Ситуация в обществе в отношении компьютерной зависимости
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Ситуация в обществе в отношении компьютерной зависимости

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
09.03.2020
Ситуация в обществе в отношении компьютерной зависимости
Информационное сообщение.docx

Информационное сообщение

«Ситуация в обществе в отношении компьютерной зависимости»

Материалы подготовлены педагогом-психологом

МБОУ «Шиловская СОШ №1» Конуркиной С.В.

После появления всемирной сети Интернет (её некоторые исследователи называют альтернативой человеческому уму) современный человек как представитель вида Homo Sapiens фактически превращается в новый вид —Homo Cyberus, а психолого-педагогическая наука обогатилась появлением инновационного социально-педагогического феномена — киберсоциализации человека.

Мощный поток новой информации, применение компьютерных технологий, в частности распространение компьютерных игр, оказывают влияние на развитие современного ребёнка. На сегодня увеличилось количество детей и подростков, умеющих работать с компьютерными программами.

- Поднимите, пожалуйста, руку те, кто считает, что компьютер – друг? А, теперь, кто считает, что компьютер – враг?

- Давайте попробуем выяснить кто же прав?!

Если в середине 1990-х гг. среди любимых занятий подростки называли слушание музыки и просмотр телепередач, то в последние годы увлечение компьютером вытеснило их. По статистическим данным, почти каждый подросток в возрасте 13–16 лет играет в компьютерные игры. Впрочем, последствия тотальной компьютеризации не всегда положительны. Самой распространённой среди последних является так называемая компьютерная зависимость.

Термин компьютерная зависимость появился в 1990 г. Психологи классифицируют эту вредную привычку как разновидность эмоциональной наркомании, обусловленной техническими средствами. Суть компьютерной зависимости заключается в том, что компьютер начинает управлять человеком. Со временем для зависимого подростка становится важен не результат игры, а процесс, в котором утрачивается контроль над временем.

Так, под влияние компьютера попадают дети -

·        имеющие нестабильные отношения в семье,

·        конфликты в школе,

·        отличающиеся низкой самооценкой,

·        замкнутые.

Именно они находят в виртуальном мире спасение и считают своё нахождение в Сети достаточным для самоутверждения и улучшения своего состояния. Проблема компьютерной зависимости — это ещё и проблема утраты доверия. Если человека обманывали или предавали, он будет стараться избежать повторения негативного опыта, то есть будет выбирать те отношения, которые защитят его от негативных переживаний. Участие в виртуальном мире позволяет детям и подросткам расслабиться и абстрагироваться от психологических проблем в реальности, но это происходит лишь на момент пребывания в виртуальном пространстве.

 

Анализ результатов исследования компьютерной зависимости среди подростков

Цель исследования: Исследовать уровень формирования компьютерной зависимости среди подростков.

Объект исследования: учащиеся МБОУ «Шиловская СОШ № 1»

Предмет исследования: компьютерная зависимость.

Выборка: 27 человека.

Возраст учащихся: 14-15 лет.

Для исследования компьютерной зависимости использован тест для определения интернет-зависимости, разработанный К.Янг.

Метод выделяет четыре уровня компьютерной зависимости:

·        риск развития компьютерной зависимости;

·        стадия увлеченности;

·        риск развития компьютерной зависимости;

·        наличие компьютерной зависимости.

После проведения теста-опросника получены следующие результаты.

52 % опрошенных на стадии увлеченности. На этом этапе можно пронаблюдать сильную утомляемость подростка, но, тем не менее, уже существует тяга к компьютеру.

39 % с риском развития компьютерной зависимости. На этой стадии необходимо провести профилактические программы.

9 % отсутствие компьютерной зависимости. То есть, подростку не угрожает "общение" с компьютером, он может ограничивать свое время.

Таким образом, стало понятно, что половина опрошенных находятся в группе риска, могут являться зависимыми от компьютера.

Выводы

Итог работы (с опорой на исследования учёных)

Физические симптомы:

􀁹 боль в зоне запястья из-за напряжения мышц,

􀁹 сухость в глазах,

􀁹 головная боль,

􀁹 боль в спине,

􀁹 нерегулярное питание,

􀁹 пренебрежение собственной гигиеной,

􀁹 нарушение сна.

Психологические симптомы:

􀁹 чувство эйфории или приподнятости во время работы за компьютером,

􀁹 неспособность своевременно прекратить работу за компьютером,

􀁹 всё больше времени уходит на компьютерные игры,

􀁹 игнорирование друзей и семьи,

􀁹 чувство пустоты, депрессии и раздражённости вне компьютера,

􀁹 перекладывание повседневных забот на плечи членов семьи.

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ,

ВЫЗВАННЫЕ ЧРЕЗМЕРНЫМ ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРА

СИНДРОМ ФАНТОМНОГО ЗВОНКА

Суть в том, что у человека появляются слуховые и моторные галлюцинации, ему кажется, что телефон в кармане звонит или вибрирует, хотя ничего на самом деле не происходит. Формирование расстройства связано с использованием мобильного телефона. Этот синдром проявляется на фоне

стресса.

НОМОФОБИЯ

Страх остаться без мобильного телефона (англ. no mobile phone fobia). В мире остаётся всё меньше людей, которые не страдали бы от данного расстройства. У человека в отсутствие доступа к мобильной связи (например, сел аккумулятор), появляется лёгкое беспокойство, а некоторые начинают паниковать.

FACEBOOK- ДЕПРЕССИЯ

Суть её в том, что люди впадают в депрессию от контактов в социальной сети или, на оборот, от их отсутствия. Доказано, что чем больше времени молодые люди проводили в Facebook, тем худшим было их настроение и отношение к своей жизни. Дело здесь в том, что люди обычно выкладывают только те фотографии и новости о себе, которые представляют их в выгодном свете. В результате возникает впечатление, что у друзей и знакомых жизнь лучше, ярче и насыщенней, чем у тебя, фото удачнее, фигура стройнее, часы дороже.

 

 

 

 

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Это болезненное постоянное желание получить доступ к Сети, что отрицательно сказывается на других сферах жизни, часто полностью вытесняя их (например, личную жизнь или работу). В научных кругах спорят, можно считать интернет-зависимость разновидностью наркомании или же это психическое расстройство.

 

ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ОНЛАЙН-ИГР

Это более известное и разрушительное заболевание. Известны случаи, когда игра буквально затягивала человека в виртуальный мир, в результате чего тот терял работу, семью, а иногда и жизнь. Данное расстройство вызывает тяжёлую депрессию и может привести к физическому истощению и даже самоубийству.

КИБЕРХОНДРИЯ

Человек с данным расстройством считает, что у него заболевание, о котором он читал в интернете, и обычно не одно. В итоге здоровый человек, у которого просто заболела голова, может убедить себя в наличии у него серьёзных проблем. А подобная уверенность может отрицательно сказаться на здоровье и в самом деле стать причиной уже реальной, а не мнимой болезни.

ЭФФЕКТ GOOGLE

Человек с таким заболеванием уверен, что знания ему не нужны, поскольку любую информацию легко найти всего за несколько кликов. При этом даже если кто-то считает иначе, это не может обезопасить его от эффекта Google. Мозг просто отказывается запоминать информацию вне зависимости от нашей воли, зная, что намного проще будет найти данные, нежели их сохранять.

 

- Давайте все же определим положительные и отрицательные аспекты использования компьютера.

Положительные аспекты использования компьютера:

􀁹 формирование навыков учебной деятельности (счёт, рисование, моделирование);

􀁹 развитие познавательной сферы ребёнка;

􀁹 воспитание интереса к наукам;

􀁹 поиск эффективных путей решения поставленных задач;

􀁹 социализация путём общения в социальных сетях;

􀁹 ускорение и оптимизация процесса обучения;

􀁹 усвоение новейших цифровых технологий;

возможность свободно ориентироваться в информационном пространстве.

Отрицательные аспекты использования компьютера:

􀁹 абстрагирование от психологических проблем реального мира;

􀁹 вовлечение в общение маргинальных групп, способных навязать человеку отрицательные социальные установки;

􀁹 опосредованное общение людей (поверхностные, неглубокие межличностные отношения);

􀁹 формирование представлений о вседозволенности и безнаказанности;

􀁹 отторжение от реальной среды (возможность «переиграть» событие, множество жизней, сохранение в игре);

􀁹 отказ от физических потребностей (способность ощущать боль, усталость) и базовых потребностей (во сне, отдыхе, еде);

􀁹 перенос методов игры в реальную жизнь (агрессивность, прыжки со здания и т. п.);

􀁹 неадекватная самооценка.

- В начале занятия вы делали выбор «Компьютер — друг или враг?».

Есть ли желающие изменить своё мнение относительно выбора?


 

Информационное сообщение «Ситуация в обществе в отношении компьютерной зависимости»

Информационное сообщение «Ситуация в обществе в отношении компьютерной зависимости»

Так, под влияние компьютера попадают дети - · имеющие нестабильные отношения в семье, · конфликты в школе, · отличающиеся низкой самооценкой, · замкнутые

Так, под влияние компьютера попадают дети - · имеющие нестабильные отношения в семье, · конфликты в школе, · отличающиеся низкой самооценкой, · замкнутые

После проведения теста-опросника получены следующие результаты

После проведения теста-опросника получены следующие результаты

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ,

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ,

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ Это болезненное постоянное желание получить доступ к

ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ Это болезненное постоянное желание получить доступ к

Положительные аспекты использования компьютера: 􀁹 формирование навыков учебной деятельности (счёт, рисование, моделирование); 􀁹 развитие познавательной сферы ребёнка; 􀁹 воспитание интереса к наукам; 􀁹 поиск эффективных…

Положительные аспекты использования компьютера: 􀁹 формирование навыков учебной деятельности (счёт, рисование, моделирование); 􀁹 развитие познавательной сферы ребёнка; 􀁹 воспитание интереса к наукам; 􀁹 поиск эффективных…
скачать по прямой ссылке

Сегодня скидка 50% на все курсы плюс 3000 в подарок при оформлении заявки на переподготовку