Сказочная гжель

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.10.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель урока: Знакомство обучающихся с гжельской росписью. Задачи: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – гжель. Развивать художественно-эстетические навыки. Воспитывать интерес к народным промыслам. Инструменты для учителя: конспект, презентация, иллюстративный материал. Инструменты для обучающихся: альбом для рисования, краски, кисти для рисования.Инструменты для обучающихся: альбом для рисования, краски, кисти для рисования.
Иконка файла материала конспект.docx
Тема урока: «Сказочная гжель» Класс: 5 класс Цель урока: Знакомство обучающихся с гжельской росписью. Задачи: Знакомство с традиционным русским художественным промыслом – гжель. Развивать художественно­эстетические навыки. Воспитывать интерес к народным  промыслам. Инструменты для учителя: конспект, презентация, иллюстративный материал. Инструменты для обучающихся: альбом для рисования, краски, кисти для  рисования. № п/п этапа 1.Организационный момент 2.Сообщение   темы урока Информационная карта урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Приветствие.  Проверка   готовности  к   уроку (альбом  для рисования, краски, кисти для рисования.) Приветствие. готовности у уроку. Тема урока: «Сказочная гжель». Внимательно слушают учителя. Ребята, кто­то из вас уже слышал о таком виде росписи, как гжель? А какие цвета используются при таком виде росписи? Правильно   при   росписи   гжель   используется   всего   один цвет и это синий. Обучающиеся   отвечают   на вопросы учителя. Цвета используемые при росписи ­это один цвет синий. 3.Введение   в   тему урока Недалеко   от   Москвы   в   селе   Гжель   богатые   залежи гончарных   глин   навели   местных   жителей   на   мысль   об изготовлении фаянсовой посуды. (1слайд) Внимательно слушают учителя, и смотрят   презентацию   по   теме урока. 200 лет назад мастера создавали изделия из красной глины с   многоцветной   росписью   по   белому.   Называлась   она майолика. Ее делают и сейчас. Присмотрись к гжельской майолике:   ее   формам,   лепным   украшениям,   нарядной росписи. (2слайд) Но   прославилось   село   другой   удивительной   посудой   с декоративными   лепными   элементами,   синими   узорами, цветами, птицами и городами. Назвали такую роспись по названию села – гжель.  (3 слайд) Расписывалась   эта   посуда   по   белой   обожженной   глине кобальтовой краской черного цвета, а сверху покрывалась глазурью.   Все   эти   элементы   изображены   в   естественных тонах, приближенных к натуральным природным оттенкам.При   обжиге   кобальт   становился   пронзительно   синим,   а прозрачная полива приобретала блеск. (4 слайд) Посуда гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки,   масленки,   солонки,   чашки,   чайники,   миски. Кроме   посуды   мастера   Гжели   делают   декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни. Вот причудливой декоративной формы масленка Рыба­кит. Основанием ее окружено лепным орнаментом в виде волн. А   крышка   –   словно   ожившая   сказка,   представленная   в образе гигантской рыбы, на теле которой вырос город с обитателями. Все здесь необычно: и струи­завитки, бьющие фонтаном из головы кита, и глаз­цветок, и строгий собор, который одновременно служит ручкой крышки, и строгий орнамент   из   ромбиков   –   символических   знаков   земли. Щедрая   фантазия   мастерицы   преобразила   обычный бытовой предмет в яркий художественный образ. (5 слайд) Рассмотрим   современные   образы   гжели.   В   ней   по­ прежнему разливается синева; словно небеса, синяя гладь рек и озер сошла на белизну посуды. (6 слайд) Мастера Гжели применяют для росписи необычный мазок. Он называется «мазок на сторону» или «мазок с тенями». Мазки   кладутся   широкими   круговым   движением.   В   нем виден постепенный переход от светлого к темному. Мазок­ пятно   дополняет   тонкая   линия:   прямая,   волнистая, спиральная,  округлая.   Она   подчеркивает   форму   цвета   и создает самостоятельный узор. (7 слайд) 4.Подготовка   самостоятельной работе к Перед тем как вы приступите к самостоятельной работе, мы с вами выполним элементы гжельской росписи. Откройте   свои   альбомы,   и   попытайтесь   повторить элементы   которые   я   буду   выполнять   вместе   с   вами   на доске. Обучающиеся альбомы для рисования, готовят краски и кисти. Давайте с вами еще раз повторим, какой цвет используется Обучающиеся   отвечают   на 2при данном виде росписи? Для   начала   рассмотрим   самые   простые   элементы гжельских узоров – точки, штрихи  и линии.   Следующий элемент это бордюры. Капельки,   и   составные   из   них   узоры:   приближаемся   к флористическим  мотивам  (цветы,  растения). Капельками хорошо изображать лепесточки, листочки и веточки. 5.Самостоятельная работа. 6.Выставка   работ обучающихся.   Итог урока. Сейчас   вам   будут   розданы   листочки,   на   которых   уже нарисован чайник, ваша задача расписать его элементами гжели. Можете приступать к работе. Учитель во время самостоятельной работы, контролирует процесс, и при необходимости помогает. Выставка работ обучающихся, анализ работ. Какой вид росписи на уроке был рассмотрен?  Вы узнали, что то новое для себя?  Что­то вызвало у вас затруднение в ходе самостоятельной работы? Вам понравился урок? До свидания. вопрос   учителя.   При   росписи гжель используется только синий цвет. Повторяют   элементы   учителем. Повторяют   элементы   учителем. Повторяют   элементы   учителем. Обучающиеся   приступают   к работе. Выставка работ обучающихся. Обучающиеся   отвечают   на вопросы учителя. До свидания. 3