Сказки о животных
Цели: познакомить сказками о животных; учить умению определять главную мысль сказки, ее нравоучительный характер.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Дети рассказывают сочиненные сказки.
Пересказ прочитанных сказок о животных.
Рассказ учителя.
В сказках о животных действительно показано то, что народ осуждал в себе, в своих социальных врагах, в обществе. Высмеивались глупость, хвастовство, плутовство, жестокость, лесть, лицемерие, продажность и т. п.
Часть сказок явно создана в назидание детям.
– Расскажите, как вы читаете сказки? Вы любите перечитывать сказки? А пересказывать?
Читая сказки о животных, надо задуматься над тем, с какой целью была создана каждая из них, и тогда почувствуешь, что за внешней простотой, незамысловатостью содержания скрываются глубокие, жизненно важные идеи, составляющие суть нравственности народа.
– Расскажите сказку «Колобок».
Дети рассказывают сказку. Можно в разных вариантах.
– Эта сказка о неразумном хвастовстве, граничащем с глупостью.
– А что произошло в сказке «Кот, петух и лиса» с петухом, не послушавшимся кота?
– Съела его лиса! «Пришли домой вечером кот со стариком и петуха не нашли, только «хвост да перья ветром разнесло; сколько ни горевали, а после сказали: «Вот каково не слушаться!».
– А сколько веселой выдумки и насмешки над лентяями в сказке «Курочка, мышка и тетерев»! Так и вспоминается побасенка о Тите:
Тит, иди молотить…
Брюхо болит!
Тит, иди щи хлебать…
Где моя большая ложка?
Учитель. Известно около пятидесяти сюжетов сказок о животных. Герои их – лиса и медведь, лиса и петух. Особенно часто говорится об отношениях лисы и волка: то она его хвост в прорубь научила опустить, то ехала на нем («битый небитого везет»), то, съев масло, тут же свалила свой грех на серого.
Лиса и мужика обманула, притворилась мертвой, а потом перекидала из саней на дорогу всю рыбу. Эти истории происходят не в избе и не во дворе, как в «Курочке Рябе» и «Репке», а выводят слушателя в лес, во двор, к реке. Они для ребят постарше – тех, кто уже начал осваивать мир за стенами родного дома. А сказка о том, как мужик с медведем делил урожай («тебе – вершки, мне – корешки»), учит смекалке, дает ребенку первоначальные знания о растениях, которые кормят человека.
В сказках для самых маленьких нередко встречаются стихотворные и песенные вставки – это запоминание облегчает, и слух развивает, и развлекает. А длинные, бесконечные сказки – это игра и упражнение в речи, в логическом мышлении. Особенно полезны так называемые цепевидные сказки, где надо очень внимательно следить за порядком эпизодов, за их логикой.
Вот козел посылает козу домой, а она не идет. Тогда он говорит: «Погоди, я на тебя волков пошлю! Волки, идите козу есть!» Волки не пошли. «Я чертей на вас нашлю!» Черти не пошли. Затем он просит помощи у веревок. У огня, у воды, наконец, у быков. Быки согласились погасить огонь. Огонь согласился спалить веревки, веревки испугались и согласились повязать чертей – и так по цепочке обратно. Пока коза не согласилась пойти домой.
– Какие вы знаете сказки для ребят более старшего возраста, для взрослых?
Например, сказка «Лиса – исповедница» пародирует церковную исповедь («Я тебе, Петенька, добра хочу – на истинный путь наставить и разуму научить. Вот ты, Петя, имеешь у себя пятьдесят жен, а на исповеди ни разу не бывал…». Петух устыдился, спустился с ветки и попал лисе в лапы).
Воплощением глупости в сказках является волк. Его глупость – глупость жестокого и жадного зверя. Сказочник будто нарочно ставит волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости – вот что утверждают сказки.
– Назовите сказки, где лиса выступает противником волка?
Эта «кумушка-голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывает наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но хитрость, смекалка соседствуют у лисы с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса – такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки, съедает птенцов дрозда и т. д. И за эти поступки она жестоко расплачивается. Особенно интересна сказка «Зло злом платится». Казалось бы лиса спасла мужика от гибели: волк – в его руках, и крестьянин должен быть ей благодарен. Но стал он « отворачивать» голову волку да «задел и лису по голове» – и убил ее. Хитрость, граничащая с предательством, не может быть оправдана!
Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных: добродушный, на первый взгляд, могучий, но глупый медведь, строптивая коза-дереза и т. п. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка и прочие. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые звери и птицы, ведь тем удивительнее победа.
Давайте вспомним сказки, в которых осуждается общественный порок.
Конечно, это сказка «Кот и лиса».
Чтение сказки. Читают дети по цепочке. Хорошо почитать сказку в лицах.
Чинопочитание и взяточничество изображены в ней с неподражаемым блеском. Кот, изгнанный из дома, благодаря лисе становится… Кем?
Котофеем Иванычем – «начальником» над всеми лесными животными. Самые сильные звери леса – медведь и волк – с «подношением» приходят тайно посмотреть на него и попадают в трагикомическое положение…
Читая сказку, человек волнуется, переживает, а когда, наконец, все благополучно заканчивается, испытывает удовольствие, как от любой другой хорошей книги. Сказка сегодня не полуразрушенный памятник далекого прошлого, а яркая, живая часть нашей национальной культуры.
Рефлексия деятельности.
– Какие вы знаете сказки о животных?
– Сколько примерно насчитывается сказок, где героями являются лиса, волк, петух и лиса?
– Где обычно происходит действие в сказках?
– Кого подразумевают в сказках, изображая животных?
– В каких сказках осуждаются общественные пороки?
– А какие сказки созданы в назидание детям?
– Кто из зверей в сказках олицетворяет глупость?
– Кому из зверей приписывается хитрость и изворотливость, храбрость?
– Кого из сказочников вы знаете? (А. Н. Афанасьева.)
Итог.
Народ видел недостатки в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они высмеивают ленивых, глупых и практичных, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость, пьянство. «В них, – писал В. Г. Белинский, – виден быт народа, его домашняя жизнь, его нравственные понятия, и это лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве».
В о п р о с н а з а с ы п к у:
– Что такое – песня? На какие группы можно разделить песни?
М а т е р и а л д л я у ч и т е л я.
Не зря говорится, сказка – складка, песня – быль. Сказка основана на мечте, на вымысле, а песня на реальной жизни и невыдуманных чувствах. Русские народные песни бесконечно разнообразны. В каждом песенном жанре отражается какая-то сторона народной жизни: в любовных песнях звучат переживания молодежи; в семейных говорится об отношениях родителей и детей, мужей и жен; в солдатских – о службе, войнах, походах и т. д. А все вместе песни охватывают жизнь народа целиком, в ее прошлом и настоящем.
В современной науке о фольклоре принято разделять народные песни на две основные группы: обрядовые и необрядовые.
Домашнее задание. Найдите и прочитайте обрядовые песни. Спросите у мамы, есть ли у нее песенники. Принесите их на следующее занятие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.