Урок на тему:
«Систематизация сведений о видах сложного предложения.Пунктуация в них» 9 класс.».
9 класс
Учитель: Васильчук Е.А.
Тема урока: Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений
Цель урока |
Повторить, обобщить и систематизировать знания о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения.
|
Задачи урока 1) обучающая |
Отработка умения классифицировать сложные предложения. |
2) развивающая |
Развитие навыков определения типов СП, постановки знаков препинания, решения заданий . |
3) воспитывающая |
Воспитание доброго отношения к людям. |
Тип урока |
Урок комбинированный (систематизации и обобщения, контроля знаний, умений, навыков) |
Методы обучения
|
Метод активизации познавательной деятельности, метод упражнений, метод индивидуализации, метод актуализации опорных знаний. |
Формы |
Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный, письменный и устный опросы, индивидуальная, групповая и коллективная форма организации работы, тестовые задания. |
Основные понятия и термины урока |
Сложное предложение, союзные и бессоюзные сложные предложения, средства связи СП. |
Оборудование, использование ИКТ источники информации |
Презентация «Сложное предложение», учебник «Русский язык» 9класс, раздаточный материал, мэнэдж мэт.
|
Ход урока
I.Организационный момент.
( Подготовка учащихся к уроку. Учащиеся рассаживаются по 4 человека. Каждый стол пронумерован.
Приветствие учителя. Добрый день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало.
Тренинг (дети за каждым столом протягивают руку в центр стола)
«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».
II. Разминка
1. – Наш сегодняшний урок мы начнём не совсем обычно: с минутки для шутки. Объявляется конкурс дикторов. Только проходить он будет в шутливой форме. У вас на столах лежат карточки с заданиями.
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения. (КОНТИНИУС РАУНД РОБИН – структура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга) Ответ:
Бабу –ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старушка знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть её страдания. ЗнАхАрка взяла зубчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевЕвшие окна, вспоминая тёплые АвгустОвские вечера. (Слайд)
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
Ответ:
Паронимы
(сходные по звучанию, но не совпадающие по значению слова)
n Теневой – тенистый
n Эффектный – эффективный
n У: Ребята, оцените свою работу. («+», «?», «???»). Уч-ся работают с картой самооценки.
III. Повторение и систематизация материала.
1. Фронтальный опрос.
- Какие предложения называются простыми?
- Чем могут быть осложнены простые предложения?
- Какие знаки препинания могут встречаться в простых предложениях?
- На какие виды могут делиться предложения? (простые и сложные)
-Какова тема урока?( Уч-ся записывают тему в тетрадях).
- Какие цели, ребята, поставим на сегодняшнем уроке? (Уч-ся отвечают)
2. )
ТОКИН МЭТ
![]() |
1 этап («мозговой штурм»):
А) Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.
Б) Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.
2 этап (создание связей и формулирование вопроса):
Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:
- установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме
3 этап (формулирование выводов и обмен ответами):
А) Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.
Б) Команды презентуют свой ТОКИН МЭТ друг другу.
n У: Ребята, оцените свою работу. («+», «?», «???»). Уч-ся работают с картой самооценки.
3) -А теперь, ребята, сделаем итог и по структуре ФИНКИН МЭПС составим карту-дерево (классифицирование)
“Восстановление слепой схемы” (РЕЛЛИ ТЭЙБЛ – структура , в которой два участника поочередно записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги)
Каждая группа показывает карту – дерево. (Показ эталона карты-дерева на слайде, уч-ся проверяют свои работы)
4) Карта – двойной шар (сравнение и сопоставление)
![]() |
(уч-ся обсуждают в группах)
5) Работа с текстом (слайд)
(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.
(2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.
(3)Инвалид принялся заправлять постели.
(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, - привык, видать, заниматься домашними делами.
(5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.
(6) - Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику.
(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»
(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.
(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:
(11)- Ну, хорошо, хорошо! - (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.
(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.
(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? - строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.
(17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.
(21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)
-Какие отношения были между инвалидом и его женой?
-Была ли между ними любовь?
-Как вы понимаете смысл последнего предложения? Прокомментируйте свой ответ.
- Какие проблемы поднимает автор в данном тексте?
_-Ребята, выпишите из данного текста все виды сложных предложений, разберите их и составьте к ним схемы.
Ответы:1,14.17,18(СПП),10(ССП),13(БСП)
IV. Рефлексия
Над какой темой работали?
Какие задания вызвали затруднения?
Какие задания наиболее интересными?
Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.
V. Домашнее задание.
1. Задания для умников и умниц!
Придумайте самостоятельно задание на тему «Сложные предложения» и проведите его на следующий урок с классом.
Карта самооценки
ФИ уч-ся_____________________________________
Задания |
Знаю хорошо |
Делаю ошибки |
Нужна помощь |
Разминка |
|
|
|
ТОКИН МЭТ |
|
|
|
ФИНКИН МЭПС(работа с картами_ |
|
|
|
Работа с текстом, разбор предложений. |
|
|
|
(!) (?) (???)
1. Оцените себя по 5-балльной системе ___________
2. Впечатления от урока
![]() |
![]() |
![]() |
ПРИЁМ «Анкетирование»
1.На
уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал /
устал
5.Мое настроение стало лучше /
стало хуже
6.Материал урока мне
был понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
__________________________________________________________________________
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
_________________________________________________________________________
2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!
Исправьте речевые ошибки в предложениях.
1.У князя в сакле собрались много народу.
2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.
3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».
4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.
5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.
6.Она была очень эффективной женщиной.
Разминка
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
_____________________________________________________________________________
Разминка
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
_____________________________________________________________________________
Разминка
Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).
Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.