Сказкотерапия – один из видов арт-терапии
О сказкотерапии как о методе арт-терапии в последнее время говорится много. Наиболее часто обсуждает этот вопрос детскими психологами. Однако, со взрослыми сказкотерапия работает не хуже. Поэтому остановлюсь сегодня на этом методе в свете работы со взрослыми клиентами.
Я давно использую этот метод в конфликтологии, семейных консультациях и при работе с другими проблемами. Работая с известными всем с детства сказками, так же, использую и свои.
С древних времён люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага, для того, чтобы каждый член данного сообщества (особенно юный) мог успешно выжить и не погибнуть раньше времени. Рассказывание сказок было древнейшей психотерапией, древнейшей практической психологией.
Но с развитием цивилизации подлинная роль сказок была забыта.
Но вот пришла вторая половина ХХ века, а потом и XXI век.... А поскольку 20 век (его вторая половина) это эпоха возрождения всего прочно забытого в предыдущие века - века торжества узко понятого рационализма и узко понятой «науки» - то пришёл черёд и сказок, пришёл их черёд напомнить людям, зачем они существуют (в обоих смыслах - «зачем существуют люди» или «зачем существуют сказки»).
Сказкотерапия началась с того, что молодая наука психология (а точнее, её младшая сестра - психотерапия) обратились к сказочному наследию, и попытались увидеть в хорошо знакомых нам детских сказках ответы на волнующие их серьёзные «недетские» вопросы.
В жизни мы играем от силы только одну-две рольки... Но ведь душа наша способна сыграть весь репертуар мирового «театра»! Если не выпускать её на сцену в разных ролях, она начнёт болеть. Но как узнать, на какие роли вообще может претендовать наша душа? Кем мы можем себя ощущать? Кем можем быть? Ответы на эти вопросы содержатся в сказках... А сказкотерапия только суммирует опыт и предлагает ещё и «практические упражнения». А это уже куда интересней, не так ли?!
Ведь любая сказка - это карта внутреннего мира каждого человека.
Но, наверное, самый результативный способ работы со сказкой - это сочинение своих собственных незамысловатых историй-сказок.
С одной стороны, написанная своя сказка, помогает увидеть, что с нами не так, с точки зрения психологии. А с другой стороны, это переживание состояния психотерапевтического инсайта: это момент, когда в тёмной комнате зажигается свет и увидено то, что искали.
Сказкотерапия вскрывает неправильные (неработающие) жизненные сценарии, которым мы с упорством почему-то следуем. Метод сказкотерапии позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказкотерапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше.
Обращение к Сказке позволяет напитать душу Добром, создаёт ресурс противостояния злу и хаосу.
Психологи доказали: чем дольше ребёнок верит по-настоящему в существование Деда Мороза, тем более оптимистичными будут его взгляды на жизнь в дальнейшем. Таким людям не нужно будет брать «уроки позитивного мышления», они сами будут излучать свет и сами смогут давать эти уроки кому угодно.
Сказкотерапия – один из видов арт-терапии. Сказка позволяет человеку легко и свободно раскрыться, так как берёт на себя функции психологических защит. Это еще и "открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем", и "процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни" (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).
И так, коротко сделаем схематичные выводы, касающиеся целей, преимуществ, направлений и задач сказкотерапии.
Цели:
Ø психодиагностика (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),
Ø психокоррекция (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений),
Ø психотерапия и психологическое консультирование (исцеление с помощью сказки).
Преимущество перед другими методами психокоррекции заключается в том, что она действует не так жёстко:
Ø Сказка помогает преодолеть самоограничение.
Ø Участвуя в сказкотерапевтических сессиях, человек накапливает положительные эмоции.
Ø Укрепляется социальный иммунитет.
Ø Используя сказку, практический психолог имеет возможность ненавязчиво передать человеку новые способы выхода из конфликтной ситуации.
Ø Отсутствие возрастных ограничений.
Сказкотерапия помогает:
Ø Укрепить психическое здоровье человека.
Ø Осуществлять профилактику тревожных состояний.
Ø Найти выход в сложной ситуации.
Ø Восстановить эмоциональное равновесие.
Ø Устранить уже имеющиеся нарушения поведения.
Ø Преодолеть дезадаптацию.
С помощью сказкотерапии взрослый человек может решить такие
проблемы как:
Ø Неприятие себя.
Ø Инфантилизм.
Ø Неспособность осмыслить свою жизнь.
Ø Неконтролируемые вспышки агрессии.
Ø Чувство одиночества.
Ø Конфликты с людьми, которым взрослый человек должен подчиняться.
Ø Неумение разобраться в собственных чувствах.
Ø Безответственность.
Ø Неспособность выстроить иерархию ценностей.
Ø Слабоволие.
Немного поговорим о самом процессе психологической сессии, опирающейся на метод сказкотерапии. Как любой процесс, этот тоже включает в себя несколько этапов.
Первый этап. Вы вспоминаете самую любимую сказку из своего детства и «переживаете» её ещё раз. Главное - ответить самому себе на вопрос: почему Вам так нравится именно эта сказка? Сложилась ли Ваша судьба так, как она сложилась у главного героя? Ожидаете ли Вы такого же финала, какой был в этой сказке? С кем из героев вообще Вы себя ассоциируете?
Второй этап. А не хотите ли Вы переписать сказку? Хотите? Так переписывайте!
Вы должны сами сочинить сказку. Люди редко этим занимаются. Значит, какая-то часть человеческой природы остаётся неразвитой, невостребованной, неосознанной, забытой, не сформированной. Собственно, терапевтический эффект достигается уже тем, что человек, занявшийся творчеством, ощущает, наконец-то, чего ему так не хватало, он заново «знакомится» с той частью своей природы, которая была им незаслуженно забыта.
Если Вам совсем трудно выдумать сказку, сначала возьмите пластилин, другие материалы, возьмите бумагу и карандаши и ... нарисуйте, слепите, сшейте, свяжите крючком некоего героя, его мир.
Придумав, наконец, свою сказку, Вы на этом не останавливаетесь! Вы начинаете её анализировать и обсуждать - ведь Вы же взрослый человек и отвечаете за свои слова. Подумайте, почему в Вашей новой переделанной сказке лягушка, допустим, опять съела «кузнеца»? Одна девушка в ответ на этот мой вопрос сказала весело: «А зачем нам кузнец? Не нужен нам кузнец!». Так тоже можно отвечать на вопросы, в этой шутке заключается правда - об отношениях с мужчинами, стало быть...
На третьем этапе, начинается самое весёлое и терапевтически эффективное действо - актёрское обыгрывание некоторых эпизодов сказки. Вы превращаете Вашу сказку в драму, то есть в спектакль, инсценируете её, или как говорят англичане - драматизируете. Театр драмы на дому - это, пожалуй, самое волшебное, что есть в сказкотерапии.
Нередко на своих сессиях я сочетаю приемы сказкотерапии и песочной терапии. С помощью последней клиент легче дистанцируется от ситуации, а так же получает релаксационный эффект от контакта с песком.
Не смотря на колоссальнейшее различие и разнообразие сказок, можно выделить основные этапы присущие любой сказки, таким образом сформировать Алгоритм "сказкотворения":
1.Рождение героя. На этом этапе мы знакомимся с героем. Узнаем, где он родился, в какой семье, о его личностных особенностях.
2.Жизнь в отчем доме. Этап развития в отчем доме проходит каждый человек. На его протяжении человек принимает, впитывает, познает родительский опыт и любовь, и формирует мировоззрение, накапливает информацию об окружающем мире.
3.Расставание с родным домом. Для этого главный герой отправляется в путь. Расставание с домом может быть как добровольны, так и вынужденным.
4.Выбор пути. На предыдущем этапе герой принял решение действовать самостоятельно. Герой делает выбор в соответствии с целью, с которой он покинул отчий дом.
5.Проверка на "доброе сердце". И вот выбор сделан. Следуя по этой дороге, он встречает разных существ, нуждающихся в его помощи. Он может проехать мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели, а может прийти на помощь. Эта ситуация - проверка на доброе сердце.
6.Встреча с будущими помощниками. Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей, способных помочь ему в трудную минуту. Таким образом, герой получает полную возможность самому строить свою жизнь, опираясь на доверие, совесть, интуицию, взаимовыручку.
7.Борьба и победа. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу со злом. Он, иногда не сразу, но все же одерживает победу и получает то, зачем шел. Приходит осознание, что перемены необходимы. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее. Это победа внешняя.
8.Возвращение домой. Трудности Пути. Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний. Оказывается, что побеждено лишь открытое зло. Мудрость сказки заключается в том, чтобы на примере главного героя показать, что достигнутая цель, результат - еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившихся условиях.
9.Возрождение. В некоторых сказках на этом этапе герой рождается заново. Ему помогают возродиться друзья и помощники, которых он приобрел в пути. После этого герой может победить всех врагов и внутренних и внешних.
10.Прибытие домой. И вот, наконец, все трудности позади, показался
отчий дом, но все изменилось. Используя весь опыт пройденного пути, прибегая к помощи верных товарищей, он проходит последние испытания и восстанавливает справедливость. Он воссоединяется со своими корнями, для того, чтобы они в последствии служили ему опорой во взрослой жизни.
11.Обретение нового образа. Однако для того, чтобы все увидели в нем произошедшие изменения, ему нужно изменить облик. На этом этапе происходит окончательная трансформация героя. Жизненный смысл этого этапа для человека - "простить детские обиды, принять мир таким, каков он есть, и идти в новое будущее с открытым сердцем".
12.Свадьба. Коронование. Только теперь герой может праздновать свою победу. "Королевское начало" раскрыто и воплощено. Он приобретает новый социальный статус, а это предполагает новые цели и большую ответственность. Но наш герой к этому готов. С честью, выдержав все испытания, он способен мудро править своей страной и своей жизнью.
После выделение психологом этих этапов начинается стадия анализа сказочного сценария:
Зарождение и формирование героя Рождение героя, Жизнь в отчем доме, Покидание отчего дома. О чем сказка? Каков основной смысл сказки? Кто главный герой (положительные и отрицательные качества)? К чему стремится? В чем основной конфликт?
Стадия становления. Способы взаимодействия с окружающим миром. Выбор пути, Проверка на доброе сердце, Обретение помощников. Каким образом герой пытается разрешить конфликт? активно, пассивно; сам или передает активность другому - важна ли помощь в решении вопросов; прямой агрессией (достает меч и рубит голову) - решение проблемы с позиции силы; хитростью - способность посмотреть на ситуацию с др. стороны, обернуть ее в шутку; волшебством - использование оберегающих предметов; групповое решение - важность присутствие коллектива; и др способами.
Стадия управления. Видимые и скрытые мотивы поступков героя, его готовность взять ответственность за свои действия борьба и победа, возвращение домой, возрождение. Почему герой совершает те или иные поступки? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Что приносят его поступки другим людям (радость, горе, прозрение и др.)? Герой разрушитель или созидатель?
Стадия завершения. Осознание уроков на пути героя, понимание идеи сказки и соединение ее с реальностью жизни. Прибытие домой, Обретение нового образа, Свадьба и коронование. Что герой получил в результате? Достиг ли герой своих целей? Какова мораль сказки. Чему она научила? Как этот опыт применяется в жизни?
Таким образом, благодаря такому анализу сказок становится возможным:
восполнить пробелы индивидуальной истории клиента, и дополнить ее общечеловеческой информацией;
актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории;
сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее
осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;
отобразить внутренний конфликт клиента и дать возможность поразмышлять над ним;
создать альтернативную концепцию восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;
сформировать веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того, чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).
При все многообразии сказки на самом деле делятся на 7 основных видов:
1.Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи:
окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, а так же наблюдательности с целью получения навыков от внешнего мира;
герои всегда преодолевают препятствия различными способами иногда волшебными. Эта идея важна для умения противостоять различным ситуациям. Побеждая физически или духовно человек становиться сильнее и мудрее;
разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему;
вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случая, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Таким образом, формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру;
все события в сказке не случайны, а закономерны и имеют свою причину. Эта идея способствует развитию причинно-системного мышления в жизни;
самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.
2. Авторские художественные сказки более трепетные, образные, чем народные. Однако есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например "Русалочка" Г.Х. Андерсена может формировать образ "жертвы" и "несчастливой любви". Негативный жизненный сценарий закладывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки не был понят.
3. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала.
4.Психодиагностические сказки, достаточное количество необходимой психологу информации. Как и любая из проективных методик такая сказка исключает возможность «подигрывания», делая результат более приближенным к реальности.
5.Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение клиента. Под коррекцией здесь понимается "замещение"
неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение клиенту смысла происходящего. 6.Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие Душу… Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Такие сказки выполняют следующие функции: восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией; позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории; позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение; отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним; служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций. 7.Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (релаксации), насыщения бессознательного клиента положительными созидательными образами, для раскрытия его личного ресурса, создания атмосферы безопасности. В заключении хотелось бы сказать, что метод сказкотрерапии в дальнейшем, даст психологам возможность помочь людям в самых казалось бы неразрешимых проблемах. |
проявить заботу.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.