СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ
Методологической основой ФГОС ООО является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности обучающегося
и продвижение его в развитии в процессе собственной деятельности. Так как основной формой организации обучения является урок, то преподавателю необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков в рамках системно-деятельностного подхода.
Одна из основных задач модернизации современного российского образования - это качественное изменение, которое связывается с достижением новых образовательных результатов. Это предполагает внесение существенных изменений в практику деятельности преподавателя и образовательного учреждения в целом. В современном контексте необходимыми становятся не сами знания, а знания о том, как и где их применять. А точнее о том, как информацию найти, интерпретировать, или создать новую. Таким образом, для замены действий «результат – знания» на «результат – умения», то есть овладение способами взаимодействия с миром необходимо изменить характер учебного процесса и способы деятельности обучающихся.
Сущность системно-деятельностного подхода - это формирование личности обучающегося и продвижение его в развитии в процессе его собственной деятельности. Системно-деятельностный подход становится средством социализации. Он обеспечивает совместные и осознанные действия субъектов образования в процессе обучения. Он обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Касательно общего среднего образования деятельностный подход ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающегося. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности обучения, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть хозяином своей деятельности, своей жизни. Он: ставит цели, решает задачи, отвечает за результаты.
Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством развития. Данный подход направлен: на развитие каждого обучающегося, на формирование его индивидуальных способностей, позволяет значительно упрочнить знания, увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. При этом создаются благоприятные условия для их разноуровневой подготовки, реализации принципа моделирования. Технология деятельностного метода обучения не разрушает «традиционную» систему деятельности, а, преобразовывает её, сохраняя все необходимое для реализации новых образовательных целей. Одновременно она является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым обучающимся индивидуальной образовательной траектории; при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Деятельностный подход к обучению предполагает: наличие у обучающихся познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться); наличие конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно изучить, освоить). В обучении основным элементом работы обучающихся будет
решение задач, т.е., освоение новых видов деятельности: учебно – исследовательской, поисково-конструкторской, творческой. Обучающиеся становятся активными субъектоми образовательной деятельности. Категория деятельности в этом случае является фундаментальной и смыслообразующей для всего процесса обучения. В этой ситуации перед преподавателями ставятся задачи: научить получать знания; научить работать и зарабатывать; научить жить; научить жить вместе (учение для совместной жизни). А для этого необходимо овладевать инновационными технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования в образовании. Обучение должно быть
организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Требования к результатам ФГОС НОО – ведущая, системообразующая составляющая. Вслед за этим меняется содержание образования, его методы и формы. Новый результат формулируется в виде конкретных задач. Зачем учить (цель)? Чему учить (изменение содержания)? Как учить (изменение методики)? Таким образом, меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Меняется и представление об уроке. Организация деятельности обучающихся на уроке происходит через: постановку цели деятельности; планирование своих действий по реализации поставленной цели; саму деятельность, рефлексию
полученных результатов. Реализация деятельностного метода обучения опирается на методы: активные, интерактивные,
исследовательские, проектные. Новый образовательный результат разворачивается и через определенную последовательность этапов работы процесса обучения – изменение структуры урока. Тип урока определяет формирование того или иного учебного действия в структуре учебной
деятельности: урок постановки учебной задачи; урок решения учебной задачи; урок моделирования и преобразования модели; урок решения частных задач с применением открытого способа; урок контроля и оценки.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
2. уроки рефлексии;
Деятельностная цель: фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения. Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.
3. уроки общеметодологической направленности:
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.
Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.
4. уроки развивающего контроля:
Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.
Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода включает в себя: самоопределение к деятельности начинается с мотивации; актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля; совместная с обучающимися постановка цели, постановка проекта выхода
(совместный поиск путей решения проблемы), закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим оформлением решения),самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и взаимооценкой, включение в систему знаний и повторение (неоднократность познавательных действий, практическое закрепление опыта), рефлексия. Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса обучения, структуру учебной деятельности обучающихся, адекватную современным приоритетам, российского модернизирующего образования.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.