Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми
Оценка 4.6

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми

Оценка 4.6
doc
12.04.2020
Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми
сказкатерапия.doc

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми

В настоящее время, проблема развития и укрепления психического здоровья детей, актуальность, которая становится все более очевидной. В связи с наблюдаемым ростом нервно-психических заболеваний и функциональных расстройств, среди детского населения возникает необходимость поиска в работе с детьми новых методов, новых образовательных технологий системного характера, влияющих не только на отдельные психические процессы, но и на личностные структуры в целом. Одним из таких методов является сказкотерапия.

Сказкотерапия как метод психологической коррекции — одно из новшеств современной психологии. Этот метод получил широкое распространение недавно, но корни его уходят к основателям данной науки. Среди учёных, занимавшихся толкованием и анализом сказок, были такие знатоки человеческой души, как Юнг и З. Фрейд. Сказки интересовали светил науки не просто так. Считалось, что в них содержатся все основные психотипы, а события, рассматриваемые в этих поучительных рассказах, могли помочь найти выход из аналогичной ситуации в жизни.

Но сознательно использовать сказки для решения внутренних конфликтов стали только в наши дни. Сказкотерапия как метод психологической коррекции детей показала свою невероятную эффективность. Оказывается, именно этим занимались наши предки, просто они не придумывали для этого процесса отдельный термин.

Сказкотерапия позволяет погрузить человека в сказочный мир, где он сможет на примере персонажей истории осознать свои собственные проблемы, увидеть себя под другим углом.

Если ребёнок ведёт себя плохо: капризничает, не слушается или даже проявляет агрессию - то общепринятые методы воспитания могут оказаться бессильны. Можно силой принудить малыша к послушанию, но это оставит негативный отпечаток на его психике. Простые просьбы и попытки объяснить, почему надо делать так, а не иначе, дети зачастую игнорируют. А вот сказка может заинтересовать ребёнка.

Интересная история способна полностью завладеть вниманием непослушного чада, погрузив его в сказочный мир, в котором он будет переживать всё то, что переживают герои, ощущать их эмоции и даже отождествлять себя с ними. Тут-то и становится понятно, сколь сильна сказкотерапия как метод психологической коррекции. Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Банальное рассказывание сказок может оказать сильнейший эффект на формирование личности человека. Можно выбрать одну из множества готовых историй, которая подходит к конкретной ситуации, а можно придумать свою. Создать психокоррекционную сказку не сложно главное следовать алгоритму:

1. В первую очередь, мы подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру или другому направлению.

2. Потом описываем жизнь героя в сказочной стране так, что бы ребенок нашел сходство со своей жизнью.

3. Далее, помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка.

4. Герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что также подталкивает героя к изменениям. Герой может встречать существ, оказавшихся в таком же положении и смотреть, как они выходят из ситуации; он встречает «фигуру психотерапевта» — мудрого наставника, объясняющего ему смысл происходящего и так шаг за шагом.

Наша задача, через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем. «Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку.

5. Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Также сказкотерапия как метод психологической коррекции для детей может избавить ребенка от навязчивых страхов, помочь пережить сложный жизненный период.Так,Ткач Р.М. в своей книге «Сказкотерапия детских проблем» структурирует сказки по отдельно взятым детским проблемам:

1. Сказки для детей, которые испытывают страхи темноты, страх перед медицинским кабинетом и другие страхи.

2. Сказки для гиперактивных детей.

3. Сказки для агрессивных детей.

4. Сказки для детей, страдающие расстройством поведения с физическими проявлениями: проблемы с едой; проблемы с мочевым пузырем и т.д.

5. Сказки для детей, которые столкнулись с проблемами семейных отношений: в случае развода родителей, случае появления нового члена семьи. Когда дети считают, что в другой семье им будет лучше.

6. Сказки для детей в случае потерь значимых людей или любимых животных.

Ещё один плюс этого метода – развитие творческих способностей у ребёнка, формирование более широкого взгляда на жизнь. Сказка поможет принять несправедливость и жестокость мира, подготовит к взрослой жизни.

Чем больше сказок узнает малыш, тем богаче будет его «банк» жизненных историй, к которому он будет бессознательно обращаться в дальнейшей жизни. Психотерапия при помощи сказки не только учит ребенка различать, что хорошо, а что плохо, но и позволяет воспитателям и родителям лучше понять его внутренний мир. Поэтому сказкотерапия как метод психологической коррекции дошкольников получила столь широкое распространение. Те сюжеты, которые больше всего нравятся ребёнку, являются отражением его собственных фантазий и целей.

Изучив любимые истории малыша, можно понять, что беспокоит его, к чему он стремиться. Помимо этого, нужно обязательно обсуждать сюжет сказки, вместе искать решения проблем, описанных в ней. Это сделает знания, полученные ребёнком, более практичными. В противном случае они будут находиться в пассивной форме, из которой их будет гораздо труднее использовать в нужный момент. В процессе обсуждения сказки ребёнка можно подталкивать в сторону формирования положительной черты характера и избавляться от отрицательной. Таким образом, сказка оказывает огромное влияние на коррекцию психических процессов детей, влияет на поведение ребенка, успокаивает его, обогащает «банк» жизненных историй, настраивает на хороший лад.

Список литературы:

1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. - СПб, 2000.

2. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем. М.: 2008. – 120 с.

3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fb.ru/article/241473/skazkoterapiya-kak-metodpsihologicheskoy-korrektsii-dlya-detey-i-vzroslyih#image1211479


Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми

Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми

Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку

Увиденное в правильном свете, все является благом» — эту мудрость хотелось бы донести до ребенка через сказку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.04.2020