Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории.
Оценка 5
Педсоветы
docx
история
5 кл—6 кл
28.08.2019
Практические выводы, сделанные на основе своих наблюдений на уроках и отраженные в данной статье смогут помочь учителям предметникам работать со сложной категорией учащихся в школе - слабоуспевающими.. На фоне школьных неудач, постоянного неуспеха познавательная потребность может скоро исчезнуть, порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникнуть. Поэтому совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа, помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно осваивать учебный материал, получать постоянную поддержку и помощь от учителя.
система работы со слабоуспевающими.docx
«Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на
уроках истории.»
Практические выводы, сделанные на основе своих наблюдений на уроках и
отраженные в данной статье смогут помочь учителям предметникам работать
со сложной категорией учащихся в школе слабоуспевающими.
Слабоуспевающими принято считать учащихся, которые имеют слабые
умственные способности и слабые учебные умения и навыки, низкий уровень
памяти или те, у которых отсутствуют действенные мотивы учения. Чтобы
данная категория учащихся не перешла в разряд неуспевающих, с ними
необходима систематизированная работа. На фоне школьных неудач,
постоянного неуспеха познавательная потребность может скоро исчезнуть,
порой безвозвратно, а учебная мотивация так и не возникнуть. Поэтому
совершенно необходима специальная «поддерживающая» работа,
помогающая детям, испытывающим трудности в обучении, успешно
осваивать учебный материал, получать постоянную поддержку и помощь от
учителя. Необходимы дополнительные упражнения, в которые заключена
продуманная система помощи ученику, заключающая в серии «подсказок», в
основе которых лежит последовательность операций, необходимых для
успешного обучения. Главный смысл деятельности учителя состоит в том,
чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении
единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для
преодоления трудностей при изучении учебных предметов. Даже разовое
переживание успеха может коренным образом изменить психологическое
самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам
переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему
ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед
классом.
Обучая детей, необходимо давать информацию по нескольким каналам
восприятия, учить многосенсорно.
Многосенсорное представление информации на уроке позволяет
обучающимся получать её, используя свой ведущий канал восприятия. Кроме
того, многосенсорное обучение развивает другие сенсорные каналы учеников,
что позволяет формировать целостную картину мира. Однако, при
организации индивидуальной работы, при объяснении сложного нового материала следует учитывать особенности индивидуального развития
модальной системы учащихся: работая с учеником – визуалом, используйте
слова, описывающие цвет, размер, форму, местонахождение с высокой
скоростью смены деятельности;
работая с аудиалом, используйте вариации голосом (громкость, паузы,
высоту)
работая с кинестетиком, используйте жесты, прикосновения и типичную для
них медленную скорость психических процессов, помните, кинестетики
обучаются посредством мышечной памяти, чем больше преувеличение, тем
лучше для запоминания.
Работа учителя в 3 модальностях возможна на всех уровнях, но учитывая
ведущую модальность учеников.
Например: нельзя заставлять кинестетика сидеть на уроке неподвижно, так
как во время движения у него идёт более прочно запоминание материала.
Визуалу необходимо иметь на уроке листок, на котором в процессе
запоминания может чертить, штриховать, рисовать и т.д. Аудиалу нельзя
делать замечания, если он в процессе выполнения сложного задания издаёт
звуки, шевелит губами. Без этого он не может справиться с заданием.
Замечания ученику необходимо делать на его языке: визуалу – покачать
головой, кинестетику – дотронуться до плеча, аудиалу – сказать шёпотом.
Организация работы школьника с учётом «периода наивысшей
продуктивности»
Не ставить учащихся в ситуацию, требующего быстрого ответа, предоставляя
время на обдумывание и подготовку.
По возможности предлагать отвечать не в устной форме, а в письменной
форме, давая время для проверки и исправления написанного.
По возможности спрашивать в начале урока, и, желательно, в начале дня.
Чаще поощрять, в том числе за старательность, даже если результат далёк от
желаемого, а в случае неудачи оценивать с максимальной деликатностью,
объясняя, что неудачи в жизни – явление достаточно частые и не повод для
отчаяния. Рекомендации по работе с инертными учащимися (замедленное
переключение).
Не предлагать часто и быстро меняющиеся задания.
Не требовать быстрого изменения неудачных формулировок или быстрого
устного ответа на неожиданный вопрос.
Не спрашивать в начале урока.
Не требовать ответа по новому, только что усвоенному материалу.
Не отвлекать от работы, создавая спокойную обстановку.
Требования к домашним заданиям
Учитель задаёт домашнее задание до звонка, давая необходимые разъяснения
по его выполнению.
Во избежание перегрузки учащихся учитель обеспечивает правильную
дозировку заданий по объёму и сложности.
Учитель обязан ежедневно записывать в журнал содержание заданного на дом.
В качестве домашнего задания учителю необходимо использовать творческие
работы по предмету.
Каждое задание должно быть проверено с помощью различных методов
работы.
Продумывать дифференцированные индивидуальные домашние задания для
сильных и слабоуспевающих учащихся.
Требования к работе со слабоуспевающими учащимися
Учителю необходимо выяснить причины отставания по предмету.
Закрепить за слабым учеником сильного, контролировать их работу.
Учитель сам проводит индивидуальную работу со слабоуспевающими
учащимися на уроке и вне его.
Учитель учит учащихся, как готовить домашнее задание по своему предмету.
Учитель должен предвидеть возможные затруднения по своему предмету и
обучать способам их преодоления. Десять правил работы со «слабоуспевающими»
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему
эту веру.
Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в
материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
Каждый урок – продолжение предыдущего. Каждый вносит свою лепту в
изучаемую тему. Многократное повторение основного материала – один из
приёмов работы со слабыми.
Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им
однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт
постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к
учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать
главное, изложить его, повторить и закрепить.
Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить
ребят к себе – не получите и результатов обучения.
Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут
выход – займутся своими делами.
Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое
время их среда вновь расколется – на способных, средних и …
«слабоуспевающих».
Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложили
материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается
учёба.
В работе со слабыми учащимися учитель должен опираться на следующие
правила, разработанные психологами:
Не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и не требовать
быстрого ответа на него, давать ученику достаточно времени на обдумывание
и подготовку. Желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме.
Нельзя давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой,
разнообразный, сложный материал, нужно постараться разбить его на
отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения.
Не следует заставлять таких учеников отвечать на вопросы по новому,
только что усвоенному материалу, лучше отложить опрос на следующий урок,
дав возможность ученикам позаниматься дома.
Путём правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и
замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т. д.) нужно
формировать у таких учеников уверенность в своих силах, в своих знаниях, в
возможности учиться. Эта уверенность поможет ученику в экстремальных
стрессовых ситуациях сдачи экзаменов, написания контрольных работ и т. д.
Следует осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он сам очень
болезненно к ним относится.
Во время подготовки учеником ответа нужно дать ему время для проверки и
исправления написанного.
Следует в минимальной степени отвлекать ученика, стараться не
переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.
Учащиеся любят то, что понимают, в чем добиваются успеха, что умеют
делать. Любому ученику приятно получать хорошие оценки, даже
нарушителю дисциплины. Важно, чтобы с помощью товарищей, учителей он
добивался первых успехов, и чтобы они были замечены и отмечены, чтобы он
видел, что учитель рад его успехам, или огорчён его неудачами. Как этого
добиться?
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов
урока:
При закреплении.
При проверке домашнего задания.
При самостоятельной работе. Дифференцированный подход к обучению предусматривает использование
соответствующих дидактических материалов:
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой
необходимыми разъяснениями, чертежами;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
карточекинструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Как же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу
учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий? Можно
предложить следующие рекомендации по рациональному применению
дифференциального подхода.
Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и
повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных
заданий все возрастающей степени трудности.
Индивидуальные дифференцированные задания.
Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки
учащихся (вариант определяет учитель).
Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому
варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
Современному учителю в своей практике необходимо использовать
технологии, отвечающие потребностям общества.
Одной из таких технологий является проектное обучение. Метод проектов
рассматривается как способ актуализации и стимулирования познавательной
деятельности учащихся. Что так необходимо в работе с неуспевающими и
слабоуспевающими учащимися.
При работе над проектом у учащихся не только систематизируются и
обобщаются полученные знания на уроках, но и развивается внимание. Проектноисследовательская деятельность позволяет школьникам на
практике применить знания, полученные на уроках.
Как часто вы слышите вопрос: «Зачем мы это изучаем?»
Ответьте на него, предложив поработать над проектом.
Многие двоечники проводят всё свободное время, а часто и учебное, за
компьютером, считают себя компьютерными гениями. Так почему бы нам
этим не воспользоваться, и не обратить это их увлечение в нужное русло и не
предложить освоить новую компьютерную программу и сделать презентацию
одной из тем школьной программы? Посмотрите, что из этого может
получиться.
Сфера моего интереса – слабоуспевающие ученики пятых шестых классов,
которые совсем недавно перешли из начального звена в старшую школу.
Обычно, у таких детей слабо сформированы навыки письма, речевые навыки,
навыки учебной деятельности.
Для преодоления этих трудностей необходимо делать свой предмет простым,
давать такой материал, чтобы он был понятен и сильным, и слабым ученикам
(с помощью словесных установок и расставления акцентов).
Для повышения эффективности необходимо развивать познавательный
интерес при помощи яркого учебного материала, создания проблемных
ситуаций, интересных практических заданий, использование современных
методов обучения. Например, использование различных форм уроков, таких
как: урок – игра, или урок – путешествие точно не оставит равнодушным даже
самого невнимательного и недисциплинированного.
Стараться задавать больше вопросов, ученики должны как можно больше
говорить, учиться излагать свои мысли. Но при этом, не ставить в ситуацию
неожиданного вопроса, а давать время для обдумывания. При необходимости
– сначала использовать письменную форму.
Для того чтобы развивать интеллект, можно использовать «гимнастику»
разного рода головоломки, шарады, ребусы по теме урока – отгадывание
загадок вызывает интерес и расширяет кругозор учащихся.
Конечно же, на уроке должны совмещаться фронтальная и индивидуальная
работа. В этом могут помочь: различные карточки для индивидуальной
работы, карточки тренажеры и творческие задания, которые содержат в себе самые простейшие вопросы и вполне доступные для соответствующего уровня
обучаемости (карточки разных цветов – предоставление права выбора
карточки каждому. Давать возможность ребенку выбирать задания «по
силам»).Стоит не забывать про дифференцированный подход при
закреплении, при проверке домашнего задания и самостоятельной работе.
На уроках истории для слабоуспевающих детей можно предложить
следующие типы заданий:
1. Систематизирование материала. Главная цель – не просто заучивать текст
учебника, а научить ребенка анализировать, делать выводы. Например, изучая
Греко – персидские войны, предлагается заполнить таблицу по основным
сражениям. Одно сражение разбирается на уроке и оформляется в таблицу. В
данном случае, детям нужно самим верно распределить материал по колонкам
таблицы, а также самим сделать вывод об итогах сражения (на чьей стороне
была удача, почему так произошло и т.д.);
2. Составление исторических кроссвордов, перестрелок, викторин;
3. Рисунки, как способ отразить тот или иной исторический сюжет;
4. Раздаточный материал – готовые рисунки, по которым нужно рассказать об
историческом явлении.
Резюмируя, можно выделить несколько правил работы со слабоуспевающими:
верить в способности ученика;
многократное повторение и закрепление – ключ к успеху в работе не только
со слабоуспевающими детьми;
постоянный и более тщательный контроль выполнения заданий;
использования упражнений для развития памяти, логики, мышления и
эмоций;
как можно больше общения;
индивидуальный подход.
Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории.
Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории.
Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории.
Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории.
Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории.
Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории.
Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории.
Система работы учителя со слабоуспевающими обучающимися на уроках истории.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.