СИСТЕМНОСТЬ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕШАБЛОННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
Оценка 4.7

СИСТЕМНОСТЬ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕШАБЛОННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ

Оценка 4.7
docx
29.10.2020
СИСТЕМНОСТЬ, ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ И НЕШАБЛОННОСТЬ ВОСПИТАНИЯ КАК УСЛОВИЕ ЕГО ЭФФЕКТИВНОСТИ
ПЕДСОВЕТ.docx

Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условие его эффективности

Здравствуйте, уважаемые коллеги, участники «Открытого педагогического совета», я бы даже сказала, единомышленники. Меня зовут Бородина Елена Эдуардовна, я практический психолог Свердловского лицея №1.

При подготовке к «Открытому педагогическому совету» я руководствовалась такими нормативно-правовыми актами, как:

1.                 Основной Закон (Конституция) ЛНР от 18.05.2014 г;

2.                 Закон ЛНР от 30.09.2016 г. №128-ІІ «Об образовании» (с изменениями);

3.                 Приказ Министерства образования и науки ЛНР от 21.05.2018 №495-ОД «Об утверждении государственных образовательных стандартов ЛНР»;

4.                 Приказ МОН ЛНР от 16.03.2017 №86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) ЛНР»;

5.                 Материалы инструктивно-методического семинара «Организация воспитательной работы в образовательных организациях (учреждениях) ЛНР в 2020-2021 учебном году».

6.                 Материалы Института стратегии развития образования РАО по вопросам анализа воспитательной работы в школах (Статья 2 О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся «Образовательные программы подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 сентября 2021 года.)

Излишне говорить о важности воспитания детей, ведь до настоящего времени на протяжении столетий дискутируются вопросы о роли воспитания в жизни человека, о цели воспитания, методах воспитания. Но неизменным остается одно, что важность воспитания - непоколебимая истина, которая подтверждается реалиями каждого дня. Воспитание - элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда этот процесс предстает перед нами как целенаправленная помощь ребенку в его вхождении в современную культуру, достижения которой складывались на протяжении длительных веков, а усвоение ее ребенок должен произвести за предельно короткие сроки.

Современное состояние воспитания нуждается в усилении воспитывающей функции дисциплин школьного цикла и согласуется со стратегией модернизации образования, соответствует приоритетам современной государственной политики в области образования. Данный вывод был сделан специалистами Института стратегии развития образования Российской академии образования.

Прежде чем говорить об особенностях воспитательного процесса, о целях, методах и формах, хочется напомнить такую, казалось бы, тривиальную истину, что воспитывает педагог (своими поступками, мыслями, действиями), а не как не стопка исписанных бумаг под названием «Воспитательная программа». И если мы все хотим, чтобы программа воспитания личности школьника находила отражение именно в ежедневной деятельности, а не просто это были бумажки, положенные в ящик стола и дожидающиеся прихода проверяющих органов, нужно акцентировать своё внимание именно на личности педагога. Потому что педагог в процессе воспитания имеет дело с эмоционально-ценностным миром ребенка, а не с его какими-то физическими данными и даже не с когнитивной составляющей. И почему важно затронуть именно личность самого педагога, ведь в воспитании внутренняя мотивация самого педагога гораздо важнее его внешнего стимулирования. Другими словами, к осуществлению воспитательной деятельности невозможно принудить. Можно вдохновить, можно эмоционально увлечь, можно убедить, но нельзя заставить воспитывать. Если пытаться это делать, появляется реальная опасность бюрократизации и формализации воспитания. Увы, мы с вами очень часто сталкиваемся с этими явлениями. Они проявляются, прежде всего, во-первых, в подмене воспитания массовыми мероприятиями, куда «велено» приводить детей, а будем честны, зачастую ни дети, ни педагоги туда не хотят приходить. И которыми велено, естественно, отчитываться. Во-вторых, сведение воспитания к профилактическим беседам. В первом случае педагог выступает эдаким массовиком-затейником (аниматором), во втором случае – морализатором. Но и там, и там, ребенок занимает пассивную позицию во взаимодействии со взрослыми, что в воспитании не допустимо.

Исходя из этого, сегодня перед педагогами и родителями стоит проблема не в выборе цели или методов воспитания, а проблема иного характера. Мы, к сожалению, теряем контакт с нашими детьми. Между нами (всеми субъектами образовательного процесса) образовалась своеобразная «буферная зона», состоящая из технических средств и «номинальных результатов на бумажках», препятствующая непосредственному эмоциональному, душевному и духовному контакту в отношении детей.

Кроме того, 1 сентября 2020 года на Всероссийском семинаре «Воспитание как государственный приоритет: от ключевых проблем к Примерной программе воспитания» были озвучены другие ключевые проблемы воспитания в современной школе, среди которых были выделены:

       Слабая мотивация к воспитанию у школьных педагогов.

       Отсутствие системного подхода в воспитании.

       Использование без учета произошедших в нашем обществе и в воспитанниках изменений старых форм и содержания воспитания;

       Недостаточное взаимодействие, координация между участниками воспитания.

       Доминирование количественных оценок результатов воспитания.

       Слабая подготовка будущих педагогов к воспитательной работе в школе.

Итак, теория образования и воспитания обязана подвергнуть ревизии содержание и форму организации образовательного процесса в соответствии с пониманием и чувством ритма нового времени.

Что же такое воспитание в современном его понимании, в соответствии с ГОС ЛНР?

Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности.

«Воспитывать - это значит направлять развитие субъективного мира человека», с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требования общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Важно понимать, что воспитание представляет собой не приспособление детей и подростков к наличным формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт (шаблон). Ориентирование на портрет выпускника – да, но акцент делать не на соответствии ребенка единому стандарту, а на позитивной динамике его развития.

«Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей деятельности».

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Выступая именно и субъектом, и результатом общественных отношений, личность формируется через ее активные общественные действия, сознательно преобразуя и окружающую среду, и саму себя в процессе целенаправленной деятельности.

При этом особое значение приобретает учет внутренних побудительных сил, потребностей человека, его сознательных стремлений.

Именно на этой базе появляется возможность и правильно оценить личность и построить эффективную систему ее воспитания через специально задаваемую деятельность. Включение ребенка в организованную взрослым деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляет формы общественного поведения, формирует потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

Формирование гуманистической направленности личности проходит несколько этапов (на каждом возрастном этапе мы видим свою специфику). Соответственно система воспитания должна строиться с учетом возрастных особенностей.

Она должна также быть ориентированной на «завтрашний день» развития детей, что предполагает включение ребенка, подростка, юноши в систему взаимосвязанных генетически преемственных и сменяющих друг друга ведущих деятельностей. Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов.

Важно, чтобы эти общие установки ребенок, умел «оборачивать на себя», т.е. ценить самого себя за свой труд, находиться «в согласии с самим собой», если он занят трудом. К числу важнейших моментов в этом комплексе относится понимание социальной значимости своего труда, чувство, что человек находится в гармонии с обществом, что он занят почетным делом. Отсюда важность соединения обучения детей с разнообразным социально одобряемым трудом, который и делает ребенка членом общества, вводит его в жизнь общества.

Все это невозможно без воздействия на все составляющие воспитания.

http://images.myshared.ru/5/429338/slide_8.jpg

А условиями эффективности воспитания личности и детских сообществ являются: субъектно-личностные условия, социокультурные условия, социально-методические, организационно-управленческие и другие условия.

Субъектно-личностные условия: активное сотворчество взрослых и эмоциональное сопереживание с детьми, а также создание доверительных отношений, готовность прийти на помощь ребенку, уважение к личности и авторитет педагога, личные качества педагога.

К социокультурным условиям относятся также морально-психологические, эмоциональные условия, т. е. создание нормальной психологической атмосферы, основанной на сотрудничестве воспитателей, детей и родителей, педагогической поддержке, оптимистическом настрое в коллективе.

Социально-методические условия. К социально-методическим условиям относятся повышение педагогической культуры воспитателей и специалистов, повышение педагогической культуры родителей, стимулирующие условия. 

Организационно-методические условия. Данное условие включает в себя оказание помощи родителям воспитанников по вопросам социально-личностного развития детей, организацию взаимодействия между школой и семьей, привлечение родителей к участию мероприятий, проходящих в школе (праздники, утренники, «веселые старты»). Формирование в образовательном учреждении самоуправляющихся сообществ педагогов, родителей, способных к самостоятельной творческой деятельности на основе сотрудничества и сотворчества.

Административные условия. Администрация должна заниматься обеспечением правовых, психологических, материальных, финансовых, профессионально развивающих условий. Культуросообразная позиция современной администрации характеризуется переходом от «заданьевой» (т. е. приказной, выполнение строго определенных поручений) системы управления к «задачной» (постановка стратегических и тактических задач перед коллективом, совместное определение организаторов их выполнения, тем самым предоставление полномочий в выборе средств, форм их реализации), от контрольного администрирования к координационному соуправлению, опирающемуся на научный анализ осуществляемой деятельности, прогнозирование, проектирование учебно-воспитательного процесса и культурного развития школы.

Нормативно-правовые условия - определение обязанностей и прав в соответствии с законодательной базой самого образовательного учреждения, правового положения как воспитателей, родителей, так и детей.

Финансовые условия - адекватная жизнедеятельности и вариативная оплата труда педагога за работу с детьми.

Таким образом, выявленные условия эффективности воспитания позволяют улучшить процесс воспитания в образовательных учреждениях.

И чтобы все вышесказанное заработало, нужно понимать, что главный фактор желаемых изменений в сфере воспитания – это мотивация педагога, что главный дефицитный ресурс педагога – это время, что главные принципы управления – это доверие и эмоциональная поддержка, что воспитание нетехнологично, а его результаты носят вероятностный характер.

Вот так, по моему мнению, выглядит системность (рассмотрение проблемы воспитания и в общем культурном плане, и в каждом конкретном индивидуальном варианте, не исключая ни одного субъекта воспитания, ни одного структурного компонента, ни единого уровня), целесообразность (не подменяя понятие «воспитание» на «массовые мероприятия» и «морализаторство») и нешаблонность (модернизация системы под требования современности, акцент на развитие каждой конкретной личности) как основополагающие факторы успешного воспитания.

Исходя из этого, предлагаю пути решения данной проблемы:

1)                Обеспечение качественного психологического сопровождения образовательного процесса;

2)                Минимизация «бумажной работы» педагогов путем перенятия опыта российских коллег (использование конструктора программы воспитания, перехода с бумажного журнала на электронные варианты, принятия единой воспитательной программы), пересмотр количества отчетов по всем видам деятельности педагогов;

3)                Внедрение общественно значимой деятельности школьников на примере трудового воспитания школ СССР, современных школ Японии и Финляндии.

4)                Внедрение в школы принципы практико-ориентированности. Искоренение тестов и решения абстрактных задач в образовании. Тесты погубили западное образование. Выпускники не умеют думать, они могут только подчеркнуть правильный ответ. Самый эффективный способ закрепить изученное — практика. Вместо того чтобы рассказывать ребенку о том, какие бывают инструменты и для чего они нужны, нужно дать детям двигатель и предложить разобрать его. Решение абстрактных задач не приносит пользы, дети не понимают, зачем им это нужно, и не запоминают. Их мозг просто отсеивает лишнюю информацию. Школьники просто не видят смысла в этих сложных уравнениях, где, помимо цифр и переменных, ничего нет. В качестве альтернативы детям дают реальные задачи: создать что–то, починить, выяснить эффективные способы решения жизненной ситуации.

5)                Изучение этики и морали также должно носить практический характер.

6)                Систематизирование воспитательных мероприятий (поскольку их масса одноплановых, от различных организаций). Преемственность и на уровне Доп.образования;

7)                Создание онлайн-музеев ЛНР (необходимость сегодняшнего дня, т.к. в условиях электронного обучения страдает воспитательный аспект);

8)                Перейти с количественной оценки воспитательной деятельности на качественную.


 

9)               

Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условие его эффективности

Системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условие его эффективности

Прежде чем говорить об особенностях воспитательного процесса, о целях, методах и формах, хочется напомнить такую, казалось бы, тривиальную истину, что воспитывает педагог (своими поступками, мыслями,…

Прежде чем говорить об особенностях воспитательного процесса, о целях, методах и формах, хочется напомнить такую, казалось бы, тривиальную истину, что воспитывает педагог (своими поступками, мыслями,…

Слабая подготовка будущих педагогов к воспитательной работе в школе

Слабая подготовка будущих педагогов к воспитательной работе в школе

Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности

Внутри каждой из них возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности

Социально-методические условия

Социально-методические условия

Исходя из этого, предлагаю пути решения данной проблемы: 1)

Исходя из этого, предлагаю пути решения данной проблемы: 1)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.10.2020