Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.
Оценка 4.8

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Оценка 4.8
Игры
doc
чтение
1 кл
05.02.2017
Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.
В статье представлен опыт работы над скорочтением. Описаны правила,памятки работы над чтением ; технология работы над скороговорками, чистоговорками , зрительными диктантами. Представлены игровые разминки "Разведчики", "Кто быстрее?", "Слоговые бусы", "Рассыпанное слово", "Отыщи словечко", "Футбол", "Наборщик", "Девять слов на букву Ц".
Педагогический опыт.doc
Маринина Наталья Александровна                                                                           учитель начальных классов                                                                                                    1 категория                                     МОАУ «Гимназия № 3 г.Орска» Оренбургская область Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.  «Чтение — это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами». В.А. Сухомлинский Чтение — основа учения. От умения читать  зависит успех ученика  и  его желание учиться.  В  ходе проведения игры  и  занимательных  упражнений   можно   прививать   уча­ щимся   любовь   к   книге,   формировать   у   них  навыки  осознанного   чтения   и   умение   са­ мостоятельно работать с текстом.                Чтобы учащиеся правильно читали с  меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными   приемами   чтения,   совершенствовали   навыки   осознанного   чтения,  им  даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила». Учись читать правильно 1. Следи, чтобы глаза двигались по строчке. 2.Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его. 3.При чтении будь внимательным к каждому слову. 4.Старайся понять, о чем читаешь. 5.Читай ежедневно вслух и про себя. Чтение в темпе скороговорки Скороговорки   нужны   для   отработки   правильной   дикции.   Они   построены   на сочетании похожих слов и звуков, которые трудно произносить друг за другом, всё время путаешься. Технология   работы:   При   чтении   в   темпе   скороговорки   не   следует   уделять внимание выразительности чтения, нельзя ставить одновременно две взаимоисключающие задачи. Это упражнение предназначено только для развития артикуляционного аппарата, поэтому   требования   к   выразительности   чтения   здесь   понижены,   но   зато   повышены требования   к   четкости   прочтения   окончаний   слов.   Они   не   должны   проглатываться учениками, а должны четко проговариваться.  Приложение 1. Чистоговорки и скороговорки Виды чтения:  вслух  жужжащее чтение (вполголоса)  чтение с чётким проговариванием по слогам  целыми словами  шёпотом  чтение в парах  по ролям  «цепочкой»  «про себя»  за диктором  за учителем Ежеурочные пятиминутки       («жужжащее» чтение) проводят в начале каждого урока.  Во II классе время их сокращается до 2­3 минут. Эффективность обусловлена частотой  тренировок. Используются   такие   виды   работы,     как   чтение   трудных   слов   с   доски   или   с последующим   объяснением   знания   этих   слов;   ролевое   чтение,   синхронное   чтение «буксиром», когда один читает хорошо, а другой чуть похуже,  второй слышит «образец чтения» и старается успевать за хорошо читающим. Большую пользу приносит хоровое чтение. Здесь на равных работают все учащиеся: как быстро читающие, так и читающие медленно. Начиная с  I  класса стоит завести с учениками  тетради по чтению, где они будут выполнять творческие задания по изученным произведениям и делать рисунки к ним. Во  II—IV  классах   можно   использовать   зрительные  диктанты   по  текстам   И.Т. Федоренко. Технология проведения зрительных диктантов: на доске пишут шесть  предложений и закрывают листом бумаги. Потом  лист сдвигают вниз так, чтобы было  видно первое предложение, и учащиеся в течение определенного времени  читают его про себя, стараясь запомнить. Время экспозиции небольшое (от 4 до 7 секунд). По истечении  времени учитель убирает предложение и предлагает записать его в тетрадях. Особенность такова: если первое предложение содержит всего 2 слова , 8 букв, то  последнее предложение состоит уже из 14 букв. Наращивание длины предложений  происходит постепенно, по 1­2 букве. Время работы со всеми 12 наборами составляет  примерно два месяца. Зрительные диктанты должны писаться ежедневно. Если учащиеся не запоминают, что писали, этот набор следует повторить. Когда предложения становятся  длинными, набор повторяется 4­5 дней. Приложение 2. Тексты зрительных диктантов  Основные правила проведения этой работы:  Ежедневность.   Чтение предложения происходит молча.   Записи ведутся на листочках.   Записи собираются, не проверяются и не возвращаются.  Задания можно усложнять.   Повторение написания наборов предложений.   При   такой   ежедневной  работе   развивается   оперативная   память,   школьники   ус­ ваивают смысл предложений, читать им становится интересно, и поэтому процесс обучения идет гораздо быстрее и качественнее. Для воспитания  у детей  зоркости  к буквенной стороне слова  можно проводить тренировочные упражнения, начиная с буквенного периода. Приложение 3. Тренировочные упражнения для зоркости Развитие и концентрация внимания В таблице предложенных букв можно выполнять следующую работу: Все буквы «А» обведите в кружок; буквы  «В» ­ в треугольник, буквы «С» ­ зачеркните крестиком; вычеркнуть вертикальной чертой буквы Х, Д, И, Е; вычеркнуть горизонтальной чертой буквы  Н, К, Ф, Д и т.д. Время для выполнения задания определяет учитель (от 2 до 4 минут). Приложение 4. Корректурная проба Если падает осмысленность чтения, то следует усилить упражнения по пересказу. Если ученик устойчиво не увеличивает скорость чтения в течение двух месяцев, следует   помочь   ему   преодолеть   этот   резонансный   барьер,   использовать   многократное чтение и стимулирование. Метод стимулирования 1. Если ежемесячная прибавка скорости чтения меньше 8 слов в минуту, рекоменду­ ется использовать для стимулирования самозамеры.  Самозамеры. 3­4 минуты «жужжащего» чтения, затем подсчет результата. 2.  Хорошие результаты дает чтение перед сном.  Методы   повышения   осмысления   чтения.  Достигается   упражнениями:   пересказ, ответы на вопросы, составление вопросов к тексту. Многократность чтения. При проведении многократного чтения следует учитывать, что скорость чтения у детей различна. Поэтому не следует задавать одинаковый по объему отрывок, лучше ориентироваться на один и тот же промежуток времени. Первый   раз   текст   читает   учитель.   После   того   как   начало   нового   произведения прочитано учителем и осознано осмыслено учениками, предлагается начать чтение всем одновременно. Второй раз ученики читают в течение 1 минуты, каждый из учеников отмечает, до какого места успел прочитать. Третий раз читают вновь, и каждый отмечает, сколько слов прочел. Увеличение темпа чтения вызывает положительные эмоции у учеников, им хочется читать еще раз. Однако более трех раз не следует читать один и тот же отрывок.  Чтение в темпе скороговорки При чтении в темпе скороговорки не следует уделять внимание выразительности чтения. Отрывок текста следует читать скороговоркой в течении нескольких минут, читать чётко, проговаривая окончания. Приложение 5. Игровые разминки на  уроках чтения Приложение 1 Чистоговорки Ра­ра­ра ­  начинается игра. Ры­ры­ры – у нас в руках шары. Ру – ру – ру – бью рукою по шару. Ро­ро­ро — у мальчика ведро. Скороговорки 1. Волки рыщут – пищу ищут. 2. Купила бабуся бусы Марусе. 3. У Аркашки из кармашка вечно сыпятся бумажки. 4. У ёлки иголки тонки. 5. От топота копыт пыль по полю летит.        Приложение 2 № 1 (от 8 до 15 букв) 1.Тает снег. 2.Бегут ручьи. 3.Светит солнце. 4.Появились лужи. 5.Чирикают воробьи. 6.Наступила весна. № 2 (от 12 до 23 букв) 1.  Трещат морозы. 2.  Холодно зимой. 3. Спрятались звери. 4.  В норке спит лиса. 5.  В берлоге спит медведь. 6. Зайка притаился под кустом. № 3 (от 15 до 22 букв) 1. Прилетели птички. 2. Ярко  светит  солнце. 3.  Распускаются листочки. 4.  Весело журчат ручейки. 5. В окно повеяло весною. 6.  Скоро весь лес зазеленеет. № 4 (от 19 до 25 букв) № 8 (от 23 до 43 букв) 1.   Мы  живём Б Санкт­Петербурге. 2. Красивы улицы нашего города.  Мы   всегда   любуемся   старинными 3.   постройками. 4.   Широкие проспекты и узкие улочки — всё нам дорого. 5.  Хороша наша красавица Нева. 6. Приятно прокатиться по  Неве  на  речном трамвайчике.    № 9 (от 24 до 43 букв) 1. Летом   наша   семья жила на даче. 2.   Мы много купались и загорали на сол­ нышке. 3.   В нашем озере можно   поймать   много рыбы. 4.  Рядом с нашей дачей растёт    смешанный лес, 5.   В этом лесу есть земляника, черника, ма­ лина, брусника. 6.  Нам нравится отдыхать летом на даче. № 10 (от 25 до 52 букв) 1. Пролетело  жаркое лето. 1. Поля   запорошило  белым снегом. 2. Листья на деревьях пожелтели. 3. Уныло глядят опустевшие поля. 4. Умолкли звонкие голоса птиц. 5. Редко   светит   солнышко. 6. Наступила   осенняя пора. № 5 (от 18 до 29 букв) 1. Я хочу посадить цветы. 2. Я люблю розы и георгины. 3. Маме понравится моя клумба. 4. Я буду хорошо ухаживать  за    цветами. 5.  Буду поливать их и полоть. 6.  Цветы будут дарить людям радость. № 6 (от 22 до 27 букв) 1.  Дети пошли в лес за грибами. 2. Взяли с собой большие корзинки. 3. Саша первый  нашёл подберёзовик. 4. А Машеньке попался подосиновик. 5. Много в лесу разных грибов. 6. Ребята набрали полные корзинки. № 7 (от 21 до 35 букв) 1.  Федя решал задачу у доски. 2.  Задача никак не получалась. 3.  Федя очень старался. 4.   И вдруг пришла догадка. 5.  Федя быстро написал решение. 6.    Ему     понравилось   преодолевать   труд­ ности. Приложение 3 2.  Весело лететь   с   высокой     горы     на лыжах. 3. Мороз щиплет уши, нос и щёки, но мы его не боимся. 4.  Зимние   забавы   радуют   мальчишек   и девчонок!  5. Они  очень любят  кататься на санках, лы­ жах и коньках. 6.    Очень   хочется   ребятам,   чтобы   зимний день подольше  не кончался. № 11 (от 32 до 43 букв) 1.Мальчики принесли из леса сухих веток. 2.Они   хотели   развести   костёр,   чтобы сварить уху. 3.Было слишком сыро, и костёр очень долго не 4.разжигался. 5.Тогда   мальчики   решили   развести   костёр под навесом 6.Наконец,   уха   готова:   сколько   радости   у ребят! № 12 (от 32 до 55 букв) 1.  Дедушка     Филипп     пасёт     коров     на лугу.  Мирно   щиплют   они   зелёную   сочную 2.   травку. 3.   Все   коровы   разные:   одни   белые   с черными пятнами, другие — рыжие. 4.  Ярко     светит     солнышко,     и     коровы прячутся в тень под кусты. 5. Скоро дед Филипп погонит своих коров  на водопой к реке. Какая буква лишняя?  А У  Р О Ы Какой слог лишний?  МА РА НА ЛЫ Что общего в словах? Мел — мель     мал — мял      мыл — мил Чем слова различаются? Река — речка — ручка — ручей — ручеек После приобретения учениками навыка быстрого «схватывания» одного­двух слов можно перейти к прочтению более сложных слов. Переведи слова с марсианского: Гирт (тигр), солн (слон),чукар (ручка). В дальнейшем подобную работу можно проводить на небольших текстах. На келыбар. Ратеяб лоишп тиволъ убры. Асаш ёсн дочуки. Кляо и Асаш лизяв тьес. Асаш мойпал кеиуой. На рыбалке. Ребята пошли ловить рыбу. Саша нёс удочки. Коля и Саша взяли сеть. Саша поймал окуней. Пара слов (найди пары слов в каждой строчке) К Л А У П У С Т А К С О Ш И С Н Ш А К А  Весёлые опечатки Замок с котом Замок с кодом   Кандидат паук  Кандидат наук  Весёлое зачёркивание Перед учениками зашифрованные записки. В каждой из них скрыто слово. Расшифровать  его несложно. Для этого нужно зачеркнуть все буквы, которые встречаются в строке два  или более раз, и соединить оставшиеся буквы. Пример: 1. папа кора пень  2. год вода два тигр еда 3. суть парта седло гусь Приложение 4 Корректурная проба. 1.СХАВСХЕВИХНАИСНХВХВКСНАИСВХВХЕН ХИВСНАВСАВСНАЕКЕАХВКЕСВСНАИСАИНХИСХВХ ЕКВХРВХЕИСНЕИНАИЕНКХКИКХЕХАКВНСКАИСВЕ КВХНАИСНХЕКХИСНАКСКВИСНАИХАЕХКИСНАИК ХЕХЕИСНАХКЕКХВИССНАИСВНКХВАИСНАХЕКЕХС НАКСВЕЕВЕАИКХКЕКНВИСНКХВЕХСНАИСКЕСИК НАЕСНКАИСНАЕХКВЕНВКХЕАИСНКАИКНВЕВНКВ ХАКАХВЕИВНАХИЕНАИКВИЕАКЕИВАКСВЕИКСНКЕ СНКСВХИЕСВХКНКВСКВЕВКНИЕСАВИЕКЕИВКЛИС НЛСНАИСХАКВННАКСХАИЕНАСЕВХКХСНЕИСНАИС НКВКХВЕКЕВКВНАИСННАВСНАХКАСЕСНАИСЕСХК ВАИСНАСАВКХСНВИКВЕНАИЕНЕКХАВИХНВИХКВЕ ХНВИСНВСНКЕХВИВНЛЕИСНВИАЕВАЕНХВХВИСНА ЕИЕКИСВМРГАВН Приложение 5. Игровые разминки на  уроках чтения 1. « Разведчики». Выставляются на доске столбиком 5 – 6 слов (это могут быть словарные слова). ­ Ложись! ( Дети ложатся на парты, закрывают глаза). Хлопок! (Учитель убирает одно слово).­ Какое слово скрылось? 2. Кто быстрее? Из слов, записанных на доске составить предложения, в конце предложения  поставить нужный знак. покрылся лес снегом зимой красив лес как  зимой дети делают зимой что 3. «Слоговые бусы». Собери слова из бусинок.  ре лии се са ка лее еее с 4. Рассыпанное слово ле ла ет Из слова «здоровье» наберите слова (вздор, воз, ров, вред, здоров). 5. «Отыщи словечко»                                                                  с д т л ень с                           м оль Р ол п н 6.  «Футбол»  К доске прикрепляются ворота, на столе рисунки футбольных мячей, на которых записаны гласные  буквы. В воротах любая согласная буква. Забить в ворота: е, а, и, ю и т.д. 7.«Наборщик»  Кто больше составит слов из букв слова электровоз? (воз, ров, лев, зов, тело, лето).  Из букв данного слова собери новые слова: царапина, часовщик, шалунишка. 8. «Девять слов на букву «Ц». а й ъ я е ц п а ц р ц и ч ц л а ф ы а ф ц я ч с ф ц и ц ы й л у и с ь в р м р у я к ф м ч а а и к к ц е р и м п п т й е ц н а т с р и ь ц н с г ю ь ц е н а е г ч я ц ш в ь е б т т к ц ф а ю б п ь ш щ Литература 1.  Название: Учебное пособие по развитию речи. 1000 русских скороговорок для развития речи Автор: Е. В. Лаптева Издательство: Астрель Страниц: 224, Илл. Год издания: 2012 ISBN: 978-5-271-43216-3 Формат: fb2

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего школьного возраста.

Система работы по совершенствованию навыка чтения у детей младшего  школьного возраста.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2017