Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД
Оценка 4.7

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
русский язык
5 кл
29.04.2018
Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД
Лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. Исследовательская деятельность уч-ся является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более успешной социализации школьника. Как показывает опыт, метод проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы. Задачи: Основная задача не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее актуальные вопросы и самостоятельно получать на них обоснованные ответы.
5kl_rus_urok_proekt.doc
Системно­деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД                                                                        5 класс                    Лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью   разнообразной   деятельности   человека.       Исследовательская   деятельность   уч­ся является условием формирования интересов, потребности в деятельности, способствует более   успешной   социализации   школьника.   Как   показывает   опыт,   метод   проектов и деятельностный подход к обучению как нельзя лучше решают задачи новой школы.           Задачи: Основная задача   не только снабдить учеников определённым набором знаний, обучить их основным способам и алгоритмам деятельности, но и научить ориентироваться в сложных потоках информации, умению ставить своевременные и наиболее   актуальные   вопросы   и   самостоятельно   получать   на   них   обоснованные ответы.                Метод проектов ­   это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности:        беседа; объяснение учителя; исследование; наблюдение; сопоставление и анализ презентация, сообщение ­ защита               Необходимыми условиями осуществления научно­исследовательской деятельности являются:  ­ готовность  пятиклассников к этому виду работы;   ­ руководство этим видом деятельности.          Формы работы. В основной школе в соответствии с возрастными особенностями школьников  5 классов, проектную деятельность целесообразно организовывать в  групповых формах. При этом не   следует   лишать   возможности   ученика   выбора  индивидуальной   формы  работы. Ключевой точкой в образовании становится опыт деятельности ребенка.             Возраст пятиклассников  накладывает   естественные   ограничения   на   организацию   проектной деятельности таких уч­ся, однако именно в  этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.     В процессе индивидуальной работы с ребенком   необходимо научить его специальным знаниям,   умениям   и   навыкам   исследовательской   деятельности   (понимать   тему предполагаемого   исследования,     проблем;   выдвигать   гипотезу, планировать свою деятельность, защищать результат и др.).     определять   круг       Для   того   чтобы   создать   условия   для   самостоятельной   творческой   проектной деятельности   обучающимся   необходимо   проводить   подготовительную   работу.   Должны быть   предусмотрены   ресурсы   учебного   времени,   для   того   чтобы   избежать   перегрузки обучающихся.                 Проектная   деятельность   обучающихся   —   совместная   учебно­познавательная, творческая   или   игровая   деятельность   учащихся,   имеющая   общую   цель,   согласованные методы,   способы   деятельности,   направленная   на   достижение   общего   результата деятельности.   1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.    2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению  проблем, видеоряд   с   той   же   целью,   т.д.).   Здесь   уместна   "мозговая   атака"   с   последующим коллективным обсуждением.   3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.   4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.   5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).   6. Защита проектов, выступление  оппонентов.   7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.              В ходе учебной деятельности каждый учащийся, а также класс в целом, формирует свое   личное   информационное   пространство.   Это   пространство   включает   в   себя мультимедиа­сочинения   класса   и   каждого   учащего,   а   также   другие   информационные объекты, в том числе ­ результаты проектной работы.                     Для каждого участника образовательного процесса актуально расставить свои акценты при планировании и организации данного вида деятельности обучающихся.   Учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных   источников. коммуникативные компетенции:  Проектная   деятельность     развивает   познавательные,   регулятивные, ­ развитие познавательных навыков учащихся,  ­умений   самостоятельно   конструировать   свои   знания,   умений   ориентироваться   в информационном пространстве,  ­развитие критического и творческого мышления. .   ­индивидуальное   развитие   личности,   самостоятельного движения в информационных полях,   творческой   инициативы,   навыка   ­формирования у обучающегося универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем —   самоопределения, повседневной жизни.   ­   формирование   информационно­коммуникационной   компетентности,   а   также «способности к деятельности».    ­ формирование готовности к целеполаганию, готовность к оценке, готовность к действию и готовность к рефлексии.             Эта кропотливая индивидуальная работа позволяет обучать УУД.                    Планируемые результаты: познавательные УУД:   самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели,   осознанное   и   произвольное   построение     речевого   высказывания   в   устной   форме, выбор   наиболее   эффективных   способов   решения  задач,   структурирование   знаний;  дети учатся осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от   конкретных   условий;   давать   определение   понятиям;   устанавливать   причинно­ следственные связи; обобщать понятия личностные УУД:  установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, самоопределение; регулятивные УУД:   целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона,   реального   действия   и   его   результата;  основы   ознакомительного,   изучающего, усваивающего и поискового чтения; структурирование текстов, включая умение выделять главное   и   второстепенное,   главную   идею   текста,   выстраивать   последовательность описываемых событий; коммуникативные   УУД:  планирование   учебного   сотрудничества   с   учителем   и сверстниками,   соблюдение   правил   речевого   поведения,   умение   высказывать   и обосновывать     свою   точку   зрения,   осуществлять   взаимный   контроль   и   оказывать   в сотрудничестве   необходимую   взаимопомощь;  адекватно   использовать   речевые   средства для   решения   различных   коммуникативных   задач;   владеть   устной   и   письменной   речью; строить монологическое контекстное высказывание. Формирование ИКТ­компетентности обучающихся  ИКТ­компетентность   в   разрезе   ФГОС   рассматривается   как   метапредметный   результат. Согласно   существующему   определению,   метапредметные   результаты   образовательной деятельности   ­  это  способы   деятельности,   применимые  как   в  рамках  образовательного процесса,   так   и   при   решении   проблем   в   реальных   жизненных   ситуациях,   освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.   Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно  используемых  методов  обучения  решить невозможно в  связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по информатике и ИКТ. Даже знания детей   с   высоким   уровнем   подготовки,   как   правило,   не   выстроены   в   логике   курса   и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.  Последовательность работы над проектом:                   После   того   как   тема   была   определена,   необходимо     распланировать   последовательность предстоящей работы.         1.Подготовка. Определение темы и целей проекта. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей изучаемой науки. На этом этапе как учителю, так и родителям  важно мотивировать ребенка и помочь ему в  определении цели будущего проекта. 2.Планирование работы. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации,   определение   способа   представления   результата   своей   работы   (форма проекта). ( Приложение 3) 3.Исследование. Сбор информации.  Необходимо  не «навязать» ученикам информацию, а   направить   их   на   самостоятельный   поиск.   Рекомендовать   источники   информации (Интернет, справочники, худ.литература, учебники и т.д.) 4.Оформление результатов работы.  5.Презентация (защита) проекта.  Особое внимание требует этап  презентации проделанной работы.  В ходе выступления ребята   должны   уметь   раскрыть   цели   своих   работ,   рассказать,   какие   материалы   они использовали,   какими   источниками   информации   пользовались,   какое   оборудование использовали, кто помогал, важно, чтобы дети научились делать выводы и представляли направления для дальнейших исследований в этой области знаний.  План выступления, например, может быть таким:  Почему ты начал разрабатывать именно этот проект?  Какова основная идея твоего проекта?  Какими требованиями к проекту ты руководствовался?  Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему­то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал?   По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались?   Каковы направления для дальнейшего исследования?  6.Оценка результатов и процесса деятельности.           Оценка выполненных работ должна носить стимулирующий характер.  Оценивать и поощрять работу ребенка необходимо по следующим критериям:  Новизна материала или подхода к его изложению   Глубокое понимание материала  Блестящие ответы на вопросы  Яркое оформление  презентации  Заинтересованность темой  Номинации:   «Дружный   проект»,   «Весёлый   проект»,   «Оригинальный проект»                После защиты проекты должны использоваться как демонстрационный материал в других классах, в проведении внеклассных мероприятий с участием авторов проектов, как наглядный материал, чтобы дети  ощутили удовлетворение от своей деятельности.             Представленный урок ­  урок систематизации и  обобщения изученного по лексике и фразеологии.     Урок   –   конференция,   защита   проектов.   Использование   метода   проектов позволило    повторить, обобщить и систематизировать изученное на уроках русского языка по   УМК   «Школа   2100»   в   разделе   «Слово   и   его   лексическое   значение»   и   материал, изложенный в учебнике «Русская словесность» для 5 класса Р.И. Альбетковой в разделе «Богатство лексики русского язык». На этапе запуска проектной деятельности детям было предложено несколько  высказываний о слове, в  процессе «мозгового штурма» дети сами определили цель предстоящей работы:   проверить утверждение, что слово – центральная единица языка.   Это утверждение стало главной темой проекта. Вопрос: «А что же мы знаем   о   слове?»   ­   помог   ребятам   выбрать   подтему   проекта.   Дальнейшая   работа   по организации групп, разграничению обязанностей, составлению примерных планов проектов увлекли учащихся, вызвали интерес, тем самым повысили мотивацию в обучении.   5 класс Русский язык   Тип урока:    обобщающий урок по лексике на основе проектной деятельности учащихся. (Приложение 1) Тема урока:    «Слово – центральная единица языка». Лингвистические основы лексики и фразеологии. Цели и задачи: Л:           активизировать   познавательную   деятельность   каждого   ученика,      воспитывать внимание к языковым единицам,  лексическим нормам языка, развивать речь. М/п:  извлекать  информацию из разных источников (оглавления, условных обозначений, текста, схем и т.д.), адекватно понимать, разграничивать и преобразовывать информацию.  М/к: работать в парах, группах, договариваться о совместной деятельности, слушать и слышать друг друга. Пр.: повторить  теоретические  сведения о  лексике; учить различать  лексические явления, использовать их в речи,    работать с толковым словарем,  устанавливать  соотношения между лексическим и грамматическим значениями слова, между различными лексическими явлениями в речи, показать практическое применение полученных знаний   Оборудование   урока:   «Толковый   словарь   русского   языка»   С.И.Ожегова,   «Словарь синонимов», «Словарь антонимов», справочники по русскому языку, научно­популярная литература (выставка книг), мультимедийные презентации Ход урока: 1.Целеполагание и мотивация Слово учителя:  Сегодня у нас урок – защита проектов. К этому уроку мы шли  достаточно долго:  во­первых, изучали  материал  по лексике  на уроках   русского   языка   и   словесности,   во­вторых,   учились   работать   над   проектом   ­ защищали     2   проекта:   проект   школьного   словаря   и   проект­представление   лексических явлений языка.  Работу над этим проектом мы начали с подготовительного этапа: Слайд 1.           1 часть – подготовительная (выбор темы, организация групповой работы, составление плана), потом: • 2   часть   –   технологическая   (сбор   материала   по   теме,   составление   конспекта сообщения, оформление презентации) • И сегодня наконец вы готовы защищать свои проекты: • 3 часть – заключительная (защита проекта) Ваш проект – это результат совместной работы в группе.  И главное, чему вы научились: Слайд 2.Умению работать в группе:  ­договариваться о совместной деятельности,  ­слушать, слышать друг друга,  ­вести научный диалог,   ­самоконтроль своей деятельности Этот коллективный труд вы сегодня и представляете: • Умение формулировать тему  проекта, определять цели и задачи.  • Умение     отбирать главную информацию,     выделять наиболее значимые части сообщения. • Умение  анализировать и  давать характеристику  языковым явлениям.  • Умение ясно и точно выражать свои мысли. •  Умение рассуждать, аргументировать, обобщать и делать выводы. 2. Введение в тему урока.   Прежде   чем   мы   приступим   к   защите,   давайте   вспомним,   какова   главная   роль   языка? (средство общения)  ­ А каковы основные единицы языка? Слайд 3. Основные единицы языка Звук • • Слово • Предложение Тема нашего урока  Слайд 4. Слово –центральная единица языка Эпиграф:   «Слово   «является   основной,   центральной   единицей,   в   которой   проявляет себя   и   звуковая,   и   семантическая,   и   грамматическая   стороны   языка» В.В.Виноградов 3. Словарная работа. Сегодня на уроке мы введем в наш словарный запас  несколько слов­терминов и вспомним известные. Слайд 5. Словарь терминов • Семантика – значение, смысл языковой единицы (слова) • Семантический – смысловой • Номинации – наименования • Лексикология – наука о словарном составе языка • Лексика – словарный состав языка 4. Актуализация  Если мы говорим о слове как основной единице языка, то должны определить: Каково назначение   слова?   Зачем   нам   нужны   слова?   (называть   предметы,   признаки,   действия, понятия) Слайд 6. Слово и его функции Слова делятся на 3 группы: Внимательно рассмотрите таблицу и скажите, какую группу слов изучает лексикология? (номинативную) Что же нужно знать о номинативных словах, и зачем нам нужны эти знания, вы расскажете сегодня сами. Желаю вам успеха!  5.   Самостоятельная групповая работа учащихся (Защита проектов)  Темы проектов • • • • • • • • 1 группа: «Слово – смысловое (семантическое) единство всех словоформ» 2 группа: «Слово – единство лексического и грамматического значений» 3 группа: «Слово – «пучок» разных лексических значений» 4 группа: «Переносное значение слова» 5 группа: «Слово – элемент лексической системы» 6 группа: «Слова ­ омонимы» 7 группа: «Синонимия в языке» 8 группа: «Антонимы в языке и речи»      6.   Рефлексия  Комментарий учителя: общая оценка работы детей   …и вы ждете заслуженной оценки.  Как вы думаете, оценка и отметка – слова­синонимы? Но сегодня отметку мы будем выставлять         вместе с вами согласно вашей оценке своего труда.     Ведь важно научиться  видеть результат работы, оценивать степень своего участия в проекте, оценивать работу товарищей. 7. Тестирование.  Оценивание результата общего труда. (Приложение 2) 8. Домашнее задание:  Устное сообщение на тему: «Как я понимаю, что такое «богатство языка»   Литература:  1.Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном  обучении //Школьные технологии, 2001, №2. 2. Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. ­ М., 2000. 3. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения // "Директор школы", ­1995.­№6. 4. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии М., 1998.   5.  Глассер У. Школы без неудачников. М.: Прогресс, 1991. 6. Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения . Сборник научных трудов /  Под ред. А.В.Хуторского. ­ М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. ­ 290 с.  7. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред.  Е.С. Полат. – М., 2000.  8. Марченко О.И. Музыка живого слова.[Текст] //Русская словесность.­ 2003.­ №2.­ с.43. 9. Матвеев Б.И. Работа над синонимами – одно из средств обогащения словарного запаса. [Текст] //Русская словесность.­ 2001.­ №2.­ с.63. 10. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.   11. Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. ­ №6 – с. 43 ­ 47  12. Полат Е.С. Как рождается проект. ­ М.,1995. 13. Филимонова Ж. Воспитание любви к слову в процессе работы со словарем.[Текст]  //Русская словесность.­ 2002.­ №5.­ сю69; 14. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного  обучения: Пособие для учителя. ­ М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 320 с. –  (Педагогическая мастерская).   15. Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов //  Директор школы. 1998. №4. ­ С. 7­12 16.   Чечель   И.   Метод   проектов,   или   Попытка   избавить   учителя   от   обязанностей всезнающего оракула // Директор школы. 1998. №3. ­ С. 11­17. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002. 17.  Информационные сайты. www.5ballov.ru. http://festival.1september.ru/

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД

Системно-деятельный подход в обучении Проектная деятельность как средство развития УУД
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018