Практическое занятие № 1
Системы счисления
Количество часов на выполнение: 2часа
Цель работы: приобретение навыков выполнения операций в различных системах счисления.
Задание: решить 4 задачи, применяя теоритический материал
Методика выполнения задания:
1) Ознакомится с теоритическим материалом
2) Решить задачи используя алгоритм решения задач
Теоретический материал:
Система счисления, или просто счисление, или нумерация,— набор конкретных знаков–цифр вместе с системой приемов записи, которая представляет числа этими цифрами.
Система счисления — это совокупность
правил и приемов записи чисел с помощью набора цифровых знаков. Количество
цифр, необходимых для записи числа в системе, называют основанием системы
счисления. Основание системы записывается в справа числа в нижнем индексе:
.
Различают два типа систем счисления:
- позиционные, когда значение каждой цифры числа определяется ее позицией в записи числа;
- непозиционные, когда значение цифры в числе не зависит от ее места в записи числа.
Примером непозиционной системы счисления является римская: числа IX, IV, XV и т.д. Примером позиционной системы счисления является десятичная система, используемая повседневно.
Любое целое число в позиционной системе можно записать в форме многочлена:
,
где —
основание системы счисления;
— цифры числа,
записанного в данной системе счисления;
n — количество разрядов числа.
Пример. Число запишется
в форме многочлена следующим образом:
Десятичная система счисления – в настоящее время наиболее известная и используемая. неправильное название удерживается и поныне.
Десятичная система использует десять цифр —– 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и 9, а также символы “+” и “–” для обозначения знака числа и запятую или точку для разделения целой и дробной частей числа.
В вычислительных машинах используется двоичная система счисления, её основание — число 2. Для записи чисел в этой системе используют только две цифры — 0 и 1.
Таблица 1. Соответствие чисел, записанных в различных системах счисления
Десятичная |
Двоичная |
Восьмеричная |
Шестнадцатеричная |
1 |
001 |
1 |
1 |
2 |
010 |
2 |
2 |
3 |
011 |
3 |
3 |
4 |
100 |
4 |
4 |
5 |
101 |
5 |
5 |
6 |
110 |
6 |
6 |
7 |
111 |
7 |
7 |
8 |
1000 |
10 |
8 |
9 |
1001 |
11 |
9 |
10 |
1010 |
12 |
A |
11 |
1011 |
13 |
B |
12 |
1100 |
14 |
C |
13 |
1101 |
15 |
D |
14 |
1110 |
16 |
E |
15 |
1111 |
17 |
F |
16 |
10000 |
20 |
10 |
3) Правила перевода чисел из одной системы счисления в другую
Перевод чисел из одной системы счисления в другую составляет важную часть машинной арифметики. Рассмотрим основные правила перевода.
1. Для перевода двоичного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 2, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней двойки:
Таблица 2. Степени числа 2
n |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
1 |
2 |
4 |
8 |
16 |
32 |
64 |
128 |
256 |
512 |
1024 |
Пример. Число перевести
в десятичную систему счисления.
2. Для перевода восьмеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 8, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней восьмерки:
Таблица 3.4. Степени числа 8
n |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
8 |
64 |
512 |
4096 |
32768 |
262144 |
Пример. Число перевести
в десятичную систему счисления.
3. Для перевода шестнадцатеричного числа в десятичное необходимо его записать в виде многочлена, состоящего из произведений цифр числа и соответствующей степени числа 16, и вычислить по правилам десятичной арифметики:
При переводе удобно пользоваться таблицей степеней числа 16:
Таблица 3. Степени числа 16
n |
0 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
1 |
16 |
256 |
4096 |
65536 |
1048576 |
16777216 |
Пример. Число перевести
в десятичную систему счисления.
4. Для перевода десятичного числа в двоичную систему его необходимо последовательно делить на 2 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 1. Число в двоичной системе записывается как последовательность последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число перевести
в двоичную систему счисления.
5. Для перевода десятичного числа в восьмеричную систему его необходимо последовательно делить на 8 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 7. Число в восьмеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число перевести
в восьмеричную систему счисления.
6. Для перевода десятичного числа в шестнадцатеричную систему его необходимо последовательно делить на 16 до тех пор, пока не останется остаток, меньший или равный 15. Число в шестнадцатеричной системе записывается как последовательность цифр последнего результата деления и остатков от деления в обратном порядке.
Пример. Число перевести
в шестнадцатеричную систему счисления.
7. Чтобы перевести число из двоичной системы в восьмеричную, его нужно разбить на триады (тройки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую триаду нулями, и каждую триаду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (табл. 3).
Пример. Число перевести
в восьмеричную систему счисления.
8. Чтобы перевести число из двоичной системы в шестнадцатеричную, его нужно разбить на тетрады (четверки цифр), начиная с младшего разряда, в случае необходимости дополнив старшую тетраду нулями, и каждую тетраду заменить соответствующей восьмеричной цифрой (табл. 3).
Пример. Число перевести
в шестнадцатеричную систему счисления.
9. Для перевода восьмеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной триадой.
Пример. Число перевести
в двоичную систему счисления.
10. Для перевода шестнадцатеричного числа в двоичное необходимо каждую цифру заменить эквивалентной ей двоичной тетрадой.
Пример. Число перевести
в двоичную систему счисления.
11. При переходе из восьмеричной системы счисления в шестнадцатеричную и обратно, необходим промежуточный перевод чисел в двоичную систему.
Пример 1. Число перевести
в восьмеричную систему счисления.
Пример 2. Число перевести
в шестнадцатеричную систему счисления.
4) Арифметические действия над целыми числами в 2-ой системе счисления :
1.Операция сложения выполняется с использованием таблицы двоичного сложения в одном разряде: Пример. а) +10012 б) +11012 в) +111112 10102 10112 12 100112 110002 1000002 2.Операция вычитания выполняется с использованием таблицы вычитания, в которой 1 обозначается заем в старшем разряде. Пример. а) –1011100112 б) –1101011012 1000110112 1010111112 0010110002 0010011102 3.Операция умножения выполняется по обычной схеме, применяемой в десятичной с/с с последовательным умножением множимого на очередную цифру множителя. Пример. а) ´ 110012 б) ´ 1012 11012 112 11001 101 11001 101 11001 11112 1010001012 4.Операция деления выполняется по алгоритму, подобному алгоритму выполнения операции деления в 10–ой с/с.
1110 10100 1101 1111 001101 10102 –остаток 1101 0 |
|
4.1. Сложение и вычитание в восьмеричной системе счисления.
При выполнении сложения и вычитания в 8-ой с/с необходимо соблюдать следующие правила:
1) в записи результатов сложения и вычитания могут быть использованы только цифры восьмеричного алфавита;
2) десяток восьмеричной системы счисления равен 8, т.е. переполнение разряда наступает, когда результат сложения больше или равен 8.
В этом случае для записи результата надо вычесть 8, записать остаток, а к старшему разряду прибавить единицу переполнения;
3)если при вычитании приходится занимать единицу в старшем разряде, эта единица переносится в младший разряд в виде восьми единиц.
Пример
+ 7708 + 7508
2368 2368
12268 5128
4.2. Сложение и вычитание в шестнадцатеричной системе счисления.
При выполнении этих действий в 16–ой с/с необходимо соблюдать следующие правила:
1)при записи результатов сложения и вычитания надо использовать цифры шестнадцатеричного алфавита: цифры, обозначающие числа от 10 до 15 записываются латинскими буквами, поэтому, если результат является числом из этого промежутка, его надо записывать соответствующей латинской буквой;
2)десяток шестнадцатеричной системы счисления равен 16, т.е. переполнение разряда поступает, если результат сложения больше или равен 16, и в этом случае для записи результата надо вычесть 16, записать остаток, а к старшему разряду прибавить единицу переполнения;
3)если приходится занимать единицу в старшем разряде, эта единица переносится в младший разряд в виде шестнадцати единиц.
Примеры.
+ В0916 + В0916
TFA16 7FA16
1A0316 30F16
Задание
1. Выполнить перевод чисел
а) из 10–ой с/с в 2–ую систему счисления: 165; 541; 600; 720; 43,15; 234,99.
б) из 2–ой в 10–ую систему счисления: 1101012; 110111012; 1100010112; 1001001,1112
в) из 2–ой с/с в 8–ую ,16–ую с/с:
1001011102; 1000001112; 1110010112; 10110010112; 1100110010112; 10101,101012; 111,0112
г) из 10–ой с/с в 8–ую, 16–ую с/с: 69; 73; 113; 203; 351; 641; 478,99; 555,555
д) из 8–ой с/с в 10–ую с/с: 358 ; 658 ; 2158 ; 3278 ; 5328 ; 7518; 45,4548
е) из 16–ой с/с в 10–ую с/с: D816 ; 1AE16 ; E5716 ; 8E516 ; FAD16; AFF,6A716
2. Выпишите целые десятичные числа, принадлежащие следующим чсловым промежуткам:
[101012; 1100002]; [148; 208]; [1816; 3016]
3. Выполнить операции:
а) сложение в двоичной системе счисления
+ 100100112 + 10111012 + 101100112 +10111001,12
10110112 111011012 10101012 10001101,12
б) вычитание в 2–ой системе счисления
– 1000010002 – 1101011102 – 111011102 -10111001,12
101100112 101111112 10110112 10001101,12
в) умножение в 2–ой системе счисления
´ 1000012 ´ 1001012 ´ 1111012 ´ 11001,012
1111112 1110112 1111012 11,012
г) деление в 2–ой системе счисления
1) 1110100010012 / 1111012
2) 1000110111002 / 1101102
3) 100000011112 / 1111112
д) сложение 8–ых чисел
+ 7158 + 5248 + 7128 + 3218 + 57318 + 63518
738 578 7638 7658 13768 7378
е) вычитание 8–ых чисел
– 1378 – 4368 – 7058 – 5388 – 72138
728 1378 768 578 5378
ж) сложение 16–ых чисел
+ А1316 + F0B16 + 2EA16 + ABC16 + A2B16
16F16 1DA16 FCE16 C7C16 7F216
з) вычитание 16–ых чисел
– À1716 – DFA16 – FO516 – DE516 – D3C116
1FС16 1AE16 AD16 AF16 D1F16
4. Вычислите выражение:
(11111012 + AF16) / 368; 1258 + 111012 ´ A216 / 14178
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.