СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Оценка 4.9

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
04.10.2017
СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
В предлагаемой статье автор раскрывает технологию формирования у обучающихся основ экологической культуры и усвоения новой системы ценностей во взаимоотношении с природой в ходе реализации проекта «Радуга» по экологическому воспитанию. Подчеркивается важность организации системной работы по данной проблеме, указываются ее приоритетные направления. Данный материал будет полезен учителям начальных классов, студентам педагогических училищ и институтов.
ЭКОЛОГИЯ.docx
Луц Оксана Николаевна,                                                  старший учитель, учитель высшей категории,                                                  учитель начальных классов                                                  МОУ «Шахтерская СШ №1», г. Шахтерск СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ   НАЧАЛЬНОЙ   ШКОЛЫ   В   РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОЕКТА   СИСТЕМЫ   ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ «РАДУГА»  Аннотация.  В   предлагаемой   статье   автор   раскрывает   технологию   формирования  у обучающихся   основ   экологической   культуры   и   усвоения   новой   системы   ценностей   во взаимоотношении   с   природой   в   ходе   реализации   проекта   «Радуга»   по   экологическому воспитанию. Подчеркивается важность организации системной работы по данной проблеме, указываются   ее   приоритетные   направления.   Данный   материал   будет   полезен   учителям начальных классов, студентам педагогических училищ и институтов. Ключевые   слова.  Экология,   экологическое   образование,   экологическая   культура, экологическая   культура,   экологическая   грамотность,   экологическое   мышление, экологическое просвещение. Любовь   к   природе   –   великое   чувство.   Оно   помогает   человеку   стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее. Уверена,   что любить природу может лишь человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. В   последние   годы   идет   процесс,   направленный   на   гуманизацию   и гуманитаризацию образования. Это значит, что цель, стоящая перед школой, развивает   эстетические   чувства   у   детей,   растить   их   способными   глубоко чувствовать, переживать, радоваться, воспитывать у детей любовь и уважение к своей семье, родной природе, к Родине (1, с. 56). Так, в Концепции патриотического воспитания детей и учащейся молодежи ДНР   отмечается,   что   большое   влияние   на   воспитание   ребенка   оказывает «природа родного края, которая вызывает у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи». Подчеркивается, что «воздействие природы на личность детей формирует ощущение причастности, принадлежности   к   этому   уголку   Земли,   и   принадлежности   этого   уголка маленькому человеку».               Великий педагог В.А. Сухомлинский говорил: ”К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом   достучится   чувство   прекрасного,   чувство   поэзии,   а   может   быть   и простая человечность”. Особое значение в современной школе приобретают вопросы гармоничного взаимоотношения общества с окружающей природой, становление   и   формирование   ответственного   отношения   к   окружающему миру,   более   широкого   раскрытия   в   обучении   школьников   универсальной ценности природы и значимости ее для всего человечества (2, с. 60). Психологи утверждают, что именно в период с 6 до 12 лет у детей развивается   воображение,   воспитывается   любознательность,   формируется творческое   мышление   и   самостоятельность,   умение   наблюдать   и анализировать явление, делать сравнение, обобщать факты, делать выводы, начинают   появляться   интересы   (2,   с.   72).   Особая   чувствительность   и эмоциональность школьников начального звена повышает интерес ребенка к самому себе, к людям, к своему здоровью, к окружающему их миру природы, что является первостепенным условием экологического образования в этом возрасте (9, с. 65). Острота   современных   проблем   взаимодействия   общества   и   природы поставила перед школой и педагогикой новые задачи. Уверена, что нельзя ограничиться   простым   “просвещением”   школьников   в   области   охраны природы,   необходимо   создание   комплексной   психолого­педагогической   и методической   разработки   условий   формирования   экологической ответственности, в число которых входит в первую очередь такие, как:   ­ гуманизация образования в целях формирования общечеловеческого приоритета сохранения жизненной среды;  ­ активация экологического движения; ­   применение   знаний   в   практической   деятельности   как   элемента экологической культуры;  ­ создание вариантов содержания и форм экологического образования в изменяющихся условиях (11, с. 10).   Современное   экологическое   образование,   на   мой   взгляд,   должно включать следующие аспекты: 1. 2. 3. 4. научно­познавательный, ценностный, нормативный, практически­деятельностный.       Важнейшим принципом экологического образования считаю принцип непрерывности.   Под   ним   понимается   взаимосвязанный   процесс   обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.  Время учебы в школе – важнейший этап в становлении познавательных, эмоциональных, этических, эстетических, деятельностных отношений детей к окружающей   действительности.   Детям   школьного   возраста   свойственны доброта и любознательность, так что фундамент ответственного отношения к окружающей   природе   закладывается   именно   в   школе.   Поэтому   проблема экологического   образования   и   воспитания   школьников   не   надумана   и   ее решение должно стать одной из главных задач сегодняшней педагогической теории и школьной практики (2, с. 93). Начиная работу над проблей экологического образования и воспитания школьников мною были поставлены такие цели и задачи: ­   прививать   детям   прочные   навыки   экологической   культуры   и воспитывать экологически гармоничного гражданина.   ­  продолжить   разностороннее   развитие   личности   ребенка,  начатое   в семье, в дошкольном учреждении и в начальной школе (развитие интеллекта, эмоций , творческих способностей учащихся и их нравственное воспитание);  ­ развивать экологическое, вариативное мышление; ­   последовательно   формировать   у   учащихся   целостную   картину окружающего мира;   ­   знакомить   детей   с   объектами,   явлениями,   закономерностями окружающего   мира   и   методами   их   познания,   воспитывать   у   учащихся бережное   отношение   ко   всему   живому,   сознательное   отношение   к   своему здоровью, любовь к природе;  ­ формировать у ребят навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.   Для   осуществления   поставленных   целей   использовала   не   только материал уроков окружающего мира, но и работала над интеграцией многих учебных   предметов.   Через   художественные   произведения   формировала   у школьников   способность   воспринимать   красоту   природы,   человека, предметного мира, созданного им;  воспитывала потребность в нравственно­ эстетическом отношении к окружающему миру; развивала умения сравнивать состояния природы в разное время года. Используя материал уроков литературоведческого цикла, учила детей видеть,   “открывать”   для   себя   многоцветие   мира,   многообразие   форм   и “настроение” природы, эмоционально отзываться на ее красоту;   проявлять интерес к оригинальным, нестандартным взглядам; формировать свое видение окружающего мира, умение находить необычное в обычных предметах.  Учила детей: видеть отношение человека к окружающему миру;   размышлять над причинами, вызывавшими подобные эмоциональные состояния и отношения; оценивать нравственно­эстетическую ситуацию.   Чтобы   правильно   подобрать   формы   и   методы   экологического воспитания   и   обучения   детей,   на   первом   этапе   определила   тип экологического отношение каждого ребенка к окружающей среде. Для этого использовала различные методики, предложенные Ясвиным В.Я., Дерябо С.Д.   Тестирование   в   начале   первого   года   обучения   (2011­2012   уч.   год) показало,   что   у   ребят   в   основном   преобладает   индифферентный   тип отношения к природе (таких 64%), на втором этапе – эстетический тип (22%), практический   тип   отношения   к   природе   наблюдается   у   7%   тестируемых детей, прагматический тип составил также 7%.  Таким образом, по данным тестирования был сделан вывод о том, что у первоклассников не было сформировано ни этическое отношение к природе, ни   познавательное.  Исходя   из   того,   была   выбрана   определенная   стратегия педагогической деятельности.  Предстояла большая работа по осуществлению поставленных целей, а именно формирования у детей субъективного экологического отношения к природе.   В результате 4­х летнего комплексного интенсивного экологического обучения и воспитания мы пришли к нижеследующим итогам.   Тестирование в конце 4­го года обучения в среднем звене (2014­2015 уч. год) показало уже иную картину субъективного отношения школьников к миру природы.  Были выявлены следующие типы субъективного отношения к природе:  ­ этический тип отношения к природе ­44%  ­ познавательный тип ­22%  ­ эстетический тип ­15%  ­ практический тип 11%  ­ индифферентный тип ­8%. Как видно из данных тестирования, за истекший период у многих ребят значительно повысился уровень субъективного отношения к миру природы.    У   многих   детей   сформировался   этический,   познавательный   типы отношения к природе. Среди достижений в данной области также хочется отметить: ­ проведение открытых мероприятий   “Экологический съезд”, “Птицы родного края”, “Сюрпризы лесной полянки”. ­ участие и выступление агитбригады “Эко”  в День окружающей среды; ­ участие в акции “Посади дерево” – озеленение школьного парка; ­ активное участие в акции “Школьный  макулатуринг”. ­   участие   в   общешкольных   экологических   десантах   “Чистый   парк”, “Спасаем первоцветы”, “Семечко”, “Чистый родник”. ­   работа   над   проектами   “Кормушка”,   “Первоцветы”,   “Растения   и животные родного края”, “Жалобная книга природы”, “Родничок”. Чтобы добиться подобных результатов в экологическом образовании и воспитании с первых дней адаптации ребенка к средней школе начала работу по реализации проекта “Радуга”  (Единство разума и сердца), в котором нашла отражение   выработанная   мною   система   экологического   воспитания   и образования учащихся. Реализация   проекта  «Радуга»  велась   по  определенным  приоритетным направлениям (см. Табл. 1) Развитие воли. В учебном процессе Воспитательная   впечатлительность   детей, 1. Формирование   нагляднообразной   картины мира.  2. 3. Учет   особенностей   эмоциональной   сферы школьников:     их импульсивность,   склонность   к   сопереживанию, поддержка   эмоционального   тонуса   уроков (зрительный и слуховой ряд, использование ТСО). 4. Только   наблюдение   в   природе   позволяют сформировать обобщенные представления о мире. 5. Экологическое   сознание   формируется,   если создавать ситуации, в которых дети должны сделать самостоятельный   выбор   своего   поступка,   своей линии поведения. 6. Написание   сочинений   (соединение   знаний   и чувств). 7. Эстетическое   воспитание.   Воспитывать любовь   к   природе   (поэтический   образ   природы, любование). Понимание прекрасного ведет к тому, что дети все замечают в жизни природы и стремятся сам что­нибудь сделать полезное в жизни. 1. Работа кружка “Берендеи”. работа Междисциплинарный подход Научно­практическая деятельность Работа с     (лекторий, родителями 2.   консультпункт). 3. КВН   по   экологии,   заочные   экологические путешествия. 4. Просветительная   работа   (лекции,   беседы, конференции, выпуск газеты). 5. Практическая   работа   в   микрорайоне школы(озеленение,  “Птичий городок”). 6. Экскурсии   экологической   направленности, экологическое   движение   “Чистота   природы   – чистота души”  Экологические   задания   по   разным   предметам объединяются вокруг ведущих идей. Использование   поисковых   и   частично   поисковых методов деятельности. (Квазиисследования, коллективный поиск знаний).  Организация   поисковой   и   практической деятельности в учебно­воспитательном процессе и внеклассной работе. Проектная   деятельность, деятельности. Игровые методы.   метод   проектной организации                                                                Табл.1 В   рамках   проекта   “Радуга”   осуществлялась   мною   и   организация проектно­исследовательской деятельности учащихся среднего звена, которая представляла   достаточно   большие   возможности   для   разработки   системы заданий,   позволяющих   углубить,   закрепить   экологические   понятия   и проверить степень их усвоения. Организовывались и проводились проекты на распознавание природных объектов, на понимание роли охраняемого объекта в   природных   процессах   биосферы   и   определение   его   значения   в   жизни человека, на применение природоохранных умений в типичной и критической ситуациях,   что   позволяет   учащимся   начальной   школы   более   осознано воспринимать материал экологической тематики.  Процесс работы по методу проектов строила согласно этапов: 1. Составление плана. 2. Выполнение данного проекта: ­ собирание конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых учениками. ­ группировка материала и установка общих положений. ­ применение полученных знаний на практике. 3. подведение   итогов   произведенной   работы,   коллективное обсуждении   и   оценка   ее   и   составление   отчета   по   ней   (метод   Е.Г. Качарова). Выполнение проекта “Радуга” осуществлялось не только в учебном процессе,   но   и   во   внеклассной   работе,   которая   раскрывает   огромные резервы в данном вопросе. Использование данного резерва стало одним из важнейших   путей   воспитания   у   школьников   ответственного   отношения   к природе, понимания значимости мероприятий по охране природы, а так же экологическому просвещению родителей учеников. Кроме того, внеклассная форма   работы   способствовала   привлечению   родителей   к   организации   и проведению экологических мероприятий.  Такая совместная деятельность “учитель – учащиеся ­ родители” дала возможность   создать   благоприятную   почву   для   осуществления   единства взглядов и требований, взаимопонимания, что, несомненно, способствовало повышению уровня обученности и воспитанности каждого ребенка не только в вопросах экологии, но и в повседневном общении между родителями и детьми, учителем и учащимися, одноклассниками, окружающими людьми.   Беря во внимание то, что время диктует свои условия и в связи с возрастающей ролью ИКТ в жизни общества, в идеале хотелось бы привлечь ресурсы Интернета для более продуктивной реализации проекта. Подводя итоги своей деятельности по реализации проблемы экологического воспитания, мною сделаны такие выводы: 1.Теоретическая основа экологического воспитания основывается на решении задач   в   их   единстве:   обучения   и   воспитания,   развития.   Критерием сформированности ответственного отношения к окружающей среде является нравственная забота о будущих поколениях. Правильно используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность. 2. Как известно, воспитание тесно связано с обучением, поэтому воспитание, основанное   на   раскрытии   конкретных   экологических   связей,   поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе. Последние, в свою очередь,   не   будут   голословными   утверждениями,   а   будут   осознанными   и осмысленными убеждениями каждого ученика. 3.   Существуют   основные   правила   поведения   в   природе,   которые   могут усвоить учащиеся начальных классах. Нельзя навязывать детям эти правила, нужна   целенаправленная,   продуманная   работа   для   того,   чтобы   знания перешли в убеждения. 4.Формирование   экологического   отношения   к   природе   в   начальном   звене необходимо осуществлять через интегрирование природоведческих знаний в общеобразовательные дисциплины, которое позволяет детям усвоить ведущие мировоззренческие идеи: единство неживой и живой природы, их взаимосвязи, человек как часть природы, формы развития материи, тела и их движение и т.д;   через   системы   познавательных   заданий   для   1­4   классов   на   основе программного   природоведческого   материала   по   применению природоведческих знаний в новой учебной ситуации. 5.Изучение   экологического   потенциала   современных   учебников,   детских энциклопедий,   детских периодических изданий по окружающему миру показало, что в них имеются большие   возможности   для   формирования   у   младших   школьников экологического сознания. 6.   Внеурочную   работу   по   формированию   у   младших   школьников экологического   отношения   необходимо   рассматривать   как   неотъемлемую часть   всего   учебно­воспитательного   процесса   и   включать   в   неё нетрадиционные   формы:   экологические   праздники,   выставки   различных творческих   работ     детей,   компьютерное   экологическое   моделирование, экологический практикум, эколого­психологические тренинги. 7. Значительное внимание нужно уделять практическому участию младших школьников в экологической деятельности.                  В целом, в настоящее время перед работниками школы стоит много проблем,   касающихся   экологического   образования   учащихся.   Реализация   художественной   литературы,   справочников, многих   из   них   вызывает   определенные   трудности.   Это   связано   с   тем,   что экологические   знания   и   отношения   являются   “нервами”   всей   системы образования.   Требуется   объединить   усилия   ученых,   учителей,   методистов, социальных   психологов   –   всех,   кто   может   внести   посильный   квлад   в построение системы экологического  воспитания школьников, направленной на формирование экологического сознания каждого ребенка, пришедшего в школу (9, с. 73). В заключении хочу отметить, что системная работа по экологическому воспитанию и образования детей школьного возраста реализует свои задачи. В   сознании   ребенка   закрепляются   знания,   правила   построения   мира, понимание природных явлений. Повзрослев, такой человек вряд ли станет вредить   природе,   потому   как   даже   простейшие   экологические   знания помогут ему правильно оценить результаты своего влияния на природные объекты. Важно, чтобы в школьном возрасте у него закрепилось в сознании достаточно   полная   информация   о   природных   закономерностях   – экологический правилах.                                                         Литература 1.Айкина   Г.А.  Как   сделать   экологическое   воспитание   эффективным: [экология  на уроках;   формы  и  методы  воспитательной   работы]//Начальная школа.–2008.– № 8.–С.54–57. 2.Андриянов   А.П.  Практические   аспекты   экологического   воспитания   в начальной   школе//Завуч   начальной   школы.–2006.–№   6.–С.58–94.– Интегрированный   подход   к   планированию   экологического   воспитания (фрагмент  целевой  программы  "Окно в природу",1–4 кл.); Факультативный курс   основ   экологии и охраны природы "Экология, природа   и мы"; План работы кружка "Сказки леса" (3–4 кл.); Приложения:   Урок природоведения "Помоги своей реке" (урок в стихах); Занятие кружка "Флора родного края"; Внеклассное занятие "Это твоя земля". 3.Аржановская Н.В. Вода в жизни растений, животных и человека: [сценарий урока]//Начальная школа.–2005.–№ 4.–С.54–56. 4.Артемихина   Т.В.  Тема   урока:   "Экологическая   безопасность":3 класс//Мастер­класс.–2006.–№   2.–С.26–30.–(Приложение   к   журналу "Методист"). 5.Бекетова   Т.И. факультативных занятиях//Начальная школа.–2004  Экологическое   образование   учащихся   на   уроках   и 6.Белавина   И.Г.,   Найденская   Н.Г.  Планета   ­   наш   дом./   Учебник   – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ ­ Издательство «Лайда». Москва. 1995. 7.Белавина И.Г, Найденская Н.Г. Планета – наш дом. /Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников./ ­ Изд­во «Лайда». Москва. 1995. 8.Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В. Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.  9.Бобылева   Л.Д.  Экологическое   воспитание   младших   школьников: Кружковая работа//Начальная школа.–2003.–№ 5.–С.64–75.–Примерный план кружка "Юный друг природы" (2 кл.). 10.Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. ­ М.: Просвещение, 1991.  11.Буренина   Т.П.  Реализация   личностно­ориентированного   образования   в формировании   экологической   культуры   младших   школьников//Наука   и школа.–2006.–№ 3. С.8–11.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.10.2017