Информационное сообщение
«Ситуация в обществе в отношении компьютерной зависимости»
Материалы подготовлены педагогом-психологом
МБОУ «Шиловская СОШ №1» Конуркиной С.В.
После появления всемирной сети Интернет (её некоторые исследователи называют альтернативой человеческому уму) современный человек как представитель вида Homo Sapiens фактически превращается в новый вид —Homo Cyberus, а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена — киберсоциализации человека.
Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, в частности распространение компьютерных игр, оказывают влияние на развитие современного ребёнка. На сегодня увеличилось количество детей и подростков, умеющих работать с компьютерными программами.
- Поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает, что компьютер – друг? А, теперь, кто считает, что компьютер – враг?
- Давайте попробуем выяснить кто же прав?!
Если в середине 1990-х гг. среди любимых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то в последние годы увлечение компьютером вытеснило их. По статистическим данным, почти каждый подросток в возрасте 13–16 лет играет в компьютерные игры. Впрочем, последствия тотальной компьютеризации не всегда положительны. Самой распространённой среди последних является так называемая компьютерная зависимость.
Термин компьютерная зависимость появился в 1990 г. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной наркомании, обусловленной техническими средствами. Суть компьютерной зависимости заключается в том, что компьютер начинает управлять человеком. Со временем для зависимого подростка становится важен не результат игры, а процесс, в котором утрачивается контроль над временем.
Так, под влияние компьютера попадают дети -
· имеющие нестабильные отношения в семье,
· конфликты в школе,
· отличающиеся низкой самооценкой,
· замкнутые.
Именно они находят в виртуальном мире спасение и считают своё нахождение в Сети достаточным для самоутверждения и улучшения своего состояния. Проблема компьютерной зависимости — это ещё и проблема утраты доверия. Если человека обманывали или предавали, он будет стараться избежать повторения негативного опыта, то есть будет выбирать те отношения, которые защитят его от негативных переживаний. Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальности, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве.
Анализ результатов исследования компьютерной зависимости среди подростков
Цель исследования: Исследовать уровень формирования компьютерной зависимости среди подростков.
Объект исследования: учащиеся МБОУ «Шиловская СОШ № 1»
Предмет исследования: компьютерная зависимость.
Выборка: 27 человека.
Возраст учащихся: 14-15 лет.
Для исследования компьютерной зависимости использован тест для определения интернет-зависимости, разработанный К.Янг.
Метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:
· риск развития компьютерной зависимости;
· стадия увлеченности;
· риск развития компьютерной зависимости;
· наличие компьютерной зависимости.
После проведения теста-опросника получены следующие результаты.
52 % опрошенных на стадии увлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру.
39 % с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.
9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает "общение" с компьютером, он может ограничивать свое время.
Таким образом, стало понятно, что половина опрошенных находятся в группе риска, могут являться зависимыми от компьютера.
Выводы
Итог работы (с опорой на исследования учёных)
Физические симптомы:
боль в зоне запястья из-за напряжения мышц,
сухость в глазах,
головная боль,
боль в спине,
нерегулярное питание,
пренебрежение собственной гигиеной,
нарушение сна.
Психологические симптомы:
чувство эйфории или приподнятости во время работы за компьютером,
неспособность своевременно прекратить работу за компьютером,
всё больше времени уходит на компьютерные игры,
игнорирование друзей и семьи,
чувство пустоты, депрессии и раздражённости вне компьютера,
перекладывание повседневных забот на плечи членов семьи.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ,
ВЫЗВАННЫЕ ЧРЕЗМЕРНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА
СИНДРОМ ФАНТОМНОГО ЗВОНКА
Суть в том, что у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего на самом деле не происходит. Формирование расстройства связано с использованием мобильного телефона. Этот синдром проявляется на фоне
стресса.
НОМОФОБИЯ
Страх остаться без мобильного телефона (англ. no mobile phone fobia). В мире остаётся всё меньше людей, которые не страдали бы от данного расстройства. У человека в отсутствие доступа к мобильной связи (например, сел аккумулятор), появляется лёгкое беспокойство, а некоторые начинают паниковать.
FACEBOOK- ДЕПРЕССИЯ
Суть её в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети или, на оборот, от их отсутствия. Доказано, что чем больше времени молодые люди проводили в Facebook, тем худшим было их настроение и отношение к своей жизни. Дело здесь в том, что люди обычно выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые представляют их в выгодном свете. В результате возникает впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщенней, чем у тебя, фото удачнее, фигура стройнее, часы дороже.
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ
Это болезненное постоянное желание получить доступ к Сети, что отрицательно сказывается на других сферах жизни, часто полностью вытесняя их (например, личную жизнь или работу). В научных кругах спорят, можно считать интернет-зависимость разновидностью наркомании или же это психическое расстройство.
ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОНЛАЙН-ИГР
Это более известное и разрушительное заболевание. Известны случаи, когда игра буквально затягивала человека в виртуальный мир, в результате чего тот терял работу, семью, а иногда и жизнь. Данное расстройство вызывает тяжёлую депрессию и может привести к физическому истощению и даже самоубийству.
КИБЕРХОНДРИЯ
Человек с данным расстройством считает, что у него заболевание, о котором он читал в интернете, и обычно не одно. В итоге здоровый человек, у которого просто заболела голова, может убедить себя в наличии у него серьёзных проблем. А подобная уверенность может отрицательно сказаться на здоровье и в самом деле стать причиной уже реальной, а не мнимой болезни.
ЭФФЕКТ GOOGLE
Человек с таким заболеванием уверен, что знания ему не нужны, поскольку любую информацию легко найти всего за несколько кликов. При этом даже если кто-то считает иначе, это не может обезопасить его от эффекта Google. Мозг просто отказывается запоминать информацию вне зависимости от нашей воли, зная, что намного проще будет найти данные, нежели их сохранять.
- Давайте все же определим положительные и отрицательные аспекты использования компьютера.
Положительные аспекты использования компьютера:
формирование навыков учебной деятельности (счёт, рисование, моделирование);
развитие познавательной сферы ребёнка;
воспитание интереса к наукам;
поиск эффективных путей решения поставленных задач;
социализация путём общения в социальных сетях;
ускорение и оптимизация процесса обучения;
усвоение новейших цифровых технологий;
возможность свободно ориентироваться в информационном пространстве.
Отрицательные аспекты использования компьютера:
абстрагирование от психологических проблем реального мира;
вовлечение в общение маргинальных групп, способных навязать человеку отрицательные социальные установки;
опосредованное общение людей (поверхностные, неглубокие межличностные отношения);
формирование представлений о вседозволенности и безнаказанности;
отторжение от реальной среды (возможность «переиграть» событие, множество жизней, сохранение в игре);
отказ от физических потребностей (способность ощущать боль, усталость) и базовых потребностей (во сне, отдыхе, еде);
перенос методов игры в реальную жизнь (агрессивность, прыжки со здания и т. п.);
неадекватная самооценка.
- В начале занятия вы делали выбор «Компьютер — друг или враг?».
Есть ли желающие изменить своё мнение относительно выбора?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.