Кировское областное государственное общеобразовательное учреждение
«Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья пгтКикнур»
Система работы воспитателя по развитию творческих способностей обучающихся в условиях школы - интерната
Вершинина О.И.,
воспитатель,
первая квалификационная категория
2017 год
“В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат”.
В.А.Сухомлинский.
Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и психологии, развивать творческие способности у детей с ОВЗ – значит готовить их к дальнейшей взрослой жизни, реализации себя как личности в социуме. Выявить и развить творческие способности у обучающихся, есть главная задача педагога.
Творческие способности это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) так же как и здоровые дети обладают талантами, способностями, одаренностью. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальная помощь и поддержка. Недаром таких детей называют «детьми с особыми нуждами», указывая на необходимость учета их особых потребностей – в общении, сотрудничестве, содействии и помощи. Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия для безопасного и комфортного выхода детей с «особыми» потребностями в большой социум; а с другой - стимулировать желание «особых» детей находится в этом социуме и сформировать доверие к нему.
Внутренний мир ребенка с проблемами в развитии очень сложен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им познать свое Я, раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем?
В нашей школе-интернате созданы все условия, способствующие раскрытию и реализации потенциальных возможностей каждого ребенка: небольшая наполняемость классов; содержание воспитания, способствующее разностороннему воздействию на детей и включение их в разнообразные виды деятельности; многообразие форм воспитания и обучения (индивидуальные, групповые, фронтальные); участие в работе с ребенком широкого круга специалистов (логопеда, психолога, воспитателя, медицинского работника, учителя – дефектолога, учителя лечебной физической культуры, ритмики, музыки, социального педагога).
Основными направлениями воспитательной работы в коррекционной школе-интернате являются:
-Социализация, нравственное воспитание и личностное развитие;
-Охрана здоровья и физическое развитие;
-Труд и основы профессионального самоопределения;
-Правовое воспитание и основы гражданского самоопределения.
С 2011 года я работаю воспитателем классного коллектива, состоящего из одних мальчишек. Наш 8 класс - небольшой по численности. Но каждый ребенок со своим непростым характером. К каждому приходится подбирать «ключик». В классе есть свои поэты, музыканты, художники, спортсмены.
В воспитательной работе по развитию творческих способностей детей я руководствуюсь следующими положениями:
1. Убеждение в том, что все дети талантливы по-своему. И нужно только помочь им раскрыть свои способности. Для этого необходимо использовать личностно-ориентированный подход.
2. Важно, чтобы в процессе творческой деятельности воспитанники чувствовали себя комфортно, не боясь ошибиться. Создание ситуации успеха, поддержка детей помогают решить эту проблему.
3. Совместная работа требует слаженности и взаимопонимания между группой и воспитателем. Успех обеспечивает педагогика сотрудничества.
4. Необходимо учитывать психологические и физиологические особенности воспитанников с ОВЗ. Для этого применяется дифференцированный подход.
Столкнувшись с проблемой, что у большинства детей моей группы были недостаточно развиты художественно-творческие способности, воспитанники затруднялись в создании поделок, не проявляли инициативу, выдумку, самостоятельность, я организовала систему занятий по художественному творчеству, предполагая, что подобная работа станет толчком к развитию воображения, творчества, проявления самостоятельности, инициативы и выражения индивидуальности. В систему занятий вошли: работа с природным материалом, работа с бумагой, с кожей, с бросовым материалом, с нитками, со шнуром, тканью и т.д.
Применяются активные формы и методы работы с обучающимися:
игры
конкурсы; творческий труд
проекты, исследовательская деятельность
экскурсии
индивидуальные занятия.
Для развития творческих способностей используются разные техники: макраме, декупаж, папье-маше, вязание нитками, шпагатом из пакетов, стимпанки, плетение из джутового шнура и т.д.
В детских работах на начальном этапе использовалась одна определенная, доступная детям с ОВЗ техника и поделка выполнялась индивидуально. Впоследствии занятия строились на выполнении освоенных ранее технологий в различных сочетаниях, с использованием различных материалов, предусматривая усложнение технических и конструктивных навыков, что позволяет придать им развивающий характер. Постепенно перешли к изготовлению коллективных поделок. Каждый ребенок вносит посильную лепту в общее дело.
Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. У них развивается познавательный интерес, они начинаю задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словарного запаса. Работая в этом направлении, я использую разные техники нетрадиционного рисования: монотипия, граттаж, рисование на сыром фоне, рисование пеной для бритья, штампами и др. Рисование необычными материалами вызывает к жизни внутренние силы и возможности ребенка.
Результатом деятельности по ручному труду, можно считать и сформированный интерес к декоративно-прикладному творчеству, желание демонстрировать свои достижения и результаты на выставках различного уровня. Мы участвовали и побеждали во всероссийских конкурсах, в региональных конкурсах юных флористов «Зеркало природы», в фестивале детского творчества «Солнечный зайчик», в районных конкурсах.
Наши работы - победители муниципальных конкурсов «Сочи 2014», «Человек труда», мероприятий, посвященных празднику Победы и году Кино, участники областных конкурсов «Разноцветный мир».
На школьных ежемесячных тематических выставках: «Хочу с природою дружить», «Вместе с папой, вместе с мамой», «Дорогим учителям», «Тепло своим руками» и др. наши работы признаны лучшими. Такие конкурсы стимулируют инициативу учащихся, мотивируют на положительные поступки и обучение.
Наш класс принимает участие во всех школьных мероприятиях. За пять лет моей работы в этом классе, мы не пропустили ни одного: везде участвовали и добивались неплохих результатов. Принимая участие в школьных спектаклях, ребята показывают порой удивительные способности. Дети, которые на уроках стесняются отвечать, молчат, на сцене не просто говорят текст, но и меняют голос, озвучивая героя. Ребята не только участвуют в спектаклях, но и помогают делать декорации и костюмы. У них формируются такие качества, как терпение, развивается мелкая моторика, учатся беречь школьное имущество, а самое главное, они учатся жить и работать в коллективе.
Под моим руководством воспитанники разработали и выполнили проекты исследовательской направленности: «Этот волшебный мир бумаги» и «Исследование свойств снега». Ребята учились самостоятельно мыслить и делать выводы.
Мальчишки – непосредственные участники всех концертов. Очень любят танцевать. Далеко не каждый может научиться танцевать в нужном ритме, умение двигаться под музыку не каждому дано. Но наши танцы проходят «на ура».
Мы ВМЕСТЕ. Я учу детей, и дети учат меня. Использую учение без принуждения. Я учу и воспитываю детей на успехе, но не захваливаю их. Внушаю детям, что все трудности преодолимы. Если что-то не получается, не нужно опускать руки, они всегда смогут найти поддержку у своих одноклассников или у педагога.
И в заключении хотелось бы сказать, что работа по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Воспитатель - это пример. А быть им, значит много и упорно работать. Да, порой придется забывать о своей личной жизни. Но наградой этому будет благодарные дети, адаптированные к жизни. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности.
Свое выступление я хочу закончить четверостишьем Николая Заболоцкого:
Два мира есть у человека:
Один, который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.
Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.