навыков у ребенка уменьшается  опасность пребывания в отсутствии взрослых. Продуктивная деятельность позволяет ребенку с помощью фантазии вжиться в мир взрослых. Знакомя детей с художественными произведениями педагоги обращают внимание на умение  встать на позицию другого человека, выбрать социально­приемлемую в данной ситуации линию  поведения, поощрять проявления взаимопомощи и взаимовыручки среди сверстников.
В нашем ДОУ осуществляется проект «Зеленые мастерские»: мастерская  безопасности «Пешеходные дорожки», двигательная мастерская «Быстрые ножки»,  мастерская речи «Веселые лопотушки», театральная мастерская «артистичные  крошки», сенсорная мастерская «Цветные матрешки», творческая мастерская  «Кружевные стежки», естественно­научная мастерская «Мир на ладошке»,  сенсорная мастерская «Горошки в лукошке».  Основная цель которых ­ расширение представлений воспитанников о том, что  безопасность зависит от них самих, от соблюдения определенных правил  ( дорожного движения, от гигиенических правил и др.), от умения предвидеть и  избежать возможную опасность.
В МБДОУ широко используются разнообразные формы пропаганды безопасности   с воспитанниками, родительской общественностью, средствами массовой  информации.  Воспитатели МБДОУ выступают с демонстрацией образовательной деятельности  на районных методических объединениях, семинарах, участвуют в   конкурсах, где   занимают призовые места.
Проблему, связанную с безопасностью ребёнка, невозможно решить только в  рамках детского сада, поэтому важно обеспечить преемственность в вопросах  воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей и  поддерживать тесную связь с инспекторами ГИБДД и ПЧ.  Воспитание  безопасности  ­ проблема всего общества. Человек может предотвратить беду, уберечь  себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности  жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение  детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической  задачей Вывод: во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку, а сделать так, что бы шел  процесс его совершенствования. Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость.