Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)
Оценка 4.9

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
3 кл
21.11.2017
Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)
Урок русского языка разработан на основе системно-деятельностного подхода для учащихся 3 класса. Предусмотрены разноообразные формы работы: парная, групповая, фронтальная, самостоятельная. Урок имеет поэтапную структуру в соответствии с ФГОС. Интересные задания способствуют развитию познавательной и творческой активности учащихся. В конце конспекта имеется самоанализ урока.
Конспект урока.docx
План­конспект урока введения нового знания по технологии деятельностного метода Автор: Васильева Елена Николаевна, учитель начальных классов 1 категории филиал № 1 МБОУ «Первомайская  средняя общеобразовательная школа» в п. Заводской  Первомайского района Тамбовской области Тема: Род имён существительных. Класс: 3 Цель урока: Организация  работы  по  освоению  учащимися   знаний  и  первичных  умений работы по определению рода имени существительного. Задачи: ­   образовательные –   развивать   умения   и   навыки   устной   речи:   монологической   и диалогической на основе изученного материала, дать представление об определении рода имени существительного; ­ развивающие – содействовать развитию умения определять род; ­воспитательные –   развивать   умение   организовывать,   планировать   работу   в   группах, организовывать   рефлексию   самостоятельной   и   групповой   деятельности,   содействовать развитию мотивации к самовоспитанию, личностной самореализации. Формы работы учащихся: групповая, индивидуальная, фронтальная, парная. Необходимое техническое оборудование: интерактивная доска или проектор, компьютер, дидактический материал, «монеты» разного достоинства для рефлексии. Ход урока 1. Мотивация к учебной деятельности 1. На слайде1изображение известного героя из сказки «В стране невыученных уроков». ­ Посмотрите на экран. Знаете ли вы этого героя, побывавшего в стране невыученных уроков? (Да, это Витя Перестукин). ­ Что вы о нем знаете?  (Он не любил готовить уроки.) ­ Виктор решил закалять волю, справиться самостоятельно, а знаки посоветовали Виктору рассуждать, и у него всё получилось. Какой вывод сделал Витя? 2. Слайд 2. Цитата «Когда даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели.» ­ А с вашей работой на уроке связана эта цитата? (Да.) ­ Какой деятельностью вы занимаетесь на уроке? (Мы учимся.) ­   Благодаря   чему   вы   можем   почувствовать   радость   от   учения,   «награду»?   (Мы сами осознаём чего мы не знаем, сами находим способ.) ­ Очевидно, Витя хочет сегодня разделить с вами радость от учения. Поможете ему и себе в этом? (Да.) 2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.   ­О какой части речи мы вели разговор на прошлом занятии? (Об имени существительном.) ­Дома вы составляли портрет имени существительного. ­Какой проект портрета вам нравится, давайте выслушаем. (Ответы учащихся.) ­Как   вы   считаете,   мы   все   узнали   об   имени   существительном?   (Предположения учащихся.) Давайте создадим лестницу успеха.  1­я ступенька  ­ Одушевленное и неодушевленное. ­­­­­ (2­я ступенька) Сущ.­ часть речи, кто? что?, предмет (3­я ступенька) 3.Постановка проблемы ­ Лестница продолжается, значит мы не все еще знаем, хотите узнать больше? (Да.) – Я знаю, что вы очень любите сказки. Хочу вас порадовать. Сегодня я расскажу вам сказку. Из сказки мы узнаем, чему будет посвящён сегодняшний урок. Грамматическая сказка о том, как у существительных род появился. Из этой сказки вы узнаете, как у слов­существительных род появился. Давным­давно все существительные были очень и очень похожими. Да такими похожими, что все их путали. А случилось всё в далёкой сказочной стране, где правила прекрасная и мудрая королева. Захотелось ей однажды разобраться в этом сложном вопросе: как различать между собой слова­существительные? Собрала она своих подчинённых и объявила: «Кто придумает для слов­существительных знаки различия, тот будет щедро вознаграждён». В этой прекрасной стране была самая замечательная школа на земле, в которую ходили исключительно одни умники и умницы. В одном классе учились только мальчики, которые вырастали и превращались в сильных и смелых мужчин. А в другом классе учились только девочки, которые после окончания учёбы превращались в прекрасных женщин. И   решили   ученики   этой   школы   попытать   счастья,   ведь   вознаграждением   являлось дальнейшее обучение в самом престижном Университете этой сказочной страны. Прибыли   они   ко   двору   королевы.   С   жаром   принялись   за   работу.   Для   начала   решили поделить все слова между собой. Слов­то много. Делили они, делили слова, да так и не разделили до конца. Много времени потратили на это занятие. Мальчики и девочки постоянно ссорились из­за того, что никак не удаётся им выполнить это задание. Очень сильно они расстроились, даже перестали ходить в школу и делать уроки! А работы оставалось ещё очень много, ведь не все слова были поделены. Королева была умна и мудра. Она решила покончить со всеми распрями и следующее: «Те слова, которые забрали себе будущие мужчины, пусть будут мужского рода (в эту группу попали стул и стол, дом и мир, луч и свет, сон и звон, и много других). Те слова, которые взяли себе будущие женщины, будут женского рода (это были слова земля, луна, страна, весна и многие другие). А те, что остались ничьи, иначе говоря, неопределёнными, пусть будут   среднего   рода   (так   и   стали   слова   солнце,   море,   небо,   яблоко   и   другие существительные среднего рода)». Так появился род у имён существительных. Дети были очень довольны таким исходом. Они с   радостью   приняли   решение   правительницы.   Школа   вновь   наполнилась   их   голосами, радостным   смехом.   Каждый   ученик   был   горд   тем,   что   внёс   свой   маленький   вклад   в решение правительницы по поводу определения рода имён существительных. С той поры королева и все жители сказочной страны перестали путать существительные друг с другом. Им был известен секрет, благодаря которому все могли определять род существительных и даже сочинили маленькое стихотворение: Род мужской, конечно, мой: Мой сад, мой брат, стул мой. Женский род, помню я, То, про что скажу моя: Моя ручка, моя тучка и тетрадь моя. Средний род — оно, моё: Моё окно, село моё. ­Какая же тема нашего урока? (Ответы  учащихся.) – На какие группы и по какому признаку делятся имена существительные? ­ Чему мы должны научиться на уроке? (Определять род имени существительного.) 4.Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). ­   Прочитайте   правило   в   учебнике   и   ответьте   на   вопрос:   как   определить   род   имени существительного? (стр.21) ­ Давайте, определим каждый шаг определения рода имени существительного. 1. Читаю слово – это существительное. 2. Подставляю слова ­ помощники. ­Он – мой ­ это мужской род; ­ она – моя – это женский род; ­ оно – моё – это средний род. ­ А чтобы вам легче было определить род имени существительного, я открою вам секрет королевы. Женский род запомню я И скажу: “Она – моя”. И запомню род мужской, Но теперь скажу: “Он – мой”. Средний род: “Оно – моё!” Это правило – твоё! 5. Первичное закрепление во внешней речи.   Физминутка. Игра «Отдохни и подумай». ­ Встаньте около парт. Я буду называть имена существительные, а вы поднимайте руки вверх,   если   это   существительное   мужского   рода,   разводите   в   стороны   –   если существительное женского рода, и ставьте на пояс – если существительное среднего рода. (Дядя,   озеро,   отец,   мать,   снегирь,   туман,   растение,   дочь,   кино,   поле,   сестра, мышь, кафе (ср. р.), кофе (м. р.), окно, голова, обувь, море, рояль (м. р.) – Посмотрите на доску. Сказка продолжается. (На доске появляется сказочный камень с указанием дорог.) ­ Ребята, скажите, по какой дороге нам нужно идти и почему? (Пойдём налево, чтобы собрать все необходимые знания для открытия нового, будем вспоминать известное и выполнять задания, встретившиеся нам на пути.)   –   Какие   из   наших   качеств   мы   возьмём   с   собой   в   дорогу? (Целеустремлённость, трудолюбие, внимательность…) – Я пожелаю вам удачи на пути к обретению радости учения. 6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.   ­ А вот и первое задание на «грамотке». ­   Грамотка   появилась   слева   от   камня.   Учитель   просит   одного   из   учеников   прочитать задание. – Какое слово вызвало у вас затруднение в определении рода? (Птицы.) – Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе? (Чтобы   узнать   род   имени   существительного,   которое   стоит   во   множественном числе, надо поставить его в  единственном числе.) Самопроверка по эталону.(Эталон на интерактивной доске или на слайде). 7. Включение в систему знаний и повторение.  1. Работа с учебником. ­ Давайте попробуем, используя алгоритм указать род (Упр.235.). ­ Поставьте на полях плюс или минус за свою работу. ­ Кто ошибся? В чем ошибка? ­ Как исправить? 2. Работа в группе (На доске появляется картинка с изображением учебников Вити Перестукина с очередным заданием.) ­ Посмотрите, на вашем пути вы встретились с учебниками Вити Перестукина, а рядом лежит   ещё   одна   грамотка.   Прочитайте   задание.   Самостоятельное   выполнение   задания, проверка по эталону.   ­ Посмотрите на правый путь. (На доске вновь появляется камень указатель направления.)  ­ Что вы повторяли? Давайте соберём котомку необходимых в вашем новом пути знаний. Учитель в мешок «понарошку» складывает «знания», по мере того, как дети обобщают повторенное   на   этапе   актуализации.   (Все,   что   знаем   об   определении   рода   имени существительного..) 3. Работа с учебником. (На   доске   вновь   появляется   камень   указатель   направления,   возле   него   стоит   Витя   с конвертом в руках.) ­ Посмотрите на запись задания, которое держит растерянный Витя. ­   Из   конверта   учитель   достаёт   задание:   выполните   упражнение   368.   Коллективная проверка. Задание после упражнения выполняется коллективно при закрытых учебниках. ­ У кого были ошибки? Где ошибся? В чём ошибся? ­   У   кого   нет   ошибок?   О   чём   это   говорит?   (Мы   поняли,   как   определять   род   имени существительного.). ­ Посмотрите, Витька тоже сам поработал, и вот он оказался дома.(Можно показать фрагмент мультфильма.) (На доске появляется картинка с изображением счастливого Витьки.) 8. Итог урока. Рефлексия ­ Что нового узнали о существительном? ­ Какую цель ставили? ­ Достигли ли вы цели? Как доказать? ­ Удалось ли вам учиться на уроке? Докажите. Ученики перечисляют шаги учебной деятельности: узнали, чего не знаем и сами нашли способ. ­ Вспомним, что в высказывании Вити Перестукина, которое вы прочитали в начале урока. В сказках награда обычно ожидает героя, достигшего поставленной цели в виде сундука с богатством: златом ­ серебром. (Монеты из бумаги.) ­ Пусть каждый проанализирует собственную деятельность на уроке, обратит внимание на знаки «+» и «?», которые были поставлены на разных этапах урока. Возьмёт серебряную монетку, если что­то не получалось или золотую, если поработал на уроке отлично. ­ Не все прикрепили золотые монетки. О чём это говорит? Над чем ещё нужно поработать? (Потренироваться в выполнении заданий на новое знание.) ­ Где вы это сможем сделать? (Дома, на следующем уроке.) 9. Домашнее задание № 242, выучить правило на с.21. Самоанализ урока Деятельностный подход позволил обучающимся в классе не получать знания в готовом виде, а ученики сами (были ошибки при выполнении заданий, в самостоятельной работе) в процессе изучения и закрепления темы добывали их. Все применяемые методы способствовали созданию учебно­познавательной деятельности, при которой дети были активны. На   уроке   применялись   запланированные   формы   обучения   и   диагностические   задания, которые   позволили   провести   самооценку   отдельных   обучающихся   и   исправить неправильные устные и письменные ошибки. На   уроке   присутствовала   самостоятельная   работа   почти   на   всех   этапах.   Сначала   по образцу, затем с самопроверкой по эталону, далее коллективная после выполнения заданий группой, самопроверка своих решений. При этом для обучающихся, допустивших ошибки, предоставлялась возможность выяснить причины ошибок и их исправления.   Действия   обучающихся   на   уроке   имели   практическую   направленность:   научились определять   род   имен   существительных,   определение   рода   имени   существительного   во множественном числе и др. На уроке формировались познавательные (моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения заданий), регулятивные (оценка и самооценка, алгоритмизация действий (по образцу), коммуникативные, личностные универсальные учебные действия.   Структура урока способствовала деятельности обучающихся: мотив – цель ­ действия по ее решению – самоконтроль – самооценка.

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)

Системно-деятельностный урок на тему "Род имен существительных" (3 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2017