Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
02.11.2018
Статья: "Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н . А . Римского - Корсакова" В статье рассматриваются и анализируются сказочные и фантастические образы, используемые в творчестве Николая Андреевича Римского - Корсакова. Римский-Корсаков был наделен каким-то особенным талантом живописать средствами музыки.
Сказочные образы и их воплощения статья 2012 года.docx
Сказочные образы и их воплощения
в оперном творчестве Н.А. РимскогоКорсакова
О. А. Бархатова соискатель кафедры теории и истории культуры.
Российский государственный гуманитарный университет
РимскийКорсаков был очень русским человеком и
очень русским композитором. Я считаю, что эта его
исконно русская суть, его глубинная фольклорно
русская основа сегодня должна быть особенно ценима
М. Ростропович
Имя Николая Андреевича РимскогоКорсакова — одного из крупнейших
русских композиторов второй половины XIX столетия широко известно во всем
мире. Гениальный композитор, выдающийся педагог, создавший свою школу,
дирижёрпрактик, автор трудов об оркестре, статей о музыкальном образовании,
музыкальный писатель, оставивший своеобразные мемуары «Летопись моей
собой
музыкальной
РимскийКорсаков
жизни»,
представляет
энциклопедический тип русского художника. Личность РимскогоКорсакова
сочетала это многообразие в гармоническом единстве.
Творчество Николая Андреевича РимскогоКорсакова, самого младшего из
членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты
русского национального искусства.
Богатейшая художественная культура, созданная русским народом,
Сказка в творчестве композитора
русская история, народный быт вызывали у РимскогоКорсакова, верного
последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого
вдохновения.
Особенной притягательной силой обладали для него те памятники
народного искусства и быта, в которых жизнь народа представала с ее
красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни,
связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки.
Именно в этом пристрастии проявилось индивидуальное, свойственное
РимскомуКорсакову, понимание народности искусства; здесь он нашел свой
путь как русский художникмузыкант. «В сущности, мой род — это сказка,
былина и непременно русские», — говорил композитор. [1,35]В его
произведениях проходят картины старинной народной жизни, бытовой и обрядовой, оживает Древняя Русь во всем ее своеобразии и красочности —
такой, как она представлялась поэтическому воображению композитора. В
операх РимскогоКорсакова на первый План выступают образы,
олицетворяющие ум и художественную одаренность народа, его тягу к
прекрасному, доброту и возвышенность чувств. Мечты народа о свободе,
счастье, красоте, его представления о справедливости и добре композитор
воплотил в ряде идеальных, сказочноиллюзорных образов – «прежде всего в
операх— получает новую жизнь прекрасный мир русского народного искусства;
в этом искусстве РимскийКорсаков подметил ценнейшие черты, ускользавшие
от других художников» [4, 63] (Берендеево царство в «Снегурочке», Царевна
Лебедь в «Сказке о царе Салтане»). Обращаясь к сюжетам историческим,
возвышенному
РимскийКорсаков стремился к романтизированному,
изображению народных героев. Так, задумав оперу о Степане Разине,
композитор просил либреттиста снять из проектировавшегося сценария оперы
те сцены и эпизоды, в которых акцентировались кровавые события: «Личность
Стеньки, — писал РимскийКорсаков,— должна быть непременно несколько
идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы
восстала и пронеслась какаято исполинская фигура среди угнетаемого
народа...» [2,302]
Таким образом, РимскийКорсаков сосредоточивал свое внимание в
первую очередь на нравственных и эстетических идеалах народа, как они
вырисовывались в памятниках народного художественного творчества.
Изобразительность вдохновляющая художникамузыканта
В самом искусстве он видел одно из проявлений духовной мощи народа,
могучую жизненную силу, облагораживающую человека, пробуждающую в нем
высокие стремления, раскрывающую лучшие качества его натуры. В ряде
произведений композитора действуют народные герои, славные не ратными
подвигами, а своей художественной одаренностью; они являются одновременно
носителями высоких, патриотических чувств и нравственных идеалов. Таков,
например, былинный гусляр Садко.
Свойственная РимскомуКорсакову отзывчивость к прекрасному в
явлениях реальной действительности нашла отражение в замечательных музыкальных пейзажах, в образах природы, играющих большую роль в его
сочинениях. Картины моря, леса, разгорающейся утренней зари, ночного
звездного неба, пейзажи Севера и Юга, зарисовки из мира пернатых и животных,
передача всевозможных «голосов природы» — все это подвластно музыкальной
фантазии композитора, мастера пейзажной звукописи. РимскийКорсаков был
наделен какимто особенным талантом живописать средствами музыки. Однако
музыкальные пейзажи композитора обладают не только редкостной яркостью и
точностью музыкального изображения, но и поэтической одухотворенностью,
глубокой лирической выразительностью. Они эмоционально окрашены.
В тесном единстве с природой выступают в музыке РимскогоКорсакова
сказочные, фантастические образы. Чаще всего они олицетворяют, как и в
произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления
природы (Мороз, Леший, Морская царевна и др.). Фантастические образы
заключают в себе наряду с музыкальноживописными,
сказочно
фантастическими элементами также черты внешнего облика и характера
реальных людей. Такая многогранность (о ней подробнее будет сказано при
разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое
своеобразие и поэтическую глубину.
По особенностям своего дарования и мироощущения РимскийКорсаков
принадлежит к числу художниковоптимистов. Произведения его как бы
излучают солнечный свет и тепло, подчеркивают мудрое, гармоническое начало
в жизни. Музыка, полная воздуха и красок живой природы, богата свежим и
здоровым чувством, она передает многообразную красоту мира. Этими
качествами своего таланта РимскийКорсаков напоминает Глинку и Бородина. В
то же время для него особенно характерны светлые и мягкие лирические
настроения, нежная элегичность, романтическая мечтательность.
Большинство сочинений РимскогоКорсакова отмечено сдержанностью и
уравновешенностью, мерным и плавным чередованием картин и эпизодов.
Драматургическое развитие неторопливо. Оно чаще всего свободно от острых
драматических Контрастов и Столкновений. Композитор стремится передать
жизнь русского народа так, как она запечатлена в памятниках народного творчества, особенно эпических, со свойственной им неторопливостью,
повествовательностью.
Оставаясь по преимуществу поэтом русской жизни, русской природы,
РимскийКорсаков, подобно Бородину, Балакиреву и Мусоргскому, охотно
обращался к изображению народного быта и природы других стран. Образы
Востока, а также Испании, западнославянского мира (в «Сербской фантазии», в
операх «Пан воевода» и «Млада») органически входят в творчество русского
композитора. Эта широта художественных интересов, присущее Римскому
Корсакову чуткое понимание национального характера, особенностей
музыкальной культуры и искусства других народов характеризуют его как
достойного продолжателя высокой традиции русского классического искусства,
начало которой было положено Пушкиным, а в музыке — Глинкой.
Оперысказки последних лет выражают веру композитора в неизбежную
Об основах музыкального театра
гибель царства бесправия и угнетения («Кащей бессмертный»), в них
беспощадно разоблачается и зло осмеивается самодержавие (отдельные
моменты в «Сказке о царе Салгане», но особенно операсатира «Золотой
петушок»). Здесь сказалась глубокая связь творчества РимскогоКорсакова с
критическим, обличительным направлением в русском искусстве, с традициями
Гоголя и СалтыковаЩедрина, а также с сатирической струей в народном
творчестве, особенно ярко проявившейся в канун и во время первой русской
революции.
Народное искусство имело огромное значение для РимскогоКорсакова не
только как источник сюжетов, тем и образов. Оно определило многие, стилевые,
жанровые, драматургические особенности его произведений. Замечательное
своеобразие придают этим произведениям заключенные в них подлинные
народные мелодии или авторские темы, сочиненные с сознательным
приближением к духу и языку народной музыки. Одна из наиболее ярких и
оригинальных сторон музыкального языка РимскогоКорсакова — новизна,
красочность и выразительность ладогармонических средств. В народнобытовых
оперных сценах преобладает диатоническая гармония, встречаются характерные
народные лады, ладовые обороты, созвучия и аккорды. Наряду с этим поразительны гармонические открытия РимскогоКорсакова в сфере сложных,
изысканно красочных ладогармонических средств, типичных для его музыки
фантастического содержания. Источником новаторского гармонического языка
РимскогоКорсакова явились сложные колористические средства Глинки и
Листа. В дальнейшем композитор стал вводить в свои сочинения еще более
новые и смелые гармонии, широко используя при этом необычные, выходящие за
рамки мажора и минора лады: уменьшенный, увеличенный и другие, еще более
сложные. Примечательную особенность гармонического мышления Римского
Корсакова составляет его «цветной» гармонический слух — то есть цветовое
ощущение тональностей и даже отдельных аккордов — и сознательное
применение гармонических средств для достижения определенных музыкально
колористических эффектов,
композитора[3,165].
как они представлялись фантазии
Музыкальное наследие РимскогоКорсакова обширно и разнообразно. В
него входят пятнадцать опер, десять симфонических произведений различных
жанров: симфонии, программные симфонические сюиты, каприччио, фантазии,
увертюры (а также сюиты, построенные на материале опер), пьесы концертного
жанра (скрипичная фантазия и фортепианный концерт), три кантаты, камерные
инструментальные произведения, романсы и дуэты, множество хоровых пьес,
обработки народных песен. С наибольшей полнотой и мощью громадное
дарование РимскогоКорсакова проявилось в его оперных и симфонических
произведениях, лучшие из которых принадлежат к шедеврам музыкального
искусства и являются предметом изучения для композиторов многих поколений.
1.Кунин И.Ф. Николай Андреевич РимскийКорсаков,– Москва 1988.
2.РимскийКорсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни.– М., 1980.
3. Стасов В.В. Статьи о РимскомКорсакове,– Москва 1953.
4.Соловцов А.А. Жизнь и творчество Н.А. РимскогоКорсакова, – Москва
1960.
Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.