Сказкотерапия – один из видов арт-терапии
Оценка 4.7

Сказкотерапия – один из видов арт-терапии

Оценка 4.7
Работа с родителями
docx
психологическая работа
Взрослым
24.10.2021
Сказкотерапия – один из видов арт-терапии
Сказкотерапия – один из видов арт-терапии. Сказка позволяет человеку легко и свободно раскрыться, так как берёт на себя функции психологических защит. Это еще и "открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем", и "процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни" (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).
Сказкотерапия – один из видов арт-терапии.docx

Сказкотерапия – один из видов арт-терапии

 

О сказкотерапии как о методе арт-терапии в последнее время говорится много. Наиболее часто обсуждает этот вопрос детскими психологами. Однако, со взрослыми сказкотерапия работает не хуже. Поэтому остановлюсь сегодня на этом методе в свете работы со взрослыми клиентами.

Я давно использую этот метод в конфликтологии, семейных консультациях и при работе с другими проблемами. Работая с известными всем с детства сказками, так же, использую и свои.

С древних времён люди рассказывали друг другу сказки у костра или у очага, для того, чтобы каждый член данного сообщества (особенно юный) мог успешно выжить и не погибнуть раньше времени. Расска­зывание сказок было древнейшей психотерапией, древнейшей практической психологией.

Но с развитием цивилизации подлинная роль сказок была забыта.

Но вот пришла вторая половина ХХ века, а потом и XXI век.... А поскольку 20 век (его вторая половина) это эпоха возрождения всего прочно забытого в предыдущие века - века торжества узко понятого рационализма и узко понятой «науки» - то пришёл черёд и сказок, пришёл их черёд напомнить людям, зачем они существуют (в обоих смыслах - «зачем существуют люди» или «зачем существуют сказки»).

Сказкотерапия началась с того, что молодая наука психология (а точнее, её младшая сестра - психотерапия) обра­тились к сказочному наследию, и попытались увидеть в хорошо знакомых нам детских сказках ответы на волнующие их серьёзные «недетские» вопросы.

В жизни мы играем от силы только одну-две рольки... Но ведь душа наша способна сыграть весь репертуар миро­вого «театра»! Если не выпускать её на сцену в разных ролях, она начнёт болеть. Но как узнать, на какие роли вообще может претендовать наша душа? Кем мы можем себя ощущать? Кем можем быть? Ответы на эти вопросы содержатся в сказках... А сказкотерапия только суммирует опыт и предлагает ещё и «практические упражнения». А это уже куда интересней, не так ли?!

Ведь любая сказка - это карта внутреннего мира каждого человека.

Но, наверное, самый результативный способ работы со сказкой - это сочинение своих собственных незамыслова­тых историй-сказок.

С одной стороны, написанная  своя сказка, помогает увидеть, что с нами не так, с точки зрения психологии. А с другой стороны, это переживание состояния психотерапевтического инсайта: это момент, когда в тёмной комнате зажигается свет и увидено то, что искали.

Сказкотерапия вскрывает неправильные (неработающие) жизненные сценарии, которым мы с упорством поче­му-то следуем. Метод сказкотерапии позволяет быстро победить стресс, снять последствия фрустрации. Сказко­терапия лечит застарелые обиды, не дающие нам двигаться дальше.

Обращение к Сказке позволяет напитать душу Добром, создаёт ресурс противостояния злу и хаосу.

Психологи доказали: чем дольше ребёнок верит по-настоящему в существование Деда Мороза, тем более оптимистичными будут его взгляды на жизнь в дальнейшем. Таким людям не нужно будет брать «уроки позитивного мышления», они сами будут излучать свет и сами смогут давать эти уроки кому угодно.

Сказкотерапия – один из видов арт-терапии. Сказка позволяет человеку легко и свободно  раскрыться, так как берёт на себя функции психологических защит. Это еще и "открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими", и "процесс поиска смысла, расшифровка знаний о мире и системе взаимоотношений в нем", и "процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни" (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева).

И так, коротко сделаем схематичные выводы, касающиеся целей, преимуществ, направлений и задач сказкотерапии.

Цели:

Ø психодиагностика (проективная диагностика, описывающая целостную картину личности, ее проблемные и ресурсные элементы),

Ø психокоррекция (развитие креативности личности как расширение спектра альтернативных решений),

Ø психотерапия и психологическое консультирование (исцеление с помощью сказки).

 

Преимущество перед другими методами психокоррекции заключается в том, что она действует не так жёстко: 

Ø Сказка помогает преодолеть самоограничение. 

Ø Участвуя в сказкотерапевтических сессиях, человек накапливает положительные эмоции. 

Ø Укрепляется социальный иммунитет. 

Ø Используя сказку, практический психолог имеет возможность ненавязчиво передать человеку новые способы выхода из конфликтной ситуации. 

Ø Отсутствие возрастных ограничений.

 

Сказкотерапия помогает: 

Ø Укрепить психическое здоровье человека. 

Ø Осуществлять профилактику тревожных состояний. 

Ø Найти выход в сложной ситуации. 

Ø Восстановить эмоциональное равновесие. 

Ø Устранить уже имеющиеся нарушения поведения. 

Ø Преодолеть дезадаптацию. 

 

С помощью сказкотерапии взрослый человек может решить такие 

проблемы как:

Ø Неприятие себя. 

Ø Инфантилизм. 

Ø Неспособность осмыслить свою жизнь. 

Ø Неконтролируемые вспышки агрессии. 

Ø Чувство одиночества.

Ø Конфликты с людьми, которым взрослый человек должен подчиняться. 

Ø Неумение разобраться в собственных чувствах. 

Ø Безответственность. 

Ø Неспособность выстроить иерархию ценностей. 

Ø Слабоволие.

 

Немного поговорим о самом процессе психологической сессии, опирающейся на метод сказкотерапии. Как любой процесс, этот тоже включает в себя несколько этапов.

Первый этап. Вы вспоминаете самую любимую сказку из своего детства и «переживаете» её ещё раз. Главное - ответить самому себе на вопрос: почему Вам так нравится именно эта сказка? Сложилась ли Ваша судьба так, как она сложилась у главного героя? Ожидаете ли Вы такого же финала, какой был в этой сказке? С кем из героев вообще Вы себя ассоциируете?

Второй этап. А не хотите ли Вы переписать сказку? Хотите? Так переписывайте! 

Вы должны сами сочинить сказку. Люди редко этим занимаются. Значит, какая-то часть человеческой природы остаётся неразвитой, невостребованной, неосознанной, забытой, не сформированной.  Собственно, терапевтический эффект достигается уже тем, что человек, занявшийся творчеством, ощущает, наконец-то, чего ему так не хватало, он заново «знакомится» с той частью своей природы, которая была им незаслуженно забыта.

Если Вам совсем трудно выдумать сказку, сначала возьмите пластилин, другие материалы, возьмите бумагу и карандаши и ... нарисуйте, слепите, сшейте, свяжите крючком некоего героя, его мир.

Придумав, наконец, свою сказку, Вы на этом не останавливаетесь! Вы начинаете её анализировать и обсуждать - ведь Вы же взрослый человек и отвечаете за свои слова. Подумайте, почему в Вашей новой переделанной сказке лягушка, допустим, опять съела «кузнеца»? Одна девушка в ответ на этот мой вопрос сказала весело: «А зачем нам кузнец? Не нужен нам кузнец!». Так тоже можно отвечать на вопросы, в этой шутке заключается правда - об отношениях с мужчинами, стало быть...

На третьем этапе, начинается самое весёлое и терапевтически эффективное действо - актёрское обыгрывание некоторых эпизодов сказки. Вы превращаете Вашу сказку в драму, то есть в спектакль, инсценируете её, или как говорят англичане - драматизируете. Театр драмы на дому - это, пожалуй, самое волшебное, что есть в сказкотерапии.

Нередко на своих сессиях я сочетаю приемы сказкотерапии и песочной терапии. С помощью последней клиент легче дистанцируется от ситуации, а так же получает релаксационный эффект от контакта с песком.

Не смотря на колоссальнейшее различие и разнообразие сказок, можно выделить основные этапы присущие любой сказки, таким образом сформировать Алгоритм "сказкотворения":

1.Рождение героя. На этом этапе мы знакомимся с героем. Узнаем, где он родился, в какой семье, о его личностных особенностях.

2.Жизнь в отчем доме. Этап развития в отчем доме проходит каждый человек. На его протяжении человек принимает, впитывает, познает родительский опыт и любовь,  и формирует мировоззрение, накапливает информацию об окружающем мире.

3.Расставание с родным домом. Для этого главный герой отправляется в путь. Расставание с домом может быть как добровольны, так и вынужденным.

4.Выбор пути. На предыдущем этапе герой принял решение действовать самостоятельно. Герой делает выбор в соответствии с целью, с которой он покинул отчий дом.

5.Проверка на "доброе сердце". И вот выбор сделан. Следуя по этой дороге, он встречает разных существ, нуждающихся в его помощи. Он может проехать мимо, сославшись на то, что это отвлекает его от главной цели, а может прийти на помощь. Эта ситуация - проверка на доброе сердце.

6.Встреча с будущими помощниками. Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей, способных помочь ему в трудную минуту. Таким образом, герой получает полную возможность самому строить свою жизнь, опираясь на доверие, совесть, интуицию, взаимовыручку.

7.Борьба и победа. Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу со злом. Он, иногда не сразу, но все же одерживает победу и получает то, зачем шел. Приходит осознание, что перемены необходимы. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее. Это победа внешняя.

8.Возвращение домой. Трудности Пути. Оказывается, что победа над злом не означает конца испытаний. Оказывается, что побеждено лишь открытое зло. Мудрость сказки заключается в том, чтобы на примере главного героя показать, что достигнутая цель, результат - еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившихся условиях.

9.Возрождение. В некоторых сказках на этом этапе герой рождается заново. Ему помогают возродиться друзья и помощники, которых он приобрел в пути. После этого герой может победить всех врагов и внутренних и внешних.

10.Прибытие домой. И вот, наконец, все трудности позади, показался

отчий дом, но все изменилось.  Используя весь опыт пройденного пути, прибегая к помощи верных товарищей, он проходит последние испытания и восстанавливает справедливость. Он воссоединяется со своими корнями, для того, чтобы они в последствии служили ему опорой во взрослой жизни.

11.Обретение нового образа. Однако для того, чтобы все увидели в нем произошедшие изменения, ему нужно изменить облик. На этом этапе происходит окончательная трансформация героя. Жизненный смысл этого этапа для человека - "простить детские обиды, принять мир таким, каков он есть, и идти в новое будущее с открытым сердцем".

12.Свадьба. Коронование. Только теперь герой может праздновать свою победу. "Королевское начало" раскрыто и воплощено. Он приобретает новый социальный статус, а это предполагает новые цели и большую ответственность. Но наш герой к этому готов. С честью, выдержав все испытания, он способен мудро править своей страной и своей жизнью.

После выделение  психологом этих этапов начинается стадия анализа сказочного сценария:

Зарождение и формирование героя Рождение героя, Жизнь в отчем доме, Покидание отчего дома. О чем сказка? Каков основной смысл сказки? Кто главный герой (положительные и отрицательные качества)? К чему стремится? В чем основной конфликт?

Стадия становления. Способы взаимодействия с окружающим миром. Выбор пути, Проверка на доброе сердце, Обретение помощников. Каким образом герой пытается разрешить конфликт? активно, пассивно; сам или передает активность другому - важна ли помощь в решении вопросов; прямой агрессией (достает меч и рубит голову) - решение проблемы с позиции силы; хитростью - способность посмотреть на ситуацию с др. стороны, обернуть ее в шутку; волшебством - использование оберегающих предметов; групповое решение - важность присутствие коллектива; и др способами.

Стадия управления. Видимые и скрытые мотивы поступков героя, его готовность взять ответственность за свои действия борьба и победа, возвращение домой, возрождение. Почему герой совершает те или иные поступки? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Что приносят его поступки другим людям (радость, горе, прозрение и др.)? Герой разрушитель или созидатель?

Стадия завершения. Осознание уроков на пути героя, понимание идеи сказки и соединение ее с реальностью жизни. Прибытие домой, Обретение нового образа, Свадьба и коронование. Что герой получил в результате? Достиг ли герой своих целей? Какова мораль сказки. Чему она научила? Как этот опыт применяется в жизни?

Таким образом, благодаря такому анализу сказок становится возможным:

восполнить пробелы индивидуальной истории клиента, и дополнить ее общечеловеческой информацией;

актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории;

сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее

осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;

отобразить внутренний конфликт клиента и дать возможность поразмышлять над ним;

создать альтернативную концепцию восприятия неоднозначных жизненных ситуаций;

сформировать веру в позитивное разрешение проблемы (правда, для того, чтобы это увидеть, часто требуется отойти от стереотипов обыденного сознания).

При все многообразии сказки на самом деле делятся на 7 основных видов:

1.Народные сказки  несут чрезвычайно важные для нас идеи:

окружающий нас мир - живой. В любой момент все может заговорить с нами. Эта идея важна для формирования бережного и осмысленного отношения к тому, что нас окружает, а так же наблюдательности с целью получения навыков от  внешнего мира;

герои всегда преодолевают препятствия различными способами иногда волшебными. Эта идея важна для умения противостоять различным ситуациям. Побеждая физически или духовно человек становиться сильнее и мудрее;

разделения добра и зла, победа добра. Эта идея важна для поддержания бодрости духа и развития стремления к лучшему;

вокруг нас множество помощников. Но они приходят на помощь только в том случая, если мы не можем справиться с ситуацией или заданием сами. Таким образом, формируется как самостоятельность, так и доверие к окружающему миру;

все события в сказке не случайны, а закономерны и имеют свою причину. Эта идея способствует развитию причинно-системного мышления в жизни;

самое ценное достается через испытание, а то, что далось даром, может быстро уйти. Эта идея важна для формирования механизма целеполагания и терпения.

2. Авторские художественные сказки более трепетные, образные, чем народные. Однако есть мнение, что некоторые авторские сказки формируют негативный жизненный сценарий. Например "Русалочка" Г.Х. Андерсена может формировать образ "жертвы" и "несчастливой любви". Негативный жизненный сценарий закладывается в том случае, если философский, духовный смысл сказки не был понят.

3. Дидактические сказки создаются педагогами для подачи учебного материала.

4.Психодиагностические сказки,  достаточное количество необходимой психологу информации. Как и любая из проективных методик такая сказка исключает возможность «подигрывания», делая результат более приближенным к реальности.

5.Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение клиента. Под коррекцией здесь понимается "замещение"




неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение клиенту смысла происходящего.

6.Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие Душу… Многие психотерапевтические сказки посвящены проблемам жизни и смерти, отношению к потерям и приобретениям, повторяющимся событиям, Любви и Пути. Такие сказки выполняют следующие функции:

восполняет пробелы индивидуальной истории клиента и дополняет ее общечеловеческой информацией;

позволяет актуализировать вытесняемые клиентом моменты личной истории;

позволяет сформировать новый взгляд на ситуацию и перейти на новый уровень ее осознания, моделируя более конструктивное отношение и поведение;

отображает внутренний конфликт клиента и дает возможность размышлять над ним;

служит альтернативной концепцией восприятия неоднозначных жизненных ситуаций.

7.Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (релаксации), насыщения бессознательного клиента положительными созидательными образами, для раскрытия его личного ресурса, создания атмосферы безопасности.

В заключении хотелось бы сказать, что метод сказкотрерапии в дальнейшем, даст психологам возможность помочь людям в самых казалось бы неразрешимых проблемах.

 проявить заботу.


 

Скачано с www.znanio.ru

Сказкотерапия – один из видов арт-терапии

Сказкотерапия – один из видов арт-терапии

Психологи доказали: чем дольше ребёнок верит по-настоящему в существование

Психологи доказали: чем дольше ребёнок верит по-настоящему в существование

Неспособность осмыслить свою жизнь

Неспособность осмыслить свою жизнь

Не смотря на колоссальнейшее различие и разнообразие сказок, можно выделить основные этапы присущие любой сказки, таким образом сформировать

Не смотря на колоссальнейшее различие и разнообразие сказок, можно выделить основные этапы присущие любой сказки, таким образом сформировать

Обретение нового образа. Однако для того, чтобы все увидели в нем произошедшие изменения, ему нужно изменить облик

Обретение нового образа. Однако для того, чтобы все увидели в нем произошедшие изменения, ему нужно изменить облик

При все многообразии сказки на самом деле делятся на 7 основных видов: 1

При все многообразии сказки на самом деле делятся на 7 основных видов: 1

Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие

Психотерапевтические сказки - сказки, врачующие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.10.2021