Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка
Оценка 4.7

Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
20.10.2017
Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка
В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей. К моменту выпуска из дошкольного учреждения дети должны достигнуть определённого уровня речевого развития, поскольку восприятие и воспроизведение учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи.
В настоящее время возросли требования образовательной системы к речевому развитию детей.docx
В  настоящее   время  возросли  требования  образовательной   системы   к  речевому развитию   детей.   К   моменту   выпуска   из   дошкольного   учреждения   дети   должны достигнуть   определённого   уровня   речевого   развития,   поскольку   восприятие   и воспроизведение   учебных   материалов,   умение   давать   развернутые   ответы   на вопросы, самостоятельно излагать свои мысли – все эти и другие действия требуют достаточного уровня развития речи. Анализ литературы по данной проблеме показал, что, несмотря на многообразие методических разработок по развитию словесного творчества дошкольников, все же практического материала недостаточно. Со сказкой дети встречаются в книгах, в кино, театре, на телевизионном экране. Они   забывают   обо   всем   и   погружаются   в   жизнь   героев.   Они   черпают   из   них множество   удивительных   познаний:   первые   представления   о   времени   и пространстве,   о   связи   человека   с   природой,   с   предметным   миром;   в   сказке предстают блестящие образцы родного языка – всё это является необходимым и благоприятным материалом для сочинения собственных сказок. В   связи   с   этим   вопрос   развития   словесного   творчества   детей   дошкольного возраста   с   использованием   различных   методов   сочинения   сказки   до   сих   пор   не теряет своей актуальности. Исходя   из   вышесказанного,   были   поставлены   цель   и   задачи   по   развитию словесного творчества старших дошкольников в процессе ознакомления с русскими народными сказками. Цель работы – содействовать развитию словесного творчества детей старшего дошкольного   возраста,   соответствующему   возрастному   уровню   развития   детей, используя различные методы сочинения сказок и алгоритм сочинения сказок. Образовательные   задачи способствуют   овладению   детьми   определенным объемом знаний, умений и навыков для их всестороннего развития: 1. Развитие   интереса   к   художественной   культуре   путем   ознакомления   с отечественным  литературным  наследием, приобщение детей к русским народным сказкам. 2. Привлечение внимания детей к устному народному творчеству через загадки, народные игры, пословицы, поговорки и т.д. 3. Изучение   природных   явлений,   образов   животного   и   растительного   мира. Развитие исследовательских навыков. 4. Ознакомление   детей   с   русским   народным   декоративно­прикладным искусством   посредством   формирования   у   них   разнообразных   художественных   и творческих способностей. 5. Развитие монологической речи, умения связно высказываться. 6. Обогащение   словаря   детей,   воспитание   у   них   интереса   к   слову,   любви   к родному языку и гордости за его богатство. 7. Содействие развитию таких психических процессов, как восприятие, образное мышление, творческое воображение, память. 8. Развитие   актёрских   способностей   посредством   взаимопроникновения различных видов искусства – музыки, литературы, театра. Воспитательные   задачи направлены   на   развитие   нравственных   и   духовных качеств детей: 1. Повышение   уровня   креативности   (творческой   организации)   процесса воспитания и обучения, их осознанности и целенаправленности. 2. Восхищение   творчеством   русского   народа;   возможности   детям   понять,  что они – часть этого великого народа. 3. Развитие эмоционально­положительного отношения к объектам эстетического содержания. 4. Воспитание доброжелательного отношения, желания общаться друг с другом, умения вести себя в коллективе сверстников. 5. Воспитание умения уважительно относиться к результатам детского труда. 6. Формирование у каждого ребёнка эмоционально­положительного отношения к природе. 7. Развитие   у   ребёнка   чувства   уверенности   в   себе,   в   своих   силах, реализованности своих возможностей, настойчивости в достижении целей. 8. Развитие   творческого   потенциала   ребёнка,   его   художественной наблюдательности путём изучения литературного наследия. Была   разработана   и   апробирована   система   педагогических   мероприятий, включающая в себя создание благоприятных условий для гармоничного развития ребёнка, формирование базовой культуры личности, эстетического, нравственного и физического воспитания ребёнка. Характер   проведённой   работы   позволил   разработать   цикл   занятий   “Азбука сказки”, мнемотаблицы “Сказки”, дидактические игры, подобрать различные методы сочинения сказок и апробировать данный материал, описав оптимальные пути по развитию словесного творчества дошкольников в данной работе. В своей работе опирались на следующие принципы:  Принцип   доступности   и   целостности,   получаемых   ребёнком   знаний   (отбор художественного   материала   по   различным   видам   народного   искусства: музыкального, художественно­речевого, декоративно­прикладного, при условии их тесной взаимосвязи).  Принцип   интеграции   работы   на   основе   народного   искусства   с   различными направлениями воспитательной работы и видами деятельности детей (ознакомление с окружающим миром, речевое развитие, различные игры и др.).  Принцип   индивидуального   подхода   к   детям;   учёт   их   индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов, уровня развития.  Принцип бережного и уважительного отношения к детскому творчеству.  Принцип   системности   и   последовательности,   обеспечивающий   взаимосвязь изучаемых понятий.  Принцип наглядности; преимущественного использования модельного подхода к   обучению,   т.е.   возможности   представления   понятий   в   виде   вещественных   и графических моделей, обеспечивающих наглядно­действенный и наглядно­образный характер обучения.  Принцип прочности полученных знаний.  Воспитывающий характер обучения. Известно, что обучение детей творческому рассказыванию процесс постепенный и достаточно сложный. Наиболее успешно он протекает под руководством педагогов, родителей, которые помогают им овладевать этими навыками как на специально организованных занятиях, так и в процессе повседневной жизни. Дошкольникам в старшем возрасте доступно творческое рассказывание о событиях из окружающей жизни, о взаимоотношениях с друзьями, на темы из личного опыта, придумывание рассказов,   сказок.   Поэтому   система   работы   с   детьми   дошкольного   возраста   по развитию словесного творчества включала:  Знакомство с литературным наследием русского народа, его творчеством, так как   здесь   сохранились   особенные   черты   характера   русского   народа:   доброта, красота,   правда,   храбрость,   трудолюбие…   Устное   народное   творчество   – богатейший источник познавательного и нравственного развития детей.  Речевые упражнения (речевая зарядка). Сюда входило не только обогащение словарного запаса дошкольников речи и накопление личного опыта каждого ребёнка, но   и   развитие   артикуляционной   моторики,   а   также   развитие   связной, монологической   речи   и   апробация   нестандартных   методов   сочинения   сказок, позволяющих   развить   словесное   творчество   дошкольников.   Нестандартно   –   это значит научить детей оригинально, непривычно, по­своему не только воспринимать содержание,   но   и   творчески   преобразовывать   ход   повествования,   например, создавать   свободные   продолжения,   переложения   сказок,   придумывать   различные зачины, концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в   один   и   т.п.   Нетрадиционный   подход   как   раз   даёт   и   воспитателю,   и   ребёнку возможность уяснить, что в сказке или герое хорошо, а что плохо, создать новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было бы наказано, не жестоко, а человечно.  Развитие творческих способностей посредством создания разнохарактерных образов   живой   и   неживой   природы   через   исследовательскую,   изобразительную   и игровую   деятельность.  Крайне   важно   не   только   научить   ребёнка   сочинять,   но   и показать ему новые возможности. Весьма часто детям предлагалось изобразить что­ то или кого­то из сказки, но нестандартно, например, изобразить сказку схематично, показать эпизод текста с помощью телодвижений, жестов или мимики и т.п.  Развитие   в   театрализованной   деятельности   (совместно   с   музыкальным руководителем   во   время   проведения   открытых   мероприятий)   путём перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов. В заключение своей работы, хочется отметить, что благодаря использованию сказок – образцов литературного и народного наследия, в процессе занятий у детей   прививается   любовь   к   родному   языку   и   гордость   за   его   богатство, совершенствуется   монологическая   речь,   повышается   интерес   к   словесному творчеству, самостоятельность при отборе “образных средств родного языка”, способность выражать свои мысли. Сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на   нравственное   воспитание.   Дети   учатся   видеть   взаимосвязь   различных   видов искусства.   У   них   развиваются   актёрские   и   художественные   возможности, творческое воображение, логическая память; также развивается детская активность, исследовательские   навыки,   наблюдательность,   любознательность   и   другие способности. Таким образом, сказки – прекрасный источник сюжетов, примеров для сочинения собственного повествования.

Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка

Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка

Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка

Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка

Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка

Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка

Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка

Сказка - источник речевого творчества в развитии ребенка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.10.2017