Системный подход к обучению учащихся к безопасному поведению на дорогах
Оценка 4.7

Системный подход к обучению учащихся к безопасному поведению на дорогах

Оценка 4.7
doc
26.02.2020
Системный подход к обучению учащихся к безопасному поведению на дорогах
Скорость движения.doc

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«УСТЬ-СОСНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: «Системный подход к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работу подготовила:

Грибанова  Наталья Иосифовна,

Преподаватель-организатор БЖ

МБОУ «Усть-Сосновская ООШ»

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Системный подход к обучению учащихся

безопасному поведению на дорогах и улицах………………………………………….

 

Приложения:

·        таблица сравнения поведения на дороге младших школьников и взрослых………………………………………………………………...................

·        тематический план курса «Дорожная азбука»………………………………….

·        Викторины…………………………………………………………………………

·        Игры, используемые при изучении ППД………………………………………..

·        Словарь терминов…………………………………………………………………

·        Динамика уровня обученности…………………………………………………..

Список литературы………………………………………………………………………

 

 

 

 

 

 

 

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает, поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей. Особое значение в решении этой проблемы имеет заблаговременная правильная подготовка самых маленьких наших пешеходов – детей, которых уже сейчас за воротами дома подстерегают серьезные трудности и опасности и жить которым придется при несравненно большой интенсивности автомобильного движения.

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные  самим себе дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. 

Психофизиологические и возрастные особенности детей во многом определяют их поведение на дороге. Детская импульсивность и спонтанность, суженное восприятие, рассеянное внимание, почти полное отсутствие опыта и развитых способностей предвидения последствий своих действий и поведения окружающих обуславливают резкие изменения в поведении ребенка, которые с большим трудом могут быть предугаданы другими участниками движения. Все эти обстоятельства заставляют отнести детей этого возраста к категории пешеходов с повышенным риском.(приложение 1)

Безопасность на улицах и дорогах – это, прежде всего, строгое соблюдение Правил дорожного движения (ПДД). Это понятие настолько привычно для нас, что очень часто мы забываем всю важность обучения этим правилам детей. Главным фактором в обучении ребенка Правилам дорожного движения является личный пример взрослого. Если взрослый,  появляясь с ребенком на улице постоянно спешит, перебегая через дорогу перед близко идущим транспортом, не обращая внимания на светофор, то ребенок подсознательно усваивает такую манеру поведения и действовать один на улице будет точно также. Поэтому, выходя с ребенком на улицу, взрослые сами должны неукоснительно выполнять Правила дорожного движения.

 

Миллионы мальчишек и девчонок каждый год вливаются в армию участников дорожного движения. Юные пешеходы, велосипедисты должны не только знать и соблюдать правила, но и стать примером для других участников движения.

Дорожно-транспортная обстановка современных городов не прощает невежества. Ежедневно на  дорогах нашей страны совершается более 400 дорожно-транспортных происшествий, из них под колеса автомобилей попадает около 60 детей.

Избежать этих страшных фактов можно лишь путем проведения систематических занятий по обучению детей ПДД, на которых учащимся прививаются навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте.

В связи с актуальностью этой проблемы я разработала программу систематических занятий с обучающимися младшего школьного возраста «Дорожная азбука». (приложение 2)

 Обучением детей правилам дорожного движения занимаюсь в течение четырех лет. Занятия провожу с учащимися младшего школьного возраста, учитывая психофизиологические и возрастные особенности.

ЦЕЛЬ этих систематических занятий:

-               обучение детей основам безопасного поведения на дороге и в транспорте;

 

Реализация этой цели осуществляется через ряд ЗАДАЧ:

 

-               оказать теоретическую и практическую помощь учащимся в приобретении знаний, умений и навыков безопасного поведения на дороге и в транспорте;

 

-               формировать у детей психологическую установку на соблюдение ПДД, т.е. использование знаний, полученных на занятиях, в повседневной жизни;

 

-               развивать фантазию, воображение, внимание, образно-ассоциативное мышление.

Занятия с учащимися провожу в классе, предназначенном для изучения Правил дорожного движения: наличие стендов «Светофорное регулирование», «Дорожные знаки и разметка», «Сигналы регулировщика», «Основы оказания первой доврачебной помощи», компьютера с установленным программным обеспечением – «Начальное изучение ПДД», «Изучение и контроль знаний ПДД», «Экзамен по ПДД», «Экзамен в ГИБДД». Кроме того, в кабинете есть: набор диафильмов по ПДД для детей младшего школьного возраста, настольные методические игры для школьников, наборы дорожных знаков, макеты транспорта, макет улиц города.

Пройдя полный курс обучения по этой программе, воспитанники приобретают знания и навыки поведения на дороге и в общественном транспорте, учатся прогнозировать опасные дорожные ситуации, проводить пропаганду Правил дорожного движения, осваивают способы оказания первой доврачебной помощи, учатся фигурному вождению велосипеда.

Данная программа разработана в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации и предусматривает изучение основных терминов и понятий. Каждому термину в ПДД дается конкретное и четкое определение. Учащиеся знакомятся с терминами, относящимися к местам движения, видам и элементам дорог, к средствам передвижения и участникам дорожного движения. Проверка степени усвоения учащимися знаний и умений осуществляется непосредственно после изучения каждой темы посредством наблюдений, выполнением тестовых заданий, проведением викторин и конкурсно-игровых программ, которые могут быть также использованы для повторения пройденного материала.

По окончании каждого года обучения, в рамках учебных часов планируется проведение конкурсов, соревнований, участие в городских и областных слетах юных велосипедистов, которые являются контрольными и служат показателем освоения учащимися программы.(приложение3)

Теоретические и практические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов, которые обеспечивают накопление более полных и ярких представлений об изучаемых предметах и явлениях, обогащают жизненный опыт учащихся и способствуют формированию осмысленного восприятия.

Большое значение на своих занятиях уделяю играм, так как игра - одно из древнейших культурных, проявлений человеческого разума.(приложение 4)

Игра – это не только развлечение. Она делает досуг содержательным, учит творчеству, умению ориентироваться в сложных ситуациях, развивает ум волю терпение и быстроту реакции. Психологи утверждают, что учебный процесс, что учебный процесс наиболее эффективен, если он обличен в игровую форму, живо и доходчиво ориентирован.

При изучении правил дорожного движения игра является одной из самых действенных форм и, безусловно, должна занимать значительное место на занятиях.

Опыт показывает, что при изучении правил дорожного движения усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на традиционных учебных занятиях. Обучающая задача, поставленная в игровой форме, имеет то преимущество, что в ситуации игры ребенку понятна сама необходимость приобретения новых знаний и способов действия. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.

Все игры, разработанные в данном пособии используются, как в процессе обучения, так и для закрепления и проверки знаний и умений.

Игра – это одна из наиболее привлекательных ярких и эмоциональных форм детской деятельности по усвоению правил поведения в различных сферах жизни. Игра по инициативе ребенка – это форма его самовыражения. Игра по инициативе педагога направлена на усвоение специально подобранных, педагогических целесообразных знаний и умений. В данном случае те, которые обучают детей безопасному поведению на дороге.

 

 

 

 

 

 

 

 

Краткое содержание тем

 

Регулируемые перекрестки

 

На занятиях по данной теме ребята, выполняя различные задания и упражнения, получают и закрепляют знания о видах и сигналах светофоров.

На размеченной площадке учатся пересекать перекресток, пользуясь жестами регулировщика.

Выполняя задание на макете перекрестка, запоминают очередность проезда ТС, руководствуясь сигналом светофора и жестами регулировщика.

На занятиях используются игры, развивающие внимание, память, быстроту реакции: «Ответь светофору», «Поющий светофор», игра шутка «Да-нет», игра «Перекресток»

Нерегулируемые перекрестки

 

На занятиях определяются отличительные признаки нерегулируемых перекрестков равнозначных и неравнозначных дорог.

Детям предлагается определить очередность проезда этих перекрестков. При изучении данной темы необходимо объяснить понятия «Главная дорога», «Второстепенная дорога», «Автомагистраль».

Практические занятия проводятся на макете, на размеченной площадке.

Раздел «Оказание первой доврачебной помощи»

При несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило оказываются люди, не имеющие медицинского образования, и от того как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а не редко и жизнь человека.

Изучение содержания данного раздела направленно на решение следующих задач:

v формирование умения определить область повреждения пострадавшего и оказать первую доврачебную помощь;

v изучение техники реанимации.

Ребята учатся определять виды ран, кровотечений и тренируется оказывать помощь при данных повреждениях, знакомятся с видами переломов и способами иммобилизации конечностей, учатся оказывать помощь при шоке, остановке дыхания и сердечной деятельности.Проверка знаний проводится на итоговом занятии данного раздела в виде игры-соревнования, в которую включены кроссворды, ребусы, карточки-тесты, игра «Я-доктор», игра-шутка «Айболит».

Каждая тема, включенная в программу, содержит теоретическую практическую часть. Механизм оценки полученных знаний проводится через проведение викторин после изучения каждой темы, конкурса игровых программ, тестирования. (приложение 6).

Результаты:

·        Ежегодное участие в муниципальном конкурсе «Даже кроха должен знать правила дорожные»;

·        Ежегодное участие в муниципальном конкурсе детского рисунка «Дорога и дети»;

·        Ежегодное участие в смотре информационных уголков по безопасному поведению на дороге «На дороге ты не один» среди общеобразовательных учреждений. . – 3 место;

·        Участие в муниципальном конкурсе творческих работ «Знатоки на дороге», -2 место Боброва Олеся «Лесные правила движения»;

·         Благодарственное письмо от ГИБДД г.Топки Грибановой Н.И. за активное участие в пропаганде дорожно-транспортного травматизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 5                                  

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

  Велосипед--транспортное средство (кроме инвалидных колясок), имеющее два колеса или более и приводимое в движение мускульной силой людей, находящихся на нём.

  Водитель--лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

  Дорога--полоса земли, используемая для движения транспортных средств и пешеходов.

  Дорожные знаки--составная часть системы средств регулирования движения, служащая для передачи водителям и пешеходам информации, которая создаёт условия для безопасного движения по дороге.

  Дорожное движение--совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.

  Железнодорожный переезд--пересечение дороги с железнодорожными путями на одном уровне.

  Обморок--кратковременная потеря сознания.

  Пассажир--лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нём), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится в него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).

  Пешеход--лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие сани, тележку.

  Пешеходный переход--участок проезжей части, обозначенный знаками «Пешеходный переход» или разметкой типа «зебра» и предназначенный для движения пешеходов через дорогу.

  Проезжая часть--часть дороги, используемая для движения безрельсовых транспортных средств.

  Светофор--средство регулирования дорожного движения, передающее информацию разноцветными световыми сигналами, каждый из которых имеет строго определённое значение.

  Транспортное средство (ТС)--устройство, предназначенное для перевозки людей и (или) грузов.

  Тротуар--часть дороги, предназначенная для движения пешеходов, примыкающая к проезжей части или отделённая от неё газоном.                                  

 

  Двустороннее движение--порядок, при котором ТС движутся навстречу друг другу.

  Маршрутное ТС--ТС общего пользования, предназначенное для перевозки людей и движущееся по установленному маршруту с обозначенными остановочными пунктами.

  Одностороннее движение--такое движение, при котором все ТС движутся в одном направлении.

  Перекрёсток--место пересечения, примыкания или разветвления дорог на одном уровне.

  Полоса движения--любая из продольных полос проезжей части, обозначенная или не обозначенная разметкой и имеющая ширину, достаточную для движения автомобилей в один ряд.              

  Дорожная разметка--средство организации дорожного движения, представляющее собой линии, надписи и иные обозначения, которые наносятся на различные элементы дорог и дорожных сооружений.

  Дорожно-транспортное происшествие--событие, возникшее в процессе движения по дороге ТС и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены ТС, сооружения, грузы, либо причинён иной материальный ущерб.

  Остановочный путь--расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем опасности до остановки.

  Регулировщик--лицо, наделённое в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения.

  Тормозной путь--расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на тормоз до полной остановки.

  Главная дорога – дорога с любым покрытием по отношению к грунтовой или дорога, обозначенная знаками «Главная дорога», «Пересечение с второстепенной дорогой», «Примыкание второстепенной дороги», «Автомагистраль» по отношению к пересекаемой.

  Грунтовая дорога – дорога, которая не имеет искусственного покрытия, хотя другими признаками может и не отличаться от обычных дорог.

  Механическое ТС – ТС, кроме мопеда, приводимое в движение двигателем.

  Населённый пункт – застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками «Начало населённого пункта» и «Конец населённого пункта».

  Преимущество (приоритет) – право на первоочередное движение в намеченном направлении по отношению к другим участникам движения.

  Разделительная полоса – конструктивно выделенный элемент дороги, разделяющий смежные проезжие части и не предназначенный для движения или остановки безрельсовых транспортных средств и пешеходов.

  Разрешённая максимальная масса – масса снаряженного ТС с грузом, водителем и пассажирами, установленная предприятием-изготовителем в качестве максимально допустимой.

  Театрализованная игровая программа – коллективное действие детей, построенное на единстве игры и искусства, направленное на удовлетворение растущих духовных, эстетических потребностей личности ребёнка.

  Уступить дорогу (не создавать помех) − требование, означающее, что участник движения не должен начинать, возобновлять или продолжать движение, если это может вынудить других участников движения, имеющих по отношению к нему преимущество, изменить направление движения или скорость.

 Автомагистраль − дорога, обозначенная знаком «Автомагистраль», имеющая самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделённые друг от друга разделительной полосой и не имеющая пересечений на одном уровне ни с дорогами, ни с железнодорожными путями, ни с пешеходными дорожками.

  Агитбригадное представление − это особый вид сценического действия, одна из форм народной (не профессиональной) эстрады, разнообразная и многоплановая, использующая самые различные жанровые формы: художественное чтение, песни, музыку, куплеты, частушки, танец, фельетоны.

  Вынужденная остановка − прекращение движения ТС из-за его технической неисправности или опасности, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

  Недостаточная видимость − видимость дороги менее 300 метров в условиях тумана, дождя, снегопада, а также в сумерки.

  Неисправность − отклонение какого-либо параметра от нормы, ухудшающее эксплуатационные качества ТС.

    Неисправное техническое средство − состояние ТС, при котором оно не соответствует требованиям, установленным нормативно-технической документацией.

  Обгон − опережение движущегося ТС, связанное с выездом из занимаемой полосы.

  Организованная пешая колонна − группа людей, совместно движущихся по дороге в одном направлении.

  Организованная транспортная колонна − группа из трёх и более механических ТС, следующих непосредственно друг за другом по одной и той же полосе движения с постоянно включенными фарами.

  Остановка − преднамеренное прекращение движения ТС на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров, либо загрузки или разгрузки ТС.

  Плакат − особый вид графического изобразительного искусства, отличающийся ясностью, лаконичностью образа, броскостью, с текстом, который имеет взаимосвязь с рисунком.

  Страховая декларация − это заявление на страхование.

  Страховой риск − предполагаемое событие, при наступлении которого может быть нанесён ущерб застрахованным имущественным интересам страхователя.

  Страховая сумма − сумма определённая договором страхования, исходя из которой устанавливается размер страхового взноса и страховой выплаты.

  Стоянка − прекращение движения ТС на срок более 5 минут, если это не связано с посадкой-высадкой пассажиров и погрузкой-разгрузкой грузов.

  Техническое состояние − комплекс свойств, характеризующих ТС. 

  Буксировка − перемещение одним ТС (буксирующим) другого ТС (буксируемого) таким образом, что все или часть колёс буксируемого катятся по дороге.

  Дистанция − расстояние между ТС, движущимися друг за другом по одной полосе.

  Интервал − расстояние между ТС, следующими по соседним полосам в попутном направлении или встречном направлении.

  Мопед − двух- или трёхколёсное ТС с двигателем рабочим объёмом до 50 см³ и максимальной конструктивной скоростью до 50 км/ч.

  Мотоцикл – двухколёсное механическое ТС с боковым прицепом или без него.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.            Анастасова Л.Г., Иванова Н.В., Ижевский П.В Жизнь без опасностей. Первые шаги к самостоятельности. .[Текст]/ Л.Г. Анастасова, Н.В. Иванова, П.В. Ижевский //  Альбом-задачник – Москва «Вентана-Граф», 1998-64 с.

 

2.            Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. [Текст]/ З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова– М.: Просвещение, 1991 – 207 с.

 

3.            Волков С.  Про Правила дорожного движения. [Текст]/ С. Волков – М.: Омега, 1998 – 64 с.

 

4.            Громовский Н.Я., Браудо В.Г. Тесты на знание Правил дорожного движения [Текст]/ Н.Я. Громовский, В.Г. Браудо - М.: Издательство «За рулем», 1997 – 48 с.

 

5.            Жульнев Н.Я. Правила и и безопасность дорожного движения для 1-4 класса. [Текст]/ Н.Я.  Жульнев – М.: «Ливр», 1997г. – 111с.

 

6.            Зайцев Г.  Уроки Айболита.  Расти здоровым. [Текст]/ Г. Зайцев  – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1999 – 40 с.

 

7.            Краснов А.  Автомобили. [Текст]/ А. Краснов  – М.: «Премьера», 2000 – 160 с.

 

8.            Кривицкая А.М.  Тайны дорожных знаков. [Текст]/ А.М. Кривицкая – Каменск-Уральский: Калан, 1996 – 56 с.

 

9.            Лившиц А.В.  «Правила дорожного движения» [Текст]/ А.В. Лившиц// Иллюстрированное пособие. – М.: Юристь, 1998 – 304 с.

Приложение 4

ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПДД

 

1.           «Найди пешеходов – нарушителей»

 

Учащиеся получают рисунки с изображением пешеходов-нарушителей.

За определенное время ребята должны обнаружить нарушителей. Победителем становится тот, кто найдет всех нарушителей.

 

2.           «Красный-зеленый»

 

Дети становятся в круг. Под музыку игроки передают друг другу два воздушных шара: красный и зеленый. В неожиданный момент музыка замолкает. Участники, у которого оказался зеленый шарик называет то, что можно делать пешеходу. Игрок, получивший красный шар называет то, что нельзя делать пешеходу. 

 

3.           «Нарисуй знаки»

 

Играющим предлагается за определенное время нарисовать цветными карандашами или фломастерам и знаки дорожного движения. Выигрывает тот, кто правильно нарисует за указанное время большее количество знаков.

 

4.           «Водители и пешеходы»

 

Для игры необходим макет улиц города. Играют две группы детей. Одна группа создает на макете любую дорожную ситуацию, другая – определяет правильное поведение пешеходов и транспорта. Побеждает в игре та группа, которая безошибочно ориентируется на улице, четко выполняет ПДД.

 

5.           «Знаете ли вы машины»

 

Ведущий читает 5 вопросов:

1.           Какой  транспорт перевозит пассажиров?

2.           Какой транспорт перевозит грузы?

3.           Какой транспорт помогает убирать улицы?

4.           Какой специальный транспорт вы знаете?

5.           Какой транспорт перевозит продукты?

 

Участники записывают на бумаге за определенное время все виды транспорта, относящиеся к названным группам. По истечении времени, ведущий вычеркивает названия транспорта, которые повторяются у всех участников. Побеждает тот, у кого останется больше названий.

 

 

6.           «Собираем знаки»

 

Игроки разделены на две команды, каждая из которых получает коробку с набором дорожных знаков. В каждой коробке находится одинаковое количество табличек с фоном дорожных знаков: (белые треугольники с красной каймой, белые круги с красной каймой, синие круги, синие квадраты и т.д.), таблички с изображением, которые необходимо поместить на соответствующем фоне и таблички с названием дорожных знаков, которые должны собрать ребята. Команда, правильно собравшая наибольшее число дорожных знаков, побеждает.

 

 

 

 

 

 

Приложение3

ВИКТОРИНА

«ДОРОЖНЫЙ ЗНАК»

 

1.           Вот так знак!

Глазам не верю:

Для чего здесь батарея?

Помогает ли движенью

Паровое отопленье? (знак «Ж\д переезд со шлагбаумом)

 

2.           Нарисован человек

Землю роет целый век,

Может быть, здесь ищут клад?

Нет, нет, нет, не отвечайте наугад (знак «Дорожные работы»)

 

3. Замечательный знак -

Восклицательный знак.

Значит, можно здесь кричать,

Петь, шуметь, озорничать? (Знак «Прочие опасности»)

 

4. Отчего бы это вдруг

Стрелки дружно встали в круг?

И машины друг за другом

Мчатся весело по кругу? (Знак «Круговое движение»)

 

5. Этот знак такого рода.

Он на страже пешехода.

Переходим с куклой вместе

Мы дорогу в этом месте. (Знак «Пешеходный переход»)

 

6. На дороге пешеходам

Делать нечего сейчас.

Под землею даже площадь

Перейти гораздо проще. (Знак «Подземный переход»)

 

7.     Тут и вилка,

Тут и ложка,

Подзаправился немножко,

Накормили и собаку,

Говорим: «Спасибо знаку!» (знак «Пункт питания»)

 

8.     Если вдруг в пути машина

Закапризничать решила,

Здесь машину нам исправят

На колеса в миг поставят (Знак «Техническое обслуживание автомобиля»)

 

9.     Здесь заправится машина,

Выпьет три ведра бензина,

Поможет знак машине каждой,

Если та страдает жаждой. (Знак «АЗС»)

 

10. Ездят здесь одни машины,

Грозно из мелькают шины.

У тебя велосипед?

Значит – стоп! Дороги нет! (Знак «Запрещено движение на велосипедах»)

 

11. Здесь на посту в любое время

Дежурит ловкий постовой.

Он управляет сразу всеми,

Кто перед ним на мостовой. (Знак «Пост ДПС»).

 

12. Ната с куклою в тревоге:

«Нужен доктор нам в дороге».

Не смотрите грустным взглядом,

Помощь близко! Доктор рядом! (Знак «Пункт первой медицинской помощи»)

 

13. Эй, водитель, осторожно!

     Ехать быстро невозможно.

     Знают люди все на свете:

     В этом месте ходят дети. (Знак «Дети»)

 

14. На машинах здесь, друзья,

Ехать никому нельзя,

Можно ехать, знайте, дети,

Только на велосипеде. (Знак «Велосипедная дорожка»)

 

15. А здесь, ребята, не до смеха,

Ни на чем нельзя здесь ехать.

Можно только своим ходом,

Можно только пешеходом. (Знак «Пешеходная дорожка»).

 

16. Что мне делать?

Как мне быть?

Нужно срочно позвонить.

Должен знать и ты, и он,

В этом месте телефон. (Знак «Телефон»).

 

17. Не шумите, музыканты,

Даже если вы таланты,

Здесь сигналить не годиться,

Рядом школа иль больница. (Знак «Подача звукового сигнала запрещена»)

 

 

ВИКТОРИНА «ТРАНСПОРТ»

 

1.           Дом по улице идет

На работу нас везет,

Не на тонких курьих ножках,

А в резиновых сапожках. (Автобус).

 

2.           Мчат колеса по дороге,

Над дорогой мчатся ноги.

Это еду я бегом,

Это я бегу верхом… (велосипед)

 

3.           Поднял кверху две руки,

Взял две жилы в кулаки,

Дай дорогу, постовой,

Побегу по мостовой. (троллейбус)

 

4.           Кто сумеет догадаться?

Вот идут четыре братца

По наезженной дороге,

Но они совсем не ноги,

Никогда не расстаются

Два следа за ними вьются. (колеса)

 

5.           Бегает в галошах,

Быстрее, чем лошадь.  (автомобиль)

 

6.           Спозаранку, за окошком

Стук, и звон, и кутерьма.

По прямым стальным дорожкам

Ходят красные дома. (Трамвай).

 

7.           Мчится, мчится железный конек!

По железу железо гремит.

Пар клубится, несется дымок;

Мчится, мчится, железный конек!

Подхватил, посадил да и лечит… (паровоз)

 

8.           Есть шахматные клетки

На автомобиле.

А почему фигуры

Расставить позабыли? (такси)

 

9.           Конь стальной

Овса не просит,

А пашет и косит (трактор).

 

10.       Железные избушки

Схватились друг за дружку (вагоны).

 

11.       Чудо-птица над полями

С неподвижными крылами.

У нее без клюва нос

И на небо смотрит хвост. (самолет).

 

 

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА

«МЕМОРИНА»

 

Описание игры

 

  Для игры необходимо:

-                                       игровое табло квадратной формы размером 1м х 1 м, которое имеет 16 секторов, вращающихся вокруг своей оси (каждый сектор имеет кармашки, изготовленные из прозрачного материала);

-                                       набор карточек с дорожными знаками;

-                                       карточки с цифрами от 1 до 16;

-                                       карточки с названием дорожных знаков.

 

Игра состоит из трех этапов.

 

1 ЭТАП

Вниманию учащихся представляется игровое табло с вращающимися секторами. В кармашках каждого сектора вставлены с одной стороны карточки с цифрами, с другой – дорожные знаки, причем каждого знака должно быть по два (например, один знак на секторе № 1 и такой же знак на секторе № 5). Дорожные знаки располагаются в произвольном порядке. Дети видят ту сторону сектора, на которой изображены цифры, а сторона со знаками им пока невидима.

Одному из игроков нужно назвать две любые цифры, расположенные на табло. Педагог должен открыть сектора с названными цифрами. Если на обратной стороне изображены разные дорожные знаки, то педагог возвращает сектора в исходное положение. После нескольких попыток дети поймут, что нужно запомнить расположение знаков по секторам. Учащийся, который откроет два одинаковых знака, должен сказать название этого дорожного знака и определить к какой группе он относится. Таким образом необходимо открыть все табло.

 

2 ЭТАП

Вниманию учащихся представлено тоже самое игровое табло, но на обратной стороне секторов с цифрами в произвольном порядке расположены 5 карточек с отгадками на загадки, 5 карточек с дорожными знаками, подходящими по смыслу к отгадкам и 6 карточек с эмблемой ЮИД (милицейская фуражка и жезл).

Перед тем, как начать открывать табло, детям предлагается отгадать зашадку. Ребенку, который первым отгадал загадку, предоставляется право назвать три цифры, расположенные на табло. Педагог переворачивает сектора с названными цифрами. На обратной стороне открытых секторов должны быть изображены: отгадка на предложенную загадку, дорожный знак, подходящий по смыслу и эмблема ЮИД. Если сектора открыть неверно, то они возвращаются в исходное положение. Право называть цифры переходит к другому игроку. Таким образом, необходимо отгадать пять загадок и открыть все табло (одна эмблема ЮИД остается лишней).

 

ЗАГАДКИ:

 

1.                  Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса,

Сядь верхом и мчись на нем,

Только лучше правь рулем. (велосипед)

 

Дорожный знак – велосипедная дорожка.

 

2.                  Бежит, гудит,

В два глаза глядит,

А станет –

Ярко-красной глазок глянет. (автомобиль)

 

Дорожный знак – автостоянка.

 

3.                  Полотно, а не дорожка

Мчится конь – сороконожка (рельсы, поезд)

 

Дорожный знак – ж/д переезд без шлагбаума.

 

4.                  Это что, велосипед?

Нет дверей, кабины нет.

Лихо мчится, тарахтит,

Вдоль по улице летит (мотоцикл).

 

Дорожный знак – запрещено движение мотоцикла.

 

5.                  Здесь машинам нету хода!

Чуть повыше, чем дорога

Пешеходные пути,

Чтобы все по ней

Без забот могли идти. (тротуар)

 

Дорожный знак – пешеходная дорожка.

 

В процессе игры детям необходимо давать жетоны за каждый правильный ответ. После проведения двух этапов жетоны подсчитываются и выбирается победитель, который становится участником третьего этапа (супер-игры).

 

 

3 ЭТАП

На табло выставлены дорожные знаки, рассмотренные на первом и втором этапе. На обратной стороне каждого сектора написано название изображенного на нем дорожного знака. Игрок, победивший по результатам первых двух этапов, должен по порядку говорить название дорожных знаков, расположенных на табло. При правильном ответе педагог переворачивает сектор с названным знаком и все дети вслух читают его название.

Если ребенок правильно назовет все эти дорожные знаки, то он становится победителем всей игры.

 

 

 

 

 

 

ТЕСТ

НА ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

 

1. Кто называется участником дорожного движения?

1.           пешеход

2.           водитель

3.           пассажир

4.           все перечисленные выше.

 

2. Можете ли вы быть водителями?

1.           да

2.           нет.

 

3. Для кого предназначены тротуары?

1.           для пешеходов

2.           для пассажиров

3.           для водителей.

 

4. Как правильно идти по тротуару?

1.           придерживаясь правой стороны

2.           придерживаясь левой стороны.

 

5. Где должны идти пешеходы, если нет ни тротуара, ни пешеходной дорожки?

1.           по обочине навстречу движения транспорта

2.           по краю проезжей части

3.           по обочине или по краю проезжей части навстречу движения транспорта.

 

6. Участок дороги, окаймленный бордюрным камнем и предназначенный для движения пешеходов:

1.           обочина

2.           тротуар

3.           проезжая часть.

 

7. Где должен пешеход переходить дорогу?

1.           по пешеходному переходу

2.           на перекрестке

3.           там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны

4.           во всех перечисленных случаях.

 

8. На какой сигнал светофора можно переходить через дорогу?

1.           на желтый

2.           на зеленый

3.           на красный.

 

9. Как переходить через дорогу, выйдя из автобуса?

1.           обойти автобус сзади

2.           обойти автобус спереди

3.           подождать пока автобус отъедет.

 

10. С какого возраста можно ездить на переднем сиденье легкового автомобиля?    

1.                  с 10 лет

2.                  с 12 лет

3.                  с 14 лет

 

11. Где можно ездить на велосипеде до 14 лет?

1.           во дворе

2.           на стадионе

3.           в парке

4.           во всех перечисленных случаях.

 

12. Какой формы предупреждающие знаки?

1.           треугольник

2.           круг

3.           квадрат

 

13. Какой формы запрещающие знаки?

1.           квадрат

2.           красный круг

3.           треугольник

4.           синий круг

 

14. Как оказать первую помощь при обморожении?

1.           растереть снегом

2.           смазать маслом

3.           растереть варежкой или мягкой тканью до покраснения.

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ НА

ДОРОГЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ВЗРОСЛЫХ

 

 

Особенности поведения на дороге

Взрослых

Детей

Поле зрения

Хорошо развито боковое

 зрение

Видит только то, что

 напротив

 

Сектор обзора

Высокий

На 15-20 % ниже

 

Реакция

Хорошая

Замедленная

 

Время восприятия обстановки

 

0,8-1 сек.

3-4 сек.

Время, необходимое для того, чтобы отличить стоящей транспорт от движущегося 

 

0,4 сек

До 4 сек.

Рост пешехода

Хорошо виден водителю

Маленький рост ребенка «скрывает» его от водителей

 

Шаг пешехода

Длинный

Короткий, пересекая п.ч., ребенок дольше находится в зоне опасности

 

Центр тяжести тела

Столкнувшись, могут удерживать равновесие

Столкнувшись, неожиданно могут упасть, потеряв равновесие

 

Внимание

Хорошо развито

Не в соответствии уловить одновременно более одного явления, сосредоточен только на том, что он делает

 


Приложение 2

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

«ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»

 

Наименование

разделов и тем

Общее

количество

часов

Теория

Практика

Форма

занятий

Вид

контроля

1

 

Знакомство

 со страной ПДД

2

1

1

Игра,

видеозанятие

Визуальное наблюдение

2

Страна ПДД полна

неожиданностей

22

10

12

Сюжетная игра,

видеозанятие

Викторина, игровая форма

3

Дорожная азбука

28

14

14

Игра-соревнование,

видеозанятие

Викторина, игровая форма

4

Пассажиром быть

не просто

20

8

12

Игра,

видеозанятие, беседа

Викторина, игровая форма

5

Регулирование

 движения

24

8

16

Видеозанятие игра-соревнование

Визуальное наблюдение, игровая форма

6

Уроки Айболита

24

12

12

Игра

Визуальное наблюдение, игровая форма

7

Безопасный отдых

22

10

12

Игра

игровая форма

8

Заключительное занятие

2

-

2

Игра-путешествие

игровая форма

 

ВСЕГО

144

 

 

 

 

 

 

Приложение 6

Динамика уровня обученности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

 

                                                                                      

 

 

 

 

                                                        


Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОАТЕЛЬНОЕ

СОДЕРЖАНИЕ Системный подход к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах…………………………………………

СОДЕРЖАНИЕ Системный подход к обучению учащихся безопасному поведению на дорогах и улицах…………………………………………

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает, поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей

Скорость движения, плотность транспортных потоков на улицах и дорогах нашей страны быстро возрастает, поэтому обеспечение безопасности движения становится все более важной государственной задачей

Безопасность на улицах и дорогах – это, прежде всего, строгое соблюдение

Безопасность на улицах и дорогах – это, прежде всего, строгое соблюдение

Обучением детей правилам дорожного движения занимаюсь в течение четырех лет

Обучением детей правилам дорожного движения занимаюсь в течение четырех лет

Правил дорожного движения, осваивают способы оказания первой доврачебной помощи, учатся фигурному вождению велосипеда

Правил дорожного движения, осваивают способы оказания первой доврачебной помощи, учатся фигурному вождению велосипеда

При изучении правил дорожного движения игра является одной из самых действенных форм и, безусловно, должна занимать значительное место на занятиях

При изучении правил дорожного движения игра является одной из самых действенных форм и, безусловно, должна занимать значительное место на занятиях

Краткое содержание тем Регулируемые перекрестки

Краткое содержание тем Регулируемые перекрестки

Изучение содержания данного раздела направленно на решение следующих задач: v формирование умения определить область повреждения пострадавшего и оказать первую доврачебную помощь; v изучение техники реанимации

Изучение содержания данного раздела направленно на решение следующих задач: v формирование умения определить область повреждения пострадавшего и оказать первую доврачебную помощь; v изучение техники реанимации

Системный подход к обучению учащихся к безопасному поведению на дорогах

Системный подход к обучению учащихся к безопасному поведению на дорогах

Приложение 5

Приложение 5

Проезжая часть -- часть дороги, используемая для движения безрельсовых транспортных средств

Проезжая часть -- часть дороги, используемая для движения безрельсовых транспортных средств

Остановочный путь --расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем опасности до остановки

Остановочный путь --расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения водителем опасности до остановки

Автомагистраль − дорога, обозначенная знаком «Автомагистраль», имеющая самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделённые друг от друга разделительной полосой и не имеющая пересечений на одном…

Автомагистраль − дорога, обозначенная знаком «Автомагистраль», имеющая самостоятельные проезжие части для всех направлений, отделённые друг от друга разделительной полосой и не имеющая пересечений на одном…

Организованная транспортная колонна − группа из трёх и более механических

Организованная транспортная колонна − группа из трёх и более механических

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.

Приложение 4 ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

Приложение 4 ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ

Ведущий читает 5 вопросов : 1

Ведущий читает 5 вопросов : 1

Приложение3 ВИКТОРИНА «ДОРОЖНЫЙ

Приложение3 ВИКТОРИНА «ДОРОЖНЫЙ

Этот знак такого рода. Он на страже пешехода

Этот знак такого рода. Он на страже пешехода

Ездят здесь одни машины, Грозно из мелькают шины

Ездят здесь одни машины, Грозно из мелькают шины

Только на велосипеде. (Знак «Велосипедная дорожка») 1

Только на велосипеде. (Знак «Велосипедная дорожка») 1

Мчат колеса по дороге, Над дорогой мчатся ноги

Мчат колеса по дороге, Над дорогой мчатся ноги

Мчится, мчится железный конек!

Мчится, мчится железный конек!

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЕМОРИНА»

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЕМОРИНА»

Учащийся, который откроет два одинаковых знака, должен сказать название этого дорожного знака и определить к какой группе он относится

Учащийся, который откроет два одинаковых знака, должен сказать название этого дорожного знака и определить к какой группе он относится

Дорожный знак – велосипедная дорожка

Дорожный знак – велосипедная дорожка

Чтобы все по ней Без забот могли идти

Чтобы все по ней Без забот могли идти

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО

Участок дороги, окаймленный бордюрным камнем и предназначенный для движения пешеходов: 1

Участок дороги, окаймленный бордюрным камнем и предназначенный для движения пешеходов: 1

Где можно ездить на велосипеде до 14 лет? 1

Где можно ездить на велосипеде до 14 лет? 1

Приложение 1 ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЯ

Приложение 1 ТАБЛИЦА СРАВНЕНИЯ

Шаг пешехода Длинный

Шаг пешехода Длинный

Приложение 2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Приложение 2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Приложение 6 Динамика уровня обученности

Приложение 6 Динамика уровня обученности

Системный подход к обучению учащихся к безопасному поведению на дорогах

Системный подход к обучению учащихся к безопасному поведению на дорогах

Системный подход к обучению учащихся к безопасному поведению на дорогах

Системный подход к обучению учащихся к безопасному поведению на дорогах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020