Ситема работы учителя при подготовке учащихся к НПК различных уровней
Оценка 5

Ситема работы учителя при подготовке учащихся к НПК различных уровней

Оценка 5
docx
15.04.2022
Ситема работы учителя при подготовке учащихся к НПК различных уровней
Доклад на район 20.04.21.docx

МБОУ СОШ №187

г. Новосибирска

 

 

 

 

 

 

Доклад на тему

«Cистема работы учителя по подготовке а НПК различных уровней: «Национальное достояние России», «Циплаковские чтения», «Тихомировские чтения»

 

 

 

 

Выполнила учитель истории и обществознания

Водопьянова С.В.

 

 

 

 

 

 

2021г.

В настоящее время  знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества. Умение оперативно “находить информацию, оценивать ее и использовать в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека”.  Именно в школе необходимо выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.

   Подготовка и участие в научно- практической конференции дает ученику возможность развить свой интеллект в творческой, самостоятельной деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. В ходе работы над темой учащийся осознает свою значимость, “знакомится с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность”. В ходе исследовательской деятельности у учащихся расширяется кругозор в области достижений отечественной и зарубежной науки, повышается уровень знаний и эрудиции. Мы пытаемся организовать и развивать работу с одаренными детьми в  научно – исследовательской деятельности. Эта работа не простое, но очень увлекательное занятие. Ценность её заключается в том, что ученик и учитель учатся в процессе совместной деятельности.

Роль учителя заключается в том, чтобы научить методам и приемам научного исследования, работе с научной литературой, историческими документами и источниками.

Интерес и стремление к исследовательской деятельности у учащихся не вырастают на пустом месте, для этого необходимы, как определенный уровень знаний, умений, так и наличие таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, любознательность. Важным моментом является выбор, как темы исследования, так и удачная ее формулировка, в которой должна быть видна проблема, актуальность. Если тема определена учителем совместно с учеником, то это будет мощным мотивационным фактором для успешной работы.

В последнее время в школах широкую популярность приобрёл метод проектов. Современный ученик должен уметь понимать смысл своей работы, грамотно ставить цели, последовательно идти к их достижению. Все эти и многие другие качества могут органично развиваться при использовании проектной технологии обучения как в классе, так и во внеурочной деятельности.

Правильная организация работы — важная составляющая метода. Без планирования и последовательного выполнения этапов не добиться качественного конечного результата, который бы удовлетворил и участников проекта, и зрителей, которые его будут оценивать.

Хочу поделиться опытом подготовки учащихся к научно-практическим конференциям. Таким образом, речь пойдёт об исследовательских конструктивных проектах. Особенностью такой работы является получение на выходе конечного продукта в виде презентации, экскурсии, сценария и т. д.

  • Выбираем тему

Всё начинается с выбора темы. При выборе темы нужно учитывать: интересы педагога и учащегося, актуальность (н-р: 75-летие победы в ВОВ). Название темы исследования должно быть ясным, четким и кратким. Тут самый главный совет такой — избегайте банальности. Если объявлена общая тема «Великая Отечественная война», бессмысленно писать обо всех сражениях войны (здесь нужна конкретика). Процент участников, выбравших похожие темы, очень высок, поэтому конкурировать будет сложно. Да и исследовать в этом направлении сложно, т.к. это реально только в том случае, если к вам в руки попал какой-то не изученный или мало изученный документ). Но и этого мало. И вы рискуете превратить вашу работу в реферат, что крайне нежелательно. Таким образом, наиболее предпочтительны темы узкой направленности, в которых звучат конкретные имена, адреса, события. (Например: «Великая Отечественная Война в истории моей семьи») - это проект на основе личного опыта учащихся, такая тема будет близка, понятна и интересна. Обратите внимание на темы-спутники. Так, например, в связи с историей можно рассматривать и архитектуру, культуру (фольклор и т.п.).

  • Формулируем цели и задачи проекта

Далее следует последовательно поставить цель или цели, разработать задачи, чтобы учащиеся чётко понимали свою дальнейшую работу. Если это касается исследовательских работ старшеклассников, то здесь упор идет на гипотезу:  научное предположение, допущение, которое в ходе исследования требует доказательства или опровержения.  Например:

Цель проекта - собрать и систематизировать материал о том, как жили наши предки во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы..

Объект – поиск и систематизация информации о героях ВОВ.  Предмет-изучение истории России периода ВОВ.

Проблема: сегодняшняя молодежь мало знает о Великой Отечественной войне, не задумывается, какой след оставила война в их семьях.

Гипотеза: предполагаем, что память о Великой Отечественной войне будет сохранена, если каждый человек будет знать и помнить о войне и

                 Исходя из гипотезы формулируем цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

Цель проекта - Собрать и систематизировать материал о том, как жили наши предки во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы.

Задачи исследования:

изучить основы  родословия;

познакомиться с историей Великой Отечественной войны;

подготовить домашний альбом по теме "Члены моей семьи в годы Великой Отечественной войны";

собрать и систематизировать материал о том, как жили мои предки во время Великой Отечественной войны, какой вклад они внесли в приближение Победы.

проследить события их жизни после войны.

! Кроме того, шапку проекта можно оформить уже на данном этапе, не оставлять на потом.

  • Формирование рабочей группы проекта

Если с темой определились, необходимо грамотно сформировать рабочую группу проекта. Она может быть минимальной — преподаватель и ученик — если проект индивидуальный, и большой — если проект групповой.

  • Выбор учеников

Не следует сужать круг потенциальных участников работы отличниками. При отборе я обращаю внимание на тех учащихся, которые способны с головой уйти в исследование интересной для них темы, которые способны работать в коллективе, которых легко воодушевить. Главные качества — коммуникабельность, ответственность, артистичность.

  • Презентация проекта

На что следует обратить внимание? Нужно учитывать, что мало провести исследование, работу нужно грамотно и презентабельно оформить и, наконец, представить на суд публике так, чтобы она осталась в памяти и заслужила высокую оценку. Последнее зачастую становится главным, т.к вашу работу прочтёт не один эксперт, и за презентацией проекта будет наблюдать вся комиссия и зрительный зал, полный конкурентов.

  • Планирование работы

Теперь поговорим о планировании работы. Обычно сроки для её выполнения довольно жёсткие, если учитывать, что проводить исследование придётся без отрыва от основной учебной деятельности. Собирать материал для подготовки проекта лучше всем по отдельности, у каждого обнаружится свой взгляд на проблему, очевиден будет оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска.

  • Координация проекта

Координировать такую работу несомненно придётся учителю, как руководителю проекта. От него требуется самое важное — следить за соответствием работы всем требованиям, которые выдвигают организаторы проекта, как в оформлении, так и в содержании. Не поленитесь тщательно изучить общие положения проекта, проверить, соответствует ли утверждённая вами тема общей цели конференции, обратите внимание на требования к конечному продукту. Дети — исполнители, основная ответственность будет лежать на вас.

План проведения проекта

Мероприятие

Ответственные

Сроки выполнения

Исследования школьников

Проведение консультаций,  определение направления поиска, поиск информации в разных источниках (по группам).

Учащиеся, руководитель проекта

На первых занятиях.

«Мозговой штурм» в группах, обсуждение общего плана проекта, планирование работы над проектом в группах.

 

Учащиеся, руководитель проекта

На первых занятиях.

Организация и проведение необходимых экспериментальных исследований. Критическое
осмысление и анализ информации, выбор главного.

Учащиеся, руководитель проекта

В течение работ над проектом

Контроль промежуточных результатов, Снабжение учеников ссылками на новые источники информации

Руководитель проекта

В течение работ над проектом

Фотосессия учащихся за работой

Учащиеся

В течение работ над проектом

Сравнительный анализ результатов теоретических и практических исследований. Подготовка информации для использования в продуктах (презентациях, публикациях, рефератах)

Учащиеся

В течение работ над проектом

Создание презентаций, публикаций.

Учащиеся

В течение работ над проектом

Самооценивание совместной работы в проекте с помощью контрольных листов.

Учащиеся

В течение работ над проектом

Защита проектов и подведение итогов

Приглашение администрации ОУ, родителей и представителей местных СМИ

Учащиеся

Перед защитами проектов

Защита проекта на открытой научно-практической конференции.

Учащиеся.

Во время защиты

Подготовка сертификатов для участников проекта

Руководитель проекта, директор ОУ

Перед защитами проектов

Отзывы приглашённых

Руководитель проекта, учащиеся

После защиты проектов

Фотосессия защиты проектов

Учащиеся

Во время защиты

Проведение итоговой рефлексии

Руководитель проекта

После защиты проектов

Подготовка и размещение материалов о проекте на сайте школы

Руководитель проекта, учитель информатики

После защиты проектов

  • Сбор информации

На сбор информации не следует давать слишком много времени, детали, необходимые для разработки проекта, вы найдёте в ходе самого исследования.

 Сегодня важно научить ученика самостоятельно приобретать новые знания, используя все многообразие информационных ресурсов. Очень важным является умение учителя помочь учащемуся использовать ресурсы Интернета, как интерактивную систему.  Учитель всегда должен быть готов прийти на выручку, если ученику понадобится помощь или консультация. В процессе работы над избранной темой необходимо умение не только осуществлять поиск и локализацию информации, но и способность дать критическую оценку полученной информации из различных источников.

В ходе подготовки к научно- практической конференции необходимо дать поработать с различными информационными носителями - от книги до компьютера. Важно, чтобы школьник мог постоянно использовать не только книги, журналы и статьи фондов библиотек, (каталоги при этом помогут в поиске), посещение музеев, галерей, но и компакт - диски и Интернет, консультации специалистов, справки по телефону. Критерии оценки полученных сведений - полнота, достоверность, четкость изложения. Определенные трудности для учащегося представляет умение вести библиографические записи, правильно указывать источник информации. Своевременно данное объяснение того, как правильно цитировать используемую литературу, делать ссылки на нее, составлять список литературы, так же является залогом успеха.

Например:  если брать анализ документа, то есть внутренний анализ, а есть внешний анализ.

    Внешний анализ — это анализ «исторического контекста» документа, т. е. анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа — установить вид Документа, его форму, время и место появления, автора, инициатора, цели его создания, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст.

   Внутренний анализ — это исследование содержания документа. По существу, вся работа историка направлена на проведение внутреннего анализа документа, включающего выявление различия между фактическим и литературным содержанием, установление уровня компетенции автора документа в делах, о которых он высказывается, выяснение его личного отношения к описываемым в документе фактам.

Работа с историческими источниками. Исторические источники – все свидетельства прошлого, которые связаны с деятельностью людей и отражают историю человеческого общества. Любой предмет, к которому хотя бы дважды была применена трудовая деятельность человека, является историческим источником.

Исторические источники бывают:

· вещественные (разнообразные предметы быта и культуры, созданные человеческой цивилизацией);

· этнографические (сохранившиеся традиции в нравах, обычаях народов);

· устные (фольклор);

· лингвистические (устаревшие слова и названия, которыми в древности называли различные явления и предметы);

· письменные (выполненные на органическом или неорганическом материале знаки, которые можно идентифицировать как письменность);

· кино-, фото-, фоно-, видео- документы.

Исторические источники разнообразны и чтобы доказать их подлинность они должны подвергаться критике. Критика источников подразделяется на внешнюю и внутреннюю.

Внешняя критика – это в первую очередь получение информации о происхождении источника. Этим и занимаются вспомогательные исторические дисциплины – установлением времени и места составления источника, авторства, условий его написания, подлинности, а также восстановлением первоначального текста.

Вспомогательные исторические дисциплины позволяют провести анализ текста, данных языка, имен собственных, географических сведений, наблюдение за формуляром, почерком, знаками письма и материалом для письма.

Цель внешней критики – определение степени правомерности использования источника в научном исследовании.

Внутренняя критика основана на изучении содержания источника и имеет целью установление его достоверности, то есть выяснение степени соответствия жизненных событий их отражению в источнике. Устанавливается полнота информации и научной ценности источника. При внутренней критике источника необходимо выявить социальный статус, национальную и культурную принадлежность автора.

 

  • Обсуждайте материалы проекта с другими учениками

Регулярные обсуждения проекта с детьми даёт хорошие результаты, здесь интересно мнение каждого. Часто на этапе «сырого» проекта мы делимся своими наработками со всем классом, а иногда ходим и в классы постарше. Взгляд со стороны помогает избежать ошибок, добавить что-то интересное. Этот этап работы занимает ещё неделю.

  • Продукт проекта (5-8 классы)

Теперь создаём конечный продукт проекта. На мой взгляд, это самое важное, потому как результат работы увидят все, и от его качества зависит напрямую финальная оценка. Предположим, таким конечным продуктом будет сценарий, в поддержку которого нужно сделать презентацию. Это наиболее живой компонент проекта, изменения в который будут вноситься ежедневно, пока он не обретёт идеальную для вас композицию. Определяемся с основой: Кто? Где? Когда? Зачем? Распределяем роли и вместе пишем сценарий. Мне нравится, когда ребята пишут свои роли сами, каждый за своего героя. Они таким образом «проживают» маленькую жизнь в своём образе, придумывают характер, берут ответственность за слова. Кроме текста мы сразу же пишем и комментарии: «сказал весело», «повернулся к публике», «остановился в недоумении» и т. д.

  • Работа над презентацией

Учим текст, начинаем репетиции и параллельно работаем над презентацией. Этой работе я уделяю гораздо больше времени, она является самой интересной и продуктивной. Уверенность, произношение и отсутствие ошибок — вот на что нужно обратить внимание.

Ещё один важный момент в презентации конечного продукта — интерактивность. Нужно включить зал в свою работу, обратив внимание на выражения: «Обратите внимание...», «Не правда ли...»

Продолжительность выступления

Ну, и последнее — лимит вашего выступления. Когда проект написан и оформлен, перед вами двадцать листов печатного текста, сократить его до пятиминутного выступления кажется немыслимым, ведь важно всё. К презентации работы нужно отнестись как к рекламе. Ваша цель — заинтересовать и  воодушевить жюри и зрителей.

 Оформление работы.

Основные части:

1. Введение (проблема, актуальность, цель, задачи, гипотезы)

2. Материал и методика исследования.

3. Результаты работы (должны быть ссылки на приложение) и их обсуждение.

4. Выводы.  Основные выводы приводятся в порядке от общих к более частным, от более значимых к менее значимым. Можно их пронумеровать. В выводах не должно быть общих фраз, например «в работе изучено…» (далее идет перечисление); это не выводы, а запоздалая дань введению, где не были определены цели исследования. Общие выводы в заключении не должны повторять выводы по отдельным разделам работы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения.

 

В конце выступления я хочу сказать, что все этапы достаточно условны, особенно в практической деятельности. Когда мы готовим ребёнка к НПК, эти этапы могут протекать параллельно, перекрещиваться и даже меняться местами в зависимости от конкретной ситуации исследования. Важно лишь все их учитывать как необходимые элементы данного вида деятельности.

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

МБОУ СОШ №187 г. Новосибирска

МБОУ СОШ №187 г. Новосибирска

В настоящее время знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества

В настоящее время знание и информация являются важнейшей силой, определяющей развитие современного общества

Хочу поделиться опытом подготовки учащихся к научно-практическим конференциям

Хочу поделиться опытом подготовки учащихся к научно-практическим конференциям

Исходя из гипотезы формулируем цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

Исходя из гипотезы формулируем цель, предмет и гипотеза исследования определили следующие задачи:

Собирать материал для подготовки проекта лучше всем по отдельности, у каждого обнаружится свой взгляд на проблему, очевиден будет оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска

Собирать материал для подготовки проекта лучше всем по отдельности, у каждого обнаружится свой взгляд на проблему, очевиден будет оригинальный подход к использованию ресурсов для поиска

Защита проекта на открытой научно-практической конференции

Защита проекта на открытой научно-практической конференции

Цель внешнего анализа — установить вид

Цель внешнего анализа — установить вид

При внутренней критике источника необходимо выявить социальный статус, национальную и культурную принадлежность автора

При внутренней критике источника необходимо выявить социальный статус, национальную и культурную принадлежность автора

Ваша цель — заинтересовать и воодушевить жюри и зрителей

Ваша цель — заинтересовать и воодушевить жюри и зрителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.04.2022