Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Оценка 4.7
Занимательные материалы
doc
обществознание
7 кл
05.03.2018
Сборник ситуационных задач по обществознанию для учащихся 7 класса. Составлен на основе общеобразовательной программы Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. С целью достижения учащимися планируемых результатов: знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающихся среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями их развития.Сборник ситуационных задач по обществознанию для учащихся 7 класса
Общество Вавилкина Е.В..doc
Ситауционные задачи на уроках обществознания
в 7 классе общеобразовательной школы.
Автор: Вавилкина Е.В.
Использование в образовательном процессе жизненных задач,
предлагающих ученикам решение проблем или выполнение задач в чьейлибо
профессиональной или социальной роли в предлагаемой, описываемой
ситуации, реализует принцип управляемого перехода от деятельности в
учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации. Жизненные задачи
носят компетентностный характер и нацелены на применение предметных,
метапредметных и межпредметных умений для получения желаемого
результата. Традиционный для такого рода задач дефицит одной информации
и ее общая избыточность способствуют формированию познавательных
универсальных учебных действий. Умения поставить цель при решении
жизненных задач, составить план действий, получить результат, действуя по
плану, и сравнить его с замыслом, входят в перечень регулятивных учебных
действий.
Ситуационные задачи позволяют ученику осваивать
интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с
информацией: ознакомление – понимание – применение – анализ – синтез –
оценка.
Выполняя ситуационные задачи, каждый учащийся сможет закрепить
свои знания по предмету, использовать их в разных ситуациях. Решая
предложенные задачи учащиеся должны следовать определенному алгоритму:
поиск, первичный анализ и использование информации;
анализ текста с точки зрения конкретных условий реализации;
выбор соответствующих способов решения;
изложение и аргументация собственных суждений о происходящих
событиях и явлениях. Решение ситуационных задач направлено на выявление умений
применять теоретические знания в познавательной деятельности. В
зависимости от характера задачи могут быть востребованы умения:
анализировать предложенную условную ситуацию;
понимать смысл требований (предписания) задачи;
определять, какие знания необходимы для решения задачи,
устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками
конкретных обстоятельств и понятиями;
применять метапредметные знания для решения задач, планирования
собственных действий;
доказывать обоснованность предлагаемого решения;
предвидеть последствия определенных действий и собственного
поведения в конкретной ситуации.
Задача 1 « Нужны ли ребёнку права?»
В известной сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев», нарушено право
ребенка на заботу и попечение родителей: мачеха, послала сироту в
декабрьскую стужу в лес, за подснежниками приказала не возвращаться без
них. В сказке французского писателя Ш.Перо «Золушка», нарушено право
отдохнуть, поиграть, повеселиться. В сказке замечательного детского
сказочника Г.Х. Андерсена «Снежная королева» нарушено право ребёнка
жить со своими родителями. В сказке С. Михалкова «Три поросенка»
нарушается право малышей спокойно жить в своем доме и чувствовать себя
хозяевами. В сказке «Волк и семеро козлят» лицо, имеющее весьма дурную
репутацию, под вывеской милой обаятельной личности совершило покушение
на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. А
в реальной жизни всё ли благополучно с правами ребёнка? Могут ли
современные дети защитить свои права?
Текст 1.
Мы не позволяем детям организоваться; пренебрегая, не доверяя,
недолюбливая, не заботимся о них. С ранних лет мы растем в сознании, что
большое – важнее, чем малое. Мы учим на собственном примере
пренебрежительно относиться к тому, что слабее…. Мала рыночная
стоимость несозревшего…. Он – ничто, мы – всё… Наши дети – наша
собственность… Ребенок не солдат, не обороняет родину, хотя вместе с ней и
страдает. С его мнением нет нужды считаться, не избиратель… Слабый, маленький, бедный, зависящий… Сопляк, еще ребенок – будущий человек, не
сегодняшний… Это ничего. Мы любим детей. Несмотря ни на что, они наша
услада, бодрость, надежда, радость, отдых, светоч жизни… Но отчего они как
бы бремя, помеха, неудобный привесок? Откуда неприязнь к любимому
ребенку? Януш Корчак
Текст 2.
Конвенция о правах ребенка была принята Генеральной Ассамблеей ООН
20.11.89 г. В нашей стране вступила в силу 2 сентября 1990 г. Принятие
Конвенции не было случайностью. Положение детей в мире вызывало тревогу,
и важно было привлечь внимание всех людей планеты к этой проблеме.
Конституция Российской Федерации (Глава 2. Права и свободы человека и
гражданина) принята 12.12.93 г. В Конституции Российской Федерации
записано, что родители имеют равные права и обязанности заботиться о детях,
воспитывать их. В свою очередь, дети, став взрослыми и трудоспособными,
обязаны заботиться о родителях.
Семейный Кодекс РФ, принятый 15.11.97 г. утверждает, что забота о детях,
их воспитании — это и право, и обязанность родителей. Родители обязаны
кормить и одевать детей, заботиться об их отдыхе, лечить в случае болезни,
давать возможность общаться с другими людьми, читать книги, ходить в кино
и театры. Закон обязывает родителей заботиться также об образовании детей.
Текст 3.
Российские дети, по данным статистики, находятся в тяжелейшем
положении. Насилию в семье подвергается ежегодно около 2 млн. детей в
возрасте до 14 лет. Каждый год из дома убегают 50 тыс. детей. 60 % сирот,
достигших трёх лет, попадают в специнтернаты, 348 тыс. семей состоят на
учете в ПДН.
Задания.
1. Назовите источники, из которых можно узнать права ребёнка. Как вы
думаете, кто должен знать права ребёнка: родители или дети?
Аргументируйте свою точку зрения.
2. Просмотрите периодическую печать, телевизионные передачи (другие
СМИ) и подберите примеры нарушения прав ребёнка в нашей стране.
3. Проведите опрос своих сверстников, чтобы определить, какие права
ребёнка они знают. Представьте результаты исследования с помощью таблицы
или диаграммы.
4. Создайте презентацию на тему «Способы защиты прав ребёнка». Какие
организации призваны охранять права ребёнка? К кому может обратиться
ребёнок со своей проблемой? 5. Расскажите младшим школьникам о том, какие опасности могут
подстерегать их в обычной жизни, имея в виду возможность нарушения их
прав. Представьте эту информацию в форме сказки.
Задача2 "Погуляли вечером!
Макаров (15 лет), Себенцов (14 лет) и Яковлев (13 лет) жили в одном доме
и дружили с детства. Вечером, сидя во дворе на скамейке и болтая о том о
сем, они увидели изрядно подвыпившего человека, возвращавшегося домой.
— Может у него есть деньги? Мороженого хочется! — сказал Макаров,
который всегда был заводилой в этой компании.
Друзья его поняли с полуслова. Себенцов и Яковлев пошли следом за пьяным
в подъезд. Через несколько минут они вышли довольные. Подойдя к
Макарову, Себенцов подал ему деньги и сказал:
— Удачно получилось! Видать, он зарплату получил.
А затем, кивнув в сторону Яковлева, добавил:
— Я и руки то не успел скрутить, как он шустро его обшарил.
Кого можно привлечь к уголовной ответственности? Назовите формы
соучастия.
Тексты.
Разбой преступление, заключающееся в хищении чужого имущества с
применением насилия.
Грабеж открытое хищение чужого имущества.
Кража тайное хищение чужого имущества.
Административная ответственность вид юридической ответственности,
который определяет обязанности субъекта претерпевать лишения
государственновластного характера за совершение административного
правонарушения.
Уголовная ответственность один из видов юридической ответственности,
основным содержанием которого выступают меры, применяемые
государственными органами к лицу в связи с совершением им преступления. Формы соучастия исполнитель, подстрекатель, пособник, организатор.
Кодекс об Административной ответственности РФ.
Уголовный кодекс РФ.
Решение.
К уголовной ответственности можно привлечь только тех подростков,
которые достигли 14 лет, т. е. Макарова и Себенцова. Согласно УК РФ (ст.
20) уголовная ответственность за грабеж (ст. 161 УК РФ) наступает с 14 лет.
Яковлева (ему только 13 лет) нельзя привлечь к уголовной ответственности.
Теперь о характере совершенного преступления.
Грабеж, т. е. открытое (закон имеет в виду открытое не для посторонних лиц,
а прежде всего для собственника имущества), похищение чужого имущества,
совершенное группой лиц. Роли среди данной группы распределились
следующим образом. Макаров — организатор: он указал на объект хищения;
он продумал то, что у подвыпившего человека можно будет довольно просто
изъять имущество, и именно, поэтому указал не на какого то крепкого
мужчину; он уже наметил, куда будут истрачены деньги («пивка бы попить»).
Себенцов и Яковлев — исполнители, которые между собой распределили
роли (один — руки вяжет, другой — вытаскивает нужное из карманов).
Задача 3 "Хочу купить велосипед"
Петя давно мечтает о велосипеде. Родители обещают купить, но пока не
позволяет семейный бюджет.
1.Что может сделать Петя в этой ситуации?
2.Как просчитать бюджет семьи?
3.Сколько времени нужно копить деньги Пете, если родители могут ему
выделить в месяц 5% от прибыли?
Тексты.
1. Состав семьи: папа, мама, Петя (11 лет), Оля (5 лет), бабушка Зина.
2. Зарплата папы 18 т.р.
Зарплата мамы 15 т.р.
Пенсия бабушки 9 т.р
3. Стоимость
4 т.р.
800 р.
1 200 р.
28 р.
300 р.
15 р.
40 80 р.
50 р.
280 р.
150 450 р.
700 р.
15 т.р.
3 т.р.
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Затраты
Квартплата, месяц
Плата за детский сад, месяц
Питание в школе, месяц
Продукты:
1) Хлеб
2) Мясо, кг
3) Картофель, кг
4) Крупа, кг
5) Молоко, л
6) Масло, кг
7) Конфеты, кг
8) И др.
Одежда, месяц
Транспортные расходы
4. Справочные данные:
Семья потребляет в среднем:
хлеб 1 булка в день
мясо 4 кг в месяц
картофель 10 кг в неделю
крупа 3 кг в месяц
молоко 1 л в день
масло 1 кг
стоимость велосипеда 6 500 22 500 р.
Задача 4 "Преступление или проступок"
Часто дети совершают поступки, которые являются противозаконными.
Попробуйте разобраться в нескольких ситуациях.
1. Это преступление или проступок?
2. Почему вы так решили?
а) 14летние подростки баловались с огнем около трансформаторной будки, в
результате чего обгорела дверь будки
б) Миша поджигал тополиный пух, ему было интересно. В результате сгорела
деревня. в) В морозный день Степан отобрал руковички у Кати и закинул их на дерево.
г) Максим перебежал дорогу на красный свет светофора
д) Старшеклассник Н. встречал малышей у столовой и требовал отдать
деньги.
Текст.
Преступление правонарушение (общественно опасное деяние), совершение
которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности.
Проступок общественно вредное деяние, действие, либо бездействие,
посягающее на установленные законами или подзаконными актами
общественные отношения...
Вымогательство требование передачи чужого имущества или права на
имущество или совершения других действий имущественного характера под
угрозой применения насилия либо уничтожения или повреждения чужого...
Мошенничество хищение чужого имущества или приобретение права на
чужое имущество путём обмана или злоупотребления доверием. Лицо,
занимающееся этим, называется мошенник или мошенница.
Задача 5 «Виды преступлений»
Ситуации:
14летние подростки Иванов и Петров, зная, что семья их одноклассника
Тищенко уехала отдыхать в санаторий, проникли в их квартиру и похитили
ценные вещи.
Несовершеннолетние Сидоров и Уваров ночью напали на прохожего, избили
его, забрали у него часы, деньги, часы и норковую шапку
1.Определите, о каких видах преступлений идет речь.
2.Будут ли наказаны Сидоров и Уваров за грабёж, если: а) Сидоров судебно
психиатрической
невменяемым?
Уварову в день преступления исполнилось 14 лет?
б)
экспертизой
признан
Ответ:
1. Кража. 2. Грабеж. а)нет; б) нет, так как уголовная ответственность наступает не в
день рождения, а через сутки после него, т.е. с ноля часов следующих суток.
Задача 6 "Я адвокат"
Представьте,
в какой форме совершено преступление: умышленное или неосторожное.
что вы адвокат и вам необходимо определить,
14 летний Миша хотел похвастаться ружьем отца. Он нажал на
спусковой крючок, а ружье было заряжено. В результате его друг был
ранен.
Несовершеннолетний Л., желая завладеть дорогой шапкой, ударил
гражданина Н. по голове тяжелым предметом.
Жарким летом под сухими елками подростки разожгли костер. Подул
сильный ветер, пламя перескочило на сухой лапник и охватило большой
участок леса. Нанесен был значительный ущерб.
1.Преступление умышленное или неосторожное.
2.Какова ответственность за совершенное деяние.
Задача 7 "О каких видах преступлений идет речь?"
Трое подростков 13, 12, 15 лет пробрались в дом к своей соседке
пенсионерке, пока она работала в саду, и вытащили из дома
драгоценности и магнитофон. Были пойманы при попытке продать
украденные вещи.
Двое подростков 13, 14 лет под руководством старшего друга 19 лет
пробрались в незнакомый дом и вытащили деньги, были пойманы
соседями.
Вопрос: прокомментируйте данную ситуацию с точки зрения закона,
предположите, какой вид преступления был совершен, и какое будет
наказание, назовите смягчающие и отягощающие обстоятельства в данном
случае.
Задача 8 "Сказка колобок".
Прочитайте сказку еще раз и проанализируйте действия героев.
1.Кто и какие проступки или преступления совершает?
2.Какова ответственность за эти деяния? Текст.
Жилибыли старик со старухой.
Вот и говорит старик старухе:
— Подика, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети, не наскребешь ли
муки на колобок.
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла
муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко
студить положила.
Колобок полежал, полежал, взял да и покатился — с окна на лавку, с лавки на
пол, по полу к двери, прыг через порог — да в сени, из сеней на крыльцо, с
крыльца на двор, со двора за ворота, дальше и дальше.
Катится Колобок по дороге, навстречу ему Заяц:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Заяц, я тебе песенку спою:
Я Колобок, Колобок,
Я по коробу скребен,
По сусеку метен,
На сметане мешон
Да в масле пряжон,
На окошке стужон.
Я от дедушки ушел,
Я от бабушки ушел,
От тебя, зайца, подавно уйду!
И покатился по дороге — только Заяц его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Волк:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Не ешь меня, Серый Волк, я тебе песенку спою...
И покатился по дороге — только Волк его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Медведь:
— Колобок, Колобок, я тебя съем!
— Где тебе, косолапому, съесть меня!
От тебя, медведь, подавно уйду!
И опять покатился — только Медведь его и видел!
Катится Колобок, навстречу ему Лиса:
— Колобок, Колобок, куда катишься?
— Качусь по дорожке.
— Колобок, Колобок, спой мне песенку!
Колобок и запел...
От тебя, лисы, нехитро уйти!
А Лиса говорит: — Ах, песенка хороша, да слышу я плохо. Колобок, Колобок, сядь ко мне на
носок да спой еще разок, погромче.
Колобок вскочил Лисе на нос и запел погромче ту же песенку.
А Лиса опять ему:
— Колобок, Колобок, сядь ко мне на язычок да пропой в последний разок.
Колобок прыг Лисе на язык, а Лиса его — гам! — и съела.
Задача 9 "Басня Ворона и лисица"
Прочитайте басню и проанализируйте действия героев.
1.Кто и какие проступки или преступления совершает?
2.Какова ответственность за эти деяния?
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне гдето бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду, Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,
Лисицу сыр пленил,
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
"Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие перышки! какой носок!
И, верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись!
Что ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица,
Ведь ты б у нас была царьптица!"
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло,
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во все воронье горло:
Сыр выпал с ним была плутовка такова. Использованные источники и Интернетресурсы
1. Баранов П.А. Тесты и задания по обществознанию. – М. 2011.
2. Половникова А.В. Обществознание: Задания с кратким ответом. М. 2011.
3. Рутковская Е.Л, Лискова Т.Е., Котова О.А. Обществознание. Сборник
заданий. – М. 2011.
4. Русский гуманитарный интернет – университет: http://www.iu.ru/biblio
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Ситауционные задачи на уроках обществознания в 7 классе общеобразовательной школы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.