Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"
Оценка 4.9

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Оценка 4.9
Научные работы
doc
математика
5 кл—9 кл
16.02.2018
Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"
Творческое осмысление опыта работы привело к созданию системы работы над развитием и формированием одаренности детей. Талантливые дети видят неожиданные, непривычные связи между событиями. В статье говорится о качествах, необходимых учителю для работы с одаренными детьми, о этапах работы, о создании творческой среды при обучении математике для развития одаренности, которая реализуется через урочную деятельность, внеклассную работу по предмету, воспитательную работу, методическую работу.
Развитие одарённости на занятиях по математике..doc
Развитие одарённости на занятиях по математике. Ананьева Ольга Владимировна,учитель МКОУ Большеясырская ООШ 396221,Воронежская обл.,Аннинский район ,с.Большие Ясырки,ул Жданова,11  Творческое осмысление опыта работы привело к созданию системы работы  над развитием и формированием одаренности детей. Талантливые дети видят  неожиданные, непривычные связи между событиями. Эти связи нередко  составляют основу творчества и изобретательности. В статье говорится о  качествах, необходимых учителю для работы с одаренными детьми, о этапах  работы, о создании творческой среды при обучении математике  для развития  одаренности, которая реализуется через урочную деятельность, внеклассную  работу по предмету,  воспитательную работу, методическую работу.  В   настоящее   время   внимание   к   школьному   математическому   образованию усиливается во всех странах мира. Изучение основ математики становиться все более   существенным   элементом   образовательной   подготовки   молодого поколения, т. к. математика обладает огромным образовательным, развивающим и воспитательным потенциалом.  Творческое   осмысление   опыта   работы   привело   к   созданию   системы педагогической   деятельности,   а   так   же   системы   работы   над   развитием   и формированием одаренности детей.  На   проблему   одаренности   есть   две   диаметрально   противоположные   точки зрения:   одни   считают,   что   одаренными   являются   все   дети,   только   вот   у «несостоявшихся»   условия   воспитания   и   обучения   были   неподходящими. Другая точка зрения: одаренность ­ это дар Божий. Как это нередко бывает, правы те и другие: это и дар судьбы, и нечто, зависящее от условий воспитания и   обучения.   В   период   обучения   в   школе   учеников,   проявляющих   особые способности   к   математике,   видно.   Они,   как   правило,   легче   и   быстрее сверстников усваивают новые темы, предлагают новые, нестандартные решения задач,   проявляют   повышенный   интерес   к   предмету,   предпочитают   решать нестандартные задачи, а не «отрабатывать навык» по закреплению какого­либо способа   решения.   Талантливые   дети   видят   неожиданные,   непривычные   связи между   событиями.   Эти   связи   нередко   составляют   основу   творчества   и изобретательности. Задача педагога:  Выявить   склонности,   а   затем   в   процессе   их   совершенствования  развивать способности, которые в дальнейшем смогут перерасти в одарённость.  I.Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми:  •         Позитивная «Я ­ концепция».  •         Целеустремленность и настойчивость.  •         Зрелость.  •         Эмоциональная стабильность.  •         Чуткость.  •         Способность к индивидуализации обучения.  •          Умение   вырабатывать   эффективные   пути   работы   с   родителями одаренных детей.  Учитель должен:  •         Быть доброжелательным.  •         Разбираться в психологии одаренных детей, чувствовать их  потребности и            интересы.  •         Иметь высокий уровень интеллектуального развития.  •         Иметь широкий круг интересов и умений.  •         Быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных  с             обучением одаренных детей.  II. Этапы работы  •         Изучение научной, методической и психологической  литературы и  опыта коллег.  •         Разработать и апробировать мониторинг, с учетом вопросов  преемственности.  •         Подбор содержания.  •         Анализ промежуточных результатов и их коррекция.  •         Создание системы работы.  •         Обобщение опыта работы по проблеме.  III.Система работы над развитием и формированием одаренности  Направления:   Урочная деятельность              1.Методическая работа  Реализуется через:   Внеклассная работа по предмету   Воспитательная работа   Методическая работа  Обобщение ППО    Участие в ШМО, РМО, семинарах управленцев, круглых столах    Повышение квалификации   Участие в профессиональных конкурсах    Конкурсах инноваций  2.Урочная деятельность  Реализуется через:   2.1 Уроки с использованием технологии:   Проблемного обучения    Модульного обучения    Обучение в сотрудничестве  (группового самостоятельного обучения)  Применение технологий в учебной деятельности провожу в шесть этапов:        1 Подготовительный:        а) изучение теории, посещение курсов;        б) анализ информации и собственной деятельности;        в) характеристика классов, анализ диагностик, прогнозирование  результатов.         2 Апробация технологий.         3  Авторская сравнительная характеристика трех технологий,  применяемых на практике (отличительные признаки, плюсы, минусы,  применения (методы, приемы и типы уроков), формируемые ОУУН).        4 Анализ полученных результатов учебно­воспитательной деятельности.        5 Обобщение опыта по внедрению технологий.        6 Распространение опыта.  2.2   Элективные   курсы,   индивидуально­групповые   занятия,   курсы   по выбору с применением метода проектов        Элементы статистики и теории вероятностей (5кл.) Математическая шкатулка(5 кл.) Геометрия в архитектуре Англии(5 кл.) Решение нестандартных задач (6 кл.)  Математическая мозаика(6 класс) Математика – метод познания окружающего мира.(6 кл) Мир языком цифр(7 кл.) Логические задачи(7 кл)  Математический   язык   через   призму   естественного   языка   или   язык математики(7 кл) Математика и спорт(7 кл.) Решение задач, содержащих знак модуля и параметра ( 8,9 кл)  Графики функций. Красота линий(9кл.) Текстовые задачи(9 класс) Моделирование экологических процессов(9 кл.) 2.3 Использую на уроках:          1)Занимательные и творческие задания.    Даже устный счёт можно подать так, чтобы дети увлеклись. Ему я уделяю большое внимание. Цель устного счёта – повышение вычислительной культуры учащихся. Я стараюсь проводить устный счёт на каждом уроке, во всех классах. Не   секрет,  что   чем   старше   класс,   тем   хуже   дети   считают.   На   устном   счёте применяются наглядные и занимательные задания. Например, кому интересно узнать какая рыба без чешуи? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно выполнить задание: ­2,7 +7,6 +0,6 ­0,3 +1,8 10 щука – 5,2; сом – 3; карась – 5; налим – 2, 5; окунь – 7,1. Учащийся   должен   выбрать   рыбу   из   данного   списка,   подставить соответствующее   ей   число   в   тёмный   квадрат   и   выполнить   вычисления, диктуемые  блок­схемой.  Если  в  результате  получится  10, то, следовательно, ответ найден.  На   уроках   играем   в     «Буквоград»,   «Математический   волейбол», «Математическая спираль», «Математическая вышивка», кодовые слова и т. д. Нельзя   считать,   что   использование   игровых   ситуаций   на   уроке   дает возможность учащимся овладеть математикой “ легко и просто”. Легких путей в науке нет. Но необходимо использовать  все для того, чтобы дети учились с интересом. Дидактическая игра не самоцель, а средство обучения и воспитания, развития творческой личности.           2) Задания повышенной сложности        3) Тесты, самостоятельные и контрольные работы трёх уровней сложности (5 ­ 9 кл)  2.4 Проектная деятельность.  Мониторинг   эффективности   использования   метода   проектов   в   урочной деятельности   показал   положительную   динамику   увеличения   числа   учащихся, вовлеченных   в   творческую   деятельность.   Сопоставление   данных   дает возможность   сделать   вывод   о   правильном   выборе   метода   проектов.   В   ходе работы   над   проектами   формируются   информационная   и   коммуникативная компетентности . Элементы   этой   технологии   применяю   с   5   класса.   Дети   объединяются   в группы по желанию, по интересам, группы с разным уровнем обученности. В проекте   найдется   дело   для   каждого!   С   большим   интересом   пятиклассники готовили   проекты   по   теме:   «Многогранники»,   «Шар»,   «Цилиндр»,   «Конус», «Куб»,   «Пирамида»,   а   так   же   выполняли   другие   творческие   задания.   В исследовательской деятельности главной целью является получение объективно новых знаний. Меняются и критерии успешности обязательного процесса. Оцениваю не только знания, но и другие показатели: – участие в дискуссиях; – умение высказывать свою точку зрения; – сбор материала из различных источников; – активность при обсуждении вопросов; – умение задавать вопросы; – возможность выразить свое отношение к изучаемому материалу.    В   5 классе работали вместе с учащимися над информационным проектом «Старинные   меры».   В   ходе   выполнения   данного   проекта   школьники   учатся работать с текстом, анализировать информацию, делать обобщения и выводы; идёт   развитие     творческих   способностей:   умение   выдвигать   идеи,   находить несколько   вариантов   решения   проблемы.   В   6   классе:  “Развитие   математики: этапы,   проблемы,   достижения.   Первобытнообщинный   строй”.   Выбор   темы обусловлен тем, что математика является неотъемлемой частью человеческой культуры, и поэтому каждому человеку, полезно знать фрагменты истории этой науки, имена ее творцов, сущность их вклада в ход эволюции. В 9 классе проводили исследовательскую работу по теме «Решение старинных задач», с которой выступали  на конкурсе исследовательских работ в рамках IX муниципальной   ученической   научно­практической   конференции   «Юность: творчество, поиск, успех». Со своими учениками я планирую исследовательскую работу по теме: «  Золотое сечение». В   9   кл.   ребята   выполняют   курсовые   работы,   цель   которых   качественная подготовка   к   ОГЭ   по   математике.   Уровень   выполнения   работ   заметно отличается от других ступеней обучения. Работа под проектом: ориентируется на   личность   ученика,   его   интересы;   способствует   развитию   творческой активности   и   познавательной   способности   школьников;   предполагает самостоятельную   работу   учащихся   с   дополнительной   литературой   (словари, справочники, таблицы, графики, журналы, газеты и т. д.), а так же пользоваться информационными ресурсами  Интернет; расширяет кругозор.  На современном этапе, используя информационные ресурсы Интернет можно решить   целый   ряд   дидактических   задач   на   уроке.   Исходя   из   технических условий школы, использую групповую форму работы с электронным изданием, представляющим   комплекс   лабораторных   работ   по   геометрии,   алгебре, алгоритмике   и   теории   вероятностей,   предназначенный   для   поддержки   этих курсов заданиями творческого характера.  Умение пользоваться компьютером даст возможность мне и моим ученикам участвовать   в   сетевых   проектах,   дистанционных   олимпиадах   и   конкурсах регионального   уровня.   Использую   компьютерные   презентации   с   целью   более доступной   и наглядной подачи нового материала и обобщения материала по теме. 3.Внеклассная   работа   по   предмету                                Реализуется через:         Проведение декад и недель математики  (КВНов,   викторин,   смотров   знаний,   вечеров,   выпуск   газет,   написание докладов, рефератов, которые используются для проведения классных часов)  Небольшие творческие задания предлагаю на каникулы: 1.   Проиллюстрируйте   применение   математических   понятий,   терминов   на примерах   из   жизни,   художественной   литературы,   на   различных   школьных предметах. В 5 классе учащимся предлагается сделать подборку пословиц и поговорок, в содержание которых входит число. Семь раз отмерь, один раз отрежь. За двумя зайцами погонишься, ни одного не догонишь. Семь деревень, а лошадка одна. 2.   Придумайте   свою   задачу,   оформите   ее   и   решите   на   данную   тему. Классифицируйте  задания по данной теме по уровню сложности и составьте примерную контрольную работу для товарищей. 3. Напишите сказку, стихи, басню, сценку на математическую тему. Такое задание необычно для урока математики и поэтому вызывает интерес. 4.По   теме   «Центральная   и   осевая   симметрия»     в   8   классе   прошу   «шире раскрыть глаза» на окружающий мир.      работа   Подготовку к школьным и районным олимпиадам и конкурсам  4. Воспитательная   Реализуется через:  Программы, разработанные для класса:         Программы: «В здоровом теле здоровый дух», «Семья», «Мы лидеры»  Школьные:          «Развитие школы»          «Здоровье», « Рациональное питание»          «Большое малыми крупицами»  Проекты: Этнодилижанс          Одаренные дети  IV. Итоги   системы. Учащиеся   конкурентоспособны   на   выступлениях различного   уровня.   Выпускники   девятых   классов   успешно   учатся   на технических специальностях в техникумах, колледжах.

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"

Статья по теме "Развитие одарённости на занятиях по математике"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.02.2018