Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Кто-то сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми детьми диктует определённые требования к личности педагога:
- желание работать нестандартно,
- поисковая активность, любознательность;
- знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
- готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.конспект
Система работы с одарёнными детьми: результаты, проблемы, перспективы.
В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Одарённый человек, словно яркая звёздочка на небосклоне, требующая к себе особого
внимания. Необходимо заботиться о нём, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду.
Ктото сказал: «Судьба ребёнка зависит от опыта и взглядов конкретного педагога, традиций
ОУ, жизненных амбиций родителей». На самом деле, работа с одарёнными или талантливыми
детьми диктует определённые требования к личности педагога:
желание работать нестандартно,
поисковая активность, любознательность;
знание психологии подростка и психологии одарённых детей;
готовность педагога к работе с одарёнными детьми.
Не творческий учитель не сможет воспитать творческого ученика.
В Федеральном компоненте государственного стандарта выдвигаются на первый план : участие
школьников в проектной деятельности, в организации и проведении учебноисследовательской
работ; творческое решение учебных и практических задач; создание собственных произведений,
проектов. Другими словами, от школы ждут не "нашпигованных” знаниями выпускников, а людей,
способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть
социально мобильными.
В январе 2011 г. в школе разработана и принята программа развития «Школа равных
возможностей» (адаптивная модель). Важной задачей адаптивной модели является создание
условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации
одаренных детей.
Система деятельности по организации работы с одарёнными и талантливыми детьми в нашей
школе строится следующим образом:
1. Выявление одарённых и талантливых детей
2. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых
школьников
4. Поощрение одарённых детей
5. Работа с родителями одарённых детей
6. Работа с педагогическим коллективом
7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных условий
развития одарённости
1. Выявление одарённых и талантливых детей:
анализ особых успехов и достижений ученика; диагностика потенциальных возможностей
детей; психолого – педагогическое сопровождение детей.В 2011 году приобретен специализированный комплекс компьютерных психодиагностических и
развивающих программ «Психология в школе» от «Эффектон». Система построена на
современной мультимедийной технологии, имеет большой тестовый ресурс. Система внедряется.
Программа используется на одном из этапов выявления одаренных детей.
Психологическое тестирование проводится по индивидуальным запросам учащихся, педагогов.
1. Помощь одарённым учащимся в самореализации их творческой направленности:
включение в учебный план школы профильных, элективных курсов. В школе на
протяжении ряда лет осуществляется предпрофильная и профильная подготовка учащихся, в
рамках которой организованы элективные и профильные спецкурсы. Учащиеся после 9 класса
выбирают профиль и на протяжении двух лет обучаются в физикоматематическом,
гуманитарном классах. Самый многочисленный – физикоматематический профиль10 А, 11 А,
гораздо меньше учащихся выбирают гуманитарный ( профильные предметы: обществознание,
русский язык, экономика ). Результатом успешной учебы одаренных детей в профильных классах
являются хорошая сдача ЕГЭ по профильным предметам, факт продолжения обучения
выпускниками на технических и экономических факультетах ВУЗов страны (МГУ им. Ломоносова,
МГТУ им. Н.Э.Баумана, МГГУ, РУДН, и т.д.)
Пример, наиболее ярких выпускников, которые продолжают учиться по выбранному
направлению, неоднократных победителей школьных, муниципальных, региональных
дистанционных олимпиад по математике, физике, медалистов: 1). Байгаскин Жаслан (2009г) ,
ЕГЭ 76 баллов по математике, 83 балла по физике, ныне студент МГТУ им.Баумана, работает
научном центре нанотехнологий в Сколково; 2). Дугаров Арсалан(2010г.) ЕГЭ 85 баллов по
математике (при поступлении подтвердил 85 б.на вступительных экзаменах), студент МГУ им.
Ломоносова; 3). Коршикова Алена(2011г.) победитель дистанционной Всероссийской олимпиады
по физике «Надежда энергетики» приравненной к 100 баллам при поступлении в МГУ
им.Ломоносова, 72 балла по математике; 4). Погорелов Дмитрий (2013г.) ЕГЭ 98баллов по
математике и по физике, студент МГТУ им.Баумана, на 1 курсе пишет научную работу и т.д.
организация и участие в интеллектуальных играх и марафонах, творческих конкурсах,
предметных олимпиадах, научнопрактических конференциях:
На протяжении последних 3 лет наша школа активно принимает участие в дистанционных
олимпиадах и конкурсах, школа выступила инициатором проведения:
1. Районной краеведческой дистанционной олимпиады по Олонхо (20102011 уч.г.)
2. Районной дистанционной олимпиады « Единство мощи, силы и духа», посвящённой
юбилею вхождения Якутии в состав России (20112012 уч.г.)
3. Районного дистанционного конкурса «Инфознаечка» для учащихся 24 классов. (2012
2013 уч.г.)
4. Молодёжных предметных чемпионатов от «Центра развития одарённости» г.Пермь
(ежегодно, начиная с 20092010 уч.г.)
:
20102011
20112012
20122013Всего
участнико
в
Призеров и
победителе
й
Всего
участнико
в
Призеров и
победителе
й
Всего
участнико
в
Призеров и
победителей
5
1
6
105
39
12
6
2
7
142
43
143
48
100
95
7
8
23
33
25
12
28
«Кенгуру –
математика для всех»
1.
144
1.
Республиканская
дистанционная
олимпиада по
математике
Северовосточная
олимпиада
1.
1.
1.
1.
1.
Всероссийские
дистанционные
олимпиады по
предметам
(МИНООБР.ОРГ.)
Молодежные
предметные
чемпионаты от
«Центр развития
одаренности» г.
Пермь
Дистанционная
олимпиада по физике
и математике
«Надежда
энергетики»
Дистанционная
олимпиада по физике
и математике
«Надежда Восточной
Сибири»
1.
Туристическая
олимпиада по
географии
«Северный
387
27
389
45
358
97
6
6
2
2
4
2
4
4
2
4
меридиан»
1.
«Русский
медвежонок»
языкознание для
всех
1.
Районные
дистанционные
олимпиады и
конкурсы
Всероссийский
конкурс «КИТ»
1.
1.
Международная игра
конкурс
«Инфознайка»
1.
1.
Всероссийская
математически
геометрическая
олимпиада
кроссвордов
Конкурсы в
Электронной физико
технической школе
(цикл «Математика
для всех)
1.
Республиканская
выставка конкурс
«Духовное
восприятие эпоса»
1.
Всероссийская
дистанционная
олимпиада «Радуга
знаний»
1.
Всероссийский
интернетконкурс
«ЭМУ»
18
4
137
10
185
21
5
7
7
2
265
13
31
5
7
5
3
5
7
9
2
3
5
2
1
2
Вывод:
Растет количество учащихся, участвующих в олимпиадах и конкурсах.
Расширились границы олимпиады.
Приобретен опыт дистанционной работы с одаренными детьми.
Привлечены участники из других городов и района, т.е. конкурс не только внутри школы,
района, но и с детьми других регионов страны.
Одним из показателей работы с одаренными детьми является участие во всероссийской
олимпиаде школьников.
Всероссийская олимпиада школьников: растет количество участников школьного и
муниципального этапов, но ещё надо работать над результативностью.
20112012
20122013
20132014
Всего
участников
Призеров и
победителей
Всего
участников
Призеров и
победителей
Всего
участников
Призеров и
победителей
Школьный этап
Муниципальный
этап
69
Региональный
этап
7
581
70
108
8
581
108
Погорелов
Д.
6 место
225
6
В соответствии с программой «Одаренные дети» осуществляется исследовательская
деятельность в рамках реализации проекта «Шаг в будущее». За последние годы школа имеет 5
победителей и призёров регионального уровня и 2 участников республиканского уровня.
Прослеживается динамика развития, так на Республиканской НПК «Шаг в будущее. Юниор» в
2011 г. Гриценко Егор занял III место в секции «Химические науки». В 2012 г. улучшил свои
достижения, став лауреатом Республиканской конференции. А в феврале 2013 г. стал
лауреатом в Российском соревновании конкурсных исследований «Шаг в будущее. ЮНИОР» по
результатам защиты научноисследовательской работы «Создание электронного «дневника
экспериментов» для изучения процессов кристаллизации в школьных и домашних условиях».
Научнопрактическая конференция «Шаг в будущее»:
20112012
20122013
20132014
Всего
участников
Призеров и
победителей
Всего
участников
Призеров и
победителей
Всего
участников
Призеров и
победителей
Школьный тур
7
3
9
4
9
2Региональный
тур
Республиканский
тур
Всероссийский
тур
3
1
1
3 место
Гриценко Е.
4
2
1
1 лауреат
2
3 диплома по
англ. языку
1 лауреат
4 место по
англ. языку
Диплом 1
степени
Гриценко Е.
«Шаг в
будущее.
Юниор».
В рамках реализации проекта «Школа – территория здоровья» сборная школы традиционно
занимает I и II места в легкоатлетической эстафете, посвященной Дню Победы, лыжной
эстафете, Кроссе Наций. В 2012 году школа заняла I место в Спартакиаде среди учебных
заведений поселка по волейболу и баскетболу, I место в конкурсе строя и песни. Стабильно в
школе работают секции волейбола и баскетбола.
Работа ученицы 10 класса Барановой Е. «Повышение уровня физического развития школьников
в секциях по баскетболу» (рук. Двухименная Н.Н., Попова Н.В.) была отмечена на I
Республиканском конкурсе среди 1011 классов (вручен сертификат по физической культуре на
100 баллов). Учителя физкультуры отмечены нагрудными знаками от Министерства по
молодежной политике РС (Я) (2012г.): Двухименная Н.Н. «Отличник физической культуры и
спорта», Попова Н.В. «Отличник молодежной политики».
вовлечение учащихся в систему дополнительного образования:
В проекте «Целостная воспитательная среда» поставлена цель расширить возможности во
внеурочной деятельности. На базе школы успешно работают творческие коллективы.
Художественноэстетическое направление представлено Театром моды «Подснежник» (рук.
Набережных И.В.), хореографическое цирковой студией «Романтик» (рук.Поличенко М.А.).
Артисты этих коллективов постоянные участники всех концертов в школе и посёлке, Фестиваля
«Радуга Севера» в г.Удачном. Театр моды «Подснежник» был победителем районного конкурса
«Сердце отдаю детям» в номинации «Грация». Подготовлено и показано более 20ти коллекций.
В 2012 году участницы Театра моды на районном конкурсе «Юный кутюрье» получили
заслуженное признание: I место – Костова А. 10 кл., II место – Зубцова А. 11 класс.
3. Контроль над развитием познавательной деятельности одарённых и талантливых
школьников:тематический контроль знаний в рамках учебной деятельности. Контроль над
обязательным участием детей данной категории в конкурсах разного уровня.4. Поощрение одарённых детей: публикации в СМИ : газета «Новости Айхала»; Материальная
поддержка талантливых и одарённых детей: стипендии отличникам учёбы(МО п.Айхал) , грамоты
и премии победителям конкурсов, олимпиад.
5. Работа с родителями одарённых детей: совместная практическая деятельность одарённого
ребёнка, родителей и учителя. Поддержка и поощрение родителей талантливых детей (вручение
грамот, благодарностей и ценных подарков на торжественных линейках) .
6. Работа с педагогическим коллективом: обучающие семинары по вопросам работы с
одарёнными детьми: «Одаренные дети. Методы и приемы реализации личностного потенциала»,
«Создание ситуации успеха, атмосферы понимания на уроке и во внеурочное время». Повышение
профессионального мастерства через курсовую подготовку и аттестацию. Подбор и накопление
в библиотечном фонде литературы, необходимой для самообразования, систематический обзор
новых поступлений, использование возможностей Интернет.
7. Взаимодействие ОУ с другими структурами социума для создания благоприятных
условий развития одарённости: Школа на протяжении ряда лет в тесном сотрудничестве
работает с учреждениями дополнительного образования: детской школой искусств,
спорткомплексом «Алмаз», ДК «Северное Сияние», детской библиотекой, поселковым музеем.
Количество занятых детей
Количество занятых детей в %
Охват дополнительным
образованием учащихся в
школе (школьные кружки,
секции, студии и т.д.)
Охват дополнительным
образованием учащихся вне
школы (центры доп.
образованием и т.д.)
361 обучающихся
630 обучающихся
35%
62%
Наиболее значимые результаты:
№ Ф.И.О.
название мероприятий
Уровень
(республиканский
, российский,
международный)
1
2
Леонтьев Артем
Валерьевич
республиканский
уровень
Илько Никита
Сергеевич
республиканский
уровень
XII республиканский турнир по боксу
на призы международного дет.
Фонда « Дети СахаАзия» среди
юношей
XII республиканский турнир по боксу
на призы международного дет.
Фонда « Дети СахаАзия» среди
юношей
результат
Примечание
(вид спорта,
тема доклада
и т.д.)
бокс
1 место
футбол
1 место3
4
5
6
7
8
Иванова Алена
Анатольевна
республиканский
уровень
XII республиканский турнир по боксу
на призы международного дет.
Фонда
пулевая
стрельба
5 место
Софин Иван
Александрович
республиканский
уровень
« Дети СахаАзия» среди юношей и
девушек
XII республиканский турнир по боксу
на призы международного дет.
Фонда « Дети СахаАзия» среди
юношей
дзюдо
Бургучев Вячеслав
Васильевич
республиканский
уровень
«Славутич»
г. Якутск
дзюдо
2 место
Бей Виталий
Игоревич
международный
уровень
Международный фестивальконкурс
«Надежды Европы», г. Сочи
танцы
бокс
2 место
республиканский
уровень
Турнир по боксу, посвященный им.
Поршнева
Петренко
Елизавета
Анатольевна
Канаткалиев
Эрдыни
Асхатович
Международный
уровень,
республиканский
уровень
Международный
уровень,
российский
уровень
Международный фестивальконкурс
«Надежды Европы», г. Сочи
вокал (соло) Лауреат III
cт.
Международный фестивальконкурс
«Надежды Европы», г. Сочи
вокал (соло),
1 место
танцы (соло)
(дэнссоло),
Международный фестиваль «Dance
Exellnce»
г. ЛосАнджелес
обладатель
Гранпри в
составе
сборной
России
9
Максимова Анна
Петровна
республиканский
уровень
Конкурс ЯМК им. М.Н. Жиркова
«Юный пианист» г. Якутск
класс
фортепиано
3 место
10 Быкова Дарья
Олеговна
Международный
уровень
Международный фестивальконкурс
«Надежды Европы», г. Сочи
танцы
Дипломант
11 Самарцева
Елизавета
Владимировна
Международный
уровень,
Международный фестивальконкурс
«Надежды Европы», г. Сочи
танцы
обладатель
Гранпри
российский
уровень
По итогам видно, что дети у нас участвуют в региональных, республиканских, всероссийских,
международных конкурсах и соревнованиях.
Таким образом, работа с одарёнными детьми проводится, несмотря на это есть проблемы:1. Недостаток научных консультантов, так как отсутствуют НИИ, институты, хорошие
научные руководители.
2. Низкая мотивация педагогов при занятиях проектно исследовательской деятельностью.
3. Слабое сотрудничество психологов, тестирующих детей в программе «Эффектон» с
учителями предметниками и классными руководителями.
Перспективы работы с одарёнными детьми:
1. Прогнозирование зоны ближайшего развития у детей «скрытых», нереализованных
возможностей и способностей.
2. Семинары по обучению педагогов методике и организации проектной и
исследовательской работы в рамках программы «Педагогконсультант».
3. Совершенствование системной работы по обеспечению подготовки учащихся к участию во
Всероссийской школьной олимпиаде.
Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но
очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят
этим непростым процессом становления юных талантливых граждан России также одаренные
взрослые – педагоги.