Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя школа г. Горбатов
«Системно–деятельностный подход при
реализации ФГОС основного общего
образования»
Учитель английского языка
МБОУ СШ г. Горбатов
Лукошина Е.А. 2015 год
Учитель находится в постоянном поиске: как научить ученика мыслить и
действовать самостоятельно? Ведь в современном мире умение мыслить
самостоятельно, опираясь на знания и опыт, ценится гораздо выше, чем
просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умения применять
эти знания для решения жизненных проблем.
Современные методы преподавания иностранного языка основываются на
творчестве, самостоятельности учащихся, на взаимодействии учащихся друг с
другом и учителем, роль которого меняется, вместо контролёра он
становится равноправным партнёром и консультантом. Как известно,
обучение иностранному языку нацелено на формирование и развитие
личности, способной и желающей участвовать в общении на изучаемом языке.
Потому так важно обеспечить общекультурное, личностное и
познавательное развитие ребенка, учить его искать, думать, творить, делать.
Именно на эти важные задачи и направлен новый ФГОС. ФГОС нового
поколения. В основу разработки новых стандартов положен системно
деятельностный подход.
Системнодеятельностный подход – организация учебного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в
максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности
обучающегося.
В условиях реализации ФГОС основного общего образования в приоритете и
одним из эффективных методов в обучении иностранному языку является
коммуникативный системно – деятельностный подход.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как
субъекта жизнедеятельности. В самом общем смысле быть субъектом – значит быть
хозяином своей деятельности, своей жизни. Он: ставит цели, решает задачи,
отвечает за результаты. Главное средство субъекта – умение учиться, т.е. учить
себя. Вот почему учебная деятельность является универсальным средством
развития. Реализация технологии деятельностного метода предполагает соблюдение
следующей системы дидактических принципов:
1) Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в
их совершенствовании.
2) Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми
ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с
учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности – предполагает формирование обучающимися
обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе,
социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в
системе наук).
4) Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна
предложить ученику возможность освоения содержания образования на
максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития
возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально
безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности – предполагает формирование обучающимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию
решений в ситуациях выбора.
7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение обучающимся собственного
опыта творческой деятельности.
Системнодеятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов
нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и
воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных
действий, которыми должны овладеть учащиеся; предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе
универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание
решающей роли содержания образования и способов организации
образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении
целей личностного и социального развития обучающихся.
Вместо простой передачи ЗУНов от учителя к ученику приоритетной целью
развитие способности ученика
школьного образования становится
самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря умение учиться.
Системно деятельностный подход основного общего образования на уроках
иностранного языка осуществляется через анализ жизненных ситуаций и
моделирование, посредством использования активных и интерактивных методик
обучения, участия в проектной, исследовательской деятельности, через вовлечение
учащихся в оценочнодискуссионную, игровую, рефлексивную деятельность, что
обеспечивает свободный поиск подхода к решению учебной задачи.
Важной характеристикой системнодеятельностного подхода в работе
педагогов является то, что он осуществляется на различных этапах урока. На
этапе самоопределения к учебной деятельности и актуализации знаний создается
проблемная ситуация, которая предполагает наличие разных вариантов решения
проблем. На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет
поиск, анализ, структурирование информации. Эффективность данного этапа урока
достигается за счет работы в группах постоянного и сменного состава, организации
проектной деятельности. На этапе включения нового знания в систему и
повторения используется индивидуальная работа, организуется индивидуальная
ликвидация пробелов в знаниях учащихся на основе самоконтроля и
взаимоконтроля. Особого внимания заслуживает этап обобщения полученных
знаний и рефлексии учебной деятельности.
Моделирование урока с позиции системно – деятельностного подхода
(урок английского языка, 5 класс, Биболетова, тема «Настоящее
длительное время»:
1. Самоопределение к деятельности начинается с мотивации.
Goodmorning, boys and girls! (Goodmorning, teacher!)
I am glad to see you! (We are glad to see you too!) Take your seats, please. (Thank you!)
Smile to your neighbor,
Smile to your teacher,
Raise your hands up
If you are ready to start. (Учащиеся выполняют просьбу учителя и
поднимают руки.)
2. Актуализация, фиксация затруднений и определение проблемного поля.
We go on studying English and today we shall learn a new rule. I hope that
you will understand it rather good and you will get only excellent marks. (Мы
продолжаем изучать английский язык, и сегодня мы узнаем новое правило
английского языка. Надеюсь, что вы его усвоите и получите за урок только
хорошие оценки.)
We begin our lesson with the game “I will take …”
(Урок мы начнем с игры «Я беру с собой…»)
Look at the screen. I will say what word I will take for the lesson. You
should try to find the similar words, then I will say if I take it or not.
(Посмотрите на экран. Сейчас я назову слово, которое возьму с собой на
урок. Попробуйте подобрать слова с подобным признаком, и я скажу, беру
его на урок или нет.)
I will take the word “play” for the lesson. (Учащиеся называют слова,
учитель сообщает, берет или нет. Таким образом, на доску учитель
выписывает нужные слова:
play, eat, drink, swim, do)
3. Совместная с обучающимися постановка цели.
Попробуйте догадаться по какому признаку я беру слова на урок?
(Это глаголы.)
Для чего мы взяли на урок глаголы? О чем будем говорить? (О
действиях, будем описывать, кто что делает, умеет делать.)
Как изменяются глаголы? (По временам)
I will take…
play Russian drink dog
I go to school every day.
I went to the park yesterday. school eat funny
I will go to the zoo tomorrow.
swim athletic do letter
Какие времена вы знаете? (Present Simple, Past Simple, Future Simple)
Look at the board. Read the sentences.
(На доске три предложения в настоящем длительном времени:
1. She is reading now. 2. He is jumping at the moment. 3. They are talking at
present.)
Translate the sentences. (Переведите предложения)
В каком времени построены предложения? Знакомо ли вам это время?
(Нет)
Давайте попробуем назвать его? (Учащиеся выводят название
времени, учитель помогает, задавая наводящие вопросы)
Open your exercisebooks and write down the date. (Учащиеся
записывают в тетради дату и тему урока, которую учитель оформляет
на доске, дает два названия времени: Present Continuous, Present
Progressive)
Итак, чему мы должны сегодня научиться? Какова цель нашего урока?
(Научиться строить предложения в настоящем длительном времени и
употреблять его в речи.)
4. Постановка проекта выхода (совместный поиск путей решения
проблемы).
Давайте выведем формулу образования настоящего длительного
времени. (Ученики выводят формулу с помощью предложений, записанных на
доске: to be+Ving, делают записи в тетради).
Когда же употребляется время? (Когда действие происходит в данный
момент.)
Как вы определите, что действие происходит прямо сейчас? (С
помощью слов now, at the moment, at present – учитель выделяет их в
предложении, а ученики записывают в тетради.)
5. Закрепление во внешней речи (с монологическим или диалогическим
оформлением решения). Посмотрите на формулу образования времени. Скажите, что нужно
обязательно повторить (Спряжение глагола to be – на доске два ученика
прикрепляют карточки с формами глагола к соответствующему
местоимению, остальные говорят, верно или неверно.)
Что еще необходимо уметь? (Добавлять окончание – ing глаголам)
Open your textbooks on page 53, find exercise 34, read the words after the
speaker. (track 25, адиоприложение к учебнику) – обратить внимание детей
на то, что окончание дает носовой звук)
Let’s word in a chain. Read the words. (Учащиеся читают слова по
цепочке.)
6. Самостоятельная работа с самопроверкой, самооценкой и
взаимооценкой.
Take the cards and fill in the gaps with the verbs we’ve taken at the
beginning of our lesson. (В карточках заполните пропуски, подобрав по
смыслу глаголы, которые мы взяли с собой на урок).
1) My brother ______________________ football.
play
2) I _________________________ my homework.
swim
3) We ___________________________ icecream.
4) The students __________________ in the river.
do
eat
5) Ann ____________________________ coffee.
drink
Проверьте самостоятельно правильность выполнения. 1. My brother is playing
football.
2. I am doing my
homework.
3. We are eating apples.
4. The students are
swimming in the river.
5. Ann is drinking coffee.
Поставьте себе оценки по количеству правильных предложений.
Подпишите листы и оставьте на партах.
7. Включение в систему знаний и повторение (неоднократность
познавательных действий, практическое закрепление опыта).
Сегодня мы разыграем сценку “In a British Family”. В словах каждого
героя используется настоящее длительное время. Заполните пропуски,
поставив глаголы в настоящее длительное время.
(Учитель раздает карточки с репликами героев каждому ученику.)
Grandmother: “I _____________________ (cook) a dinner.
Grandfather: “I _____________________ (read) a book.
Mother: “I _____________________ (eat) a sandwich.
Father: “I _____________________ (watch) TV.
Sister Kate: “I ________________________ (play) with a teddy bear.
Sister Linda: “I _______________________ (draw) a picture.
Brother Ben: “I _______________________ (run).
Brother Tom: “I _______________________ (listen) to music.
Ann: “ She __ (cook) a dinner. He __(read) a book. She ___ (eat) a
sandwich.
He ___(watch) TV. She _____ (play) with a teddy bear. She ___
(draw) a picture.
He ____ (run). He ____ (listen) to music.”
8. Рефлексия.
Какие впечатления у вас вызвал урок? Используйте фразы с экрана.
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
теперь я могу…
я почувствовал, что… у меня получилось …
я смог…
меня удивило…
урок дал мне для жизни…
мне захотелось… (Слайд 4)
Stand up, please! Our lesson is over. You were very active today. Thank
you for your work. Thank you for the lesson. Good luck! Good bye!
Урок был и остается основным элементом образовательного процесса.
Постановка цели урока – начальный этап проектирования урока. От умения
формулировать цель зависит как успех отдельно обучения, так и весь процесс
обучения английскому языку в целом. «Зацепить» надо с самого начала – удивить,
привлечь внимание, удержать его до конца урока. Стараюсь сделать урок
интересным, стремлюсь, чтобы ученики сами догадались и озвучили тему и цель
урока. Помогают мне в этом: тематические картинки, кроссворды, шифровка,
строчка из песни – все то, что подходит к изучаемой теме и, главное, интересует
учеников. Системнодеятельностный подход отражается в структуре, так
называемых грамматических уроков. На всех этапах урока ученики – активные
участники процесса обучения. Формированию грамматических навыков и умений мне
помогает комплекс специальных упражнений, который тренирует учащихся в
употреблении изучаемого грамматического явления.
Например, на стадии восприятия, учащиеся вычисляют из представленных
речевых образцов новое грамматическое явление, анализируют его форму,
формируют выводы. Затем учащиеся озвучивают результат своих исследований и
обращаясь к правилу (в учебнике), проверяют, насколько правильны их выводы.
Очень важно закрепить в памяти новое грамматическое явление и здесь мне приходит
на помощь правило инструкция. Для более успешного восприятия его учениками,
формирую так: «если (ты хочешь рассказать о том, что будешь делать на каникулах),
то … (используй данную форму)».
Для того чтобы сформировать знаково
символическое действие учащиеся сами схематично представляют новое
грамматическое явление. Составляя схему, школьники учатся выполнять действия
моделирования. Затем работаю над заполнением грамматического явления.
Подбираю упражнения, которые не предполагают никакого структурного изменения,
тем самым развивая универсальное умение выполнять действие по образцу. Для
более сильных использую метод подстановки, когда учащиеся самостоятельно
подставляют в одну и ту же грамматическую модель различные слова. Здесь
формирую у учащихся умение обобщать, выполнять задания по аналогии. Считаю, все это помогает учащимся более прочно усвоить новую грамматическую форму. По
завершению темы учащиеся уже умеют высказываться по теме, используя данную
грамматическую форму, здесь задания обязательно носят речевой характер. Перед
итоговым тестированием необходим самоконтроль и взаимоконтроль. Выполняя
данное задание, учащиеся формируют умение контролировать процесс и результаты
своей деятельности в сотрудничестве со мной, учителем, и сверстниками. И
обязательно рефлексия. Формы ее использую разные в зависимости от возраста
учащихся это могут быть карточки, форма незаконченного предложения и т.д.
Уверена, что использование системнодеятельностного подхода формирует
мотивацию учащихся к изучению английского языка, создает положительный
«эмоциональный фон урока». С помощью разнообразного дидактического и
раздаточного материала активирую речевую деятельность учащихся на уроках. В
рамках системнодеятельностного подхода на своих уроках использую парную
работу, групповую. Стараюсь планировать и проводить урок так, чтобы ученики
получали знания не в готовом виде, а находили их сами (принцип деятельности).
Задачей процесса обучения является развитие творческих способностей школьников.
Нам, учителям необходимо использовать такие технологии в преподавании предмета,
используя которые можно было бы научить учащихся творчески мыслить, находить
нестандартные решения, уметь проявлять инициативу, т.е. осуществлять
комплексный подход к воспитанию школьников.
Таким образом, системнодеятельностный подход основного общего
образования в обучении как основа реализации ФГОС позволяет развивать
мышление через обучение деятельности (самоопределение, самореализация,
рефлексия), формировать систему культурных ценностей и ее проявлений в
личностных качествах, формировать целостную картину мира, адекватную
современному уровню научного знания.
Успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя.
Учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм,
его желание раскрыть способности каждого ребенка – это и есть главный ресурс, без
которого новые требования ФГОС к организации учебновоспитательного процесса
в школе не могут существовать.
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Системно–деятельностный подход при реализации ФГОС основного общего образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.