Систематизация знаний как педагогическая задача
Автор статьи Сдобнова Олеся Владимировна
Великие педагоги прошлого Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, И.Р. Гербарт, А. Дистервег в своих трудах указывают на необходимость установление связей между изучаемыми объектами как на важнейшие условия подлинного познания сути вещей. По словам Я.А. Коменского, «все знания должны располагаться таким образом, чтобы последующее всегда основывалось на предыдущем, а предыдущее укреплялось последующим».
Значимость наличия системы в знаниях обучающихся подчеркивал и выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский: «Только система, конечно разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями».
В рамках данной работы удобно придерживаться определения понятия систематизации, принятого в науке: «Систематизация – объединение предметов или знаний об этих предметах путем установления существенных связей между ними на основе закономерностей, принципов, правил».
Объединение знаний в систему способствует более глубокому осознанию, формирует знания «нового качества», которое может быть определено как качество системности. Системность знаний означает наличие «теснейших связей между элементами изучаемого, единство элемента и системы, части и целого, понимание элементов в свете особенностей и закономерностей целого». Систематизация знаний в таком понимании не может осуществляться как единовременный акт, напротив, она должна пронизывать весь учебный процесс, так как «… подлинное познание каждого элемента все время прогрессирует по мере овладения другими, последующими элементами и осознания соответствующего целого».
Важнейшими характеристиками любой идеальной системы является, прежде всего, ее элементный состав и структура.
Элементный состав – это совокупность элементов, из которых образована система. Элементный состав системы знаний образуется из понятий, суждений, фактов и так далее, усваиваемых человеком в процессе своей жизнедеятельности.
Система существенных связей характеризуется таким параметром как структурность, достижение которого связано с реализацией следующих трех его важных аспектов.
Первый аспект предполагает, что усвоенные обучающимися конкретные знания об объектах изучения того или иного курса должны отражаться в их сознании не как изолированные, автономные единицы, а осмысляться с позиции более общего и сложного, как его органические элементы.
Второй аспект рассматриваемого параметра – иерархичность, которая характеризуется наличием в системе знаний обучающихся представлений о тех или иных целостных объектах как иерархия элементов, соподчиненных между собой структурно и функционально.
Третий аспект – многообразие описаний объектов системы, которое заключается в том, что в системе знаний обучающихся должны быть отображены некоторые классы описаний объектов данной системы, каждое из которых способно охватить определенные стороны того или иного объекта.
Любая система характеризуется также наличием коммуникационных взаимосвязей данной системы с другими как по «горизонтали», так и по «вертикали».
Применительно в системе знаний принято говорить об еще одном параметре как открытость, который заключается в осознании обучающимися определенных «внешних» взаимосвязей этой системы. В зависимости от характера выделяемых внешних связей целесообразно остановиться на двух аспектах рассмотрения этого параметра.
Первый аспект касается реализации «вертикальных» связей и характеризует осознание обучающимися возможности присоединения к имеющейся у них системе предметных знаний и новых элементов. Другими словами, данный аспект ориентирует школьников на подход к предмету изучения как принципиально незамкнутому, допускающему расширение и восполнение за счет привлечения к анализу новых типов связей.
Указанная возможность во многом определяется структурой организации рассматриваемой системы предметных знаний, в известном смысле предоставляющей тот тип результатов, которые могут быть введены в эту систему.
Второй аспект рассматриваемого параметра затрагивает реализацию «горизонтальных» связей системы. В методологическом плане он является в отражении принципа «связи со средой», который выражается в том, что любая система, в том числе и система знаний, является в определенном смысле «составной части среды, ее элементом, включающим, в свою очередь, элементы более низкого порядка».
Применительно в системе знаний принято говорить об еще одном параметре как открытость, который заключается в осознании обучающимися определенных "внешних" взаимосвязей этой системы. В зависимсти от характера выделяемых внешних связей целесообразно остановиться на двух аспектах рассмотрения этого параметра.
Первый аспект характеризует осознание обучающимися возможности присоединения к имеющейся у них системе предметных знаний и новых элементов.
Второй аспект рассматриваемого параметра выражается в том, что любая система, в том числе и система знаний, является в определенном смысле «составной части среды, ее элементом, включающим, в свою очередь, элементы более низкого порядка».
Выше нами был рассмотрен ряд параметров, характеризующих наличие в знаниях обучающихся системы.
Список литературы
1. Коменский Я.А. Избранные педагогический сочинения. - М.: Педагогика, 1982.
2. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. - М.: Л.:АПН РСФСР,
1949.
3. Большая российская энциклопедия: В 35 т.- М.: Большая российская
энциклопедия, 2017.
4. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ.- М.Наука, 1974.
5. Кузнецова А. Г. Развитие методологии системного подхода в отечественной педагогике: моногр. Хабаровск: Изд-во
ХК ИППК ПК, 2001.
6. Брунор Дж. Психология познания. За пределами непосредственной информации: Пер. с англ. - М.: Директмедиа Паблишинг, 2008.
7. Горелов, Н. А. Методология научных исследований: учебник для бакалавриата и магистратуры / Горелов Н. А., Круглов Д. В. - М. : Издательство Юрайт, 2016.
8. Камалеева А.Р. Системный подход в педагогике. Научно-педагогическое обозрение. Pedagogical Review, 2015.
9.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.