Систематизация и структурирование информации
на уроках русского языка при использовании метода составления
ментальных карт как средство формирования познавательных УУД
В последние годы в жизни современной школы происходят большие перемены: пересматриваются ставшие традиционными и привычными формы и содержание обучения, изменяются учебные планы, разрабатываются и успешно вводятся в обучение альтернативные программы и учебники, активно внедряются в учебный процесс новые технологии обучения, которые становятся необходимым условием введения ФГОС нового поколения. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.
Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности, а также разным уровнем когнитивного развития каждого ученика.
Разрешением этого вопроса может стать использование активных средств формирования универсальных учебных действий (УУД) на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств формирования УУД становится особенно значимым.
Одним из универсальных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является метод интеллект-карт, в основу которого положены исследования и разработки английского психолога и консультанта по вопросам интеллекта, психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзена.
Известно, что мышление наиболее эффективно тогда, когда мы используем и правое, и левое полушария мозга. Именно на этом основана работа карт ума. Визуализация информации – представление информации в виде графиков, диаграмм, структурных схем, таблиц, карт и т.д. Ментальные карты - это инструмент, позволяющий эффективно структурировать информацию; мыслить, используя весь свой творческий потенциал. С одной стороны, они помогают нам мыслить, а с другой стороны, развивают наше мышление.
Ментальная карта – это своего рода инструмент, который позволяет структурировать информацию и мыслить, используя весь творческий потенциал. Ментальные карты – это наши мысли, изложенные на бумаге графическим способом.
Ментальная карта позволяет структурировать данные для более надежного запоминания и легкого извлечения из памяти в случае надобности, поэтому этот метод можно использовать для конспектирования. Это - мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Ментальные карты являются промежуточной стадией между размышлениями и переносом мыслей на бумагу.
Изучив теоретическую и методическую литературу по данной теме, можно прийти к выводу, что ментальные карты используют, в основном, на уроках литературы. На уроках русского языка чаще используются кластеры, таблицы и блок-схемы,
Актуальность исследования данного метода заключается в том, что новые требования в соответствии с ФГОС предполагают формирование ключевых компетенций учащихся, где не последнюю роль играет стратегия смыслового чтения. Ментальная карта как нельзя лучше иллюстрирует один из этапов формирования данной компетенции.
Таким образом, проанализировав рабочую программу за курс 5 класса по русскому языку, можно выбрать подходящие темы и найти применение ментальным картам на уроках русского языка.
Одним из проблемных аспектов изучения русского языка является морфологический разбор частей речи, который предполагает знание учащимися признаков частей речи. Проблема состоит в том, что многие не могут определить правильно часть речи, не запоминают, какие признаки относятся к глаголу, а какие к существительному, забывают последовательность действий при морфологическом разборе. В учебнике по русскому языку по программе М. Разумовской в разделе «Справочные материалы» дается план морфологического разбора. Но такой текст не воспринимается учащимися, тем более пятиклассниками.
Учащиеся должны овладеть не только глубокими теоретическими познаниями, но и прочными практическими навыками. С этой целью немаловажная роль в учебном процессе отведена грамматическому разбору частей речи, который помогает практически усвоить изучаемые в курсе современного русского языка грамматические категории, систематизировать и закрепить полученные знания. Этот вид упражнений служит эффективным приёмом организации самостоятельных занятий по русскому языку, приёмом самоконтроля и проверки знаний. Грамматический разбор широко используется при изучении всех разделов грамматики.
На уроках русского языка любой вид разбора предполагает мотивировку ответа: от ученика требуется развёрнутый, логически обоснованный, связный ответ, в котором даётся описание языкового явления и обосновывается отнесение его к той или иной грамматической категории.
Таким образом, грамматический разбор содействует повышению общей языковой культуры детей, развивает их речь, помогает осмыслить логическую связь явлений языка.
Следовательно, необходимо разработать для учащихся интересный дидактический материал, который:
- можно использовать в качестве подсказки или шпаргалки,
- можно было бы создать самостоятельно (тем самым проявить творческие способности),
- было бы интересно применять в учебном процессе,
- содержит всю информацию, например, о существительном.
Одним из вариантов такого материала является ментальная карта по теме «Морфологические признаки глагола» (шаблон):
Методика работы с картой делится на три этапа.
1 этап – учитель создает карту сам, например, по теме глагол. Учащиеся рассматривают карту, учитель объясняет логику, по которой построена карта, поясняет изображения. Учащиеся используют карту на уроке (при работе у доски, при выполнении грамматических заданий в диктантах, при самостоятельной работе, выполняя упражнения) и дома.
2 этап – учитель предлагает детям шаблон карты по теме «Имя существительное», учащиеся вписывают недостающие сведения о существительном в пробелы (пропуски). Учащиеся используют карту на уроках и дома.
3 этап – дети создают карту сами по теме «Морфологические признаки имени прилагательного».
Возможности ментальной карты «Морфологические признаки»:
· использование как шпаргалки, как плана морфологического разбора, который не надо учить (использование карты в системе даст возможность запомнить все грамматические признаки частей речи)
· использование дома, на уроке, при выполнении задания в диктантах
· возвращение к карте на последующих уроках, в следующем учебном году при повторении тем
· возможность дополнения карты новыми фактами.
Еще одним плюсом при работе с таким видом ментальной карты можно назвать возможность работы со слабомотивированными учениками и в классах, учащиеся которых осваивают адаптированную общеобразовательную программу (АОП). Работа с такими учащимися предполагает использование игровых технологий (занимательность, наглядность, образность), индивидуальный и дифференцированный подход. Использование ментальной карты направлено именно на развитие интереса к предмету и эффективность обучения.
Преимущества ментальных карт перед другими методами:
· концентрация информации на важных моментах;
· визуально четкие ассоциации;
· улучшение запоминания.
Метод интеллект - карт можно использовать на разных типах и формах урока:
· изучение нового материала,
· закрепление материала,
· обобщение материала,
· написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы,
· подготовка проекта, презентации,
· аннотирование,
· конспектирование.
Данный метод дает возможность учителю повышать мотивацию, качество знаний, конкурентоспособность учащихся, развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности, активизировать деятельность, выявлять причины когнитивных затруднений, корректировать знания учащихся
Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
В данной работе был рассмотрен опыт использования метода интеллект-карт.
Опыт работы показал, что использование теоретически обоснованного универсального метода интеллект-карт в процессе преподавания русского языка и литературы даёт возможность учителям учитывать уровень когнитивного развития обучающихся и формировать у них познавательные УУД, такие как:
- поиск и выделение необходимой информации;
- структурирование знаний;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений;
- представление информации в виде графических схем, таблиц.
А также неоднократное составление интеллект-карт способствует систематизации знаний учащихся по предметам; повышению уровня качества знаний; проявлению познавательной активности и интереса к изучению предмета.
Используйте интеллект-карты на уроках, и тогда несколько в ином ключе будут звучать слова Э.Тоффлера, который определил стратегическую цель образования: «Грамотным будет тот человек, который научится учиться, а именно - создавать интеллект-карты».
Список библиографических ссылок.
1. Бьюзен Т., Интеллект-менеджмент. Практикум лидера.: Минск.: Попурри, 2003.
2. Бехтерев С., Майнд-менеджмент.: - Москва: Альпина, 2011.
3. Бершадский М.Е. Метод ителлект-карт http://bershadskiy.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.