Цели урока :
1. Ввести понятие «Система счисления
(СС)». Научиться переводить целые числа
из десятичной СС в двоичную СС и
обратно.
2. Развить логическое мышление.
3. Воспитать уверенность в своих силах.
Задачи урока:
1. Активизация и развитие познавательных
процессов учащихся (восприятия, внимания,
памяти, наблюдательности,
сообразительности и т.д.);
процесс обучения.
2. Изучение нового материала;
3. Развитие логического мышления;
4. Создание деятельной, творческой
обстановки в процессе урока, благотворно
влияющей на эмоциональность, психику
учащихся;
5. Внедрение компьютерных технологий в
Задание на развитие логического
мышления
В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3
палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата
Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по
определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых
цифрами.
Системы счисления
Позиционные
В позиционных системах счисления
количественное значение цифры зависит
от её позиции в числе.
5 7 9
5
7
9
сотни
десятки
единицы
Непозиционные
В непозиционных системах
счисления количественное
значение цифры не зависит от
её позиции в числе
XI (11) дописывая цифру
справа от числа,
прибавляем её
IX (9) дописывая цифру
слева от числа, отнимаем
её
I один
X десять
2. Двоичная СС
3. Восьмеричная СС
0..9
0, 1
0..7
Системы счисления
Позиционные
1. Десятичная СС
4. Шестнадцатеричная СС
0..9, А, В, С, D, E, F
В позиционных СС основание
системы равно количеству
цифр (знаков в её алфавите)
и определяет во сколько раз
различаются значения
одинаковых цифр, стоящих в
соседних позициях
Непозиционны
е
1. Римская СС
I – один
V – пять
X – десять
L – пятьдесят
C – сто
D – пятьсот
M – тысяча
2. Египетская СС
3. Греческая СС
Перевод целых чисел из
десятичной СС в двоичную СС.
Алгоритм перевода:
1.Последовательно
выполнять деление исходного
целого десятичного числа и
получаемых целых частных на
основание системы (на 2) до
тех пор, пока не получится
частное, меньшее делителя,
то есть меньшее 2.
2.Записать полученные
остатки в обратной
последовательности.
27
2
26 13
1
12
1
2
6
6
0
2
3
2
1
2
1
Перевод целых чисел из двоичной
СС в десятичную СС.
01234567
=
Алгоритм перевода:
1.Двоичное число
записать в
РАЗВЕРНУТОЙ ФОРМЕ
.
2.Произвести
вычисления.
Примеры для закрепления изученного
материала
10
?
85
85
101110001
101110001
1010101
10
2
?
369
2
2
2
10
10
Домашнее задание.
1.Выучить конспект
2.Решить следующие примеры:
1)
2)
3)
4)
5)
2
10
10
?
89
115
?
2
10111
?
10
1111001
10101011
2
2
?
10
?
10
2
Развернутая запись числа
Десятичная СС
1
10
5
*
10
*
7
2
579
10
9
0
10
*
Двоичная СС
21212021
*
*
1
*
0
3
2
*
1011
2
Назад