Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.
Оценка 5

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Оценка 5
Исследовательские работы +1
doc
математика
5 кл—9 кл
03.03.2018
Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.
Известно, что математика один из самых трудных предметов для учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Это объясняется, с одной стороны, особенностями усвоения математических знаний учащимися, с другой стороны абстрактностью математических понятий. Хочу поделиться своей системой работы по изучению единиц измерения, которая дает возможность показать практическую значимость темы, делает процесс запоминания непринужденным, интересным и прочным, способствует формированию обобщений, развитию целенаправленности действий. Практически все учащиеся хорошо усваивают данную тему.
Педагогическая статья.doc
Системно ­ деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ. Расскажи мне и я забуду. Покажи мне и я пойму. Позволь мне сделать самому, и я научусь. Конфуций      Известно, что математика один из самых трудных предметов для учащихся с  интеллектуальной   недостаточностью.  Это   объясняется,  с  одной  стороны, особенностями   усвоения   математических   знаний   учащимися,   с   другой стороны абстрактностью математических понятий. В   специальной   школе   VIII     вида   уже   с   первого   класса   учащиеся знакомятся   с   единицами   измерения.   И,   в   дальнейшем,   из   года   в   год,   они повторяют имеющиеся у них знания и получают новые, вплоть до девятого класса. Но, несмотря на это, к пятому классу большинство детей не имеют необходимых   знаний   и   умений   по   данной   теме   или   допускают   различные ошибки.   Причины   трудностей   и   ошибок   кроются   в   особенностях познавательных   и   психофизических   процессов   развития   учащихся специальной школы VIII вида. Но,   несмотря   на   трудности,   нельзя   отрицать   значимость   и необходимость   изучения   данной   темы,   которая   позволяет   тесно   связать математические знания с жизнью, учащиеся получают практические умения и навыки   измерения,   необходимые     как   в   повседневной   жизни,   так   и   при овладении будущими профессиями. Хочу   поделиться   своей   системой   работы   по   изучению   единиц измерения,   которая   дает   возможность   показать   практическую   значимость темы, делает процесс запоминания непринужденным, интересным и прочным, способствует   формированию   обобщений,   развитию   целенаправленности действий. Практически все учащиеся хорошо усваивают данную тему.        Принимая во внимание все перечисленные трудности в обучении детей с интеллектуальной   недостаточностью,   необходимо   привести   высказывание Л.С. Выготского о том, что «дети с дефектом могут достигнуть то же, что и нормальные,   но   иным   способом,   на   ином   пути,   иными   средствами,   и   для педагога очень важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребенка». В   его   же   трудах   мы   находим   и   описание   этапов   овладения   новыми знаниями, следуя которым, можно успешно решать проблемы в обучении и коррекции личности умственно отсталого ребенка. Вот эти этапы: I   этап.   Мотивация   (создание   жизненной   ситуации,   которую   необходимо решить, т.е. предварительное представление о задании); II этап. Действия с предметами (включение всех уч­ся класса в предметно­ практическую деятельность, в результате которой ребята «открывают» новые знания) III этап. Внешняя   речь   (освоение действий в плане громкой речи, когда выполняется задание, и каждый   шаг подробно объясняется). Активизация всех   анализаторов:   введение   жестов,   символов,   графических   обозначений, алгоритмов. IV   этап.   Внутренняя   речь   (перенос   действий   в   умственный   план,   задание выполняется самостоятельно, с опорой на полученное правило, алгоритм). Особенности  обучения построенного в соответствии с перечисленными этапами   является   то,   что   знания   не   даются   в   готовом   виде,   дети   их «открывают» сами в процессе активной практической деятельности, решая жизненно значимую ситуацию, а значит знания, полученные таким образом, более осознанные и прочные.              Проводя первые уроки по теме «Именованные числа» я, к сожалению, убедилась   в  том,  что   большинство   учащихся  5  класса   не  имеют   реальных представлений о единицах измерения длины, с которыми они познакомились в начальной школе; не помнят и о соотношениях между этими мерами. Поэтому, прежде чем переходить к действиям с именованными числами, я провела ряд занятий на повторение ранее изучаемого материала, опираясь на практический опыт своих учеников. Основные этапы работы при изучении метрической системы мер. 1. Накопление (активизация, расширение или уточнение) чувственного опыта, необходимого   для   понимания   смыслового   содержания   изучаемых   величин, связи   между   величинами   составного   именованного   числа,   в   процессе выполнения действий с этими числами, с измерительными инструментами (и без них), а также для речевого оформления производимых действий. 2.   Введение   понятия   семантика   слова,   жестовая   символика,   графическое обозначение. 3. Числовое оформление данного понятия: простые и составные именованные числа, преобразование именованных чисел. 4.   Действия   с   именованными   числами   (сложение,   вычитание);   действия   с именованными и отвлеченными числами (умножение и деление). Метр.          С этой мерой длины школьники знакомятся в 3 классе, повторяют в четвертом и, по логике вещей, должны иметь четкие представления об этог' единице   измерения.   На   практике   выходит   иная   ситуация.   Вот   пример. Приношу на урок ленту, веревку и предлагаю следующий вопрос: ­ Как узнать длину ленты? (Надо измерить.) – Чем будем мерить? (Линейкой) – В каких единицах запишем ответ? (Молчание) Вывод: у учащихся сформировано представление о необходимости выполнить измерительные действия. Однако большинство из них забыли,  как называются единицы измерения длины и как они записываются на письме. Понятие (слово) не подкреплено действием (жестом), символом. Для активизации памяти предлагаю измерить длину класса: ­ Чем будем мерить длину? (Линейкой) ­ А есть ли другой инструмент? (Метр ­ большая деревянная линейка).  ­ Ребята, у нас в классе только один деревянный метр, а вас 8 человек (т.е. создаю проблемную ситуацию). Что надо сделать, чтобы в работе принимали ученики всего класса? Решить эту проблему предлагаю 2 способами: 1  способ.  Раздаю всем детям   заранее   приготовленные   полоски   плотной   бумаги   длиной   в   1м. Проводим с детьми измерение. По окончанию работы подводим итог: а) длину класса (и  не  только)  можно  измерить   с  помощью   любого  предмета, длина которого   соответствует   длине   деревянного   метра;   б)   этот   способ   не совершенен,   т.к.   предлагает   использование   предмета,   который   не   всегда оказывается под рукой. Таким   образом,   подвожу   детей   ко  2   способу.  Предлагаю   еще   раз внимательно рассмотреть  метр  и сравнить его с собой. В результате этой работы,   учащиеся   сравнивают  метр  с   расстоянием   от   плеча   до   кончиков пальцев   вытянутой   руки.   Самостоятельно   делают   выводы:  метр  есть   у каждого из нас, его можно показать на себе, этим метром можно производись измерительные действия. (Производим практические измерительные действия с веревкой, резинкой и др. предметами). Есть еще один момент в работе с единицами измерения на данном этапе: необходимо довести до сознания детей, что все меры, которые мы показываем на   себе,   являются   приближенными,   но   это   не   ошибка,   это   жизненная необходимость. Дециметр.            Понятие «дециметр» отрабатывается по аналогии с понятием «метр». Создаю ситуацию «успеха»: предлагаю измерить ленту, бант, веревку. Длина этих предметов равна целому числу метров. Создаю проблемную ситуацию: предлагаю измерить парту. Ученики пользуются метром или меркой своего тела ­ получается остаток. Делаем вывод: не все предметы можно измерить метром, есть другие единицы измерения длины, которые меньше метра, эти единицы помогут нам вычислить   остаток.   Ввожу   понятие   «дециметр».   Еще   раз   измеряем   парту, получаем результат: 1м 2дм. Ставлю перед учащимися новую задачу: ­ Метр в классе один, вас  ­8 человек, каким способом можно измерить парты класса всем одновременно? Такими вопросами подвожу детей к мысли о том, что необходимо эту меру длины   найти   на   себе:   рассматриваем   деревянный   метр,   определяем количество   делений,   режем   метровые   бумажные   ленты   на   10   частей, сравниваем эти бумажные эквиваленты дециметра со своим телом, приходим к выводу: дециметр равен ширине ладони.                           Аналогично   провожу   работу   над   понятием   «сантиметр»   и «миллиметр».   Перед   тем   как   проводить   урок   по   теме   «километр»,   веду учащихся на экскурсию, где они реально увидят расстояние в 1км, пройдут это   путь,   сами.   установят   связь   между   расстоянием   в   1км   и   временем, необходимым,   чтобы   пройти   это   расстояние.   В   дальнейшем,   используя отработанную  схему  проведения  уроков, учащиеся  легко   запоминают  само понятие «километр», его обозначение на письме, графический символ, жест.                           Особое   внимание   на   этом   этапе   работы   уделяю   заучиванию соотношений между единицами  измерения длины: сколько  в крупной мере мелких   мер.   Заучивание   идет   достаточно   трудно.   Для   более   легкого запоминания   использую   деятельностный   прием   «отстукивание» (отхлопывание). Приведу пример. Игра «Молчанка»  Цель: изучение соотношения мер длины.  Содержание: «Вы немые. Вместо языка говорят ваши руки». Вопрос: Сколько в 1м ­ см? Ответ:(100см)   ­   ученики   делают   два   стука   по   парте   в   соответствии   с количеством нулей.  Вопрос: Сколько в 1км ­ м?  Ответ: (1000м) ­ три стука.  Вопрос: Сколько в 1дм ­ см?  Ответ: (10см) ­ один стук. И т. д. Эту игру можно проводить и с использованием внешней речи, т.е. с  проговариванием своих действий. В результате такой работы дети с  'интеллектуальной недостаточностью хорошо усваивают необходимые знания.  После того, как все понятия уточнены, провожу работу по их закреплению.  Преобразование чисел, полученных при измерении.   Это   обязательный   этап   в   работе   с   именованными   числами,   проводится каждый раз перед выполнением действий с ними.  Приемы, используемые в работе по преобразованию именованных чисел   1. Постановка учебной цели. Создаю   на   уроке   жизненную   проблемную   ситуацию,   при   решении   которой учащиеся должны убедиться в необходимости преобразования именованных чисел. а) из крупных мер в мелкие (раздробление): «У меня в руках полоска бумаги длиной 1дм. Я отрезаю 15см. Какой длины полоска осталась?» б) из мелких мер в крупные (превращение): «Я пошла в магазин за продуктами. Кассир дал мне сдачу 300к (показываю учащимся). Вы видите, это целый мешок денег. Он тяжелый, не помещается в кошелек. Что же мне нужно сделать?» Для письменной работы предлагаю другое упражнение: 3м = ...см (первичное закрепление   проводит   учитель,   опираясь   на   алгоритм   действия,   используя прием «отстукивания») 1. – Проверим, есть ли пропущенные разряды. В одном метре 100 сантиметров. Это два нуля. Постучите, (дети отстукиваю; количество   нулей)   Приписываем   пропущенные   разряды  ­   справа,   получаем следующую запись: 3м 0 0см 2. ­ Заменим крупные меры мелкими. Предлагаю   учащимся   закрыть   ладонью   (пальчиком)   крупную   меру   и переписать   оставшееся   число   и   наименование   без   изменений:   3м   0   0см= 300см.  Вывод: Крупную меру заменили мелкой. При   выполнении   письменных   действий   использую   последний   пункт алгоритма действий и метод «волна». 3. ­ Заменим мелкую меру крупной. а)  В  одном  метре   сто  сантиметров. «Чтобы  разделить   число   на 100,  надо отбросить справа два нуля»:   3ØØ см б) ­ Чтобы в тетрадях не было зачеркиваний, я буду использовать «волну»: обведу волнистой линией столько цифр, сколько надо отбросить: 300см в) ­ Все, что стрит впереди «волны» ­ это крупная мера, остальные цифры ­ мелкие меры: 3м 0 0см          Вся работа по преобразованию именованных чисел строится с учетом постепенного   усложнения   материала:   от   более   легких   случаев   —   к   более сложным.      Изучая метрическую систему мер, действия с именованными числами, их преобразование,   учебный   процесс   строился   на   активной   познавательной деятельности учащихся, которые получали новые знания не в готовом виде, а «открывали»   их   сами   в   процессе   выполнения   действий   с   предметами   под контролем   учителя.   Такие   приемы   запоминания     единиц   измерения   как жестовый, а соотношение единиц измерения, как простукивание хорош еще и тем,   что     дает   возможность   активизировать   все   анализаторы,   а   значит повысить   качество   усвоения   и   запоминания   нового   материала.   А   так   же позволяет   легко   припомнить   полученные   знания   в   нужный   момент,   стоит показать и они «всплывают» в памяти, в сознании ребенка.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.

Системно - деятельностный подход при изучении метрической системы мер на уроках математики в обучении детей с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.03.2018