«Сказки К.И. Чуковского»
Оценка 5

«Сказки К.И. Чуковского»

Оценка 5
docx
24.04.2023
«Сказки К.И. Чуковского»
Литературное чтение 7.docx

 «Сказки К.И. Чуковского»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цель: познакомить обучающихся со сказками Чуковского; совершенствовать навыки чтения целыми словами.

Задачи:

-формировать умение читать по ролям;

-развивать речевые умения, воображение, образное мышление, память и внимание;

-познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского;

-работать в творческом коллективе с распределением ролей и задач, работать в команде.

Формируемые УУД:

Регулятивные:

-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

-учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

-ориентироваться в учебнике;

-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

-преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной форме;

-слушать и понимать речь других;

-выразительно читать текст;

-учиться работать в паре, группе.

Личностные:

-пробудить познавательную активность, выражать свои эмоции;

-понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать.

Оборудование: проектор, ноутбук, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская 1 класс.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Игоревна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я.

-Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте, что там написано.

«Быстрее, выше, сильнее».

-Кто-нибудь из вас знает, что это за слова?

Ребята, это девиз олимпийских игр.

Этими качествами обладают спортсмены.

-А какими качествами должен обладать ученик, чтобы достичь определенных высот в учебе?

Итак, давайте вместе создадим девиз учеников из названных вами качеств.

«Внимательнее, сообразительнее, смекалистее, настойчивее»

Для того, чтобы урок у нас прошёл хорошо, вы должны выразительно читать. С этой целью мы проведем с вами речевую разминку:

Развитие речевого аппарата.

Дыхательная гимнастика.

«Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи.

Чистоговорка.

Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча).

Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу).

Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь).

Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи).

Паровоз без колёс!

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл

Прямо по морю пошёл?

- Прочитайте 1-ю строчку с удивлением;

- Прочитайте 2-ю строчку с восхищением;

- Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо;

- Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением;

С какой целью мы проводили речевую разминку? Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке.

Приветствуют учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

Ученик должен быть внимательным, послушным, сообразительным, смекалистым, настойчивым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Ребята! Посмотрите, кто-то прислал письмо. Давайте прочтем его?

«Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо,

И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо.

Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу!

Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним.

К вам хотел бы я приехать, но с условием одним:

Дам я вам задания – пройдите испытания».

- К сожалению, автор забыл подписаться. А вы знаете, кто прислал нам это письмо?

- Правильно! Молодцы! Конечно же, Мойдодыр!

-Чему учит нас эта сказка?

-А для чего нужно соблюдать чистоту?

Ученик читает письмо вслух.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Письмо прислал Мойдодыр

 

 

Эта сказка учит нас соблюдать чистоту и порядок.

Чтобы все вокруг было чистым и не было грязи.

3. Постановка учебной задачи.

- А вы знаете, кто написал эту сказку? Конечно, это детский писатель К.И. Чуковский.

-Посмотрите на экран. Там какой-то странный ящик. Кто же там спрятался. Чтобы узнать, попробуйте отгадать следующую загадку:

Лучший доктор для зверей и любимец всех детей лечит от всего-всего, не боится ничего. Нет для доктора преград, всем помочь он только рад. Кто же в Африку, друзья, полетел совсем не зря? И девчонки, и мальчишки знают то названье книжки.

-Вы догадались, о ком идет речь?

Совершенно верно, загадка про Доктора Айболита.

- Вы уже догадались, с какой сказкой Чуковского мы познакомимся сегодня на уроке?

- Да, посмотрите, это на самом деле Айболит (рисунок Айболита на экране)

- Как вы думаете, почему его к нам послали? Назовите тему урока.

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Сказку написал Корней Чуковский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема урока: «Сказки Чуковского. Айболит»

 

 

 

 

 

 

Мы узнаем о творчестве и о жизни Чуковского, будем знакомиться с его произведениями.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Портрет К.И. Чуковского на экране.

-Вглядитесь в лицо этого человека. Как вы думаете, какое его главное качество?

-Да, ребята, К.И. Чуковский – настоящий добрый волшебник. Он написал много книг для детей. А это могут делать только настоящие добрые волшебники.

Рассказ о жизни К.И. Чуковского.

Родился К.И. Чуковский 31 марта 1882 году в Петербурге, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно. Корней Иванович был большой фантазёр. Настоящее имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя.

- А вы знаете значение слова «псевдоним»? Где мы можем узнать лексическое значение слова? Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.

Псевдоним – выдуманное, придуманное имя.

-Это Корней Чуковский придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.

-Как вы думаете, Чуковский – взрослый писатель или детский? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский.

Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского.

В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Так появилась первая сказка «Крокодил».

Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам

И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.

Попробуйте их разгадать.

1. Ах, не трогайте меня:

Обожгу и без огня! – Что это?

2. Два коня

По воде они возят меня

А вода

Тверда,

Словно каменная.

Рассматривают портрет К.И. Чуковского

 

Доброта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мы можем спросить у взрослых, посмотреть в словаре, найти в интернете

 

 

 

 

 

 

 

Детский, взрослый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-крапива

-коньки

5. Реализация построенного проекта.

-Откройте учебник на стр.24.

Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, что на них изображено?

- Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки Айболит и попробуем самостоятельно инсценировать отрывок из сказки.

- Помните ли вы начало сказки? Расскажите.

Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит!

- Чем закончилась сказка?

Вот и вылечил он их,

Лимпопо!

Вот и вылечил больных.

Лимпопо!

И пошли они смеяться,

Лимпопо!

И плясать и баловаться,

Лимпопо!

И акула Каракула

Правым глазом подмигнула

И хохочет, и хохочет,

Будто кто её щекочет.

А малютки бегемотики

Ухватились за животики

И смеются, заливаются -

Так что дубы сотрясаются.

Вот и Гиппо, вот и Попо,

Гиппо-попо, Гиппо-попо!

Вот идёт Гиппопотам.

Он идёт от Занзибара.

Он идёт к Килиманджаро -

И кричит он, и поёт он:

"Слава, слава Айболиту!

Слава добрым докторам!"

- Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки «Айболит» (с.24-26).

При чтении нам встретятся следующие слова:

Занзибар – остров в Индийском океане;

Калахари – пустыня в Южной Африке;

Сахара – пустыня в Северной Африке;

Гиппопотам – бегемот;

Лимпопо – река в Южной Африке.

Представьте, что мы - режиссёры спектакля. В чём заключается наша работа? Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова.

Слова Айболита

Интонация

- Что такое? Неужели

Ваши дети заболели?

С тревогой в голосе

- Ладно, ладно, побегу,

Вашим детям помогу!

С уверенностью в голосе

-Только где же вы живёте?

На горе или в болоте?

Выразить удивление, вопрос, озабоченность

-Я дальше идти не могу...

Обречённо, устало

- Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!

С надеждой

- С какой интонацией нужно читать слова зверей?

Распределение ролей. Чтение по ролям.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова.

Дети читают текст и выделяют слова доктора Айболита и зверей, подбирают интонацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Просительно, жалобно

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-А с какими сказками Чуковского, кроме сказки Айболит, вы знакомы? Я предлагаю проверить, как вы внимательно читали эти сказки. Сейчас вам предстоит пройти викторину по сказкам Чуковского.

1 тур.  «Название».

Я буду зачитывать строчку из произведения, а Вы должны верно его назвать.

1.«А посуда вперед и вперед

По полям, по болотам идет» («Федорино горе»).

2.«И сейчас же щетки, щетки

Затрещали как трещотки,

И давай меня тереть» («Мойдодыр»).

3.«Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик («Муха-цокотуха»).

4.«А потом позвонил медведь

Да как начал, как начал реветь («Телефон»).

5.«Вдруг откуда-то шакал

На кобыле прискакал.

«Вот Вам телеграмма

От Гиппопотама!» («Айболит»).

6.«Ох, и нелегкая это работа-

Из болота тащить бегемота» («Телефон»).

2 тур.  «Продолжай-ка»

Я буду начинать фразу из произведения, а вы должны ее закончить.

1.«Приходила к Мухе

Бабушка – пчела,

Мухе-Цокотухе

??? принесла (Меду).

2.«Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И ??? (Подушка)

Как лягушка,

Ускакала от меня».

3.«У меня зазвонил телефон,

Кто говорит? Слон.

Что вам надо?

??? (Шоколада).

4.«Добрый доктор Айболит!

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и ??? (волчица).

5.«Вдруг на встречу мой хороший,

Мой любимый Крокодил.

Он с ???? (Тотошей и Кокошей)

По аллее проходил.

6.«А потом позвонила свинья:

- Нельзя ли прислать ???( соловья)

Мы с ним сегодня вдвоем

Чудесную песню споем.

3 тур.  «Вопросы».  Я буду задавать вопросы, а Вы давать правильные ответы.

1.От кого убежала вся грязная посуда? (Федора)

2.Для кого просил шоколада слон в сказке «Телефон»? (Для сына)

3.Кто зарычал на грязнулю в Таврическом саду? ( Крокодил)

4.Кому пришил новые ножки доктор Айболит?(зайчику)

5.Какой злодей напал на Муху – Цокотуху?(Паук)

6.Что нашла Муха на базаре? (Денежку)

7.У кого болели животики в сказке «Айболит»?(У бегемотиков)

8.Что просили прислать зайчатки в сказке «Телефон»?(Перчатки)

9.Что подарили Мухе блошки?(Сапожки)

-Ребята, Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Я вижу, что Вы внимательно читали сказки Корнея Ивановича Чуковского. Они Вам понравились?

Физкультминутка.

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит.

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

Не болят у нас животики,

Как у бедных бегемотиков.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Как орлы летим, парим,

Во все стороны глядим,

Где же Африка – страна?

Может, помощь там нужна?

Вместе с Чичей мы поскачем,

Как веселый, звонкий мячик.

Скок-поскок, скок-поскок,

Не цепляйся за сучок.

Дружно к бедным страусятам

По траве пройдут ребята.

Ноги будут поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали,

Сами сильными мы стали.            

 

 

 

Мойдодыр, Муха-Цокотуха…

 

 

 

 

Проходят викторину.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хором: «Да!»

 

 

Повторяют движения за учителем.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

-А теперь напишем тест. Поставьте знак «+» если вы согласны с высказыванием, знак «-» если есть ошибки.

Тест - опрос по содержанию.

1. Добрый доктор Айболит!

Он под кустом сидит? (деревом)

2. Да-да-да! У них ангина,

Скарлатина, грипп (холерина)

3.Только где же вы живёте?

На горе или в реке? (болоте)

4. Айболит отправился в Африку?

5. Мы живём на Занзибаре,

В Калахари и в Самаре (Сахаре)

6. И одно только слово твердит Айболит:

«Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!»

7. И сейчас же к нему из-за ёлки

Выбегают мохнатые волки

8. Девять ночей и девять дней Айболит лечил зверей? (10)

9. Доктор вылечил всех зверей?

10. Гиппопотам поет:

«Слава, слава Мойдодыру!

Слава добрым докторам!» (Айболиту)

 Проверка по эталону.

-

-

-

+

-

+

+

-

+

-

 

8.Включение в систему знаний и повторений.

- Напомните, какую сказку мы сегодня с вами читали?

-Назовите действующих лиц сказки.

- Что делал Доктор Айболит в сказке?

- Кто приходил к Айболиту лечиться?

- Айболит все-таки вылечил зверей?

- А кого он первым вылечил?

-В этой сказке есть отрицательные персонажи? Кто к ним относится?

- Может кто-то хочет рассказать кратко сюжет сказки?

 

 

Айболит

Сам Айболит, Бармалей, Танечка, Ванечка, Крокодил, Обезьяна…

Лечил зверей

 

Лисица, заяц, Барбос, волк, бегемотики…

 

Айболит вылечил первым зайчика

Да

Бармалей-отрицательный персонаж.

 

9. Рефлексия.

Давайте подведем итоги нашего урока.

- С каким писателем вы сегодня познакомились? Что нового вы узнали из его биографии?

-А какую сказку Чуковского мы сегодня читали?

-Что для Вас было самым интересным на уроке?

-Сейчас предлагаю Вам оценить вашу работу на уроке.

У каждого из вас на парте лежат смайлики. Поднимите улыбающийся смайлик, если вы активно работали на уроке, и вам было интересно, поднимите грустный смайлик, если вам было скучно и ничего не понятно.

До свидания, ребята!

 

 

 

-С Корнеем Чуковским.

-Узнали его настоящее имя. Узнали, что он писал произведения не только для детей, но и для взрослых.

 

-Самым интересным было чтение по ролям.

 

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

-До свидания!

 


 

Сказки К.И. Чуковского» Тип урока: урок открытия новых знаний

Сказки К.И. Чуковского» Тип урока: урок открытия новых знаний

Деятельность учителя Деятельность учащихся 1

Деятельность учителя Деятельность учащихся 1

Ребята! Посмотрите, кто-то прислал письмо

Ребята! Посмотрите, кто-то прислал письмо

А это могут делать только настоящие добрые волшебники

А это могут делать только настоящие добрые волшебники

Он написал для детей много стихов, сказок, а также

Он написал для детей много стихов, сказок, а также

И кричит он, и поёт он: "Слава, слава

И кричит он, и поёт он: "Слава, слава

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Он с ???? (Тотошей и Кокошей)

Он с ???? (Тотошей и Кокошей)

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

У каждого из вас на парте лежат смайлики

У каждого из вас на парте лежат смайлики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2023