Системно – деятельностный подход в обучении как средство активизации творческой деятельности обучающихся.
Оценка 4.6
Семинары
docx
английский язык
3 кл
13.02.2018
Данный материал включает обобщение опыта работы над проблемой использования системно-деятельностного подхода в обучении как средства активизации творческой деятельности обучающихся при переходе на федеральный государственный образовательный стандарт. В связи с запросами современного общества учитель должен стремиться реализовывать в своей деятельности одну из важнейших задач – формирование творческой личности ребёнка. Насколько это реально в современной школе? Какие приемы и методы работы можно использовать для развития творческих способностей обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности?
семинар.docx
Тема: Системно – деятельностный подход в обучении как средство активизации
творческой деятельности обучающихся.
Сознание остается неизменным в своей сущности, но вызывает во время работы вихри,
потоки, каскады новых мыслей и образов, ощущений и слов. Поэтому иногда человек
сам удивляется тому, что написал. К.Г. Паустовский
Добрый день, уважаемы коллеги! Перед началом своего выступления я хотела бы
провести небольшой опрос.
Инструкция: «Не задумываясь, устно, ответьте следующие на вопросы:
1. Самая выдающаяся часть лица /ответ нос/
2. Самый известный поэт? /Пушкин/
3. Самый распространенный фрукт? /Яблоко/
4. Самый известный цветок? /Роза?»
Внимание на экран, поднимите руки те, кто на вопросы ответил следующим
образом (перечислить ответы). Вот видите как много совпадений. Все это говорит о
типизации нашего мышления.
А в современном обществе возросла потребность в людях, способных мыслить
неординарно и нестандартно. Наша общая задача – воспитывать гармонично развитого
человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи. А если
таковы запросы современного общества, то учитель должен стремиться реализовывать
в своей деятельности одну из важнейших задач – формирование творческой личности
ребёнка.
Можно ли воспитать творческую личность в условиях реализации ФГОС?
Конечно да, поскольку основой ФГОС является системно – деятельностный
подход, который позволяет формировать творческий потенциал обучающихся.
Итак, проблема над которой я работаю «Системно – деятельностный подход в
обучении как средство активизации творческой деятельности обучающихся». Считаю
её актуальной, так как сегодня необходима переориентация обучения, о чём говорится
в Федеральных государственных образовательных стандартах, и нельзя создать новое,
не обладая творческими способностями.
Преимуществом системно – деятельностного подхода является то, что он
органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.
1 Для реализации СДП в своей деятельности я использую следующие технологии
(элементы технологий):
технология
сотрудничества, технология развития критического мышления, здоровьесберегающая
технология.
технология проектной деятельности,
Актуальность использования данных технологий для меня закономерна, они
мне помогают решать следующие задачи на уроках: 1) развитие познавательного
интереса у обучающихся; 2) развитие самостоятельной познавательной деятельности;
3) развитие творческого потенциала обучающегося.
Изучив и проанализировав уже имеющийся опыт педагогов А.В.Луначарского,
П.П.Блонского, С.Т.Шацкого, Б.Л.Яворского, Б.В.Асафьева, Н.Я.Брюсовой,
занимавшихся данной проблемой, я выстроила свою деятельность.
Моё собственное видение «творчества» привело меня к пониманию того, что
наши дети много знают, но мало умеют, а если и умеют, то делают это на низком
креативном уровне. Поэтому я и поставила следующие цели и задачи:
Создание условий для развития детской фантазии, причинно – следственного
мышления, языкового чутья, творческого воображения;
Создание условий для развития умений сочинять сказки и рассказы;
Создание условий для решения сложных проблемных заданий;
Создание условий для формирования любознательности, стремления к познанию
нового, неизведанного;
Создание условий для формирования умения мыслить логически, нестандартно;
Создание условий для развития речи, логики и мышления;
Создание условий для повышения мотивации к самосовершенствованию.
Уровень развития творческих способностей зависит от содержания и методов
обучения в школе. Используя разнообразные методы обучения, в том числе и игровые,
систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость
мышления, учит рассуждать, не зубрить, а мыслить, самим делать выводы, находить
новые оригинальные подходы, доказательства и т.д.
Развитие творческих способностей осуществляется в двух направлениях: на
уроках и внеурочных занятиях.
На моих уроках дети учатся принимать вызов и находить решения
предложенных ситуаций.
Нередко я представляю детям предмет, фразу, звук, рисунок, образ,
неожиданное загадочное задание и прошу назвать тему урока. При этом считаю
2 важным не договаривать, не давать всю информацию полностью. Тем самым создаю
условия для развития творческих способностей моих учеников.
Иногда я предлагаю сочинить сказку и инсценировать её, или, изучая, загадки,
поговорки и скороговорки придумать свою (сочинение загадок осуществляется в
несколько этапов: 1 отгадывание загадок. Внимание детей привлекается к двум
особенностям загадок: а) называется не сам предмет, а другой, похожий на него, б)
указываются самые яркие отличительные признаки предмета. Для отгадывания и
анализа используются такие загадки, в которых черты этого жанра проявляются
достаточно отчётливо; 2 наблюдение. Здесь проводится рассматривание предмета с
целью выявить его наиболее существенные признаки, а также найти похожий предмет,
который можно было бы использовать для иносказания; 3 собственно сочинение
загадок, сначала коллективное, а затем и самостоятельное.).
Чтобы справиться с этими заданиями, ученику необходимо быть внимательным
к предложенной информации, уметь сопоставлять факты и проводить ассоциации,
делать выводы.
Для обеспечения максимальной самостоятельности у обучающихся я применяю
на уроках одну из лучших и эффективных форм организации творческой деятельности
обучающихся – это работа по микрогруппам в коллективе.
Моя роль «Теневого генерала» создавать условия для творческой работы:
поддерживать, «подливать масло в огонь», консультировать, незаметно направлять,
удивляться успехам и находкам.
Умею и активно использую оригинальные,
инновационные идеи
нетрадиционных уроков, повышая интерес обучающихся к предмету, создавая
атмосферу творческого сотрудничества: урокигра «Поле чудес», «Слабое звено»,
урокпутешествие, урокаукцион, урок«Ателье» и другие.
Всё это не ново, но и не так просто ведь чтобы успешно справить с заданиями
нам с ребятами приходится использовать методы и приёмы, используемых мной
элементов технологий:
дидактические игры;
интерактивные приёмы;
ситуативные игры.
Заметьте, эти приёмы я использую не только на уроках, но и во внеурочной
деятельности.
3 Внеурочная деятельность представлена кружками «Инфознайка» и «Поиграй
со мной».
Разная форма организации внеурочной деятельности значительно повышает
активность и работоспособность детей, способствует психологической разрядке,
снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих
отношений, а значит эффективности обучения.
В процессе обучения «Инфознайке» происходит: развитие творческого
потенциала с использованием ИКТ; интеллектуальных способностей обучающихся, их
потребности к познанию; развитие самостоятельности и творческой активности
обучающихся, что, в свою очередь, способствует развитию духовных способностей
детей и формированию общей информационной культуры младшего школьника;
освоение способов работы с информацией.
В этом году кружки по «Инфознайке» и «Поиграй со мной», посещает ребёнок
с ОВЗ. Он вместе со всеми детьми, с помощью игры познаёт азы компьютерной
грамотности. Наша работа только началась, но я думаю, что в дальнейшем она
принесёт результаты.
Следует признать, что развитие творческого потенциала тесно связано на
уроках и во внеурочной деятельности в начальной школе.
Активизация творческой деятельности обучающихся помогает воспитывать
граждан способных нестандартно мыслить, способных направить свои идеи в добрые
цели. Ведь педагогический труд нетворческим не бывает и быть не может, ибо
неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя!
4
Системно – деятельностный подход в обучении как средство активизации творческой деятельности обучающихся.
Системно – деятельностный подход в обучении как средство активизации творческой деятельности обучающихся.
Системно – деятельностный подход в обучении как средство активизации творческой деятельности обучающихся.
Системно – деятельностный подход в обучении как средство активизации творческой деятельности обучающихся.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.