Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.
Оценка 4.9

Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
чтение
3 кл—4 кл
15.09.2019
Система работы учителя начальных классов  по совершенствованию техники чтения.
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем. Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению. Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие - работать каждый день. Что мешает быстрому чтению? • 1. Регрессия - возвратные движения глаз, особенно в 1 классе. • 2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. • 3. Неумение найти главное в тексте. • 4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки). • 5. Артикуляция (слова при медленном чтении мысленно проговариваются, в процессе чтения участвуют слуховой аппарат). Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов. Обучающиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке - "сфотографировать". (Сказать "21"). Даю такие задания: • 1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и. • 2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко. • 3. Найди лишнее слово: А) река Б) слон В) мала речка лев моль ручей мак мела ручка тигр мила • 4. Раздели слова на две группы: А) корова Б) заяц В) ленивый соловей горох смелый коза ежик честный ворона медведь жадный овца капуста добрый сорока волк трусливый • 5. Из какого произведения слова? Кто автор? " "Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной..." " Замяукали котята: "Надоело нам мяукать…!" " "Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост". Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на уроках труда и с помощью родителей. Они есть у всех детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными (алфавит). Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения: 1. Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения - поторапливаю. 2. Чтение - разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. 3. Упражнение "Финиш". Методика такая же , как и в спринте, только читаем до указанного слова. Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти, воображения обучающихся, используя следующие упражнения: 1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память. 2. Игра "Синонимы" ("Антонимы") хорошо развивает как память, так и воображение: пр. грустить - горевать, печалиться - огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый - грустный. 3. Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме: … не обижаю … приглашаю … угощаю … играю. или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …" Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как: • 1. Чтение за учителем (за лидером). • 2. Чтение в парах, групповое чтение. • 3. Чтение с отрывом взгляда от текста. • 4. Чтение с убыстрением темпа. • 5. Чтение с переходом на незнакомый текст. • 6. Жужжащее чтение. • 7. Чтение в темпе скороговорки. • 8. Зрительные диктанты (по Федоренко). Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер скорости чтения. По развитию фонематического слуха использую следующие упражнения: • 1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая. • 2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень). • 3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф - …) • 4. исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак. • 5. Подбор к данному слову родственных слов: снег - снежок. Снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик. • 6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора., нора, гора. • 7. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова, например: ОСЛИК - оса, слон, лось, ива, иволга, корова. • 8. Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?" • 9. Игра " Сложи словечко". Какие два слова спрятались в одном? (самолет, листопад, пылесос). Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.docx
Система работы учителя начальных классов  по совершенствованию техники чтения. Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в  среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку  домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи.  Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность  достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная  отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем. Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того,  чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными  методами обучения чтению.  Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие ­ работать каждый день.  Что мешает быстрому чтению? 1. Регрессия ­ возвратные движения глаз, особенно в 1 классе. 2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. 3. Неумение найти главное в тексте. 4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки). 5. Артикуляция (слова при медленном чтении мысленно проговариваются, в  процессе чтения участвуют слуховой аппарат). Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так  называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов.  Обучающиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке ­  "сфотографировать". (Сказать "21"). Даю такие задания: 1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и. 2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко. 3. Найди лишнее слово: А) река Б) слон В) мала  речка лев моль  ручей мак мела  ручка тигр мила  4. Раздели слова на две группы:          А) корова Б) заяц В) ленивый  соловей горох смелый  коза ежик честный  ворона медведь жадный  овца капуста добрый  сорока волк трусливый   5. Из какого произведения слова? Кто автор? " "Братец мой, ­ отвечает месяц ясный, ­ не видал я девы красной..."  " Замяукали котята: "Надоело нам мяукать…!"  " "Тихонько к ней подкрался щенок, прыг ­ и ухватил за хвост".  Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте.  Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5  секунд. Таблицы изготовили на уроках труда и с помощью родителей. Они есть у всех  детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными  (алфавит). Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения: 1. Чтение ­ спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя  незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на  сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения ­ поторапливаю. 2. Чтение ­ разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст  и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только  вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное. 3. Упражнение "Финиш". Методика такая же , как и в спринте, только читаем до  указанного слова. Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти,  воображения  обучающихся, используя следующие упражнения: 1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает  долговременную память. 2. Игра "Синонимы" ("Антонимы") хорошо развивает как память, так и воображение: пр.  грустить ­ горевать, печалиться ­ огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый ­ грустный. 3. Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме: … не обижаю  … приглашаю  … угощаю  … играю.  или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …" Совершенствование техники чтения про себя ­ лучший фундамент совершенствования  техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И.Т.  Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как: 1. Чтение за учителем (за лидером). 2. Чтение в парах, групповое чтение. 3. Чтение с отрывом взгляда от текста. 4. Чтение с убыстрением темпа. 5. Чтение с переходом на незнакомый текст. 6. Жужжащее чтение. 7. Чтение в темпе скороговорки. 8. Зрительные диктанты (по Федоренко). Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер  скорости чтения. По развитию фонематического слуха   использую следующие упражнения: 1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам ­ пушистая,  рыжая, хитрая. 2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень). 3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф ­ …) 4. исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак. 5. Подбор к данному слову родственных слов: снег ­ снежок. Снежный, снежинка,  снегозадержание, снегоход, снеговик. 6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора.,  нора, гора. 7. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать  другие слова, например:  ОСЛИК  ­ оса, слон, лось, ива, иволга, корова. 8. Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти  буквы?" 9. Игра " Сложи словечко". Какие два слова спрятались в одном? (самолет,  листопад, пылесос).                  Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий,  создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого  напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.

Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.

Система работы учителя начальных классов  по совершенствованию техники чтения.

Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.

Система работы учителя начальных классов  по совершенствованию техники чтения.

Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.

Система работы учителя начальных классов  по совершенствованию техники чтения.

Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.

Система работы учителя начальных классов  по совершенствованию техники чтения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.09.2019