Капустина Ю.С.
учитель начальных классов 
высшей квалификационной категории
Системно-деятельностный
подход как фактор развития личности
младшего школьника через уроки окружающего мира.
Задача современной
образовательной системы –
не напичкать ученика
фундаментальными
знаниями, а сформировать навыки
успешной социальной
адаптации, способности
к самообразованию...
А.М. Кондаков
Развитие младших школьников в процессе проектной деятельности
Технологические
умения
Информационные 
умения
Коммуникативные 
умения
Презентационные
умения
Рефлексивные 
умения
Умения в решении 
проблем
Исследовательские 
умения
Цель изучения предмета:
Формирование целостной картины мира 
и осознание места в нём человека, на основе 
эмоционально-ценностного осмысления
 ребёнком личного опыта 
общения с людьми и с природой;
Духовно-нравственное развитие и воспитание
 личности гражданина России в условиях
культурного и конфессионального 
        многообразия российского общества;
Специфика предмета:
Ярко выраженный 
интегрированный характер, 
соединяет знания
 о природе, обществе и истории
Тема урока:
Деятельность учащихся:
Наш-космический 
корабль Земля
Сутки и неделя
Месяц и год
Времена года
Народные праздники в пору 
осеннего равноденствия
Проложить маршрут кругосветного путешествия
Моделировать смену дня и ночи с помощью аппликации;
Придумать сказочное объяснение смены дня и ночи;
Наблюдать и зарисовывать изменения облика Луны
Инсценировать мини-спектакли о жизни природы 
в разные времена года;
Изготавливать куклу-зернушку;
Инсценировать «Праздник земледельцев»
Невидимые нити в осеннем 
(зимнем, весеннем )лесу
Извлекать из текста и иллюстраций информацию
 о связях в природе;
 придумывать и разыгрывать сценки из жизни 
осеннего(зимнего, весеннего) леса
2 класс
Тема урока:
Осенние (зимние, 
весенние) месяцы
Сопоставлять старинные и современные
 названия месяцев;
Подбирать в творчестве народов своего края
 народные приметы и прогнозировать изменения погоды;
Зимние (весенние, летние )
 праздники народов твоего края 
Инсценировать обход дворов на масленицу;
Определять нравственный смысл 
легенд и песен о берёзе
2 класс
Тема урока:
Радость познания
Определять тип справочной и
 научно-познавательной литературы;
Презентовать книгу, мини- проект;
Характеризовать способы познания окружающего мира;
Оформлять впечатления от экскурсии;
Проект: разработать предложения об использовании 
общественного транспорта в просветительских целях;
Мир как дом
Узнавать образы воздуха , огня, воды земли в произведениях
 словесного и изобразительного народного творчества;
Анализировать пословицы и поговорки разных народов ,
отражающие отношение к природным богатствам;
Совместный праздник с родителями «Образы природы в старинном декоративно-прикладном и устном-поэтическом творчестве  народов нашего края»
3 класс
Свой дом-свой простор
В красном углу сесть-великая честь
Побываем в гостях
Родословное дерево
Муж и жена –одна душа
Святость отцовства 
и материнства
Моделировать ситуации общения в разных сообществах, 
старинных и современных
Проводить экскурсию по старинному дому
Презентовать традиции гостеприимства
Моделировать ситуацию приёма гостей и прихода в гости
Оформлять презентацию документов и
реликвий из семейного архива
В ходе дидактической игры применять терминологию 
родства к членам своей семьи
Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка»
Оформлять поздравления родителям 
ко Всемирному Дню Семьи
Рассказывать и объяснять пословицы и сюжеты
 народных сказок о верных и любящих супругах
Тема урока:
3 класс
Что дает системно-деятельностный подход учителю?
Систематизировать знания об активизации деятельности учащихся
«Увидеть» себя, свой педагогический 
опыт в новой системе обучения
Переходить к новому способу обучения поэтапно
Включиться в инновационный процесс
Вырасти профессионально и перейти к новым стандартам
Обеспечить достаточную полноту и качество 
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
В Стандарте второго поколения 
определен «портрет» 
выпускника начальной школы:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.