Ритм стиха может быть реализован только в конкретной системе языка. Система стихосложения складывается из фонетических особенностей данного языка (ударение, слоги, интонация, звуки). Например, во французском и польском языках фиксированное слабое ударение не позволяет использовать его как ритмообразующий фактор. Все слоги приблизительно равны по длительности и ударению, поэтому фактором, который лег в основу стихосложения этих языков, стал слог (ритм в стихах обозначается равным количеством слогов). Это силлабическая система.
В древнегреческом языке звуки существенно различаются между собой по долготе - ритм задается чередованием кратких и долгих слогов - это метрическая (античная) система
daktil.doc.docx
Методическая разработка
Система стихосложения «Трибрахий»
преподавателя Барановой Галины Александровны,
преподавателя высшей категории, заведующей методическим
объединением отделения народных инструментов МБУДО
Вяземской ДШИ им. А.С.Даргомыжского Ритм стиха может быть реализован только в конкретной системе
языка. Система стихосложения складывается из фонетических
особенностей данного языка (ударение, слоги, интонация, звуки).
Например, во французском и польском языках фиксированное
слабое ударение не позволяет использовать его как
ритмообразующий фактор. Все слоги приблизительно равны по
длительности и ударению, поэтому фактором, который лег в основу
стихосложения этих языков, стал слог (ритм в стихах обозначается
равным количеством слогов). Это силлабическая система.
В древнегреческом языке звуки существенно различаются между
собой по долготе ритм задается чередованием кратких и долгих
система.
слогов
это метрическая
(античная)
Русское стихосложение развивалось сложно, с "прыжками" от
одной системы стихосложения к другой. Изначально русский
народный стих зародился как тонический, интонационный ("Слово о
полку Игореве", "Плач Ярославны"). Однако начиная с 15 века
русские поэты применяют заимствованную из польского языка
силлабическую систему стихосложения (Скоринин, Кубасов,
Полоцкий, Кантемир). Такие стихи для русского уха звучали как
проза, если их не читать нараспев, сгладив ударения. В 18 веке
Ломоносов инициировал реформу русского стихосложения,
положив начало силлаботоническому стиху. Державин и Пушкин
способствовали возрождению исконного интонационного
стихосложения, окончательно установив силлаботоническую
систему,
которая используется и по сей день. Итак, все системы стихосложения разделяются на две основные
категории — метрические (количественные, или квантитативные) и
дисметрические (качественные, или квантитивные). Метрические
силлаботоническая,
системы стихосложения — античная,
силлабическая, тактометрическая; общий признак их — строение
стиха на принципе ритмических модификаций. Дисметрические
системы — аллитерационный стих, акцентный стих (ударник),
интонационнофразовый (фразовик) и раёшный.
Ритм В широком смысле слова ритм это упорядоченное чередование
какихлибо относительно соизмеримых источников во времени или
пространстве. В природе все ритмично: движение планет, смена
времен года и суток, развитие живых организмов, их движения
(рост, цветение, размножение растений, дыхание, шаги, жесты, речь
людей).
То есть ритм присутствует не только в искусстве (поэзии, музыке,
танце), он является неотъемлемой частью нашей жизни. Тем не
менее, ритм является одним из определяющих признаков
стихотворной речи (а также других видов искусства), так как
высокоорганизованный ритм поэзии, подчеркнутый рифмой и
строго упорядоченным чередованием слогов, противостоит более
свободному и не воспринимаемому нами ритму других процессов.
Хотя возможны и исключания (например, если сравнивать
свободный стих и ритмически упорядоченную прозу).
В разных видах искусства ритм имеет свои особенности.
Например, ритм стихотворения отличается от ритма музыкального
произведения. Музыкальный ритм непрерывен между тактами не
может быть дополнительной паузы. Длительность каждой паузы в
музыке строго ограничена и она входит в счет ритмических долей.
В стихотворении же паузы между отдельными стихами могут быть
больше, чем внутри стиха, а между строфами больше, чем между
стихами. Каждая строка снова начинает ритмический ряд, также,
как и каждая новая строфа. Трибрахий
Трибрахий стопа античной системы стихосложения,
состоящая из трёх смежных кратких слогов UUU. В силлабо
тонической системе стихосложения пиррихий стопа, состоящая
из трех смежных безударных слогов, то есть пропуск ударения в
трехсложных размерах.
Например:
После угомонившейся вьюги
Наступает в округе покой
(Пастернак) трибрахий в первой строке: угомонившейся
пропуск ударения на сильном месте, в первом слоге.
Дактиль
Дактиль стопа античной системы стихосложения, где первый
слог долгий, второй и третий краткие UU. В силлаботонической
системе стихосложения дактиль стопа, в которой первый слог
ударный, второй и третий безударные.
Например: Тучки небесные, вечные странники (Лермонтов)
четырехстопный дактиль.
Литература: 1. "Литературная энциклопедия". В 11 т. — [М.], 1929—
1939
2. "Литературная энциклопедия: Словарь литературных
терминов". В 2х т. / Под ред. Н. Бродского, А.
Лаврецкого, Э. Лунина, В. ЛьвоваРогачевского, М.
Розанова, В. ЧешихинаВетринского. — М.; Л.: Издво Л.
Д. Френкель, 1925
3. Квятковский А.П. "Поэтический словарь". Науч. ред. И.
Роднянская. — М.: Сов. Энцикл., 1966
4. Федотов О.И. "Основы русского стихосложения. Теория
и история русского стиха. ". М.: Издательство "Флинта",
Издательство "Наука", 2002
5. Холшевников В.Е. "Основы стиховедения. Русское
стихосложение.". СПб.: Филологический факультет
СПбГУ; М.: Издательский центр "Академия", 2004
Система стихосложения «Трибрахий»
Система стихосложения «Трибрахий»
Система стихосложения «Трибрахий»
Система стихосложения «Трибрахий»
Система стихосложения «Трибрахий»
Система стихосложения «Трибрахий»
Система стихосложения «Трибрахий»
Система стихосложения «Трибрахий»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.