Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»
Оценка 5

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русский язык
3 кл
31.03.2017
Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»
Урок русского языка в 3 классе с элементами сингапурской методики по теме: «Повторяем состав слова» Цели: Образовательные: -уточнить понятия «корень», «основа», «приставка», «суффикс», «окончание»; -создать с учащимися алгоритм разбора слова по составу; Развивающие: - развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка. - развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей; -развивать сообразительность, мышление, память. Воспитательные: -создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность; -воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку; -воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.
рус.язык.doc
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия № 2» имени Баки Урманче города Нижнекамска Республики Татарстан Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова» подготовила  учитель начальных классов Сергеева Гульназ Сунгатулловна Урок русского языка в 3  классе с элементами сингапурской методики по теме: «Повторяем состав слова» Цели: Образовательные:           ­уточнить  понятия   «корень»,   «основа»,   «приставка»,              «суффикс»,  «окончание»;           ­создать с  учащимися  алгоритм разбора слова по составу;    Развивающие:    ­ развивать умения выделять части слова, способствовать развитию   орфографического    навыка.    ­ развивать речь учащихся, обогащать словарный запас детей;           ­развивать сообразительность, мышление, память.     Воспитательные:                    ­создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка    путём  вовлечения  каждого  в  активную  деятельность; ­           ­воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;           ­воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу. Оборудование:  ноутбук,   мультимедийный   проектор,   экран,   слайды   по   теме, картинки   с   рисунками,  конверты   с   заданиями,   карточки     индивидуального опроса, мэнэдж мэт, секундомер со звуковым сигналом, лесенка успеха. Формирование УУД:  личностные   действия:   уметь   создавать   благоприятную   дружескую   атмосферу вокруг себя, принимать активное участие на уроке, быть вежливым, воспитанным, корректным.   ­  регулятивные   действия:  уметь   планировать   свою   деятельность,   ставить перед   собой   задачи,   делать   выводы,   контролировать   свои   действия,   быть внимательным;   ­ познавательные действия:  уметь     разбирать   слова   по   составу   на   основе словообразовательного анализа, читать схемы состава слова, подбирать слова к заданным схемам.   ­ коммуникативные действия:   уметь работать в группе, в паре, принимая равное участие; уметь выслушать и помочь товарищу, обогащать связную речь посредством глаголов. Тип урока: изучение нового материала. Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая. Методы обучения: словесно­наглядный,  проблемно­поисковый  (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.                                                         Дети сидят по группам по 4 человека, на середине парты ­  мэнэдж мэт. У  каждого участника есть партнер по лицу и партнер по плечу. Ход урока I  .Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности. Хай Файв! Учитель: Добрый день.       Дети:       Мы рады приветствовать вас в классе,                       Возможно, есть классы и лучше и краше.                       Но пусть в нашем классе вам будет светло,                       Пусть будет уютно и очень легко,                       Поручено нам вас сегодня встречать,                       Ну начнем же урок, не будем зря время терять.      Учитель: Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей  хорошее, а будет ещё лучше. Я желаю вам успешной работы и приятного общения на уроке.  Посмотрите, друг на друга, улыбнитесь и пожелайте своему соседу удачи.       Итак, начнем наш урок. На партах лежат цветные полоски. Выберите из 4  один себе цвет. Прикрепите в бэйджиках. Пусть каждому из вас этот выбранный цвет принесет отличное настроение для усвоения  новых знаний.      Внимание на экран. Здесь эпиграф к нашему уроку.  Слово делится на части, Как на дольки апельсин. Может каждый грамотей  Строить слово из частей. Слайд 2 (Структура ­ Таймд Раунд Робин). Как вы понимаете эти слова? Обсудите у  себя в группе, проговаривая каждый  по очереди по кругу за определенное  время. Начинает участник № 1 по сигналу. (по 10секунд 4 раза) Кто хочет поделиться с своей мыслью? Стол 3­ участник 3 и т.д. II   . Формулирование темы и цели урока.  Как вы думаете,  о чём мы с вами сегодня будем говорить на уроке?  Чем мы сегодня будем заниматься? Какую поставим цель? Слайд 3 Всё на свете из чего­нибудь состоит: облака из капелек, лес из деревьев.  Слова тоже сделаны из своего материала.  Слово делится на части  Как на дольки апельсин. И у каждой части слова есть своё название.  Над которыми,  мы сегодня и будем,  работать. . Актуализация знаний.  III   Ну а  чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».  Отвечаем  хором, быстро. Часть слова, которая служит для связи слов в  предложении,  называется… Общая часть родственных слов  называется … Как называется третий  зимний месяц? Какие буквы не употребляются в начале русских слов? Во что превращается вода зимой….  Часть слова без окончания называется  … Назовите  слово, противоположное слову враг. Самый короткий месяц в году? Сколько гласных звуков в русском алфавите? Какие части речи мы с вами знаем? Молодцы! Ну  и конечно, какой урок без словарной работы! Открываем тетради,  записываем число. Классная работа. 1. Словарная работа.    Конверт № 1.Для каждого участника в конверте лежат карточки для словарной  работы.Слайд 4      Задание. Прочитайте  текст, вставьте  пропущенные буквы. Зимой  ру .. кий лес сказоч..ный и ч.. десный.  Сне..   украшает  пуш.. стые  ветки  деревьев.  Смолистые  шишки  в.. сят  (на) елях.  В серебряном уборе стоят красавицы ­ б.. рёзки. Кто готов покажите это (Чир ­ фейерверк) Обменяйтесь листочками с партнером по лицу.  Взаимопроверка по экрану, с объяснением орфограмм. Слайд 5     2. Разминка.  Сейчас мы должны вспомнить все части слова. Конверт № 2. (Структура ­ Релли Робин). Вам нужно на этих листочках написать о каких  понятиях  части слова идет речь. Работаете с партнером по плечу, по очереди.  Начинают партнер под буквой Б. Слайд 6   (30 секунд)   1) Изменяемая часть слова это ­ ……….  2) Часть слова без окончания это ­ …………. 3) Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых  слов это ­ ………. 4)  Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых  слов это ­ ………. 5) Главная часть слова это ­ ……. Кто готов покажите это (Чир ­ фейерверк) Вы вспомнили все, что касается состава слова. Применим это на практике.  Сейчас вы работаете с партнером по лицу.  Возьмите конверт № 3 . На листочках слова. Назовите 4 ­ е лишнее слово  запишите лишнее слово в тетрадях. Затем поменяйтесь с партнерами листочками и опять найдите 4 – е лишнее. У вас должны получиться 2 слова. Слайд 7   (по 20  секунд  два раза)   Посовещавшись, скажите, какие слова у вас получились лишними?   Стол № 1 участник 2. Стол № 4 участник 4.Слайд 8 Хорошо, спасибо! 3.Вывод разминки.  (Структура ­ Микс Пэа Шэа).  Встаньте, задвиньте стульчики. Возьмите в руки тетради и карандаши. Двигаемся под музыку по кабинету. Когда музыка  остановится, вы должны образовать пару с ближайшими к вам учениками и  «дать пять» (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос, а вы должны  будете поделиться ответом своим партнером и наоборот. 1 – й вопрос. Почему лишними оказались слова предлог и союз.  (Начинает тот, у кого волосы светлее) (по 15 секунд два раза) Поблагодарите своего партнера. А теперь на этот вопрос ответит… Музыка. Двигаемся, танцуем. Дотроньтесь до двух других столов и до одной стены. (Музыка останавливается, ученики находят другую пару.) 2 – й вопрос. Чем предлоги отличаются от приставок? (Начинает тот, у кого волосы длиннее.)  Ученики делятся ответом со своими партнерами (по 15 секунд два раза) Поблагодарите своего партнера.  А теперь на этот вопрос ответит… Музыка. Дети двигаются. (Музыка останавливается, ученики находят другую пару.) 3 – й вопрос. Для чего необходимо знать  состав слова?   (Начинает тот, кто ниже ростом.) Ученики делятся ответами своими партнерами (по 15 секунд два раза)  Поблагодарите своего партнера. А теперь на этот вопрос ответит…  Спасибо, ребята, молодцы! Пройдите на свои места. IV   . Открытие детьми нового. 1. (Структура ­ Раунд Тэйбл).  Конверт № 4   На карточках к словам из левого столбика подберите правильную схему состава слова из правого столбика и рядом запишите цифру.  Начинает ученик под номером 2. Слова…………….                        Схемы состава слова………………… Песенка                                    1) Пенал                                       2) Подруга                                   3) Подсказка                                4) Слайд 9     (1 минута) Кто готов  покажите это (Чир ­ фейерверк). А  теперь на этот вопрос ответит…  Слайд10 Спасибо, ребята, молодцы! 2.(Структура ­  Конэрс (углы) ). Конверт № 5  Слайд 11.Каждый из вас должен выбрать одно слово. Запишите в тетрадях.  Подберите к нему однокоренные слова. Запишите их. 1. Море 2. Город 3. Лес  4. Сад  (2 минуты) Кто готов покажите это (Чир ­ фейерверк) Кто выбрал  для себя слово лес – пройдите в тот угол, где нарисован рисунок  леса, город – в другой угол и т.д. море в свой угол, сад в свой угол.  Идите  к вашему углу комнаты и найдите партнера для разговора не из вашей  команды.  Обсудите в парах, какие положительные эмоции вызывают данные слова и  картинки? (по 15 секунд два раза). Поделись мнением своего партнера.  ( Из каждого угла по 1 человеку.)  Теперь в вашем же углу найдите другого партнера, с кем вы еще не общались и  вместе составьте однокоренные слова с используемым словом на стене вашего  угла.   (По 15 секунд два раза ).  Спасибо. Давайте поблагодарим своего партнера. Посмотрите на свои бейджики. В начале урока каждый из вас выбрал  цвет на  удачу. Образуйте новую команду, собравшись по цветам. Пройдите  на новые места. Давайте посмотрим, какие же однокоренные слова у  вас получились. Стол № 1. У кого слово море. Прочитай свои слова. Остальные  столы дополняют и записывают. Продолжаем работу с другими словами. А для  чего мы подбирали однокоренные слова? 3.Физминутка. V   . Включение в систему знаний и повторение. 1. Творческое задание . Слайд 12Что оно означает? КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что­либо,  создает конструкцию чего­либо; это набор частей, деталей, из которых строят  разные сооружения.  Вам приходилось собирать что­нибудь из деталей конструктора? Вот и мы с  вами сейчас будем конструировать слова. Конверт № 6 Слайд 13Вы берете ту часть слова, которая указана в таблице. И у вас должно  получится новое слово. Каждый работает сам. слово  ученик  мудрец  сестрицы  куст  старость  река  молчит  домик  пословица научит мудрость КОРЕНЬ  СУФФИКС  ОКОНЧАНИЕ  СЛОВО  ПРИСТАВК А  походка  налетели  коньки  Кто готов покажите это (Чир ­ фейерверк) Проверка Слайд 14  Можно ли детали, изображённые на  карточках,  отнести к «словесному   конструктору»? Докажите.  2.Работа по учебнику. Выполнение упражнений по выбору учителя. 3.Вывод.  Как нужно правильно действовать при разборе слов по составу? Слайд 15 Сравним с выводом по книге. 4.Работа в группе.  Конверт № 7.Соберите слова из слогов, составленные слова представители  групп напишите на доске. По очереди выходим и правильно выделяем части  слова, используя алгоритм. Подберёзовик, добродушная,  подосиновик, одноклассники Как образовались данные слова?  Молодцы!   5.Минутка отдыха. Покажите глазами «путь» разбора слова по составу. Слайды 16,17,18  .  Рефлексия учебной деятельности на уроке. VI  Слайд 19 Урок наш заканчивается, давайте подведём итог.  Над какой темой мы сегодня начали работу на уроке? Могут ли существовать приставки и суффиксы  в речи самостоятельно,  отдельно от слова?  А кто самостоятельно может разбирать слова по составу?  Достаточно одного урока? Действовали вместе и работали  хорошо А сейчас каждый подумает и оценит свою деятельность на уроке на лесенке  успеха. Что бы вы хотели повторить или узнать о составе слова? На этот вопрос  напишите на стикерах, и прикрепите на парковку, это будет ваш билетик на  выход с урока. А в заключении хочется показать вам небольшую сказку.                               «Кто главнее и  важнее» ­   Живут   на   свете   удивительные   морфемы.   Имя   у   них   тоже   удивительное   и загадочное – суффиксы.  Иногда могут звенеть,  как колокольчики: оньк, еньк, знь; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили  и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том,  кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.  Приставки. Ну как вы  не понимаете?! Возьмём слово выиграть, это совсем не то, что проиграть! А написать самой – это вам не списать у  кого­нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам!   Ну что,   нужны после этого ещё   какие­ нибудь слова? Суффиксы. Конечно, нужны и очень много (выступают вперёд)   Мы привели сюда  целую семью слов: лесок,  лесовик,  лесник. Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим ­  и лес превращается в лесок. А вот   и   человек, который охраняет лес.   И все эти превращения совершили мы – суффиксы.   Прист.   Зато,     если     захотят   сказать   что­то   просто     очень­преочень,   то   на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный,  и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный! Так что да здравствуем мы, приставки!  Суф. Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка,  не Оля, а Оленька! Уч. Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними. Корень. Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что­нибудь без меня, без корня,  сказать! Уч.  Приставки и суффиксы пробовали­ пробовали,  старались­старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так. Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки,  – слева, а вы, суффиксы, ­ справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать.  А за службу вашу верную я подарю вам дома­терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные.   У приставок вот такие:      , а  у суффиксов – совсем другие:    . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую:       . Уч. Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает. К.      В корне смысл, но не весь           Главный, но не полный. Пр.   Потому приставка есть­          Смысл она дополнит. Суф. ­ Рад я в этом ей помочь.          После корня встать не прочь!          Ну и что ж, что после корня, ­          Всё равно я всех проворней! Уч.   А о какой морфеме ни слова не было сказано  в сказке? Дети. –Об окончании. Уч. –А вот спешит к нам  уже и окончание. Окон. И на род укажу,            И про время скажу,           И слова все свяжу, хоть и временно.           Ведь недаром всю жизнь           Беззаветно служу           Я родному морфемному племени! Уч. –Вот и сказке конец, а кто слушал … Дети. МОЛОДЕЦ VII    .  Домашнее задание. Глоссарий . Таймд Раунд Робин (Timed Round Robin) – «раунд робин в течение  определенного времени» ­ обучающая структура, в которой каждый ученик  проговаривает ответ в команде по кругу в течение определенного времени. Чир – фейерверк – каждый участник, закончив работу руку вытягивает вперед. После   того,  как   команда  готова,  руки   поднимают   вверх   имитируя  движение фейерверка со словом «Чир».   Рели Робин (Rally  Robin) –  обучающая структура, в которой два участника поочередно обмениваются кроткими ответами в виде списка. Микс Пэа Шэа (Mix Pair Share) – обучающая структура, в которой участники  смешиваются под музыку, образовывая пару, когда музыка прекращается, и  обсуждают предложенную тему, используя Релли Робин (для коротких ответов). Раунд Тэйбл (Round Table) – обучающая структура, в которой учащиеся по  очереди выполняют письменную работу по кругу на одном (на команду) листе  бумаги. Конэрс (Corners) – «углы» ­ обучающая структура, в которой ученики  распределяются по разным углам в зависимости от выбранного ими варианта  ответа.  P   – парковка – буква на формате А4 Список использованной литературы 1. 2. Бунеев,   Р.   Н.  Русский   язык   :   учебник   для   3   класса   общеобразоват. школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М. : Баласс, 2015. http://prezentacii.com/po_russkomu_yaziku/

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе «Повторяем состав слова»

Конспект урока по русскому языку в 3 классе  «Повторяем состав слова»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2017