"Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения"
Оценка 4.9

"Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения"

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +1
docx
чтение
1 кл—4 кл
14.01.2017
"Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения"
Что же собой представляет урок литературного чтения в современном образовании? Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем. Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению. Изучила опыт работы учителей Белгородской области, методики оптимального чтения Г. С. Швайко и И. Т. Федоренко И. Г. Пальченко, В. Н. Зайцева. Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие - работать каждый день. Что мешает быстрому чтению?Что же собой представляет урок литературного чтения в современном образовании? Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем. Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению. Изучила опыт работы учителей Белгородской области, методики оптимального чтения Г. С. Швайко и И. Т. Федоренко И. Г. Пальченко, В. Н. Зайцева. Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие - работать каждый день. Что мешает быстрому чтению?
Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения.docx

Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения

Упражнения по ориентировке в книгах

Виды работ над текстом на уроках чтения. (Методические рекомендации)

Анализ выполнения контрольной работы. Чтение вслух

Об особенностях уроков литературного чтения во 2 классе

Что же собой представляет урок литературного чтения в современном образовании?

Нельзя быть счастливым, не умея читать. Дети, читающие ниже нормы, уходя в среднее звено, не в силах освоить программу. Они тратят много времени на подготовку домашнего задания, безграмотно пишут, с трудом сочиняют, не могут решать задачи. Формируется своеобразный психологический барьер: ученик не верит в возможность достижения хороших результатов, в следующих классах у него снижается эмоциональная отзывчивость, возникают частые конфликты с учителем.

Поэтому, нужно научить учащихся начальной школы быстро и правильно читать. Для того, чтобы повысить технику чтения и сознательность чтения, пользуюсь нетрадиционными методами обучения чтению. Изучила опыт работы учителей Белгородской области, методики оптимального чтения Г. С. Швайко и И. Т. Федоренко И. Г. Пальченко, В. Н. Зайцева.

Эту работу начала с начала учебного года. Единственное условие - работать каждый день. Что мешает быстрому чтению?

1. Регрессия - возвратные движения глаз, особенно в 1 классе. 2. Малое поле зрения, т. е. ясное поле видения в строке без передвижения зрачков. 3. Неумение найти главное в тексте. 4. Недостаточное использование явления антиципации (смысловой догадки). 5. Артикуляция. (слова при медленном чтении мысленно проговариваются. В процессе чтения участвуют слуховой аппарат).

Работу начала с развития зрительной памяти, внимания. Этому способствует так называемое «фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся за 1 секунду должны запомнить все, что изображено на картинке - «сфотографировать». (Сказать «21»).

Даю такие задания:

1. Найди лишнюю букву: а, о, в, у, и. 2. Найди лишний слог: бо, но, ро, мы, со, ко. 3. Найди лишнее слово: А) река Б) слон В) мала речка лев моль ручей мак мела ручка тигр мила ручеек

4. Раздели слова на две группы: А) корова Б) заяц В) ленивый соловей горох смелый коза ежик честный ворона медведь жадный овца капуста добрый сорока волк трусливый огурец

5. Из какого произведения слова? Кто автор? « «Братец мой, - отвечает месяц ясный, - не видал я девы красной.» « Замяукали котята: «Надоело нам мяукать…!» « «Тихонько к ней подкрался щенок, прыг - и ухватил за хвост».

Постепенно задание усложняется. Очень хорошо развивают поле зрения таблицы Шульте. Работа выполняется за 10 секунд, но при тренировке многие ребята считывают их за 5 секунд. Таблицы изготовили на уроках труда и с помощью родителей. Они есть у всех детей. Пока работаем с числовыми таблицами. Во 2 классе начнем работать с буквенными (алфавит).

Со 2 полугодия при работе с текстами на уроках чтения использую такие упражнения:

1. Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные учителем вопросы по тексту. Во время чтения - поторапливаю.

2. Чтение - разведка. Учащиеся на максимальной для них скорости просматривают текст и находят ответы на поставленные вопросы. Дети учатся не только не только вертикальному чтению, но и умению ориентироваться в тексте, находить главное.

3. Упражнение «Финиш». Методика такая же, как и в спринте, только читаем до указанного слова.

Одновременно с работой по динамическому чтению работаю над развитием памяти, воображения учащихся, используя следующие упражнения:

1. Пересказ ранее изученных текстов без предупреждения. Упражнение хорошо развивает долговременную память.

2. Игра «Синонимы» («Антонимы») хорошо развивает как память, так и воображение: пр. грустить - горевать, печалиться - огорчаться, расстраиваться, тужить, кручиниться, а также антонимы: веселый - грустный.

3. Со 2 класса будем проводить игру «Буду поэтом». Предлагается сочинить стихотворение по данной рифме:

… не обижаю … приглашаю … угощаю … играю. или закончить стихотворение : «В зоопарке бегемот проглотил ежа и вот …»

Совершенствование техники чтения про себя - лучший фундамент совершенствования техники чтения вслух. Этому уделяю много внимания. Помогают в этом методики И. Т. Федоренко и В. Н. Зайцева. На каждом уроке использую такие приемы и методы как:

1. Чтение за учителем (за лидером). 2. Чтение в парах, групповое чтение. 3. Чтение с отрывом взгляда от текста. 4. Чтение с убыстрением темпа. 5. Чтение с переходом на незнакомый текст. 6. Жужжащее чтение. 7. Чтение в темпе скороговорки. 8. Зрительные диктанты. (по Федоренко).

Очень часто на уроках заучиваем четверостишия, провожу с начала четверти замер скорости чтения.

Изучила опыт работы учителя Н. И. Семяшкиной из г. Сургута по развитию фонематического слуха и использую следующие упражнения:

1. Подбор нужного слова к смысловому ряду: по опорным признакам - пушистая, рыжая, хитрая. 2. Обобщение понятия: какое слово лишнее и почему? (лето, неделя, осень). 3. Добавление нужного слова. (пальто, шапка, шарф - …) 4. исключение лишнего слова: гусь, гусенок, гусеница, гусыня, гусак. 5. Подбор к данному слову родственных слов: снег - снежок. Снежный, снежинка, снегозадержание, снегоход, снеговик. 6. Замена в слове одного звука (буквы) для получения нового слова: пора, кора., нора, гора. 7. Игра «Кто быстрее, кто больше?» Из каждой буквы данного слова придумать другие слова: ослик - оса, слон, лось, ива, иволга, корова. 8. Игра «Кто больше придумает слов из данного слова, используя только эти буквы?» 9. Игра « Сложи словечко». Какие два слова спрятались в одном? ( самолет, листопад, пылесос).

Таким образом, использование в учебном процессе игр, упражнений, разных заданий, создание игровых ситуаций приводят к тому, что дети незаметно для себя и без особого напряжения приобретают определенные знания, умения и навыки.


 

Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения

Система работы учителя начальных классов по совершенствованию техники чтения

Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные…

Чтение - спринт. Учащиеся на максимальной для них скорости читают про себя незнакомый текст, плотно сжав губы и зубы, а после прочтения отвечают на сформулированные…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2017