Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс
Оценка 4.6

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Оценка 4.6
Разработки курсов
doc
русский язык
6 кл
25.05.2017
Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс
Данный материал представляет интерес для преподавателей русского языка, работающих в 6 классе. Материал охватывает курс с первого урока - понятие о лексике и лексическом значении слова, умении работать с толковым словарём, и последний урок - контроль знаний по предложенной теме.Данный материал представляет интерес для преподавателей русского языка, работающих в 6 классе. Материал охватывает курс с первого урока - понятие о лексике и лексическом значении слова, умении работать с толковым словарём, и последний урок - контроль знаний по предложенной теме.
Система уроков Лексика 6 класс.doc
СИСТЕМА УРОКОВ ПО ТЕМЕ Русский язык. 6 класс Разработала ЧЁРНАЯ Е.А. г. Каражал, 2004 год       КАЛЕНДАРНО­ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.  1. Слово и его значение. Однозначное и многозначное слова.   2. Толковый словарь. 3. Антонимы. Словарь антонимов. 4. Омонимы и паронимы. Толковый словарь. 5. Типы переносных значений слов. 6. Гипонимы и гиперонимы. 7.Фразеологические  обороты. Фразеологический словарь. 8. Синонимы. Синонимический ряд. Словарь синонимов. 9. Лексика и фразеология. Повторение изученного. 10.Тестирование и контрольная работа (I – 2 варианты). Тема: Слово и его значение. Однозначное и многозначные слова. Как отличить многозначное слово от омонима. Работа с толковым словарем.              Цель: знакомство с лексикой               Задачи:  дать понятие о лексическом значение слова; об  отличии лексического значения от  граммостического; об однозначных  и многозначных словах и об их отличии от омонимов;   познакомить с толковым словарем, развивать словарный запас  учащихся;   продолжать воспитывать любовь к слову.   Тип урока: изучение нового материала.   Вид урока: комбинированный    Методы: наглядный, словесный, исследовательский, кластер.   Формы: коллективная, индивидуальная, групповая    Оборудование: доска, таблица, учебники, карточки.     Ход урока: I. Побуждение  1. Оргмомент. 2. Эмоциональной настрой 3. Слова учителя.      Слова понадобилась человеку для того, чтобы дать имя всему, что  есть в мире, и самому себе. Ведь чтобы о чем – то говорить и даже  думать, надо его как – то называть, именовать.    Самые простые слова – имена того, что человек видит вокруг себя.  Они как этикетки: «это кошка», «это снег», «это куст». Такими  словами – этикетками как бы увешано все вокруг нас. И  «приклеены» они так крепко, что кажутся нам уже частью самого  мира…. Есть два типа слов. Первые называют, они этикетки – имена. В них  хранятся знания языка о мире. Вторые несут в себе знание не столько о мире, сколько о языке: как с ними управляться, чтобы говорить.  Это слова организаторы. С их помощью говорящий из разрозненных  знаний о мире организует свою связную речь.    Значение – важнейший признак слова. Без значение нет слова. и  наоборот. ­ Итак, попробуем определить тему урока:  «Слова и его значение». Однозначные и многозначные слова. ­ Перед вами – толковые словари. Откройте любую страницу,  найдите многозначные и однозначные слова. Как вы это делаете,  определите? Дополните далее тему.  А теперь определим цель урока и его задачи:                                Наши задачи: ­ воспитывать                                                     изучить         закрепить      познакомиться и т.д. 4. Единая учебная цель.   ­ Откроем толковый словарь, познакомимся со словарной статьей  слова багровый. ­ что мы узнаем о слове из словарной статьи? ­ Какие значение имеет слово?                           (Лексическое и грамматическое.) ­ Прочитайте несколько словарных статей, расскажите о  лексическом грамматическом значении слова? ­ Что такое лексическое значение слова? ­           лексика? ­           лексикон? ­           лексикология? ­ Как называются слова, у которых одно лексическое значении?           Примеры? ­ несколько лексических значений? Примеры? II. Реализация.  1. Диферекцированная работа по вариантам Упр. 160 – I уровень (3 слова)                   II уровень           с.56 Упр. 161  III уровень  (3 слова)  с. 56 2. Коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы. 3. Самостоятельная работа по вариантам. III в ­  найти в словаре слова – переносным значением. II в – составить и записать несколько словосочетаний или  предложений, где слова употреблены в переносном значением. I в – мини – сочинение «Глубокая осень» ­ использовать слова с  переносным значением 4. Единая проверочная работа: Ученики I в. читают мини – сочинение а остальные выписывают  словосочетания с переносным значением. III  Рефлексия. 1. Обсуждение полученных значении и умений:  ­ Что нового узнали на уроке? ­ Чему научились?  ­ Что понравилось? Не понравилось?      2. Пятистишие.           Слово           разумное, вечное,           учит, называют, обозначает,          Оно всегда в деле –           Мысль.          ДЗ.           Общее:   27,28    III уровень: мини – сочинение «Глубокая осень», активно            используя слова с переносным значением    II и I уровни: Упр. 159. Тема: Антонимы. Цель: знакомство с классификацией антонимов через наблюдения над языковым материалом. Задачи: углубить знания учебников по теме, познакомить их со  словарями антонимов; показать, как многозначность слов влияет на  образования антонимических пар;    научить учащихся использовать антонимы в своей речи, чтобы придать  ей образность и выразительность. Тип урока: изучение нового материала. Вид урока: комбинированный. Методы: наглядный, словесный, поисковый, исследовательской;                             кластер, пятистишие. Формы: индивидуальные, коллективная, групповая. Оборудование:  доска, таблица, учебники. Ход урока: Побуждение. I. 1. Оргмамент. 2. Эмоциональный настрой. 3. Работа с текстом.   Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травника. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и  холодный ветер. Увяданья и расцвет. Песни и тишина. Грустно и  радостно.   ­ Объясните лексическое значение слова лес.   ­ Свертесь с толковым словарем.   ­ Блиц – опрос по теме прошлого урока.     ­ Прослушайте еще раз текст, выпишите слово с противоположным  лексическим значением   ­ Определите тему сегодняшнего урока?   ­ А каковы нами задачи на уроке? 4. Единая учебная цель.  1. Чтение   27, стр.57 2. Знакомство со словарем антонимов. 3. Найди антоним       Близкий берег (далекий), близкий человек (чужой), веселая комедия (скучная), веселое настроение (грустное), глубокий колодец (мелкий),  глубокие знания (поверхностные), мелкая рыба (крупная), мелкая река  (глубокая) 4. Слова учителя. Что же могут характеризовать антонимы.              ­ Состояние: труд – лень, здоровой – больно;               ­ деятельность: работать – отдыхать;              ­ явления природы: жара –холод, пасмурный – ясный;              ­ пространственный и временные отношения: далеко –                  близко, день – ночь, левый – правый                ­ Каким частями речи м.б. выражены антонимы?    Некоторые слова, если они многозначные, могут иметь несколько  антонимов, например: лёгкая (наша0 – тяжелая; легкая (задача) –  трудная; легкая (походка) – грузная; легкий (мороз) – сильный; лёгкая  (музыка) – серьезная; легкий (сон) – глубокий. II Реализация:  1. Дифференцированная работа по вариантам.  I в: в словаре антонимов найти многозначное слово и  записать к нему  антонимы. (1и2) II в: Упр. 168, стр. 58 III в: Упр. 167,с.57 2. Коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы. 3. Самостоятельная работа.    III в: Упр. 165; с.57 II в: Упр. 170; с. 58 I в: Мини – сочинение «Осенний день», с активным  использованием антонимов.  4. Единая проверочная работа. 1. Выписать антонимы из прочитанных мини – сочинений. 2. Вспомните пословицы, по которым созданы следующие  газетные заголовки; 1. Каков факт, таков и акт. 2. Готовь лыжи летом. 3. Мой городок, да доры 4. Цыплят считают и зимой 5. Посадка чужые сани уже объявлена 6. Когда в соседях согласья нет 7. Проводили по одежке.       II. Рефлексия 1.Обсуждение полученных знаний и умений.            Что нового узнали на уроке?           ­ Чему научились?           ­ Что понравилась? Что не понравилась?           ­ Пятистишие. Антоним                  Многозначный, противоположный заставляет, помогает,  характеризует.                  Различные явление нашей жизни – Слово. ДЗ:  I уровень: подобрать и записать 10 пословиц с антонимами II уровень: упр. 170;        III уровень: упр. 169;  ТЕМА: Омонимы и паронимы. ЦЕЛЬ: знакомство с омонимами и паронимами. ЗАДАЧИ:  помочь учащимся усвоить, в результате чего слова, разные по значению,  оказываются одинаковыми по звучанию и написанию;  по каким признакам классифицируются омонимы, почему омографы омофоны  рассматриваются как смежные с омонимией явления, как представлены  омонимы в словарях; развивать умение пользоваться словарями омонимов;  отличать омонимы от многозначных слов и от сходных с ними явлений;  различать омонимы и паронимы;  воспитывать интерес к слову. ТИП УРОКА: объяснение нового материала. ВИД УРОКА: комбинированный. МЕТОДЫ: словесный, поисковый, исследовательский, кластер, пятистишие,  РАФТ. ФОРМЫ: индивидуальная, коллективная, групповая. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, учебники. ХОД УРОКА: І. Побуждение. 1. Орг. Момент. 2. Эмоциональный настрой. 3. Единая учебная цель. 1.Прослушайте стихотворение Д. Лукича: Много разных есть ключей: Ключ ­ родных среди камней, Ключ скрипичный, завитой, И обычный ключ, дверной. ­ О каких ключах вы узнали из этого стихотворения? ­ Как   называются   слова,   которые   имеют   одинаковое   значение   и  написание   и несколько совершенно разных значений? ­ Определите тему урока. ­ Определите цель урока. ­ Определите задачи урока. 2. Чтение правила, .§ 30, с. 58. 3.Работа с толковым словарём: выработка умения находить в словаре омонимы. 4.   Слово учителя.          Иногда оказываются одинаковыми по звучанию и написанию, слова разных  частей речи, н­р кос (род. п. Мн. ч.= коса) сущ. Кос (краткое прилог.= косой),  мои (мест.) и мой (глаг). Слова разных частей речи, совпадающие по звучанию и написанию в некоторых  грамматических формах, называются омоформами. Слова, совпадающие по написанию, но различные по значению и звучанию,  называются омографами: Гвоздики – гвóздики; дорога­ дорогá, пропасть­ пропáсть. Слова, одинаковые по звучанию , но различные по значению и написанию,  называются омофонами; Н­р: молод­ молот, луг­ лук; Орел­ орел. ІІ   . Реализация. 1. Дифференцированная работа. І. Уровень: написать мини­ сказку, используя омоним «Ключ». ІІ и ІІІ уровни: упр. 173. ІІІ уровень (сначала устно, затем­ письменно) 2. Коллективное обсуждение результатов самостоятельной роботы. А) ­ Чтение составленных предложений; ­ Чтение мини­ сказок Б)­ Блиц­ опрос: ­ Что называется омонимами? Примеры. ­ Что называется антонимами? Примеры. ­ Что такое лексическое значение слова. Лексикон? Лексика? Лексикография? В) чтение правила с. 59, г) упр. 174 (работа со словарём) 3. Самостоятельная разно уровневая работа. І в: упр. 175, с.59; ІІ в: упр. 176 (1­2) с. 59; ІІІв: упр.176 (3­4), с. 59 (под контролем учителя) 4. Единая проверочная работа: А) Выпишите из шуточного стихотворения омонимы: Нёс медведь, шагая к рынку, На продажу мёду крынку, На медведя­ вот напасть!­ Осы вздумали напасть. Мишка с армией осиной Дрался вырванной осиной. Мог ли в ярость он не впасть, Если осы лезли в пасть, Жалили куда попало? Им за это и попало: Б) Во что превратятся глаголы мелú, окунú, прядú, солú, если перенести  ударение с последнего слова на первый ­ Как называются такие слова? (омографы)   Рефлексия.      ІІІ  ­ С чем мы познакомились на сегоднешнем уроке? ­ Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? ­ Что вам понравилось на уроке? ­ Чем вы остались не очень довольны? Д/З: Общее задание: § 30, ІІІ уровень: упр. 218,  ІІ уровень­ упр. 217;  І уровень: написать мини­ сочинение «Доброта», используя антонимы, синонимы,  слова с переносным значением. ТЕМА: Типы переносных значений слов. ЦЕЛЬ: знакомство с типами переноса. ЗАДАЧИ: научить   учащихся   находить   слова,   употребленные   в   прямом   и   переносном значении,   показать,   что   переносное   значение   имеют   слова   многозначные; находить переносные слова в толковом словаре; Развивать умение составлять предложение с использованием одних и тех же слов в прямом и переносном значении; Отличать   метафору   от   метонимии,  продолжать   расширять   словарный   запас каждого школьника;  Воспитывать любовь к слову. ТИП УРОКА: объяснение нового материала.   ВИД УРОКА: комбинированный. МЕТОДЫ: словесный, поисковый, исследовательский, кластер, РАФТ. ФОРМЫ: фронтальная, коллективная, групповая, индивидуальная, в парах. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, учебники. ХОД УРОКА:  І  . Побуждение. 1. Орг. Момент.  2. Эмоциональный настрой.  3. Единая учебная цель. 1. Слово учителя.  Для того, чтобы перейти к ознакомлению с новой темой, выполним следующее задание. Отгадайте загадки­ шутки, ответ запишите. 1. Каким ключом нельзя открыть дверь? 2. К какой косе нельзя привязать бант? 3. Каких сливок нет в молоке? 4. Какие кошки не умеют мяукать? 5. Умеет ли лук стрелять? 6. Может ли существительное «сережка» быть мужского рода? ­ По какому принципу составлены данные загадки? (По принципу схожести). ­ О каком явлении русского языка идёт речь? (О прямом и переносном значении слова). ­ Переносное значение имеют какие слова? ­ Определите тему сегодняшнего урока? ­ Какова цель урока? ­ Каковы наши задачи? 2. Определите, в каких примерах слова имеют переносное значение, а в каких­ прямое.  Ледяная глыба ­ ледяной взгляд, море пшеницы­ голубое море, копирует чертеж­ копирует походку. ­ Составьте   предложение   со   словосочетаниями,   в   которых   слова   имеют переносное значение. 3. Найдите в толковых словарях слова с переносным значением. ІІ   . Реализация. 1. Дифференцированная работа. 1. Чтение и разбор § 31. Ів.: прочитать и составить вопросы к прочитанному  ІІв.: прочитать и составить вопрос к прочитанному ІІІ в.: чтение § 31 (вслух) с остановками. ­ Какие слова имеют прямое и переносное значение? ­ Основное лексическое значение слова ­ это какое значение? ­ Приведите свои примеры. ­ Переносное значение­ это какое значение? ­ Какие типы переносных значений можете назвать? ­ Что такое метафора? 2. Коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы. ­ Блиц­ опрос. ­ Примеры. ТЕМА: Гипонимы. Гиперонимы. ЦЕЛЬ: знакомство с темой “Гипонимы. Гиперонимы.” ЗАДАЧИ:  ­ научить находить гипонимы и подбирать к ним гиперонимы; ­ развивать умение пользовать гипонимами и гиперонимами, находить их в  тексте; воспитывать умение пользоваться гипонимами и гиперонимами в своей речи. ­ ТИП УРОКА: объяснение нового материала. ВИД УРОКА: комбинированный. МЕТОДЫ: словесный, поисковый, исследовательский, кластер, эссе,  пятистишие. ФОРМЫ: коллективная, фронтальная, индивидуальная. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, учебники, словари. ХОД УРОКА: І  . Побуждение. 1. Орг. момент. 2. Эмоциональный настрой (блиц­опрос): ­ Что изучается в лексике? ­ Что такое лексика? ­ Что такое лексикон? ­ Что такое лексическое значение слова? ­ Что называется лексикологией? ­ Что называют слова? ­ Где объясняется лексическое значение слова? ­ Какие слова называются однозначными? Приведите примеры, пользуясь  словарем. ­ Какие слова называются многозначными? Приведите примеры, пользуясь толковым словарем. 3. Единая учебная цель для всего класса. Коллективная работа. 1. Чтение § 32, с. 61­62. 2. Лингвистические задачи: ­ Что такое гипонимы? Приведите примеры. ­ Что такое гиперонимы? Приведите примеры. 4. Дифференцированная работа. ІІІ уровень: упр. 185, выполняется с комментарием сначала устно, а затем  письменно. ІІ уровень: упр. 188 –выполнение самостоятельно по выбору. І уровень – творческая работа, упр. 190. 5. Коллективное обсуждение результатов самостоятельной работы. ІІІ уровень: упр. 185. Что называется гипонимами? ІІ уровень: упр. 188. Что называется гиперонимами? І уровень: Чтение 2­ 3 рассказов. Назовите гиперонимы, гипонимы. 6. Самостоятельная работа по вариантам. І­ упр. 187. ІІ­ упр. 186. ІІІ – упр. 189 (под контролем учителя). 7. Единая проверочная работа. Читаются несколько текстов “Грибы”, учащиеся выписывают гипонимы и  гиперонимы. ІІІ.     Рефлексия. ­ Кого мы можем оценить на сегодняшнем уроке? ­ Понравился ли вам урок? ­ Чему мы учились? ­ Что запомнилось? ­ Над чем ещё надо поработать? ­ Как настроение после такого урока? ­ Что удивило? ­ Какие вы ощущения испытали, работая на уроке? ­ Что вы, считаете, не получилось? Д\З: общее: § § 29, 30, 32; І у: Сказка путешествие слова доброта (с использованием гипонимов и  гиперонимов). ІІ­ упр. 189; ІІІ – упр. 186. ТЕМА: Фразеологические обороты. ЦЕЛЬ: Знакомство с русской фразеологией. ЗАДАЧИ:  научить “видеть” фразеологический оборот; работать со словарём фразеологизмов; развивать умение пользоваться фразеологизмами в речи; подбирать фразеологизма­ антонимы, фразеологизмы­ синонимы;  продолжать воспитывать интерес к слову. ТИП УРОКА: объяснение нового метериала. ВИД УРОКА: комбинированный. МЕТОДЫ: словесный, поисковый, исследовательский.   ФОРМЫ: коллективная, фронтальная, индивидуальная. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, словари, учебники. ХОД УРОКА:   І.    Побуждение. 1.Орг.момент    2.Эмоциональный  настрой.    ­ Подберите к данным прилагательным слова с противоположным лексическим значением так, чтобы их начальные буквы сложились  в слово... Бескорыстный­ Обычный    ­  необычный Комический ­   трагический Трусливый­ отважный Спокойный­ неспокойный Посивный­ инициативный Постылый­ милый ­ Что такое антонимы? ­ Упр.169 (усто), с. 58. 3. Единая учебная цель для всего класса. Коллективная работа. 1. Записываем тему урока.“Фразеологизмы. Фразеологические обороты”. ­ Сколько корней в этом слове? ­ Какое значение имеет слово “ фраза phrases­ выражение; logos­ «учение». 2. Лингвистические задачи: Чтение правила, § 34, с. 65. Запись предложения: Ребята работали засучив рукава. 3. Упр. 199 (по заданию). 1. Фразеологизмы прочно вошли в оборот. 2. Фразеологизмы­ богатство языка. 3. У фразеологизмов есть синонимы. 4. Специфические особенности фразеологизмов. 5. Фразеологический фонд пополняется. 4. Работа с фразеологическим словарём. Упр. 200. ІІ     Реализация. 1. Дифференцированная работа. ІІІ уровень­ упр. 201 (со словарём) ІІ уровень­ упр. 202 (со словарём) І уровень­ упр. 203 (со словарём) 2. Коллективное обсуждение. (самостоятельно выполненых упражнений) ­ Что такое фразеологизмы? ­ Каким членом предложения является фразеологизм? ­ Какими специфическими свойствами обладает фразеологизм? 3. Самостоятельная разноуровневая работа. ІІІ уровень­ упр. 206. ІІ уровень­ упр. 204. І уровень­ упр. 205. 4. Единая проверочная работа. Упр.207.(работа со словарём) ІІІ.     Рефлексия. Выставление оценок. ­ Сегодня я понял, что…  ­ Не напрасно ли мы прожили 45 минут? ­ Д\З: § 34, упр. 199 (выучить), ІІІ уровень,  ІІ уровень (стол № 2) – упр. 208;  І уровень­ упр. 211. ТЕМА: Фразеологизмы. (закрепление, сфера употребления,  происхождение). ТЕМА: Синонимы. Синонимический ряд. ЦЕЛЬ: знакомство с синонимами. ЗАДАЧИ:  научить учащихся находить синонимы в тексте; работать по словарю синонимов; развивать умение составлять синонимический ряд; использовать стнонимы в речи; расширить словарный запас каждого ученика; продолжать воспитывать любовь к слову. ТИП УРОКА: объяснение нового материала. ВИД УРОКА: комбинированый МЕТОДЫ: словесный, поисковый, исследовательский, пятистишие. ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, учебники, словари. ХОД УРОКА: І  .   Побуждение    . 1. Орг. момент. 2. Эмоциональный настрой. Блиц – опрос, проверка Д/З. 3. Единая учебная цель всего класса. Коллективная работа. 1  . Слово учителя. Прослушайте, пожалуйста, отрывок из книги Н. Н. Носова  «Приключение Незнайки и его друзей». История была очень забавная. ­ Я не опоздал? – спросил Незнайка. Он посмотрел на друзей и понял, что  провинился: ­ Не сердитесь на нас. ­ Не обижайтесь – попросил Пончик. ­ Не дуйтесь, ­ прошептал Сиропчик. ­ Где вы были? – строго сдвинул брови Карандаш.  ­ В школе. Тут недалеко, ­ сообщил Незнайка. ­ Совсем длизко, ­ подтвердил Пончик. ­ Рядом, ­ пролетал Сиропчик. ­ Что же вы там делали? – заинтересовались весёлые человечки. И почему  вы так странно отвечаете? Вы говорите об одном и том же, но по –  разному. ­ Итак, ребята, о каких словах речь? (Синонимах)  ­ Назовите их. ­ Определите тему урока. Какова наша цель? Наши задачи. ­ 2.Чтение § 33, с. 63. 3. Решение лингвистических задач: ­ прочитайте, ­ составьте вопросы; ­ задайте друг другу, ­ работа по таблице. 4. Знакомство со словарём синонимов, (упр. 191), с понятием «синонимический  ряд». ІІ. Реализация. 1. Дифференцированная работа. І у – 194, ІІ у – 192, ІІІ  у – 193. 2. Коллективное обсуждение самостоятельно выполненых заданий. 3. Самостоятельная разноуровневая работа. ІІІ уровень – упр. 195,  ІІ и  І уровень – упр. 197. 4. Единая проверочная работа. 1. Найдите «третье лишнее» ­ подтверждение; доказательство; исключение; ­ беззаботный, беспечный, безразличный; ­ стреляный воробей; тертый калач; калачом не заманиш% ­ в поте лица; на одно лицо, не покладая рук. 2. К данным словам подберите синонимы и антонимы. ­ работа, быстрый, найти. ІІІ. Рефлексия. ­ Не напрасно ли мы прожили 45 минут.., ­ Сегодня я понял, что. ­ Пятистишие.  Синоним. Д/З: § 33, ІІ – ІІІ упр. 194; І – 198. P.S.  Подберите синонимы: Тын – забор поощрение – награда войска – армия мелодия – напев чужеземец – иностранец кушанье – еда физкультурник – спортсмен хата – изба шлюпка – лодка иносказание – метафора. ТЕМА: Синонимы. Синонимический ряд.(сфера употребления) ЦЕЛЬ: повторение изученного по теме «Синонимы» ЗАДАЧИ:  повторить ранее изученное;   углубить знания учащихся о синонимах; закрепить представление об их использовании в художественной литературе; расширять знание учащихся о синонимическом ряде; путях возникновения синонимов;  научить находить синонимы в речи; опредилять их тип; строить синонимические ряды; уметь использовать синонимы в собственной речи. ТИП УРОКА: повторение изученного. ВИД УРОКА: комбинированный. МЕТОДЫ: словесаный, поисковый, исследовательский, кластер. ОБОРУДОВАНИЕ: таблица, словари, учебники. ХОД УРОКА: І. Побуждение    . 1. Орг. момент. 2. Эмоциональный настрой. Слово учителя.  Настроение – важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу.  Подарите добрые слова. Эпиграфом к нашему уроку мы взяли  следующие  слова. На доске :    Жизнь дана на добрые слова. ­ Подберите к слову добрые однокоренные слова добро, доброта ­ А какие у вас возникают ассоциации, когда я произношу эти слова                          жизнь                                      отзывчивость                                  добросердечие                                                счастье                           сердечность   добро   доброта любовь                                                                                         ласка                                душевность    ­ Ребята обратите внимание на слова, записанные справа. Что их объединяет?  (Они обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками  лексического значения.) ­ Как называются такие слова?   (синонимы) ­ Итак, определим тему сегодняшнего урока. ­ Это у нас второй урок. Поэтому, какова наша цель? ­ Определите задачи урока в соответствии с темой. 3. Единая учебная цель для всего класса. Коллективная работа. 1.Прослушайте стихотворение. Выпишите синонимы к слову мёрзнуть используются в стихотворении. Какова их роль в тексте?    , которые  Зябнет осинка, Дрожит на ветру, Стынет на солнышке, Мёрзнет     в жару. Дайте осинке  Пальто и ботинки, Надо согреться Бедной осинке. ­ Какова роль синонимов в тексте?   (Достигается особая выразительность)  ­ В каком значении употребляется в тексте многозначное слово « бедный»  выясните по толковому словарю. (Бедный 1 – неимущный;  2­ несчастный, жалкий (переносное значение)   Что такое синонимы; Приведите свои примеры. 2.Найдите «лишнее» слово в синонимическом ряду:     а) томительный, утомительный, томный, пятитомный   б) всадник, наездник, человек, верховой   в) собака, Бобик, Барбос, животные.  ;                              ;        ­ Что такое синонимический ряд? Какое слово в синонимическом ряду является  основным? (Первое) ІІ. Рефлексия. Дифференцированная (разноуровневая) работа. 1. І. уровень.  1. Подберите примеры фразеологических синонимов к выражениям:            а) усердно, прилежно трудиться;            б) внезапное, бесследное исчезновение кого – либо            в) засыпать, дремать. ІІ. уровень.; ІІІ уровень:  Подберите не менее трёх синонимов к каждому слову:друг, отважный,  говорить. 2. Коллективное обсуждение самостоятельно выполненных заданий. 3. Самостоятельная разноуровневая работа. Мини – сочинение: используйте синонимы. І уровень (№1): Что такое доброта? ІІІ уровень (№2): Работа по картинкам: «Осень пришла», используя записанные  слова. Проверка. 4. Единая проверочная работа. 1. Определите лексическое значение слова чёрствый: Чёрствый пирог, чёрствая душа, чёрствая булка, чёрствый хлеб, чёрствое  сердце, чёрствые отношения. ­ Подберите синонимы к слову чёрствый:  (бездушный, бессердечный, бесчувственный, очерствелый, загрубелый,  каменный). 2. Прослушайте текст. Выпишите синонимы. ... Неожиданно донёсся запах подснежника! Стоит на земле цветок, крохотная капля голубого неба, такой простой и  откровенный первовестник радости и счастья, кому оно положено и  доступно. Но для каждого он сейчас украшение жизни.            Вот так и среди нас: есть скромные люди с чистым сердцем,  «незаметные» и «маленькие», но с огромной душой. Они – то и украшают  жизнь, вмещая в себя всё лучшее, что есть в человечестве – доброту,  простоту, доверие. Так и подснежник кажется капелькой неба на земле. (Г. Троепальский.) ­ Какова роль синонимов в тексте? ­ Чему учит данный тексте? К чему призывает? ІІІ. Рефлексия    . Сегодня я понял, что… Не напрасно ли мы прожили 45 минут. ­ Самооценка. Д/З: всем восстановить текст или написать свое сочинение по ключевым  словам – синонимам ТЕМА: Лексика. (ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ, 6 КЛАСС) ЦЕЛЬ: обобщение знаний учащихся о лексике. ЗАДАЧИ:  обобщить знания учащихся об однозначных и многозначных словах, о  прямом и переносном значении слова, о группах омонимов, синонимов и  антонимов и основаниях их выделения; об особенностях употребления многозначных слов, омонимов,  синонимов и антонимов в речи; о словарях русского языка и их назначении. ТИП УРОКА: обобщение изученного. ВИД УРОКА: урок – исследование. МЕТОДЫ: словесный, поисковый, исследовательский, эвристический,  кластер, пятистишие, РАФТ. ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы, словари, тексты. ХОД УРОКА: I. Побуждение. 1. Орг.момент. 2. Эмоциональный настрой. Настроение – важный момент в нашей жизни. Улыбнитесь друг другу. Подарите добрые слова. Пусть хорошее  настроение сохраниться у вас на всём протяжении урока. Мы закончили большой и очень интересный урок. ­ Как он называется? Кластер. Сегодня по этой теме мы проводим  последний урок. ­ Какова цель урока?                                             (Обобщение изученного) ­ Какова наша задача? Итак установлена тема, определены цель и задачи  Мы начинаем… 3.Блиц – опрос (Вопросы задают друг другу учащиеся) ­ Как называется раздел курса русского языка изучающий словарный  состав русского языка?               (Лексика) ­ Для чего служат слова?           (Называют предметы явления природы,  различные действия). ­ Что такое лексикон? ­ Что такое лексическое значение слова? ­ Что такое лексикология? ­ Где объяснятеся лексическое значение слоа? II. Реализация. 1. Прослушайте внимательно стихотворение. Выпмшите одинаково  звучащие слова, но имеющие разное лексическое значение. Птичий клин. Когда на мартовских полях лежала толща белая, сидел я с книгой,                                на полях свои пометкт делая, и в миг, моё перо касалось граф тетрадочных, вдруг журавлиное перо с небес упало радужных.  (С.Кирсанов)   (На полях – на полях; перо ­ перо) ­ Как называются эти слова? ­ Как помещены ооменимы в толковых словарях? ­ Найдите в словарях омонимы. 2. Если   вы   правильно   подберёте   к   данным   прилагательным   слова   с противоположным значением так, чтобы их начальные буквы сложились в   определенное   слово,   то   вы   определите   тему   дальнгейшего   нашего разговора: бездейственный обычный комический трусливый спокойный пассивный постылый ­ активный, ­ необычный, ­ трагический, ­ отважный, ­ неспокойный, ­ интенсивный, ­ милый                                                        (Антоним) ­ Какие слова называются антонимами? ­ Где помещены антонимы? Привидите примеры. 3. Что здесь зашифровано? Если вы отыщите непрерывную ломаную линию, которая обойдёт все клетки фигуры, нигде не пересекаясь, не пропуская  ниодной клетки и никуда не заходя дважды, то вы прочтете пословицу: з м у в а д я н д н о с и о а г з ь н о г я а ц й ш е п о м о и а м й и п о н е ш ь ­ Какой приём используется при построении пословиц?                                              (Антитеза= противопоставление) 4. Разноуравневые задания. 1 уровень (столы №№1,2): перед вами сборник пословиц и поговорок: выпишите из темы «Добро» 4­5 пословиц, подчеркните антонимы. 2 уровень: (столы №№3) подберите к словам антонимы и синонимы,  запишите:                           быстрый,   ненавидеть                           смелый,     работа                           найти,        скука 3 уровень: подобрать антонимы:                           робкий – смелый мальчик;                           сильный – слабый, скучный – весёлый;                           тёмный – светлый, узкий – широкий. 5. Проверка выполненных заданий. 6. Напишите значение слов одним словом: 1. а) Место на реке, где её можно перейти (брод); б) отверстие вулкана (кратер); в) еаука о небесных светилах (астрономия). 2.  Запишите значение слов устойчивым сочетанием: г) усердно, прилежно рудиться (работать, не покладая рук,  работать, засучив рукава); д) внезапное, бесследное исчезновение кого­либо (кануть в  Лету) ­ Какие слова называются однозначными? многозначными? ­ Проверьте по словарю: 1 уровень – брод; 2 уровень – кратер; 3 уровень – астрономия. ­ Как называются устойчивые сочетания слов? ­ Где мы узнаем их значение? ­ Найдите в фразеологическом словаре фразеологизмы со словами ум,  голова, объясните их значение. 7. Прослушайте отрывок из поэмы Некрасова «Мороз, красный нос»,  запишите словосочетания, в которых слова употреблены в переносном  значении: (бушует ветер; ручьи побежали, мороз­воевода обходит; глядит;  метели занесли, голая земля, мороз идёт, льдины скованы, мороз  шагает, трещит; солнце играет). ­ Какие слова имеют переносное значение? ­ Какой делает речь уместное употребление переносных слов?                                               (Яркий, образный) 8. Выполним творческую работу.Посмотрите, как вы владеете яркой,  образной речью. 1 уровень – РАФТ – письмо последнего жёлтого листочка дереву. 2 уровень – пятистишие: Поздняя осень. 3 уровень – сочинение­ миниатюру по ключемыс, выписанным словам.                          Подсказка: пейзажи на «зимнюю» тему. 9. Проверка. III. Рефлексия. 2. Если вы правильно подберёте к каждому слову синоним, то по  начальным буквам прочтете пословицу, которая и подведёт итог  урока: тын – забор; поощрение – наказание; войска – армия; мелодия – напев;  чужеземец – иностранец; кушанбе – еда; физкультурник – спортсмен;  хата – изба; шлюпка – лодка; иносказание – антитеза.                                       (Знание ­ сила) ­ Что вы узнали нового на сегодняшнем уроке? ­ Чему научились? ­ Что понравилось? ­ Что не понравилось? ­ Самооценка. Д.З.: подготовиться к зачетной работе по теме «Лексика». Сотни слов родных и метких, Сникнув, голос потеряв, В  заперти, как птицы в клетках, Дремлют в толстых словарях. Ты их выпусти оттуда, В быт обыденный верни, Чтобы речь – людское чудо – Не скудела в наши дни.  (В.Шефтер) Итоговое тестирование по теме «Лексика и фразеология» 6 класс. Первый вариант. 1.Укажите слово, имеющее прямое значение: Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льёт печально свет она. (А. С. Пушкин) А) луна. В) льёт. 2. Укажите слово, имеющее омоним. А) стекло. В) стена. 3. Укажите синонимический ряд: А) робкий, несмелый, боязливый. В) книга, тетрадь, дневник. С) берёза, клён, дуб. 4. Определите значение фразеологизма: сквозь землю провалился. А) исчез, В) делом занялся, С) громко закричал. 5. Вставьте правильно фразеологизм: Каштанка бросилась вперёд, потом назад, ещё раз перебежала дорогу, но столяр точно ….. А) Бить баклуши. В) Как в воду канул. С) Сквозь землю провалился. 6. Кто может «лаять, тявкать, скулить, завывать»? А) пёс. В) ветер. 7. Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав… А) лексика, В) морфология, С) Фонетика. 8. То, что обозначает слово, является его… А) корнем, В) основой, С) лексическим значением. 9.  Слово, которое имеет, одно лексическое значение, называется… А) многозначным. В) однозначным. 10. Слова, которые одинаково пишутся и звучат, называются… А) Омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы. 11. Слова, имеющие одно и тол же значение и принадлежащие к одной и той же части речи,  называются… А) омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы.  12. Слова одой части речи с противоположным лексическим значением­ это… А) омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы. 13.Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению­ это… А) омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы. 14. Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются… А) многозначными, В) однозначными. 15. Укажите ряд антонимов: А) скука, тоска. В) грусть, печаль. С) истина , ложь.  Второй вариант.  1. Укажите ряд антонимов: А) радость, счастье. В) лёгкий, тяжёлый. С) Добро, истина.  2. Сколько слов в предложении имеют переносное значение? Перо его местию дышит. (А. С. Пушкин) А) 1. В) 2.  3.Сравните выделенные слова, определите, чем они являются.  противотанковая МИНА­ насмешливая МИНА. А) многозначные слова, В) омонимы. 4. Допишите пропущенный антоним. Ты богат, я очень … Ты прозаик, я поэт. (А. Пушкин) А) Важен. В) Беден. 4.Какие слова использованы в предложении? Это была не просто ТИШИНА, а БЕЗМОЛВИЕ окружающей природы. А) синонимы. В) антонимы. 5. Объясните значение фразеологизма «делать большие глаза». А) Удивляться. В) Задуматься. С) Молчать. 6.Вставьте по смыслу подходящий фразеологизм в данное предложение: А казаки летели …. на конях и прямо поворотили к лесу. А) во всю прыть. В) Во весь дух, С) как в воду опущенные. 7. Укажите фразеологизм: А) подписано­ так с плеч долой, В) голова варит, С) А Васька слушает да ест. 8. Раздел науки о языке, в котором изучается его словарный состав… А) лексика, В) морфология, С) фонетика. 9. То , что обозначает слово, является его… А) корнем, В) основой, С) лексическим. 10. Слово, которое имеет одно лексическое значение, называется… А) многозначным, В) однозначным.  11. Слова, которые одинаково пишутся и звучат, называются… А) омонимы, В) Синонимы, С) антонимы, Д) Паронимы. 12. Слова, имеющие одно и то же значение и принадлежащие к одной и той же части речи,  называются… А) омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы. 13.Слова одной части речи с противоположным лексическим значением­ это… А) омонимы, В) синонимы, С) антонимы, Д) паронимы. 14. Однокоренные слова, похожие по звучанию, но различные по значению… А) омонимы, В) синонимы, С) Антонимы, Д) паронимы. 15.Слова, которые имеют несколько лексических значений, называются…  А) Многозначными, В) однозначными.

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс

Система уроков русского языка по теме "Лексика и фразеология русского языка", 6 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.05.2017