Системно-деятельностный подход - методологическая основа стандартов начального общего образования нового поколения. Основной результат системно-деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе развития универсальных учебных действий.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно-деятельностного подхода.
Cистемно-деятельностный подход в начальной школе.doc
Системнодеятельностный подход в начальной школе
Системнодеятельностный подход методологическая основа стандартов
начального общего образования нового поколения. Основной результат системно
деятельностного подхода – развитие личности ребенка на основе развития
универсальных учебных действий.
Системнодеятельностный подход подразумевает использование в начальной школе
следующих технологий:
проблемнодиалогическая технология;
технология оценивания;
технология продуктивного чтения;
коллективные способы обучения (КСО);
технология развития критического мышления;
информационнокоммуникационные технологии;
технология проектного обучения.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой
развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, то
необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и
критерии оценивания урока в рамках системнодеятельностного подхода.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается системой дидактических принципов, ведущим из которых
является принцип деятельности. Он заключается в том, что ученик, получая знания
не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей
учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в
их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, универсальных учебных действий.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и
конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих
знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно
применять приобретённые знания;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия как после их
завершения, так и по ходу;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач. Системнодеятельностный подход на уроках проявляется:
а) в организации работы над речевыми и языковыми понятиями, над
закономерностями и правилами по законам учебной деятельности: от мотивации и
постановки учебной задачи к ее решению, осмыслению необходимого способа
действия и к последующему осознанному использованию приобретенных знаний;
б) в целенаправленной организации речевой деятельности учащихся применительно
к различным речевым ситуациям.
Успешность формирования УУД (универсальные учебные действия) у учащихся, на
мой взгляд, зависит от правильной расстановки основных этапов:
выделение цели формирования УУД, их функций в образовательном процессе,
содержания и требуемых свойств с учетом возрастнопсихологических
особенностей учащихся;
определение ориентировочной основы каждого из УУД, обеспечивающей его
успешное выполнение, и организация ориентировки учащихся при его реализации;
организация поэтапной отработки УУД, обеспечивающей переход от выполнения
действия с опорой на материальные средства к умственной форме и от совместного
выполнения действия к самостоятельному;
создание системы задач, включающих предметноспециальные, общелогические,
психологические типы, решение которых обеспечивает формирование заданных
свойств УУД;
нахождение конкретных форм УУД применительно к каждому предмету, описание
свойств действия.
Приведу примеры создания проблемных ситуаций для формирования следующих
умений:
познавательные: логические действия, структурирование знаний; построение
логической цепи рассуждений;
регулятивные: постановка учебной задачи в сотрудничестве с учителем;
коммуникативные: формулирование и аргументация своего мнения и позиции
в коммуникации, учет разных мнений.
Используя системнодеятельностный подход на уроках русского языка, предлагаю
школьникам систему посильных вопросов и заданий, которые шаг за шагом
приводят их к формулированию темы урока.
Например, 3 класс, тема: «Сложные слова».
Задание: Исправить ошибки в словах и обозначить орфограммы: варабей, лисник,
мухолофка. При проверке выясняется, что у одних учащихся один корень в слове мухоловка, а у
других – два.
А что, существуют слова с двумя корнями?
Какой вопрос возникает? (Сколько корней в слове мухоловка?)
Выясняют значение слова (ловит мух), рассказ, показ иллюстрации.
Как же быть?
Давайте подберем однокоренные слова к слову муха (подбирают), теперь к слову
ловит. Так какой первый корень? Второй? Значит, в этом слове 1 или 2 корня? Как
бы вы назвали такие слова? (трудные, двукоренные, сложные)
Почему их назвали сложные?
Сформулируйте тему урока.
Нарисуйте схему сложных слов.
В этой ситуации вопрос (Сколько корней в слове мухоловка?) не совпадает с
темой урока – сложные слова. После столкновения двух разных мнений учащихся
идет побуждающий диалог, который переходит в подводящий от проблемы диалог, а
далее по учебнику сравниваем, правильно ли открыли новый материал.
4 кл. Тема «Три склонения имен существительных»
Задание: прочитайте предложение и найдите однородные члены. Определите их
падеж и род.
Старая женщина волновалась о подруг… и дочер...
Что можем сказать об окончаниях? (возможно одинаковые)
Какие? (несколько вариантов дают дети)
Я вставляю окончания.
Что заметили? (окончания разные)
Какой вопрос возникает? (Почему у сущ. одного рода в одном падеже разные
окончания?)
Сформулируйте проблему. (Отчего зависит правописание безударных окончаний
имен существительных.)
При этом тема урока совершенно другая – три склонения имен сущ. Вопрос, не
совпадающий с темой урока.
Аналогичная ситуация при
Что общего в словах:
изучении спряжения глаголов
Стро..шь, черне..шь, светле..шь, кле..шь? (глаголы 2 лица ед.ч, безуд. гл. в оконч..) Попробуйте определить, какие гласные пропущены.
После вариантов ответа детей пишу окончания.
Какой вопрос возникает? (Почему в одних глаголах 2л. ед.ч. пишется гласная –е, а
в других –и?) Опять же вопрос, не совпадающий с темой урока.
Приведенные упражнения помогают при формировании универсальных учебных
действий на уроках русского языка, а именно:
установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её
мотивом;
соотнесение того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно;
составление плана и последовательности действий;
самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
поиск и выделение необходимой информации;
осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и
письменной речи;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание
алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового
характера;
анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных
признаков;
синтез: составление целого из частей;
установление причинноследственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
коммуникативные действия: обеспечивают возможности сотрудничества –
умение слышать, слушать учителя и понимать партнера, не перебивая
высказывания других людей, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи,
уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя. Умение учиться
означает умение эффективно сотрудничать как с учителем, так и со
сверстниками, умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать
поддержку друг другу.
Итак, использование системнодеятельностного подхода позволяет осуществлять:
формирование мышления через обучение деятельности: умение
адаптироваться внутри определенной системы относительно принятых в ней норм (самоопределение), осознанное построение своей деятельности по
достижению цели (самореализация) и адекватное оценивание собственной
деятельности и ее результатов (рефлексия);
формирование системы культурных ценностей и ее проявлений в личностных
качествах;
формирование целостной картины мира, адекватной современному уровню
научного знания.
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.