Реализация системно-деятельностного подхода на уроках географии»
Саттарова Раиса Ильсуровна,
учитель географии
высшей квалификационной категории
Успех в учении – единственный
источник внутренних сил ребенка, рождающих энергию для
преодоления трудностей, желания учиться»
В.Сухомлинский
Современная развивающая школа имеет дело с разносторонней, многогранной, активной личностью.
Традиционный подход в организации образовательного процесса, характеризующийся доминирующей ролью учителя и пассивной позицией ученика (как объекта педагогического воздействия), объяснительно-репродуктивными методами обучения, не в полной мере обеспечивает достижение требуемых результатов качества образования. Это заставляет педагогов-практиков искать новые подходы и способы организации образовательного процесса, взаимодействия учителя и ученика, которые бы формировали у учащихся такие социально адекватные ценности, как
· потребность в получении знаний;
· умение самостоятельно организовывать работу по усвоению знаний;
· выбор наиболее оптимальных путей для решения учебных задач;
· планирование своей образовательной деятельности;
· позитивная самооценка.
Как показывает практика, достижению вышеозначенных результатов способствует использование современных педагогических технологий.
Современная школа многого требует от учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности.
Какие принципы лежат в основе моей педагогической деятельности? Что самое главное для меня как учителя, работающего в 21 веке?
В образовательном процессе актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В основе реализации ФГОС лежит системно – деятельностный подход, применение которого в образовательном процессе позволяет создать образовательную среду, формирующую личность с активной гражданской позицией.
В чём же сущность деятельностного подхода на уроках географии?
Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии происходит в процессе его собственной активной деятельности, направленной на «открытие нового знания».
Технология деятельности предполагает развитие у школьников умений посредством выполнения специальных заданий самостоятельно находить, осмысливать и решать учебную проблему.
Итак, системно-деятельностный подход способствует реализации новых образовательных стандартов, направленных на достижение основных планируемых результатов обучения и воспитания через формирование и развитие универсальных учебных действий. Каждый ученик получает возможность овладеть ими, чтобы ориентироваться в жизненном пространстве и учиться далее.
У нас проблема
Главная проблема педагогов, возникающая при реализации ФГОС второго поколения, - осознание необходимости изменений и отсутствие реального опыта, недостаточность знаний для внедрения образовательных стандартов. Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников для повышения качества образования? Как сделать, чтобы взаимодействие всех участников образовательного процесса стало эффективным и продуктивным? Чему учить? Ради чего учить? Как учить?
Мы решаем проблемы
В соответствии с требованиями ФГОС мною была переосмыслена модель обучения на уроках географии с позиции - идти на урок не с ответом, а с вопросом; создать для обучающихся условия, позволяющие активно познавать мир, самостоятельно ставить перед собой учебную задачу и решать её. Учебная задача может совпадать с целью урока и не совпадать. Деятельность на уроках становится целенаправленным системным процессом для получения определенного продукта. Это могут быть ключевые слова, понятия, рисунки, схемы, планы, карты и проекты. Очень важным является формирование коммуникативных умений через работу в группах, в парах, что способствует развитию регулятивных действий и успешности ученика: «Я умею! У меня получится!»
Системно-деятельностный подход – это обучение, при котором обучающийся не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Преимущества деятельностного подхода в преподавании географии:
• изменяется характер обучения от заучивания понятий к их познанию;
• сокращается время, необходимое для изучения материала;
• развивается мотивационно-ценностная сфера личности;
• формируется осознанная познавательная мотивация;
• реализуются развивающие цели урока.
Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Строить работу по развитию мышления и познавательной активности мне помогает одно из основных положений педагогической науки и практики: интерес активно развивается, если удовлетворяется естественное стремление ученика «открывать» новое и вырабатывать собственные суждения, что соответствует в полной мере требованиям федеральных образовательных стандартов. Главным условием уроков деятельности является удивление. Чем раньше удивишь, заинтригуешь, поманишь тайной, тем более устойчивым оказывается интерес к предмету. Ученики предпочитают выполнять такие задания, в которых они могут проявить себя, показать свои знания и умения. Поэтому стараюсь разнообразить приемы, методы и средства обучения. Так, при изучении в 6 классе темы «Рельеф Земли. Горы и равнины» создается проблемная ситуация: «Возможно ли движение самолёта вокруг Земли на высоте 1000 м по параллели 50° с.ш.? Для ответа на вопрос воспользуйтесь картой полушарий. Ответ поясните». У учащихся появляется непонимание: как же так, почему невозможно пролететь на самолёте по данной параллели на высоте 1 км. Обратившись к карте, они выясняют, что на параллели 50° с.ш. протянулись горные системы: Кордильеры, Алтай, Большой Хинган, высота которых превышает 1000м. В результате диалога и дискуссии в группах, учащиеся самостоятельно формулируют проблему в форме вопроса: «Почему рельеф суши разнообразный?».
На уроках мною активно применяются следующие виды заданий: на мнемоническое воспроизведение, на извлечение и описание информации, на структурирование и переработку информации, на осмысление, оценку и интерпретацию информации, на творческое применение информации.
Различные формы использования системы заданий и упражнений по географии через УМК Е. М. Домогацких дают возможность учащимся применить свои теоретические знания на практике в процессе непосредственной учебной деятельности и формировать у них необходимые предметные географические и метапредметные результаты. Ни для кого не является секретом тот факт, что знание определения географического понятия «азимут» не поможет найти правильную дорогу в незнакомой местности, если при изучении географии не были сформированы практические навыки ориентирования на местности с помощью карты, плана, компаса, местных признаков и т. д.
Как учитель не забываю, что у каждого ребенка свой индивидуальный сплав способностей, темперамента, характера, воли, мотиваций, когнитивной организации, опыта и желания работать. И очень важный фактор в реализации деятельностного подхода - использование интерактивных форм обучения. Они дают колоссальные возможности для повышения качества обучения и развития учащихся. Широкие функциональные возможности электронных карт и электронных технологий позволяют мне активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие картографические умения.
Взаимодействуя с миром, человек учится строить самого себя, оценивать и анализировать свои действия. Проектная деятельность, деловые и интеллектуальные игры, коллективные творческие дела, конкурсы, олимпиады – это все то, что направлено на практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их к дальнейшей жизни.
Современные образовательные технологии: ИКТ, технология исследовательской и проектной деятельности - способствуют формированию универсальных учебных действий школьников и эффективному взаимодействию в процессе познания.
Применение информационных компьютерных технологий на уроках географии не только облегчает усвоение учебного материала, но и представляет новые возможности для развития творческих способностей учащихся:
В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность.
В своей работе я приучаю своих учеников к самому слову “исследование”, “исследуем”.
Исследуя, мы задаем себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Главное для меня как педагога – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.
Интегрированное обучение - это новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приемов обучения.
Оно требует и разнообразия форм преподавания, успешно влияющих на психологию и эффективность воспитания учащимся учебного материала.
Многие географические понятия не могут быть осознаны и усвоены учащимися без элементарных знаний по математике, физике, биологии, химии и другими предметами.
Нетрадиционные подходы в обучении как игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал ведёт к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению.
С их помощью
формируются следующие ключевые компетентности учащихся:
• готовность к разрешению проблем,
• технологическая компетентность, готовность к самообразованию,
• готовность к использованию информационных ресурсов,
• готовность к социальному взаимодействию,
• коммуникативная компетентность.
Мои результаты
Система моей работы, выстроенная в соответствии с идеей применения системно – деятельностного подхода, дает качественные положительные результаты в интеллектуальном и творческом развитии моих обучающихся.
Практически в каждом классе есть ребята наиболее образованные, изобретательные, обладающие системным алгоритмическим мышлением. Я их называю «Надежда школы». Мои ученики стали дважды призерами Заключительного тура Республиканской олимпиады школьников по геологии, стали призерами Республиканского этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии. В течение ряда лет мои ученики становились победителями и призерами муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии и геологии. Массовое участие, под моим непосредственным руководством, во Всероссийских конкурсах, конкурсах-играх, интеллектуальных состязаниях позволяет школьникам ощутить себя частью общего олимпийского движения и стать успешным. Активные участники, победители и призеры мои учащиеся в Общероссийской предметной олимпиаде по географии «Олимпус», г. Калининград, в Общероссийском предметном конкурсе по географии «Альбус», г. Калининград, в Международной конкурс-игре по естествознанию «Человек и природа», в Международной олимпиаде «Знанио» г. Смоленск, в Международном конкурсе «Мириады открытий» г. Смоленск и др.
За последние 3 года наблюдается положительная динамика качества знаний по географии. Большим результатом своей работы считаю то, что каждый год много моих учеников выбирают ОГЭ по географии и успешно их сдают. Ряд лет мои ученики сдавали ЕГЭ по географии и показали хорошие результаты.
Педагогическая идея моей концепции – создание образовательной среды, формирующей личность ребёнка - творца, ребёнка - исследователя, который получает удовольствие от своей деятельности.
Итак, системно-деятельностный подход в образовании – это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела. И эта философия помогает мне и моим ученикам быть активными.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.