Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем.
Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению.
Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие - работать каждый день. Что мешает быстрому чтению?
• 1. Регрессия - возвратные движения глаз, особенно в 1 классе.
• 2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.
• 3. Неумение найти главное в тексте.
• 4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).
• 5. Артикуляция (слова при медленном чтении мысленно проговариваются, в процессе чтения участвуют слуховой аппарат).
Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов. Обучающиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке - "сфотографировать". (Сказать "21").
Даю такие задания:
• 1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.
• 2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.
• 3. Найди лишнее слово:
А) река Б) слон В) мала
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
• 4. Раздели слова на две группы:
А) корова Б) заяц В) ленивый
соловей горох смелый
коза ежик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
• 5. Из какого произведения слова? Кто автор?
" "Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной..."
" Замяукали котята: "Надоело нам мяукать…!"
" "Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост".
Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на уроках труда и с помощью родителей. Они есть у всех детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными (алфавит).
Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения:
1. Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения - поторапливаю.
2. Чтение - разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.
3. Упражнение "Финиш". Методика такая же , как и в спринте, только читаем до указанного слова.
Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти, воображения обучающихся, используя следующие упражнения:
1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память.
2. Игра "Синонимы" ("Антонимы") хорошо развивает как память, так и воображение: пр. грустить - горевать, печалиться - огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый - грустный.
3. Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:
… не обижаю
… приглашаю
… угощаю
… играю.
или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …"
Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И.Т. Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как:
• 1. Чтение за учителем (за лидером).
• 2. Чтение в парах, групповое чтение.
• 3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
• 4. Чтение с убыстрением темпа.
• 5. Чтение с переходом на незнакомый текст.
• 6. Жужжащее чтение.
• 7. Чтение в темпе скороговорки.
• 8. Зрительные диктанты (по Федоренко).
Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер скорости чтения.
По развитию фонематического слуха использую следующие упражнения:
• 1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая.
• 2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень).
• 3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф - …)
• 4. исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак.
• 5. Подбор к данному слову родственных слов: снег - снежок. Снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик.
• 6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора., нора, гора.
• 7. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать другие слова, например: ОСЛИК - оса, слон, лось, ива, иволга, корова.
• 8. Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?"
• 9. Игра " Сложи словечко". Какие два слова спрятались в одном? (самолет, листопад, пылесос).
Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.
Система работы учителя начальных классов
по совершенствованию техники чтения.
Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в
среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку
домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи.
Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность
достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная
отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем.
Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того,
чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными
методами обучения чтению.
Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие работать каждый день.
Что мешает быстрому чтению?
1. Регрессия возвратные движения глаз, особенно в 1 классе.
2. Малое поле зрения, т.е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков.
3. Неумение найти главное в тексте.
4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки).
5. Артикуляция (слова при медленном чтении мысленно проговариваются, в
процессе чтения участвуют слуховой аппарат).
Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так
называемое "фотографирование" различного рода картинок, карточек, предметов.
Обучающиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке
"сфотографировать". (Сказать "21").
Даю такие задания:
1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и.
2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко.
3. Найди лишнее слово:
А) река Б) слон В) мала
речка лев моль
ручей мак мела
ручка тигр мила
4. Раздели слова на две группы:
А) корова Б) заяц В) ленивый
соловей горох смелый
коза ежик честный
ворона медведь жадный
овца капуста добрый
сорока волк трусливый
5. Из какого произведения слова? Кто автор?
" "Братец мой, отвечает месяц ясный, не видал я девы красной..."
" Замяукали котята: "Надоело нам мяукать…!"
" "Тихонько к ней подкрался щенок, прыг и ухватил за хвост".
Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте.
Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5
секунд. Таблицы изготовили на уроках труда и с помощью родителей. Они есть у всех
детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными
(алфавит).
Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения:
1. Чтение спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя
незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на
сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения поторапливаю.
2. Чтение разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст
и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только
вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.
3. Упражнение "Финиш". Методика такая же , как и в спринте, только читаем до
указанного слова.
Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти,
воображения обучающихся, используя следующие упражнения:
1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает
долговременную память.
2. Игра "Синонимы" ("Антонимы") хорошо развивает как память, так и воображение: пр.
грустить горевать, печалиться огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также
антонимы: веселый грустный.
3. Со 2 класса будем проводить игру "Буду поэтом". Предлагается сочинить стихотворение
по данной рифме:
… не обижаю
… приглашаю
… угощаю
… играю.
или закончить стихотворение : "В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …"Совершенствование техники чтения про себя лучший фундамент совершенствования
техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И.Т.
Федоренко и В.Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как:
1. Чтение за учителем (за лидером).
2. Чтение в парах, групповое чтение.
3. Чтение с отрывом взгляда от текста.
4. Чтение с убыстрением темпа.
5. Чтение с переходом на незнакомый текст.
6. Жужжащее чтение.
7. Чтение в темпе скороговорки.
8. Зрительные диктанты (по Федоренко).
Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер
скорости чтения.
По развитию фонематического слуха использую следующие упражнения:
1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам пушистая,
рыжая, хитрая.
2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень).
3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф …)
4. исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак.
5. Подбор к данному слову родственных слов: снег снежок. Снежный, снежинка,
снегозадержание, снегоход, снеговик.
6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора.,
нора, гора.
7. Игра "Кто быстрее, кто больше?" Из каждой буквы данного слова придумать
другие слова, например: ОСЛИК оса, слон, лось, ива, иволга, корова.
8. Игра "Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти
буквы?"
9. Игра " Сложи словечко". Какие два слова спрятались в одном? (самолет,
листопад, пылесос).
Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий,
создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого
напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.