«Сказки К.И. Чуковского»
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: познакомить обучающихся со сказками Чуковского; совершенствовать навыки чтения целыми словами.
Задачи:
-формировать умение читать по ролям;
-развивать речевые умения, воображение, образное мышление, память и внимание;
-познакомить учащихся с творчеством К.И. Чуковского;
-работать в творческом коллективе с распределением ролей и задач, работать в команде.
Формируемые УУД:
Регулятивные:
-определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
-учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные:
-ориентироваться в учебнике;
-делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
-оформлять свои мысли в устной форме;
-слушать и понимать речь других;
-выразительно читать текст;
-учиться работать в паре, группе.
Личностные:
-пробудить познавательную активность, выражать свои эмоции;
-понимать эмоции других, сочувствовать, сопереживать.
Оборудование: проектор, ноутбук, Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г. Виноградская 1 класс.
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
||||||||||||
1. Мотивация к учебной деятельности. Здравствуйте, ребята! Меня зовут Марина Игоревна, и сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. -Ребята, посмотрите на доску. Прочитайте, что там написано. «Быстрее, выше, сильнее». -Кто-нибудь из вас знает, что это за слова? Ребята, это девиз олимпийских игр. Этими качествами обладают спортсмены. -А какими качествами должен обладать ученик, чтобы достичь определенных высот в учебе? Итак, давайте вместе создадим девиз учеников из названных вами качеств. «Внимательнее, сообразительнее, смекалистее, настойчивее» Для того, чтобы урок у нас прошёл хорошо, вы должны выразительно читать. С этой целью мы проведем с вами речевую разминку: Развитие речевого аппарата. Дыхательная гимнастика. «Свеча» - сделать глубокий вдох носом, задержать дыхание; выдохнуть через рот, задувая воображаемое пламя свечи. Чистоговорка. Ча-ча-ча - горит в комнате … (свеча). Чу-чу-чу – мы подуем на … (свечу). Оч-оч-оч – наступает быстро … (ночь). Чи-чи-чи – ночью громко не … (кричи). Паровоз без колёс! Вот так чудо-паровоз! Не с ума ли он сошёл Прямо по морю пошёл? - Прочитайте 1-ю строчку с удивлением; - Прочитайте 2-ю строчку с восхищением; - Прочитайте 3-ю строчку вопросительно-насмешливо; - Прочитайте 4-ю строчку с восхищением и удивлением; С какой целью мы проводили речевую разминку? Мы не случайно сейчас тренировались в выразительном чтении. Нам это поможет сегодня на уроке. |
Приветствуют учителя.
Ответы детей.
Ученик должен быть внимательным, послушным, сообразительным, смекалистым, настойчивым.
|
||||||||||||
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. - Ребята! Посмотрите, кто-то прислал письмо. Давайте прочтем его? «Дорогие мои дети! Я пишу вам письмецо, И прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо. Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу! Не подам руки грязнулям, не поеду в гости к ним. К вам хотел бы я приехать, но с условием одним: Дам я вам задания – пройдите испытания». - К сожалению, автор забыл подписаться. А вы знаете, кто прислал нам это письмо? - Правильно! Молодцы! Конечно же, Мойдодыр! -Чему учит нас эта сказка? -А для чего нужно соблюдать чистоту? |
Ученик читает письмо вслух.
Письмо прислал Мойдодыр
Эта сказка учит нас соблюдать чистоту и порядок. Чтобы все вокруг было чистым и не было грязи. |
||||||||||||
3. Постановка учебной задачи. - А вы знаете, кто написал эту сказку? Конечно, это детский писатель К.И. Чуковский. -Посмотрите на экран. Там какой-то странный ящик. Кто же там спрятался. Чтобы узнать, попробуйте отгадать следующую загадку: Лучший доктор для зверей и любимец всех детей лечит от всего-всего, не боится ничего. Нет для доктора преград, всем помочь он только рад. Кто же в Африку, друзья, полетел совсем не зря? И девчонки, и мальчишки знают то названье книжки. -Вы догадались, о ком идет речь? Совершенно верно, загадка про Доктора Айболита. - Вы уже догадались, с какой сказкой Чуковского мы познакомимся сегодня на уроке? - Да, посмотрите, это на самом деле Айболит (рисунок Айболита на экране) - Как вы думаете, почему его к нам послали? Назовите тему урока. -Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? |
Сказку написал Корней Чуковский
Тема урока: «Сказки Чуковского. Айболит»
Мы узнаем о творчестве и о жизни Чуковского, будем знакомиться с его произведениями. |
||||||||||||
4. Построение проекта выхода из затруднения. Портрет К.И. Чуковского на экране. -Вглядитесь в лицо этого человека. Как вы думаете, какое его главное качество? -Да, ребята, К.И. Чуковский – настоящий добрый волшебник. Он написал много книг для детей. А это могут делать только настоящие добрые волшебники. Рассказ о жизни К.И. Чуковского. Родился К.И. Чуковский 31 марта 1882 году в Петербурге, но детство провёл в Одессе. Учился в гимназии, а затем самостоятельно изучал английский язык и брался за любую работу, чтобы помочь маме и старшему брату. Семья Чуковского жила очень бедно. Корней Иванович был большой фантазёр. Настоящее имя писателя Николай Васильевич Корнейчуков. Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. - А вы знаете значение слова «псевдоним»? Где мы можем узнать лексическое значение слова? Что оно обозначает? Более точное значение слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова. Псевдоним – выдуманное, придуманное имя. -Это Корней Чуковский придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. -Как вы думаете, Чуковский – взрослый писатель или детский? Оказывается, он много произведений написал для взрослых, он писал статьи в журналах, серьёзные книги об известных писателях, переводил книги с английского на русский. Как же получилось, что Чуковский стал писать для детей? Оказывается, первое стихотворение было случайно придумано для сына Чуковского. В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так появилась первая сказка «Крокодил». Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам И отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и появился «Мойдодыр». Чуковский был очень трудолюбив. Писал везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки. Попробуйте их разгадать. 1. Ах, не трогайте меня: Обожгу и без огня! – Что это? 2. Два коня По воде они возят меня А вода Тверда, Словно каменная. |
Рассматривают портрет К.И. Чуковского
Доброта
Мы можем спросить у взрослых, посмотреть в словаре, найти в интернете
Детский, взрослый
-крапива -коньки |
||||||||||||
5. Реализация построенного проекта. -Откройте учебник на стр.24. Рассмотрите иллюстрации. Расскажите, что на них изображено? - Сегодня мы с вами отправляемся в театр, на сцене которого мы встретимся с героями сказки Айболит и попробуем самостоятельно инсценировать отрывок из сказки. - Помните ли вы начало сказки? Расскажите. Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! - Чем закончилась сказка? Вот и вылечил он их, Лимпопо! Вот и вылечил больных. Лимпопо! И пошли они смеяться, Лимпопо! И плясать и баловаться, Лимпопо! И акула Каракула Правым глазом подмигнула И хохочет, и хохочет, Будто кто её щекочет. А малютки бегемотики Ухватились за животики И смеются, заливаются - Так что дубы сотрясаются. Вот и Гиппо, вот и Попо, Гиппо-попо, Гиппо-попо! Вот идёт Гиппопотам. Он идёт от Занзибара. Он идёт к Килиманджаро - И кричит он, и поёт он: "Слава, слава Айболиту! Слава добрым докторам!" - Сейчас мы прочитаем отрывок из сказки «Айболит» (с.24-26). При чтении нам встретятся следующие слова: Занзибар – остров в Индийском океане; Калахари – пустыня в Южной Африке; Сахара – пустыня в Северной Африке; Гиппопотам – бегемот; Лимпопо – река в Южной Африке. Представьте, что мы - режиссёры спектакля. В чём заключается наша работа? Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова.
- С какой интонацией нужно читать слова зверей? Распределение ролей. Чтение по ролям. |
-Выделить из текста слова героев и определить, как, с какой интонацией нужно читать эти слова. Дети читают текст и выделяют слова доктора Айболита и зверей, подбирают интонацию
-Просительно, жалобно |
||||||||||||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. -А с какими сказками Чуковского, кроме сказки Айболит, вы знакомы? Я предлагаю проверить, как вы внимательно читали эти сказки. Сейчас вам предстоит пройти викторину по сказкам Чуковского. 1 тур. «Название». Я буду зачитывать строчку из произведения, а Вы должны верно его назвать. 1.«А посуда вперед и вперед По полям, по болотам идет» («Федорино горе»). 2.«И сейчас же щетки, щетки Затрещали как трещотки, И давай меня тереть» («Мойдодыр»). 3.«Вдруг откуда-то летит Маленький Комарик, И в руке его горит Маленький фонарик («Муха-цокотуха»). 4.«А потом позвонил медведь Да как начал, как начал реветь («Телефон»). 5.«Вдруг откуда-то шакал На кобыле прискакал. «Вот Вам телеграмма От Гиппопотама!» («Айболит»). 6.«Ох, и нелегкая это работа- Из болота тащить бегемота» («Телефон»). 2 тур. «Продолжай-ка» Я буду начинать фразу из произведения, а вы должны ее закончить. 1.«Приходила к Мухе Бабушка – пчела, Мухе-Цокотухе ??? принесла (Меду). 2.«Одеяло убежало, Улетела простыня, И ??? (Подушка) Как лягушка, Ускакала от меня». 3.«У меня зазвонил телефон, Кто говорит? Слон. Что вам надо? ??? (Шоколада). 4.«Добрый доктор Айболит! Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и ??? (волчица). 5.«Вдруг на встречу мой хороший, Мой любимый Крокодил. Он с ???? (Тотошей и Кокошей) По аллее проходил. 6.«А потом позвонила свинья: - Нельзя ли прислать ???( соловья) Мы с ним сегодня вдвоем Чудесную песню споем. 3 тур. «Вопросы». Я буду задавать вопросы, а Вы давать правильные ответы. 1.От кого убежала вся грязная посуда? (Федора) 2.Для кого просил шоколада слон в сказке «Телефон»? (Для сына) 3.Кто зарычал на грязнулю в Таврическом саду? ( Крокодил) 4.Кому пришил новые ножки доктор Айболит?(зайчику) 5.Какой злодей напал на Муху – Цокотуху?(Паук) 6.Что нашла Муха на базаре? (Денежку) 7.У кого болели животики в сказке «Айболит»?(У бегемотиков) 8.Что просили прислать зайчатки в сказке «Телефон»?(Перчатки) 9.Что подарили Мухе блошки?(Сапожки) -Ребята, Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Я вижу, что Вы внимательно читали сказки Корнея Ивановича Чуковского. Они Вам понравились? Физкультминутка. Нас не надо вам лечить, Добрый доктор Айболит. Будем бегать и шагать, Будем силы набирать. Не болят у нас животики, Как у бедных бегемотиков. К солнцу руки мы потянем, А потом к траве присядем. Как орлы летим, парим, Во все стороны глядим, Где же Африка – страна? Может, помощь там нужна? Вместе с Чичей мы поскачем, Как веселый, звонкий мячик. Скок-поскок, скок-поскок, Не цепляйся за сучок. Дружно к бедным страусятам По траве пройдут ребята. Ноги будут поднимать, По густой траве шагать. Всем мы помощь оказали, Сами сильными мы стали. |
Мойдодыр, Муха-Цокотуха…
Проходят викторину.
Хором: «Да!»
Повторяют движения за учителем. |
||||||||||||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. -А теперь напишем тест. Поставьте знак «+» если вы согласны с высказыванием, знак «-» если есть ошибки. Тест - опрос по содержанию. 1. Добрый доктор Айболит! Он под кустом сидит? (деревом) 2. Да-да-да! У них ангина, Скарлатина, грипп (холерина) 3.Только где же вы живёте? На горе или в реке? (болоте) 4. Айболит отправился в Африку? 5. Мы живём на Занзибаре, В Калахари и в Самаре (Сахаре) 6. И одно только слово твердит Айболит: «Лимпопо, Лимпопо, Лимпопо!» 7. И сейчас же к нему из-за ёлки Выбегают мохнатые волки 8. Девять ночей и девять дней Айболит лечил зверей? (10) 9. Доктор вылечил всех зверей? 10. Гиппопотам поет: «Слава, слава Мойдодыру! Слава добрым докторам!» (Айболиту) Проверка по эталону.
|
|
||||||||||||
8.Включение в систему знаний и повторений. - Напомните, какую сказку мы сегодня с вами читали? -Назовите действующих лиц сказки. - Что делал Доктор Айболит в сказке? - Кто приходил к Айболиту лечиться? - Айболит все-таки вылечил зверей? - А кого он первым вылечил? -В этой сказке есть отрицательные персонажи? Кто к ним относится? - Может кто-то хочет рассказать кратко сюжет сказки? |
Айболит Сам Айболит, Бармалей, Танечка, Ванечка, Крокодил, Обезьяна… Лечил зверей
Лисица, заяц, Барбос, волк, бегемотики…
Айболит вылечил первым зайчика Да Бармалей-отрицательный персонаж.
|
||||||||||||
9. Рефлексия. Давайте подведем итоги нашего урока. - С каким писателем вы сегодня познакомились? Что нового вы узнали из его биографии? -А какую сказку Чуковского мы сегодня читали? -Что для Вас было самым интересным на уроке? -Сейчас предлагаю Вам оценить вашу работу на уроке. У каждого из вас на парте лежат смайлики. Поднимите улыбающийся смайлик, если вы активно работали на уроке, и вам было интересно, поднимите грустный смайлик, если вам было скучно и ничего не понятно. До свидания, ребята! |
-С Корнеем Чуковским. -Узнали его настоящее имя. Узнали, что он писал произведения не только для детей, но и для взрослых.
-Самым интересным было чтение по ролям.
Самооценка
-До свидания! |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.