Консультации для родителей
«Сказка – как средство нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
В настоящее время мы всё чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг к другу, к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: добре, милосердии, справедливости.
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром в целом.
Сказки не только расширяют представления ребенка, обогащают его знания о действительности, главное - они вводят его в особый, исключительный мир чувств, глубоких переживаний и эмоциональных открытий.
Нравственное воспитание - это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека. Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества.
Нравственное
становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной
жизни — важнейшее условие развития нашей страны. Нравственное воспитание
дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок
особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Нравственное
воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни. Воспитание
нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи,
образовательного учреждения и государства.
Разрешение проблем нравственного воспитания требует
поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных.
Заглянуть в "кладовые" личности и извлечь оттуда такие качества
как справедливость, отзывчивость, доброжелательность, милосердие, преданность,
дружелюбие, самостоятельность, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка,
патриотизм, честность и многие др. вероятно, но необходимо иметь свой
"ключик" к человеческой индивидуальности.
Действенным средством в воспитании моральных качеств личности дошкольников является сказка. Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки представляют богатый материал для нравственного воспитания детей. Недаром они составляют часть текстов, на которых дети постигают многообразие мира.
Дошкольный возраст - возраст сказки. И здесь ребенок проявляет сильную тягу ко всему сказочному, необычному, чудесному. Ребенка в сказках пленяют неожиданная удача и счастливая судьба простых, скромных, близких детям своей наивностью и простодушием героев, чудесные превращения лягушек, лебедей в прекрасную царевну, кара, постигающая злых, высокомерных гордецов, завистливых старух, жадных и жестоких богачей и властителей. Близок и мил им самый язык сказки, ее стиль, простота и выразительность, яркость и наглядность образов, обилие сравнений повторений, которые так свойственны речи своего ребенка. Если сказка удачно выбрана, если она естественно и вместе с тем выразительно рассказана, можно быть уверенным, что она найдет в детях чутких, внимательных слушателей. При выборе сказки необходимо руководствоваться не только ее занимательностью, доступностью ее содержания пониманию ребенка, но и ее моральной стороной. В некоторых сказках попадаются сцены грубости, жестокости, дикой порочности. Поэтому такие произведения необходимо исключать из детского восприятия. Многие исследователи (Е. А. Аркин, А. М. Виноградова, В.Г. Нечаева и др.) считают, что превосходным в воспитательном отношении материалом для рассказывания детям могут служить нарядные легенды и наши русские былины. Многие педагоги не в достаточной мере оценивают силу детского воображения и чуткость детского сердца, способность дошкольника воспринимать и почувствовать обаяния прекрасной человеческой личности, наличие нравственного подвига, неотразимую силу мужества и отваги. Детям чаше всего рассказывают о различных животных. Ничего нельзя возразить против таких произведений, расширяющих детский кругозор. Но можно и должно уже к концу дошкольного возраста скрыть пред ребенком доступ в прекрасный мир настоящих и легендарных былинных и мифических богатырей и героев , отважных борцов за счастье и свободу народов. Здесь человеческий обзор или величественный героический подвиг способен возбудить в ребенке высшие чувства красоты и морали, беззаветную любовь к родине. При помощи сказочных произведений можно бороться с различными детскими "недугами". В психологии этот метод работы с детьми, испытывающими те или иные затруднения, называется сказкотерапия. Различные авторы, использующие этот метод в своей работе (Д. Бретт, Д.Миллс, Р. Кроули, Д. Соколов, Л. П. Стрелкова и др.) указывают, что применение сказкотерапии позволяет решать ряд проблем (как сиюминутных, так и глубоко личностных), возникающих у детей дошкольного, младшего и др. возрастов. Вчастности посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, непринятием своих чувств и т. д. Кроме того сказкотерапия позволяет ребенку актуализировать и осознавать свои проблемы, а также увидеть различные пути их решения. Почему же сказка так эффективна при работе с детьми, особенно в дошкольном возрасте?
Во - первых, в дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать. При этом сказка для ребенка не только вымысел и фантазия - это еще и особая реальность, которая позволяет раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами и в доступной для понимания ребенка "сказочной" форме постигать взрослый мир чувств и переживаний.
Во - вторых, у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей , образцов. Поэтому, воспринимая сказку, ребенок, с одной стороны сравнивает себя со сказочным героем, и это позволяет ему почувствовать и понять, что не у него одного есть такие проблемы и переживания. С другой стороны, посредством ненавязчивых сказочных образцов ребенку предлагаются выходы из различных сложных ситуаций, пути разрешения возникших конфликтов, позитивная поддержка его возможностей и веры в себя. При этом ребенок отождествляет себя с положительным героем. Происходит это не потому, что дошкольник так хорошо разбирается в человеческих взаимоотношениях, а потому, что положение этого героя более привлекательно по сравнению с другими персонажами. Именно это позволяет ребенку усваивать правильные моральные нормы и ценности, различать добро и зло.
Педагогические
исследования и практика дошкольного воспитания показывают, что одним из
важнейших условий развития положительных нравственных качеств личности ребенка
является создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг него. Малыш должен
отдаваться радости со всей детской непосредственностью. А сказка, как известно,
это источник проявления всех чувств ребенка, в том числе и радости. "Никогда
не надо гасить детскую радость", - подчеркивала А. М.
Виноградова. По ее мнению в атмосфере радости легко зарождаются
такие ценные душевные качества, как доброжелательность, отзывчивость,
уверенность и т.д.
Такие нравственные ценности как, добро,
любовь, истина, правда, красота, жизнь, человечность, сочувствие, Родина,
семья, долг, подвиг, - должны стать нормами нашей жизни, и жизни детей!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.