Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития, и системы работы с ней волнуют педагогов на протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями.Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они специального изучения, подхода и развития? И нужна ли определённая система работы с одарёнными детьми?
Выпускная работаСистема работы с одарёнными детьми.docx
1 2
Содержание
Введение 3
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Сущность понятия «одарённость», «одарённый ребёнок» 6
1.2. Выявление одарённых детей 12
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ 19
2.1.Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное время 19
2.2. Создание условий для всестороннего развития одарённых детей 25
Заключение 29
Список использованных источников 31
Приложения 34
Введение. 3
Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская
одаренность традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее
диагностики и развития, и системы работы с ней волнуют педагогов на
протяжении многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок,
что легко может быть объяснено общественными потребностями.
Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная
реальность? И как относиться к одаренным детям? Требуют ли они
специального изучения, подхода и развития? И нужна ли определённая
система работы с одарёнными детьми?
Одаренность попрежнему остается загадкой для большинства членов
общества. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами
являются не столько научные основания одаренности, сколько прежде всего
их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и
социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о
развитии науки, культуры и социальной жизни завтра. [13,с.35]
Проблема одаренности в настоящее время становится все более
актуальной. Система работы с одаренными детьми выступает одним из
вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность.
Проблема работы с одаренными учащимися чрезвычайно актуальна для
современного общества.
Вопросами одаренности детей занимались зарубежные и отечественные
психологи. Известны крупные исследования в области психологии творческой
одаренности американцев Дж. Гилфорда, П. Торренса, Ф. Баррона, К.
Тейлора. На основе идей психологов Дж. Кэррола и Б. Блума их
последователями была разработана методика обучения одаренных детей.
Изучением особо одаренных детей занимался Ж. Брюно. (“Одаренные дети:
психологопедагогические исследования и практика”). 4
Проблемы одаренности изучали отечественные психологи: Матюшкин
А.М. в работе “Концепция творческой одаренности” и др., Шумакова Н.Б. в
ряде своих работ, Чистякова Г.Д. в статье “Творческая одаренность в
развитии познавательных структур”, Юркевич В.С. в “Проблемах диагноза и
прогноза одаренности в работе практического психолога".
Традиционно целям общественного прогресса отводилось весьма
значительное место. Например, противостояние капиталистической и
социалистической систем требовало значительного напряжения сил и
максимального использования интеллектуальных ресурсов. В связи с этим
функционировала достаточно эффективная система выявления и обучения
высоко одаренных детей. Современная личностноориентированная тенденция
связана с выходом на первый план ценности личностного развития и
самореализации. Так, высокие индивидуальные достижения обычно
способствуют самореализации личности и движут общество вперед.
В последнее время термин «одаренность» получил вновь общественное
признание, так же как и социальная значимость проблемы работы с
одаренными детьми, что является важным шагом к ее решению. [4, с.203]
Главной целью данной выпускной работы является
раскрытие сущности понятия одаренности и основных
направлений работы, т.е. её системы, с одаренными
детьми на основе анализа психолого-педагогической
литературы.
Задачи работы:
1.Раскрыть сущность понятия «одаренность»,
«одарённые дети».
2.Изучить
и проанализировать психолого-
педагогическую литературу по данной проблеме. 5
3. Выявить основные методы работы с одаренными
детьми.
4Смоделировать систему работы с одарёнными
детьми.
В рамках подпрограммы «Одаренные дети»
предлагается выявлять и развивать природные задатки
детей на всех ступенях их воспитания, обеспечивать
детям условия,
способствующие максимальному
раскрытию их потенциала возможностей. Планируется
создать
систему выявления
одаренности с раннего возраста и оказания адресной
поддержки каждому одаренному ребенку, разработку
индивидуальных «образовательных маршрутов» с учетом
творческих и интеллектуальных способностей ребенка.
государственную 6
ГЛАВА 1. ДЕТСКАЯ ОДАРЁННОСТЬ КАК ПСИХОЛОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1.Сущность понятия «одарённость», «одарённый ребёнок»
ОДАРЕННОСТЬ значительное по сравнению с возрастными нормами
опережение в умственном развитии либо исключительное развитие
специальных способностей (музыкальных, художественных, математических и
др.).
О феномене одаренных детей активно заговорили во второй половине
XX века. С того времени было написано много работ в этой области, созданы
специальные программы по работе с одаренными детьми, в том числе
программа "Одаренные дети", в рамках которой разработана "Рабочая
концепция одаренности" и тем не менее каждая семья, в которой есть
одаренные дети, сталкивается индивидуально с феноменом одаренности и
теми проблемами, которые стоят за ним.
Одаренность детей может быть установлена и изучена только в
процессе обучения и воспитания, в ходе выполнения ребенком той или иной
содержательной деятельности. Проявления умственной одаренности у
ребенка связаны с чрезвычайными возможностями детских лет жизни.
Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности
состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное,
относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у ребенка
высокая умственная активность, особая готовность к напряжению — это внутреннее условие умственного роста. И не известно, окажется ли оно
устойчивой особенностью на последующих возрастных этапах.
Одаренные дети, демонстрирующие выдающиеся способности в какой
то одной области, иногда ничем не отличаются от своих сверстников во всех
7
прочих отношения .Однако, как правило, одаренность охватывает широкий
(говорят:
спектр
индивидуальнопсихологических
особенностей
«талантливый человек талантлив во всем»).
В области опережающего развития познания отмечается следующее:
повышенная любознательность. Одарённые дети очень любопытны. Им
необходимо активно исследовать окружающий мир. Ученые утверждают, что
одаренных детей мозг одаренных детей отличается громадным "аппетитом" и
огромной способностью переваривать интеллектуальную пищу;
способность прослеживать причинноследственные связи и делать
соответствующие выводы. Эта способность лежит в основе интуитивных
скачков ("перескакивание" через этапы). Для таких детей характерна более
быстрая передача нейронной информации; их внутримозговая система
с большим числом связей.
является более разветвленной,
Психофизиологические исследования показали, что у таких детей повышена
биохимическая и электрическая активность мозга;
отличная память, которая основывается на ранней речи и абстрактном
мышлении. Ребенка отличает способность классифицировать информацию и
опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями;
большой словарный запас, умение строить сложные синтаксические
конструкции и ставить вопросы. Дети с удовольствием читают словари и
энциклопедии, придумывают слова, предпочитают игры, требующие
активизации умственных способностей; 8
повышенная концентрация внимания на чемлибо, упорство в
достижении результата в сфере, которая ребенку интересна, высокая степень
погруженности в задачу;
яркое воображение, высокоразвитая фантазия.
В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны
следующие черты:
сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано.
В силу рано сформировавшихся личных систем ценности дети остро
воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие
требования к себе и окружающим;
хорошо развитое чувство юмора. Обожают несообразности, игру слов,
"подковырки", часто видят юмор там, где сверстники его не обнаруживают;
попытки решать проблемы, которые им пока "не по зубам";
преувеличенные страхи, в силу их чрезмерной восприимчивости и
способности воображать.
В области физических характеристик для одаренных детей
очень высокий энергетический уровень и низкая
свойственны:
продолжительность сна. Большинство родителей утверждают, что их
одаренные дети в младенчестве спали меньше и рано отказались от дневного
сна.
В психологии и педагогике распространенным является представление
о наличии общих и специальных способностей и одаренности. К первым
относят такие, которые отвечают требованиям сразу многих видов
деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные
способности отвечают требованиям только узкой конкретной деятельности
(например, художественные способности, наличие певческого голоса).
Правда, имеются мнения, что четкую грань между ними провести трудно и
это деление довольно условно. 9
Виды одарённости:
1.Художественная одаренность.
Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных
школах, кружках, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области
художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке,
живописи, скульптуре, актерские способности. Эти дети уделяют много
времени и энергии упражнениям, достижению мастерства в своей области. У
них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в
индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со
стороны учителей и сверстников.
2.Общая интеллектуальная и академическая одаренность.
Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро
овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют
информацию. Высоко развитые способности переработки информации
позволяют им преуспевать во многих областях знаний.
Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая
проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и
является более частой и избирательной.
Эти дети могут показать высокие результаты по легкости и быстроте
продвижения в математике или иностранном языке, физике или биологии и
иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые
воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений
в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье.
Родители и учителя иногда недовольны тем, что ребенок не учится одинаково
хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не
пробуют найти возможности для поддержки и развития специального
дарования. Ученики могут демонстрировать высокий показатель IQ по тестам,
а учиться плохо. Прямая связь между готовностью к успешному обучению и 10
показателями IQ отсутствует. По данным Е.Торренса, до 30%, отчисленных из
школы, за неуспеваемость составляют одаренные дети .
3.Творческая одаренность.
В настоящее время продолжаются споры о самой необходимости
выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем.
Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является
неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть
представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин
настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности — творческая: если
Другие
нет творчества,
бессмысленно говорить об одаренности.
исследователи отстаивают правомерность существования творческой
одаренности как отдельного, самостоятельного вида.
Исследования показывают, что дети с творческой направленностью
нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые их выделяют
и которые вызывают отнюдь не положительные эмоции у учителей и
окружающих людей: отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
большая независимость в суждениях; тонкое чувство юмора; отсутствие
внимания к порядку и организации работы; яркий темперамент.
4.Социальная одаренность.
Это исключительная способность устанавливать
зрелые,
конструктивные взаимоотношения с другими людьми.
Социальная
одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких
областях. Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать,
ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом,
социальным работником. Эти особенности позволяют быть лидером, то есть
проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из
проявлений социальной одаренности. 11
Существует множество определений лидерской одаренности, тем не
менее, можно выделить общее черты: интеллект выше среднего; умение
принимать решения; способность иметь дело с абстрактными понятиями, с
планированием будущего; приспосабливаемость; чувство ответственности;
уверенность в себе; настойчивость; энтузиазм; умение ясно выражать мысли.
Перечисленные виды одаренности проявляются поразному и
встречают специфические барьеры на пути своего развития в зависимости от
индивидуальных особенностей и своеобразия окружения ребенка.
Такой вывод подтверждают и многочисленные данные о том, что
потребности одаренных детей в индивидуализации обучения, эмоциональном
комфорте, осознании ценности собственного дара, независимости и признании
очень велики и при обучении, ориентированном на среднего ученика, часто не
удовлетворяются. [8, с. 14]
Изучив научные представления об одаренности детей, необходимо
рассмотреть определение термина «одаренность» и «одаренные дети»
различных психологов и выдающихся педагогов России и зарубежья.
В. А. Мижериков предлагает следующие определения одаренности:
1) качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее
успешное выполнение деятельности;
2) общие способности или общие моменты способностей,
обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его
деятельности;
3) умственный потенциал, или интеллект, целостная индивидуальная
характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;
4) совокупность задатков, природных данных, характеристика степени
выраженности и своеобразие природных предпосылок способностей;
5) талантливость; наличие внутренних условий для выдающихся
достижений в деятельности. 12
Также В.А. Мижериков предлагает следующее определение понятия
«одаренные дети» это дети, обнаруживающие общую или специальную
одаренность (в музыке, рисовании, технике и т. д.). Одаренность принято
диагностировать по темпу умственного развития степени опережения
ребенком при прочих равных условиях своих ровесников (на этом основаны
тесты умственной одаренности и коэффициент интеллектуальности (IQ).
Значение такого показателя не следует преувеличивать, поскольку
первостепенное значение имеет творческая сторона ума. Раньше других
можно обнаружить художественную одаренность детей (в области музыки,
затем в рисовании). В области науки быстрее всего проявляется одаренность к
математике. Детей с необычайно ранним умственным развитием или с
особенно яркими, чрезвычайными достижениями в какойлибо деятельности
называют вундеркиндами. [9, с. 249]
Аналогичные определения понятий «одаренность» и «одаренный
ребенок» в своем педагогическом словаре предлагают Г.М.Коджаспирова и
А.Ю. Коджаспирова [5, с. 99]
Понятие одаренности рассматривают несколько иначе в своем кратком
педагогическом словаресправочнике педагоги Хоруженко К.М. и Курепина
А.В.
Одаренность совокупность задатков, составляющая природную
предпосылку высокого развития способностей. [13,с. 64]
Идентичное определение дает в своем психологопедагогическом
словаре В. А. Мижериков: Одаренность совокупность задатков,
составляющая природную предпосылку высокого развития способностей.
[10,с. 291]
В своем педагогическом словаре В. И. Загвязинский привел отличное
от других дефиниций определение понятию «одаренность» и «одаренный
ребенок» 13
Одаренность — системное, развивающее в течение жизни человека
качество психики, которое определяет возможность достижения человеком
по сравнению с другими людьми более высоких (необычных, незаурядных)
результатов в одном или нескольких видах деятельности.
Одаренный ребенок ребенок, который выделяется очевидными,
иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для
таких достижений) в том или ином виде деятельности. [4, с. 67]
Многозначность термина одаренность указывает на многоаспектность
проблемы целостного подхода к сфере способностей человека. Одаренность
как наиболее общая характеристика сферы способностей требует
комплексного изучения:
психологического и социальнопсихологопедагогического.
психофизиологического,
дифференциально
1.2.Выявление одарённых детей
Выявление одаренных детей продолжительный процесс, связанный с
анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация
одаренности посредством какойлибо одноразовой процедуры тестирования
невозможна. Поэтому вместо одномоментного отбора одаренных детей
необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных
детей в процессе их обучения по специальным программам, либо в процессе
индивидуализированного образования.
Необходимо предельно снизить вероятность ошибки, которую можно
допустить в оценке одаренности ребенка, как по положительному, так и по
отрицательному критерию высокие значения того или иного показателя не
всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного
показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное
обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования.
Следует выделить принципы выявления одарённых детей: 14
1. комплексный характер оценивания разных сторон поведения и
деятельности ребенка, что позволит использовать различные источники
информации и охватить как можно более широкий спектр его способностей;
2. длительность идентификации (развернутое во времени наблюдение за
поведением данного ребенка в разных ситуациях);
3. анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в
максимальной мере соответствуют его склонностям и интересам (включение в
специально организованные предметноигровые занятия, вовлечение в
различные формы соответствующей предметной деятельности и т.д.);
4. использование тренинговых методов, в рамках которых можно
организовывать определенные развивающие влияния, снимать типичные для
данного ребенка психологические "преграды" и т.п.;
5. подключение к оценке одаренного ребенка экспертов: специалистов
высшей квалификации в соответствующей предметной области деятельности
(математиков, филологов, шахматистов, инженеров и др.). При этом следует
иметь в виду возможный консерватизм мнения эксперта, особенно при оценке
продуктов подросткового и юношеского творчества;
6. оценка признаков одаренности ребенка не только по отношению к
актуальному уровню его психического развития, но и с учетом зоны
ближайшего развития (частности, на основе организации определенной
образовательной среды с выстраиванием для данного ребенка индивидуальной
траектории обучения);
7. преимущественная опора на экологически валидные методы
психодиагностики, имеющие дело с оценкой реального поведения ребенка в
реальной ситуации, такие как анализ продуктов деятельности, наблюдение,
беседа, экспертные оценки учителей и родителей, естественный эксперимент.
Специальную область составляют экспериментальнопсихологические
исследования одаренных, которые проводятся с целью получения новых 15
теоретических и эмпирических данных о природе детской одаренности. Эти
исследования могут использовать самые разнообразные психологические
методики, направленные на выявление структуры разных видов одаренности,
а также закономерностей взаимоотношений одаренного ребенка с
окружающей социальной средой. Без таких исследований невозможен
прогресс в практической деятельности, связанной с выявлением, обучением и
развитием одаренных детей.
В практике работы современных школ сложность представляет
диагностика одаренности детей. Для того, чтобы понять к какому
когнитивному стилю, к какому типу из всего бесконечного разнообразия
личностей принадлежит данный, живой, настоящий, посвоему уникальный
ребенок, необходимо уметь определить степень развития у него, если не всех,
то хотя бы основных, наиважнейших, ключевых психических и
физиологических особенностей. Сложность заключается в определении его
интеллектуальных особенностей, наличия какихто особо развитых свойств
его интеллекта, тех свойств, которые не "дотягивают" до верхней планки или
нормы, которые выше этой планки, выявить отдельные способности или
отсутствие какихто из них.
У диагностирования умственных способностей имеется очень важный
момент, на который указал Л.С. Выготский. Он показал, что тесты для
определения умственных способностей диагностируют степень развития
ребенка на данный момент, однако их нельзя использовать для определения
зоны ближайшего развития. Различия детей заключаются не только в
наличном уровне развития, но и в потенциальных возможностях развития.
Арсенал диагностического инструментария в образовательных
учреждениях пока беден. Определить различные виды одаренности
представляется делом сложным. Однако практические наработки и 16
использование результатов научных исследований в области диагностики
разнообразили поиски в этом направлении.
Один из самых распространенных вариантов организационно
педагогического подхода разовые обследования, или экспрессдиагностика.
Со времен А. Бине в течение многих десятилетий "высокий интеллект",
определяемый с помощью стандартизированных тестов (IQ), играл роль
"рабочего" определения одаренности. При этом подчеркнуто автономная от
педагогического процесса практика психодиагностического обследования
стремилась к наиболее экономичному варианту экспрессобследований.
Таким образом и решалась проблема отбора детей по уровню "одаренности":
на теоретическом, психометрическом и организационнопедагогическом
уровнях.
Практика нуждалась в относительно простом и экономичном
инструменте измерения и отбора. И на первом этапе, таким образом, было
"сэкономлено" на "постоянно мешающей" практикам теории и на сложной
многоуровневой, долговременной системе обследования.
В дальнейшем психологические исследования, и прежде всего работы в
области психологии мышления, заставили радикально пересмотреть
концепцию одаренности, что повлекло за собой столь же радикальные
изменения на психометрическом уровне. Возникла потребность в
многомерном обследовании.
Многомерная оценка предполагает иные требования к методическому
аппарату обследования (оцениваются интеллект и креативность, а также
уровень личностного развития), но в организационном плане она может быть
разной, в том числе модернизированные варианты экспрессобследований.
Одним из примеров подобного решения может служить так называемая
"резервуарная модель" Дж. Гауэна. На основании многих оценочных
процедур, в том числе результатов группового тестирования, рекомендаций 17
классного руководителя (воспитателя), очерчивается крут кандидатов.
Ребенок должен либо показать высокие результаты в любых трех (из четырех
возможных) видах оценки, либо набрать определенную сумму баллов по
(измерение умственных способностей). При
шкале
СтанфордБинет
окончательной оценке учитывается и мнение отборочной комиссии. На этом
основании проводится отбор.
Многочисленные социальнопедагогические проблемы, и прежде всего
невозможность построения надежного прогноза развития интеллектуально
творческих способностей на основе разового или даже периодического
тестирования, заставили исследователей и практиков искать наиболее
адекватные способы решения организационнопедагогических задач.
Так же одним из методов выявления одарённых детей является
наблюдение. При подходе к одаренному ребенку нельзя обойтись без
наблюдений за его индивидуальными проявлениями. Чтобы судить о его
одаренности, нужно выявить то сочетание психологических свойств, которое
присуще именно ему. То есть, нужна целостная характеристика, получаемая
путем разносторонних наблюдений.
Признаки одаренности ребенка важно наблюдать и изучать в развитии.
Для их оценки требуется достаточно длительное прослеживание изменений,
наступающих при переходе от одного возрастного периода к другому.
Каждый случай требует прежде всего индивидуального лонгитюда, то есть
монографического описания и анализа. Имеется в виду систематическое
наблюдение за испытуемым на протяжении ряда лет. Наблюдение может быть
непрерывным, изо дня в день, а может, и с перерывами. Большой интерес для
изучения одаренности представляет биографический метод. Изучение
жизненного пути стало распространяться как весьма эффективный подход к
выяснению особенностей испытуемого в данный период, а отчасти и к
прогнозу на будущее. Разработка биографического метода связана с 18
применением таких способов получения информации, как опросники,
обращенные к самому исследуемому лицу, беседы и интервью с ним, а также
опросники для окружающих, изучение продуктов деятельности, дневников,
писем и т.д.
Попова Л.В. указывает, что среди новых диагностических методик на
первый план выходит биографический опросник как более надежное, чем
традиционные тесты, средство выявления творческих возможностей и
прогноза достижений. Таким образом, выявившаяся недостаточность
традиционных тестов интеллекта и креативности имела следствием
повышение интереса к менее формализованным методам диагностики.
Биографический метод стал применяться и к детям, и к подросткам.
Выводы: 19
В настоящее время наблюдается повышенный интерес к проблеме
одаренности, к проблемам выявления, обучения и развития одаренных детей
и, соответственно, к проблемам подготовки педагогов для работы с ними.
Проблема одаренности является комплексной. В ней пересекаются
интересы разных научных дисциплин. Основными из них являются проблемы
выявления, обучения и развития одаренных детей, а также проблемы
профессиональной и личностной подготовки педагогов, психологов и
управленцев образования для работы с одаренными детьми.
С психологической точки зрения необходимо отметить, что одаренность
представляет собой сложный психический объект.
Особенности, присущие одаренным детям, обогащают нашу жизнь во
всех ее проявлениях и делают их вклад в нее чрезвычайно значимым. Во
первых, таких детей отличает высокая чувствительность во всем, у многих
высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать
изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке,
культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в
обществе.
Вторая особенность — познавательная непрекращающаяся активность и
высоко развитый интеллект дают возможность получать новые знания об
окружающем мире. Творческие способности влекут их к созданию новых
концепций, теорий, подходов.
Втретьих, большинству из них свойственны большая энергия,
целеустремленность и настойчивость, которые в сочетании с огромными
знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу
интересных и значимых проектов. 20
ГЛАВА 2. СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
2.1.Развитие творческих способностей на уроках и во внеурочное
время
Государственная система работы с одаренными детьми включает
несколько уровней. Основой этой системы является школа, охватывающая
наиболее широкий круг детей. На уровне школы необходимым условием
является наличие у учителя навыков распознавания одаренности своих
учеников, создание для них оптимальных условий в плане учебы и отношений
со сверстниками. А при необходимости – указание путей обращения во
внешкольные заведения, работающие с одаренными детьми; желательно также
чтобы школа допускала обучение по гибким программам, позволяющим
получать дополнительные знания тем ученикам, кто в них нуждается, что
является редкостью. Школы в крупных городах обладают большими
возможностями для представления особых форм образования одаренным
детям, чем, например, сельские школы, хотя это можно встретить нечасто.
Поэтому для особо способных детей из сельских районов может быть
рекомендовано обучение в интернатах для одаренных детей.
Внедрение
государственного
образовательного
стандарта
позволяет развивать
сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования.
детей через
одаренность
оптимальное
Системнодеятельностный подход, который лежит в основе стандартов,
должен обеспечить формирование готовности к саморазвитию обучающихся,
их активную учебнопознавательную деятельность, а также построение
образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных,
психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Принципы работы с одарёнными детьми
Индивидуализация, дифференциация обучения (наличие индивидуального 21
плана обучения учащихся);
Принцип опережающего обучения;
Принцип комфортности в любой деятельности;
Принцип разнообразия предлагаемых возможностей для реализации
способностей учащихся;
Принцип развивающего обучения;
Внедрение новых педагогических технологий в образовательный процесс.
В урочной форме образования широкие возможности для развития
индивидуальных способностей учащихся даёт система проблемно
дифференцированного обучения через групповые формы работы, проектно
исследовательские задания, ролевые тренинги, «мозговые штурмы»,
«творческие мастерские», дискуссионные заседания «круглого стола».
Использование элементов мультимедийных технологий способствует
саморазвитию, формированию информационнокоммуникативной личности,
активного субъекта учебной деятельности.
Индивидуальное развитие одарённости представлено совокупностью
дополнительных занятий во внеурочное время, направленные на подготовку к
интеллектуальнотворческим конкурсам,
предметным олимпиадам,
викторинам, играм, конференциям по различным направлениям. Участие
школьников в конференциях, олимпиадах, конкурсах дает положительный
результат в работе с семьёй: формируется позитивный психологический
климат в семье, активизируется взаимодействие между школой и семьёй.
Работа ребёнка при поддержке родителей даёт хороший результат в
формировании его мировоззрения и личностных качеств.
Работа с одаренными детьми продолжается круглый год. Во время летних
каникул дети посещают школьный оздоровительный лагерь, с ними
занимаются учителя, работающие в лагере. Летние каникулы составляют
значительную часть свободного времени детей. Этот период как нельзя более 22
благоприятен для развития их творческого потенциала. Формы работы в
индивидуальные занятия с одаренными детьми,
летний период:
самостоятельная работа учащихся с дидактическим материалом,
индивидуальные консультации для учащихся по работе с дидактическим
материалом, педагогические консультации для родителей одаренных детей.
Результатом реализации такой программы становится оздоровление детей,
включившихся в режим лагерной жизни, постоянно находящихся в движении,
приобщение их к спорту и здоровому образу жизни, умение жить в
коллективе, получение новых знаний, умений и навыков, реализация
творческого потенциала личности ребёнка.
Учителей школы не могут не волновать вопросы как сделать процесс
обучения доступным и интересным для каждого ученика, как дать любому
ученику почувствовать себя в ситуации успеха. Ответы на эти вопросы мы
видим в реализации дифференцированного и индивидуального подходов в
обучении.
Цель индивидуального подхода подметить в каждом ученике его
сильную сторону и позволить ей претвориться в жизнь. Реализовать
поставленные цели помогают различного вида уроки: урок поиска
рациональных решений, урок проверки результатов путем сопоставления,
урок самостоятельной работы, требующей творческим заданием, урокзачет,
урокдискуссия, интегрированные уроки, уроки в форме соревнований, урок
«дублер начинает действовать», урокаукцион, панорама, телепередача, живая
газета, устный журнал, уроксказка, уроксюрприз, заочное путешествие,
экскурсия, гостиная, урокКВН, «Что? Где? Когда?», урокисследование.
Приоритетными формами работы на уроке являются индивидуальная
самостоятельная работа, фронтальное обсуждение ее результатов, работа
учащихся в парах, группах. 23
Задача учителя увидеть индивидуальность своего ученика и сохранить
ее, помочь ребенку поверить в свои силы. Обеспечить его максимальное
развитие.
Олимпиады позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей
степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они
служат развитию творческой инициативы ребенка.
Так учащиеся начальной школы с удовольствием участвуют и побеждают
как в школьных, городских конкурсах, так и в республиканских: «Золотое
руно», «Познание и творчество», «Человек и природа», «Кенгуру», «Русский
медвежонок». Олимпиады в начальный период обучения занимают важное
место в развитии детей. Именно в это время происходят первые
самостоятельные открытия ребенка. Пусть они даже небольшие и как будто
незначительные, но в них ростки будущего интереса к науке. Реализованные
возможности действуют на ребенка развивающе.
Конференции это конкурсы творческих работ школьников, которые
могут иметь форму самостоятельных теоретических или экспериментальных
всегда
исследований.
отдается исследовательским работам. Как показывает опыт проведения
Предпочтение
этом
при
мероприятий для одаренных детей, в них всегда выявляются особенно
выдающиеся «звездочки», способные нестандартно мыслить, наблюдать,
делать выводы.
Проектная деятельность выступает как основная форма организации в
урочной и внеурочной деятельности школьников. Проектная деятельность
выделяется в процессе обучения уникальной возможностью реально
использовать и развивать индивидуальные способности каждого ученика. На
уроке дети самостоятельно выбирают темы для выполнения проектов. Роль
учителя– помогать ученикам, консультировать и координировать работу
учащихся, оказывать помощь в выборе направлений сбора сведений, 24
отыскивать чудеса на каждом уроке. Учитель вместе с детьми дерзает и
творит, ищет ответы на волнующие нас вопросы. Ребята дарят учителю
минуты фантазии и воображения, вдохновения и творчества. Большая
ответственность также ложится на плечи родителей при сборе информации и
подготовке проектов. Это привлекает родителей активно участвовать в
обучении ребёнка, а ребёнок получает постоянную поддержку и понимание,
внимание и заботу со стороны родителей. В классе благодаря новому подходу
в обучении и воспитании детей устанавливается тесный контакт с
родителями.
Сеть дополнительного образования «растит всходы одарённости» через
внеклассных
посещение предметных и творческих кружков,
мероприятий. Дополнительное образование в школе напрямую связано с
базовым образованием, оно расширяет и углубляет его, создаёт условия для
его индивидуализации. Дополнительное образование обеспечивает реализацию
внеурочной деятельности в начальной школе. Внеурочная деятельность
отражает цели и задачи основной образовательной программы начального
общего образования. Кружки и объединения, входящие в учебный план
внеурочной деятельности, занимают значительное место в образовательном
пространстве школы, помогают развивать у учащихся творческие
способности, выявлять музыкальные и актерские данные, формирует их
общую культуру, расширяет и углубляет знания в области прикладного
искусства, истории родного края.
Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет
решить еще целый ряд очень важных задач: обеспечить благоприятную
адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные
особенности обучающихся. Внеклассная работа – ещё одно звено в работе с одарёнными детьми,
способствует развитию познавательного интереса и формированию личности
25
Занимательные упражнения,
ребусы,
учащихся.
головоломки все это способствует развитию мышления учеников.
урокипутешествия,
Внеклассная работа позволяет выявить индивидуальные особенности каждого
ученика, проводить работу с максимальной заинтересованностью детей и
добиваться творческого удовлетворения у каждого ребенка.
Среди форм внеклассной работы с одаренными детьми можно отметить
работу кружков и факультативов. Внеклассная деятельность – даёт
прекрасную возможность видеть детей в неформальной обстановке,
формировать их кругозор и интерес к окружающему миру.
Одной из
образовательных
технологий,
поддерживающей
является
компетентностноориентированный подход в образовании,
технология работы с портфолио. Систематическая работа с портфолио
помогает учащимся решать очень важные задачи: своевременно отмечать свои
успехи, проследить индивидуальный рост успешности в учёбе и развивать
уверенность в себе на пути достижения маленьких школьных побед. Учащиеся
ответственно относятся к заполнению портфолио. В рамках реализации
программы модернизации системы общего образования, кабинеты оснащены
АРМ, учебнолабораторным оборудованием, которое используются в работе,
как в урочное время, так и при проведении внеурочной деятельности.
Применение современного оборудования способствует формированию у
учащихся универсальных учебных действий, а так же позволяет
активизировать познавательную мотивацию школьников к исследовательской
и проектной деятельности и более широко применять педагогические
технологии, привлекая родителей к процессу обучения и воспитания. 26
Систематическая работа с одарёнными детьми дает положительные
результаты. В результате кропотливой работы учителей в школе наблюдается
стабильность качества знаний .
Повышается количество призёров и победителей различных конкурсов и
олимпиад. Учителями
большая работа по выявлению и поддержке одарённых детей.
всех классов, педагогомпсихологом проделана
Работая над формированием познавательной активности учащихся, видно,
что ребята учатся быть более самостоятельными в своих суждениях, имеют
свою точку зрения и аргументированно отстаивают ее. Но самое главное это
то, что у ребенка развиваются его познавательная деятельность и учебная
мотивация. Если развиты эти качества, то будет развиваться и мышление. А
думающий человек это и есть тот человек, воспитать которого учитель
стремится .
2.2.Создание условий для всестороннего развития одарённых детей
Досуг воспламеняет детей озарением, предвосхищением своих личных
открытий, догадок или, как определяет Ш.А. Амонашвили, «личной эврикой».
Одной из распространенных форм организации досуга детей является
клубная деятельность. По мнению С.Т. Шацкого (1878— 1934), одного из
первых организаторов клубных объединений, чтобы соперничать с улицей,
клуб должен создавать среду, в которой детям было бы интересно; работники
клуба должны обладать фантазией, уметь разнообразить формы работы.
Учреждения дополнительного образования это такие внешкольные
учреждения, которые организуют досуг детей и подростков, помогают семье и
школе осуществить гармоничное развитие личности с учетом способностей,
интересов и дарований. Цель учреждения дополнительного образования на
современном этапе правильная и эффективная организация свободного
времени подрастающего поколения и одарённых детей. 27
Выделяют следующие
дополнительного образования:
образовательные функции учреждений
а) образование по дополнительным предметам, т.е. предметам,
дополнительным к стандартному перечню учебных предметов
общеобразовательных учреждений. Например, судо и авиамоделирование,
спортивные секции, хореография и т.д.
б) пропедевтика профессионального образования (например, дизайн
студия или детская телестудия);
в) профессиональное самоопределение;
г) обучение, которое удовлетворяет познавательный интерес данного
ребенка,
д) социализирующая (общение со сверстниками, самоутверждение,
самоопределение, в том числе и возможность попробовать найти себя в
разных видах деятельности, обогащение общественным опытом, становление
ребенка как личности, приобретение возможности и способности быть не
только объектом, но и субъектом социальных воздействий и взаимодействий).
Понимая потребность в системе взаимосвязанных мероприятий между
школой и сотрудниками Центра детского и юношеского творчества с
одаренными детьми, был разработан открытый педагогический проект «От
поиска одаренных – к раскрытию одаренности», направленный на создание
адаптивного образовательного пространства учащихся в рамках интеграции
средней образовательной школы, дополнительного образования и учреждений
культуры, главной идей которого состоит в продуктивном развитии личности
подростка.
Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых
детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так
как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей
завтра. Мировой опыт показывает, что часто вера в возможности учащегося,
помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса.
В жизни часто оказывается важно даже не то, что дала человеку природа, а то,
что он сумел сделать с тем даром, который у него есть.
28
Выводы
Изученная литература позволяет сделать следующие выводы: одаренные
дети требуют особого подхода. Главными направлениями в системе работы с
ними является индивидуальный подход и работа в группах, созданных на
основе отбора по уровню знаний и способностей. Творческие начала в
человеке проявляются независимо от воспитания и образования, однако
можно создать условия для их развития. В результате многолетней работы по
созданию методик, концепций, систем развития одаренности накопился
оригинальный опыт, который должен быть использован в педагогической
практике и дальнейших исследованиях.
Работа по предлагаемым методам требует серьезной подготовки, в
частности, специального обучения педагогического коллектива, создания
методикопсихологических служб, налаженной связи с родителями – особой
организации всей работы школы в целом. 29
Хотелось бы обратить внимание на то, что в психологопедагогической
литературе существует множество определений одаренности. Каждый
ребенок одарен посвоему и невозможно в рамках общей теории разработать
подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.
Способности и талант – это понятие индивидуальное. Комуто дан дар
слова, ктото явно имеет художественные способности, ктото музыкален.
Есть дети, способные к анализу, а есть имеющие склонность к обобщению,
есть прирождённые исследователи, которым часто интересен сам процесс
исследования даже больше, чем его объект. Вот с такими детьми можно
проводить разную работу: проекты, исследования и прочее. Ведь конечная
цель учителя не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а
предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Необходимо не только признавать, что все дети одаренные, но и при этом
создавать условия для их развития.
Несомненно, школа должна работать с одаренными детьми, создавая
условия для их самоопределения, самореализации и социализации на всех
этапах развития. Профессиональный интерес учителя, так или иначе, связан с
проблемой выявления, поддержки и развития детской одаренности. 30
Заключение
В данной выпускной работе были приведены основные определения
одаренности, используя психологопедагогическую литературу была раскрыта
сущность понятия одаренности, были приведены классические методы и
концепции, используемые в работе с одаренными детьми, а также – наиболее
перспективные на наш взгляд современные методики.
К таковым относятся:
Формы и методы работы в классноурочной деятельности:
работа по индивидуальным программам;
интерактивное обучение;
разноуровневые и творческие задания.
Формы и методы работы во внеурочное время:
элективные курсы;
интеллектуальные клубы, игры, марафоны; 31
олимпиады, викторины, конкурсы;
предметные кружки;
конференции: НОУ, проектноисследовательская деятельность.
В заключении хотелось бы дать несколько универсальных советов
учителям для работы с одаренными детьми. Несомненно основное требование
к учителям одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его
личности. Главная задача педагога привить ребенку вкус к серьезной
творческой работе. Учителю всегда следует помнить, одаренные дети очень
самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от учителя больше всего требуются
качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и
методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения
присутствовало сотворчество учителя и ученика.
А также хочу напомнить, что работа педагога с одаренными детьми — это
сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей
личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области
психологии одаренных и их обучения, а также тесного сотрудничества с
психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с
родителями одаренных. Он требует постоянного роста мастерства,
педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще сегодня
казалось творческой находкой и сильной стороной.
К сожалению, еще очень мало сделано для детей, превосходящих свою
возрастную норму в различных отношениях. Между тем, именно высоко
одаренные люди способны внести наибольший вклад в развитие общества.
Транжирить таланты является непозволительной ошибкой для развития
любого государства. 32
Список использованной литературы
Богоявленская, Д.Б. РАБОЧАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОДАРЕННОСТИ [Текст ]/ Д.
1.
Б. Богоявленская М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010. 68 с.
2.
Венгер, А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное
руководство. [Текст]/ А. Л. Венгер М.: Издво ВЛАДОСПРЕСС, 2003. – 160
с.
3.
Лохов, М.И. Плохой хороший ребёнок. (Проблемы развития, нарушения
поведения, внимания, письма и речи) / М. И. Лохов — СПб: 2005. — 320 с.
4.
Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ.
высш. уч. заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и
др.; под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.М.: Издателсикй центр
«Академия», 2008.352с. 33
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред.
5.
пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. КоджаспировМ.:
Издательский центр «Академия», 2006. 176 с.
6.
Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое
сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред.
рус. текста Н.М. Назарова./ Э. Ландау – М., 2005. – 144 с.
Марченко, Е.В. Взаимодействие психолога с родителями одаренного
7.
ребенка [Текст] / Е. В. Марченко 2010. № 6. Библиогр.: с. 121.
Межиева М.В., Развитие творческих способностей у детей 59 лет / М.В.
8.
Межиева Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг: 2008128 с.
Мижериков,
9.
Мижериков Ростов н/Д: Феникс, 2009544 с.
В.А.,
Психологопедагогический словарь / В.А.
10. Мижериков, В. А. Словарьсправочник по педагогике / В.А.
Мижериков М.: ТЦ Сфера, 2010. 448 с.
11. Попова Л.В. «Биографический метод в изучении подростков с разными
видами одаренности», / Л.В. Попова М., 1993.
12.«Психология одаренности детей и подростков»/под ред. Ю.Д. Бабаева,
Н.С.Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.
13.Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе / А. И. Савенков
– М.: Сентябрь, 2010208 с.
14.Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для
одаренных детей / А. К. Сатынская 2010. № 6. Библиогр.: с. 33.
15. Хоруженко, К.М. Краткий педагогический словарьсправочник / К. М.
Хоруженко, А. В. Курепина — Таганрог: Издво Таганрог. гос. пед. Инта,
2010.200 с.
16. Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика
продуктивного обучения»/ А.В. Хуторской М; 2000 г.416 с. 34
.Чудновский В.В Одаренность – дар или испытание / В.В. Чудновский,
17.
М.:Знание.1990.200 с.
18. Штерн В. Умственная одаренность: Психологические методы
испытания умственной одаренности в их применении к детям школьного
/ Пер.с нем.
возраста
СПб.:СОЮЗ,1997.128 с.
А.П.Болтунова ; Под ред.В.А.Мукова.
19. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие
для учителя/Н.Б Шумакова, Н.И.Авдеева, Л.Е.Журавлева и др.; под ред. Н.Б.
Шумаковой// М.:Просвещение.2006.
20. Экземплярский В. М. «Проблема школ для одаренных», / В. М.
Экземплярский М., 1977.
21. Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» / В.С. Юркевич – М.:Просвещение.
1996 г.
22. Диагностика детской одаренности [Электронный ресурс]. Режим
доступа http://www.s11017.edu35.ru/teacher/test/275dar
23. Психологические основы детской одаренности [Электронный ресурс].
Режим доступаhttp://festival.1september.ru/articles/578791/
24. Одаренные дети детская психология [Электронный ресурс]. Режим
доступаhttp://tvoypsiholog.ru/publ/odarennye_deti/1710711 35
Приложение 1 36 37
Приложение 2 38
Приложение 3
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Система работы с одарёнными детьми
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.