Ситуация успеха создается сочетанием условий, позволяющим ученику максимально реализовать свои возможности. Дифференцированные домашние задания ( мультимедийные презентации, сообщения, иллюстрации к произведениям, ассоциативный ряд, синквейн, кластер, мозговая атака, эссе, письмо к литературному герою (Хлестакову, Печорину…), стихотворение собственного сочинения, составление ребусов, кроссвордов)Презентация
Ситуация успеха на уроках
(из опыта работы учителя русского языка и
литературы НОЧУ СОШ «Разум-Л» г. Москва
Городнянской Татьяны Николаевны)
«Ученик не сосуд, который нужно наполнить, а факел,
который надо зажечь»
Если ребенка лишить веры в себя, трудно надеяться на
его “светлое будущее”. Я считаю, что основы
успешности личности формируются в школе.
В начале урока проводим с ребятами аутотренинг –
настраиваемся на успешную работу.
получится».
«Я сижу на уроке русского языка. Я всё выучил.
Внимание моё растёт. Память моя крепка.
Я хочу учиться. Я узнаю много интересного. У меня всё
Необычное начало урока – дети отгадывают загадку (о
частях речи, знаках препинания и т.п.) и формулируют тему
урока и цели. Использую лирическое вступление к уроку:
«Repetitio est mater studiorum»
читаю стихотворение или предлагаю прослушать
музыкальный фрагмент для последующих рассуждений.
«Я украшаю вашу речь, меня должны вы знать, беречь»
«Давно живу я в мире этом, даю названия предметам»
Мотивация – залог успешной работы на уроке. Уже с 5 класса
идёт систематическая подготовка учащиеся к сдаче ОГЭ и
ЕГЭ. После прохождения каждой темы решаем задания из
КИМов
(А4-орфоэпия, А5-паронимы, А8-14-орфография, А15-18-
пунктуация, А24-средства речевой выразительности)-по
демоверсии 2016 г.
В своей практике использую «Мозговой штурм», «Перекрёстный
допрос» с целью выявления качества усвоения изученных тем и
возможных пробелов. Ребята радуются, когда успешно
справляются с заданиями. Поощряю их, хвалю, отмечаю прогресс
по сравнению с предыдущим уроком, иногда раздаю призы.
При изучении нового материала использую проблемно-
поисковый метод, ролевые игры.
Мои юные «учёные-исследователи» на основе наблюдений
делают выводы и формулируют правила.
Игра «Корректор» - найти и исправить ошибку в слове. «Кто
быстрее», «Четвёртое – лишнее» и другие. Работа в парах –
взаимопроверка тетрадей – вызывает бурю эмоций…
позволяющим ученику максимально реализовать свои
возможности. Дифференцированные домашние задания
( мультимедийные презентации, сообщения, иллюстрации
к произведениям, ассоциативный ряд, синквейн, кластер,
мозговая атака, эссе, письмо к литературному герою
(Хлестакову, Печорину…), стихотворение собственного
Ситуация успеха создается сочетанием условий,
сочинения, составление ребусов, кроссвордов)
На уроках русского языка и литературы я даю задания
творческого характера, чтобы дети реализовали
полностью свои способности и продемонстрировали
их перед одноклассниками. Это блестяще получается
и в 5, и в 8, и в 9 классах. Ребята у доски дают
комментарии и пояснения к своей работе.
Использую межпредметные связи на уроках. При изучении
темы «Тире между подлежащим и сказуемым» ребята готовят
сообщения о выдающихся личностях, сыгравших
немаловажную роль в истории нашей страны :
о Ломоносове, Ушакове, Жукове, Рокоссовском, Василевском …
нуждаются учащиеся, испытывающие затруднения в
учении. Именно поэтому и необходимы посильные
дифференцированные задания: составление
В переживании ситуации успеха особенно
синквейнов, кластеров.
На уроках литературы ставлю проблемный вопрос: А как
бы ты поступил на месте главного героя?» Вот здесь и
раскрываются нравственные качества учащихся…
ответ (речь идет не только об оценке, а о
похвале, улыбке и т.д.)?
2. Готовы ли вы похвалить не только хорошего
ученика, а и слабого, но старающегося?
3. Часто ли в ваших оценках встречаются слова
«молодец», «удачное решение», «хорошо
придумано» и т.д.?
4. Часто ли вы называете ребят по имени,
оценивая ответ?
их возможности?
5. Часто ли показываете учащимся, что верите в
6. Всегда ли вы способны внушать своим
ученикам уверенность в их собственных
познавательных и нравственных возможностях?
7. Хотели бы вы присутствовать в качестве
ученика на своих уроках?
8. Вам самим интересны ваши уроки?
Если на эти вопросы вы ответили
утвердительно, значит, вы умеете создать
ситуацию успеха при обучении ребят.
Я считаю, что только успех поддерживает интерес
ученика к учению. Если же его нет, то ребёнок теряет
желание учиться.
вам учеников!
Я желаю коллегам здоровья и творческих успехов.
Пусть работа не приносит вам усталости. Будьте мудрым и
справедливым, и пусть ваш учительский талант
реализуется в полной мере. Хороших, добрых, творческих