Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов "Системно-деятельностный подход в начальной школе"Системно - деятельностный подход - методологическая основа стандартов общего образования нового поколения. В статье разъясняется суть данного подхода, дана типология уроков в системе деятельностного подхода, структура урока "открытия нового знания"
Системнодеятельностный подход в начальной школе
«Единственный путь,
ведущий к знанию –
это деятельность»
Б. Шоу
В основу Государственного Стандарта положен системно
деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении
соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и
индивидуальным особенностям.
Системно деятельностный подход методологическая основа стандартов
общего образования нового поколения. Системно деятельностный подход
нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности.
Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за
собой развитие.
Главная задача новых образовательных стандартов обеспечить его
общекультурное, личностное и познавательное развитие, сегодня важно не
столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько вооружить
таким важным умением, как умение учиться.
Поэтому, неслучайно в начальной школе наибольшее распространение
получила «технология деятельностного метода обучения».
Принцип деятельности заключается в том, что ученик, получает знания не в
готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно
познавательной деятельности.
Системнодеятельностный подход обеспечивает достижение
планируемых результатов освоения основной образовательной программы
начального общего образования и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций,
видов и способов деятельности.
Главная методическая цель урока при системно
деятельностном обучении – создание условий для проявления
познавательной активности учеников.
.
Главная методическая цель достигается следующими путями
Ход познания – «от учеников». Учитель составляет и обсуждает план
урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал,
позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму
учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности обучающихся: наблюдают,
сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют
закономерности. То есть пробудить к мыслительной деятельности, и их
планированию.
Интенсивная самостоятельная деятельность обучающихся, связанная
с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом
неожиданности. Задания с включением механизма творчества, помощью к
поощрениям со стороны учителя. Учитель создает проблемные ситуации –
коллизии.
Коллективный поиск,
направляемый учителем
(вопросы
пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние
задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в
работе класса. Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих
каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность
в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и
методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть
субъективный опыт обучающихся.
Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно
распределить на четыре группы:
1. уроки «открытия» нового знания;
2. уроки рефлексии;
3.
системы знаний)
4. уроки развивающего контроля.
уроки общеметодологической направленности (уроки построения
Структура урока открытия новых знаний по ФГОС.
Этап
1.Самоопределение к
деятельности. Орг.
момент
2. Актуализация знаний
и фиксация затруднений
в деятельности
Деятельность
учителя
Включение в
деловой ритм.
Устное сообщение
Выявляет уровень
знаний.
Определяет
типичные
недостатки.
3. Постановка учебной
задачи.
Активизирует
знания учащихся.
Создает
Деятельность
учащихся
Подготовка к работе личностные
УУД
регулятивные
коммуникативные
коммуникативные
познавательные
регулятивные
целеполагание
Выполнение заданий,
тренирующие
отдельные
способности к
учебной
деятельности,
мыслительные
операции и учебные
навыки.
Ставят цели,
формируют
(уточняют) тему 4. Построение проекта
выхода из затруднения
5. Первичное
закрепление.
проблемную
ситуацию.
Организует
учащихся по
исследованию
проблемной
ситуации.
Устанавливает
осознанность
ситуации
6. Самостоятельная
работа с самопроверкой
по эталону.
Организует
деятельность по
применению
новых знаний.
7. Рефлексия
деятельности(итог )
Организует
рефлексию.
общеучебные
логические
регулятивные
познавательные
коммуникативные
регулятивные
познавательные
коммуникативные
регулятивные
личностные
урока.
Составляют план
достижения цели и
определяют средства
(алгоритм, модель и
т.п.)
Решают типовые
задания с
проговариванием
алгоритма вслух.
Самостоятельная
работа.
Осуществляют
самопроверку,
пошагово сравнивая
с эталоном.
Осуществляют
самооценку
собственной учебной
деятельности,
соотносят цель и
результаты, степень
их соответствия.
Структура урока «открытия» нового знания
1) Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности.
2) Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в
пробном действии.
3) Этап выявления места и причины затруднения.
4) Этап построения проекта выхода из затруднения.
5) Этап реализации построенного проекта.
6) Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
7) Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
8) Этап включения в систему знаний и повторения.
9) Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Системно-деятельностный подход в начальной школе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.