Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания
Оценка 4.7

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
история
Взрослым
03.04.2017
Системно-деятельностный  подход в рамках ФГОС  на уроках истории и обществознания
Большие изменения произошли в нашей жизни в последнее время. Сегодняшний ученик – это не ученик, послушно выполняющий и повторяющий учителя и учебник, изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные задания. У него есть свой особый менталитет, свои взгляды на изучаемый материал, свой субъективный опыт. Поэтому учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно не заставлять, а мотивировать его к учёбе. Основные задачи образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения. Системно-деятельностный подход, предполагает включение учащихся в самостоятельную учебную деятельность, готовящих себя для жизни, для профессии.
ДОКЛАД.doc
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Михайловская средняя общеобразовательная школа» имени историка­краеведа, основателя школьного музея Вячеслава Александровича Казанского 301950  Тульская область,  Куркинский район, п. Михайловский,  ул. Центральная,  д.1  ­  shkola    @   yandex  .  ru тел. (848743)­33­2­26,  E   ­  mail  :  mik      РАЙОННЫЙ    ПРЕДМЕТНЫЙ    СЕМИНАР   ПО   ИСТОРИИ   Системно­деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания Подготовила: учитель истории и обществознания Киряева Л.А. 2015 год         Большие   изменения   произошли   в   нашей   жизни   в   последнее   время. Сегодняшний   ученик   –   это   не   ученик,   послушно   выполняющий   и повторяющий учителя и учебник,   изменились запросы общества, внедрены инновационные компьютерные задания. У него есть свой особый менталитет, свои   взгляды   на   изучаемый   материал,   свой   субъективный   опыт.   Поэтому учителю важно найти на уроке особый индивидуальный подход к учащимся: нужно   не   заставлять,   а   мотивировать   его   к   учёбе.   Основные   задачи образования   сегодня   –   не   просто   вооружить   выпускника   фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь. Выполнить эти задачи поможет деятельностный метод обучения. Системно­ деятельностный   подход,   предполагает   включение   учащихся   в самостоятельную   учебную   деятельность,   готовящих   себя   для   жизни,   для профессии.     Применение деятельностного подхода на уроке истории начинается с этапа целеполагания, планирования учебной работы. Задачи изучения курса, темы не сводятся к перечню исторических сюжетов, подлежащих рассмотрению, но определяют то, чему должны научиться школьники. Например, “составлять описание, характеристику (событий, явлений), “сравнивать…”.         На   каждом   этапе   я   стремлюсь   развивать   мыслительную   деятельность учащихся,   заложить   основы   для   формирования   ключевых   компетенций. Попадая в проблемную  ситуацию, дети сами ищут из нее выход. Функция учителя   носит   лишь   направляющий   и   корректирующий   характер.   Ребенок должен доказать право существования своей гипотезы, отстоять свою точку зрения. На уроках использую формы занятий, связанные с изучением исторических источников   (лабораторные   работы,   практикумы   и   др.),   рассмотрением исторических   ситуаций,   сопоставлением   версий   и   оценок   исторических событий. Традиционный комбинированный урок при деятельностном подходе в   обучении   не   сводится   к   формуле   “опрос   –   сообщение   учителем   новых знаний – закрепление их учащимися”, а может быть построен как сочетание разных видов самостоятельной работы школьников. Например, при изучении темы «Индийские касты», предлагаю ребятам самостоятельно сравнить права и   условия   жизни   жителей   разных   каст,   используя   материал   учебника, исторических документов (Законы Ману), и сделать выводы о жизни людей в древней   Индии.   Работая   с   источником,   каждый   ученик   самостоятельно проходит   свой   индивидуальный   путь   познания.   В   ходе   выступления,   дети заполняют в тетрадях таблицу, дополняя высказывания отвечающего ученика. Коллективное   рассмотрение   позволяет   более   полно   представить   и сопоставить   разные   точки   отсчета,   критерии   оценок,   провести   обмен мнениями.          На своих уроках я практикую составление опорных конспектов в виде плана, схем (например, рассказывая о родоначальниках евреев, опираюсь на схему: Авраам­ Исаак­ Иаков (Израиль) ­ Иосиф), рисунков ( прочитайте миф и   нарисуйте   рисунок   по   его   содержанию)   и   т.д.   Это   позволяет систематизировать   учебную   информацию,   расположить   ее   в   логической последовательности,   выделить   главное,   аргументировать   свою   позицию, закрепить знания и умения практически.         В   своей   практике,   переходя   от   изученного   материала   к   новой   теме, использую   сравнительно­обобщающие   таблицы.   Например,   что   общего   и каковы различия в природных условиях Двуречья и Египта. Ребята заполняют таблицу,   используя   знания   предыдущего   и   самостоятельно   изучая   новый материал. Заполнение сравнительно­обобщающей таблицы, является итогом анализа,   сопоставления   сравниваемых   фактов   и   обобщения   исторических событий.         Одной   из   форм   преподнесения   нового   материала   являются   доклады, сообщения,   рефераты.   Этот   вид   учебной   деятельности   способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных изысканий.     При знакомстве с историческими деятелями, предлагаю ребятам, опираясь на исторические источники дать аргументированную оценку данной личности.     Работа с исторической картой тоже является одной из форм деятельности учащихся  на  уроке истории. Этот  вид  учебной  деятельности   позволяет   не только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историко­   ребята   могут географическом   пространстве.   Опираясь   на   карту, самостоятельно   предположить,   какие   условия   жизни   у   жителей   данной страны, какие занятия у них преобладают, что добывают.     Предлагаю классу оценить ответ данного ученика,  дать на него рецензию. Это     способствует   формированию   умений   объективно   высказывать   свою точку зрения, соответствуя определённым критериям учебной деятельности.          Таким   образом,   резкое   возрастание   роли   познавательной   активности учащихся,   их   мотивированности   к   самостоятельной   учебной   работе, предполагает   все   более   широкое   использование   нетрадиционных   форм уроков,   в   том   числе   деловых   и   ретроспективных   игр,   исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов. На уроках истории я применяю следующие интерактивные методы:       Дискуссии Ролевые игры Дебаты Различные виды групповых работ Деловые игры Турниры знатоков      На своих уроках я широко использую игровые элементы. Они позволяют создать   эмоциональный   настрой   на   получение   знаний,   создать   образное представление о посещаемом месте, получить знания через личное ощущение, научить строить диалог. Главная цель такого занятия ­ это создание игрового состояния   ­   специфического   эмоционального   отношения   субъекта   к исторической действительности. Понятно, что такая трудная задача требует от ученика мобилизации всех знаний и умений, побуждает осваивать все новые и новые знания и углублять их, расширяет его кругозор. Игры бывают разные: деловая игра, игра­обсуждение, игра­исследование, ретроспективная игра и т.д.     Говоря о системно­деятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода,   а   не   потока   информации,   нравоучений   человек   выступает   как личность.   Взаимодействуя   с   миром,   человек   учится   строить   самого   себя, оценивать   себя   и   самоанализировать   свои   действия.   Поэтому   проектная деятельность, деловые игры, коллективные творческие дела – это все то, что направлено   на   практическое   общение,   что   имеет   мотивационную обусловленность   и   предполагает   создание   у   детей   установки   на самостоятельность. Это то, что дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты. Это и  есть системно­деятельностный подход, который, готовит   учащихся   к   продолжению   образования   и   к   жизни   в   постоянно изменяющихся условиях.

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный  подход в рамках ФГОС  на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный  подход в рамках ФГОС  на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный  подход в рамках ФГОС  на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный  подход в рамках ФГОС  на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный  подход в рамках ФГОС  на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный подход в рамках ФГОС на уроках истории и обществознания

Системно-деятельностный  подход в рамках ФГОС  на уроках истории и обществознания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.04.2017