Систематизация сведений о видах сложного предложения.Пунктуация в них» 9 класс.

  • docx
  • 08.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Систематизация сведений о видах сложного предложения. Пунктуация в них»9 класс..docx

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Урок на тему:

«Систематизация сведений о видах сложного предложения.Пунктуация в них» 9 класс.».

9 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                              Учитель: Васильчук Е.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: Понятие о сложном предложении. Виды сложных предложений

Цель урока

Повторить, обобщить и систематизировать знания о сложном предложении, его структуре, смысловых отношениях, средствах грамматической связи между частями сложного предложения.

 

Задачи урока

1) обучающая

Отработка умения классифицировать сложные предложения.

2) развивающая

Развитие навыков определения типов СП, постановки знаков препинания, решения заданий .

3) воспитывающая

Воспитание доброго отношения к людям.

Тип урока

Урок  комбинированный  (систематизации и  обобщения, контроля знаний, умений, навыков)

Методы обучения

 

 

Метод  активизации познавательной деятельности,

метод упражнений, метод индивидуализации,  метод актуализации опорных знаний.

Формы

Классно-урочная форма обучения, фронтально-индивидуальный,    письменный и устный  опросы, индивидуальная,  групповая и коллективная форма организации работы,  тестовые задания.

Основные понятия и

термины урока

Сложное предложение, союзные и бессоюзные сложные предложения, средства связи СП.

Оборудование,

 использование ИКТ

 источники информации

Презентация «Сложное предложение», учебник «Русский язык» 9класс, раздаточный  материал, мэнэдж  мэт. 

 

 

 

 

                                                     

                                               

                                                    

 

 

Ход урока

I.Организационный момент.

( Подготовка  учащихся  к  уроку. Учащиеся рассаживаются по 4 человека.  Каждый стол пронумерован.

Приветствие учителя.  Добрый  день, ребята! Рада вас видеть! Для того чтобы настроиться на наше занятие, давайте подарим друг другу и нашим гостям улыбки. Каждый из вас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в самом деле, главное - доброе начало.

Тренинг  (дети  за каждым столом протягивают руку в центр стола)

«Я желаю тебе сегодня добра. Ты желаешь мне сегодня добра. Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу».

II. Разминка

1. – Наш сегодняшний урок мы начнём  не совсем обычно: с минутки для шутки. Объявляется конкурс дикторов. Только проходить он будет  в  шутливой форме. У вас на столах лежат карточки с заданиями.

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения. (КОНТИНИУС  РАУНД  РОБИНструктура, в которой организовывается обсуждение какого-либо вопроса в команде по очереди более одного круга) Ответ:

Бабу –ягу одолел недУг: разболелся запломбирОванный зуб. Никакие срЕдства не помогали, но старушка знала рецепт одного снАдобья, которое уж точно должно было облегчИть её страдания. ЗнАхАрка взяла зубчАтый кУхонный нож, накрошила в кастрюлю свЁклы, щавелЯ и вяленой кАмбалЫ, добавила кедрОвых орешков и щепОть соли, налилА воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга принялА лекарство, и недУг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тЕфтЕлями вкусным слИвовым компотом и смотрела на заИндевЕвшие окна, вспоминая тёплые АвгустОвские вечера. (Слайд)

2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!

Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1.У князя в сакле собрались много народу.

2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.

3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».

4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.

6.Она была очень эффективной женщиной.

Ответ:

Паронимы
(сходные по звучанию, но не совпадающие по значению слова)

n  Теневой – тенистый

n  Эффектный – эффективный

n  У: Ребята, оцените свою работу. («+», «?», «???»). Уч-ся работают с картой самооценки.

 

III. Повторение и систематизация материала.

1.      Фронтальный опрос.

 

- Какие предложения называются простыми?

- Чем могут быть осложнены простые предложения?

- Какие знаки препинания могут встречаться в простых предложениях?

- На какие виды могут делиться предложения? (простые и сложные)

-Какова тема урока?( Уч-ся записывают тему в тетрадях).

          - Какие цели, ребята,  поставим на сегодняшнем уроке? (Уч-ся отвечают)

2. )     ТОКИН  МЭТ

     Сложные предложения
 

 

 

 


1 этап («мозговой штурм»):

А) Учитель задает тему для обсуждения и время для размышления.

Б) Ученики записывают максимальное количество слов или фраз по теме индивидуально и в тишине.

2 этап (создание связей и формулирование вопроса):

 Команды переходят от стола к столу, чтобы проанализировать работы других команд с целью:

- установления взаимосвязей между данными ответами (соединяя идеи стрелками) или формулирования вопросов по теме

3 этап (формулирование выводов и обмен ответами):

А) Ученики, создавшие ТОКИН МЭТ, подводят итоги, отвечая на заданные вопросы и анализируя созданные связи.

Б) Команды презентуют свой ТОКИН МЭТ друг другу.

n  У: Ребята, оцените свою работу. («+», «?», «???»). Уч-ся работают с картой самооценки.

 

3)  -А теперь, ребята, сделаем итог  и по структуре ФИНКИН МЭПС составим карту-дерево (классифицирование)

“Восстановление слепой схемы” (РЕЛЛИ  ТЭЙБЛ – структура , в которой два участника поочередно  записывают свои ответы на одном (на двоих) листе бумаги)

http://festival.1september.ru/articles/515722/img1.gif

Каждая группа показывает карту – дерево. (Показ эталона карты-дерева на слайде, уч-ся проверяют свои работы)

4)  Карта – двойной шар (сравнение и сопоставление)

ССП,СПП
 

 

 

 

 


(уч-ся обсуждают в группах)

5) Работа с текстом (слайд)

(1)В купе поезда, куда я вошёл с опозданием, человек с одной рукой, судя по возрасту, инвалид войны, надевал миловидной, молодящейся даме мягкие тапочки с розочками-аппликациями на носках.

    (2)Обутая и ободрённая, дама ушла в коридор, скучая, смотрела в окно.

(3)Инвалид принялся заправлять постели.

(4)Ничего не скажешь, делал он эту работу одной рукой довольно ловко, хотя и не очень споро, - привык, видать, заниматься домашними делами.

(5)Но одна рука есть одна рука, и он устал изрядно, пока заправил две постели.

(6) - Мурочка! (7)Всё в порядке, - известил он даму и присел к столику.

(8)Дама вошла в купе, пальчиком подправила не совсем ловко заделанную под матрац простыню и победительно взглянула на меня: «Вот как он меня любит!»

(9)Инвалид по-собачьи преданно перехватил её взгляд.

(10)Потом они препирались насчёт нижнего места, и дама снисходительно уступила:

(11)- Ну, хорошо, хорошо! - (12)Поцеловала усталого спутника, мужа, как выяснилось потом, пожелала ему спокойной ночи и стала устраиваться на нижнем месте.

(13)Сходив в туалет, инвалид попытался молодецки вспрыгнуть на вторую полку - не получилось. (14)Он засмущался, начал извиняться передо мной, спрашивать у Мурочки, не потревожил ли её.

(15)- Да ложись ты, ради Бога, ложись! (16)Что ты возишься? - строго молвила дама, и супруг её снова заизвинялся, заспешил.

    (17)Дело кончилось тем, что мне пришлось помочь ему взобраться на вторую полку. (18)Поскольку были мы оба фронтовики, то как-то и замяли неловкость, отшутились. (19)Познакомились. (20)Инвалид был известный архитектор, ехал с ответственного совещания, жена его сопровождала, чтобы ему не так трудно было в пути.

     (21)Долго не мог уснуть архитектор на второй полке, однако шевелиться боялся: не хотел потревожить свою Мурочку. (22)И я подумал, что любовь, конечно, бывает очень разная и, наверное, я её понимаю как-то упрощённо, прямолинейно или уж и вовсе не понимаю. (23)Во всяком разе, такую вот любовь, если это в самом деле любовь, мне постичь было непосильно. (По В. Астафьеву)

-Ребята, какое впечатление  у вас осталось после прочтения текста?

-Какие отношения были между инвалидом и его женой?

-Была ли между ними любовь?

-Как вы понимаете смысл последнего предложения? Прокомментируйте свой ответ.

- Какие проблемы  поднимает автор в данном тексте?

 

_-Ребята, выпишите из данного текста все виды сложных предложений, разберите их и составьте к ним схемы.

Ответы:1,14.17,18(СПП),10(ССП),13(БСП)

IV.    Рефлексия

Над какой темой работали?

Какие задания вызвали затруднения?

Какие задания наиболее интересными?

Работа с листами самоконтроля. Выставление оценок.

V. Домашнее задание.

1. Задания для умников и умниц!

Придумайте  самостоятельно задание на тему «Сложные предложения»  и проведите его на следующий урок с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карта  самооценки

ФИ уч-ся_____________________________________

Задания

Знаю хорошо

Делаю ошибки

Нужна помощь

Разминка

 

 

 

ТОКИН МЭТ

 

 

 

ФИНКИН МЭПС(работа с картами_

 

 

 

Работа с текстом, разбор предложений.

 

 

 

                               (!)                               (?)                          (???)

 

1.     Оцените себя по 5-балльной системе ___________

 

 

 

2.     Впечатления от урока

 

                                                                                        

 

 

 

 


ПРИЁМ «Анкетирование»

 

1.На уроке я работал                                       активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я                            доволен / не доволен
3.Урок для меня показался                            коротким / длинным
4.За урок я                                                          не устал / устал
5.Мое настроение                                             стало лучше / стало хуже

6.Материал урока мне был                            понятен / не понятен
                                                                             полезен / бесполезен
                                                                             интересен / скучен

 

 

 

2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!

Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1.У князя в сакле собрались много народу.

2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.

3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».

4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.

6.Она была очень эффективной женщиной.

 

__________________________________________________________________________

2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!

Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1.У князя в сакле собрались много народу.

2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.

3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».

4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.

6.Она была очень эффективной женщиной.

_________________________________________________________________________

 

2. Умейте правильно «изречь», предложенную вам речь!

Исправьте речевые ошибки в предложениях.

1.У князя в сакле собрались много народу.

2. Шекспира следует изучать в школе более глубже.

3. Я получила восхищение, прочитав «Гранатовый браслет».

4.Скала, омывающая волнами, чернела на горизонте.

5. В жаркий день принято бродить по теневым аллеям.

6.Она была очень эффективной женщиной.

 

 

Разминка

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

_____________________________________________________________________________

Разминка

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

 

_____________________________________________________________________________

Разминка

Бабу-ягу одолел недуг: разболелся запломбированный зуб. Никакие средства не помогали, но старушка знала рецепт одного снадобья, которое уж точно должно было облегчить её страдания. Знахарка взяла зубчатый кухонный нож, накрошила в кастрюлю свёклы, щавеля и вяленой камбалы, добавила кедровых орешков и щепоть соли, налила воды и поставила кастрюльку на огонь. И вот наконец всё было готово. Баба-яга приняла лекарство, и недуг был побеждён. Потом повеселевшая старушка села обедать. Она запивала рожки с тефтелями вкусным сливовым компотом и смотрела на заиндевевшие окна, вспоминая тёплые августовские вечера. (Из газеты «Русский язык. Первое сентября»).

Поставьте ударение в выделенных словах. Прочитайте текст, соблюдая нормы литературного произношения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

 

Посмотрите также