Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова
Оценка 4.9

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Оценка 4.9
Исследовательские работы +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
02.11.2018
Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве  Н.А. Римского-Корсакова
Статья: "Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н . А . Римского - Корсакова" В статье рассматриваются и анализируются сказочные и фантастические образы, используемые в творчестве Николая Андреевича Римского - Корсакова. Римский-Корсаков был наделен каким-то особенным талантом живописать средствами музыки.
Сказочные образы и их воплощения статья 2012 года.docx
Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве  Н.А. Римского­Корсакова   О.   А.   Бархатова   соискатель   кафедры   теории   и   истории   культуры. Российский государственный гуманитарный университет  Римский­Корсаков был очень русским человеком и очень русским композитором. Я считаю, что эта его исконно русская суть, его глубинная фольклорно русская основа сегодня должна быть особенно ценима М. Ростропович Имя Николая Андреевича Римского­Корсакова — одного из крупнейших русских композиторов второй половины XIX столетия широко известно во всем мире.   Гениальный   композитор,   выдающийся   педагог,   создавший   свою   школу, дирижёр­практик, автор трудов об оркестре, статей о музыкальном образовании, музыкальный   писатель,   оставивший   своеобразные   мемуары   «Летопись   моей собой музыкальной   Римский­Корсаков   жизни»,   представляет   энциклопедический   тип   русского   художника.   Личность   Римского­Корсакова сочетала это многообразие в гармоническом единстве. Творчество Николая Андреевича Римского­Корсакова, самого младшего из членов Могучей кучки, — живое олицетворение поэзии и самобытной красоты русского национального искусства. Богатейшая   художественная   культура,   созданная   русским   народом, Сказка в творчестве композитора русская   история,   народный   быт   вызывали   у   Римского­Корсакова,   верного последователя Глинки, подлинную влюбленность, а с ней и приливы творческого вдохновения. Особенной   притягательной   силой   обладали   для   него   те   памятники народного   искусства   и   быта,   в   которых   жизнь   народа   представала   с   ее красочной, поэтической стороны: древние народные поверья, обряды и песни, связанные с народными представлениями о природе, легенды, былины и сказки. Именно   в   этом   пристрастии   проявилось   индивидуальное,   свойственное Римскому­Корсакову,  понимание   народности   искусства;   здесь   он   нашел  свой путь   как   русский   художник­музыкант. «В  сущности,  мой   род  —  это   сказка, былина   и   непременно   русские»,   —   говорил   композитор.   [1,35]В   его произведениях   проходят   картины   старинной   народной   жизни,   бытовой   и обрядовой,  оживает   Древняя  Русь   во   всем  ее  своеобразии   и  красочности — такой,   как   она   представлялась   поэтическому   воображению   композитора.   В операх   Римского­Корсакова   на   первый   План   выступают   образы, олицетворяющие   ум   и   художественную   одаренность   народа,   его   тягу   к прекрасному,   доброту   и   возвышенность   чувств.   Мечты   народа   о   свободе, счастье,   красоте,   его   представления   о   справедливости   и   добре   композитор воплотил в ряде идеальных, сказочно­иллюзорных образов –   «прежде всего в операх— получает новую жизнь прекрасный мир русского народного искусства; в этом искусстве Римский­Корсаков подметил ценнейшие черты, ускользавшие от других художников» [4, 63] (Берендеево царство в «Снегурочке», Царевна­ Лебедь   в   «Сказке   о   царе   Салтане»).   Обращаясь   к   сюжетам   историческим,   возвышенному Римский­Корсаков   стремился   к   романтизированному, изображению   народных   героев.   Так,   задумав   оперу   о   Степане   Разине, композитор просил либреттиста снять из проектировавшегося сценария оперы те сцены и эпизоды, в которых акцентировались кровавые события: «Личность Стеньки,  —   писал   Римский­Корсаков,—   должна   быть   непременно   несколько идеализирована и должна возбуждать симпатию, а не отталкивать. Надо, чтобы восстала   и   пронеслась   какая­то   исполинская   фигура   среди   угнетаемого народа...» [2,302]   Таким   образом,   Римский­Корсаков   сосредоточивал   свое   внимание   в первую   очередь   на   нравственных   и   эстетических   идеалах   народа,   как   они вырисовывались в памятниках народного художественного творчества.  Изобразительность вдохновляющая художника­музыканта В самом искусстве он видел одно из проявлений духовной мощи народа, могучую жизненную силу, облагораживающую человека, пробуждающую в нем высокие   стремления,   раскрывающую   лучшие   качества   его   натуры.   В   ряде произведений   композитора   действуют   народные   герои,   славные   не   ратными подвигами, а своей художественной одаренностью; они являются одновременно носителями  высоких, патриотических чувств и нравственных идеалов. Таков, например, былинный гусляр Садко.    Свойственная   Римскому­Корсакову   отзывчивость   к   прекрасному   в явлениях   реальной   действительности   нашла   отражение   в   замечательных музыкальных   пейзажах,   в   образах   природы,   играющих   большую   роль   в   его сочинениях.   Картины   моря,   леса,   разгорающейся   утренней   зари,   ночного звездного неба, пейзажи Севера и Юга, зарисовки из мира пернатых и животных, передача всевозможных «голосов природы» — все это подвластно музыкальной фантазии композитора, мастера пейзажной звукописи. Римский­Корсаков был наделен каким­то особенным талантом живописать средствами музыки. Однако музыкальные пейзажи композитора обладают не только редкостной яркостью и точностью   музыкального   изображения,  но   и   поэтической   одухотворенностью, глубокой лирической выразительностью. Они эмоционально окрашены.    В тесном единстве с природой выступают в музыке Римского­Корсакова сказочные,   фантастические   образы.   Чаще   всего   они   олицетворяют,   как   и   в произведениях народного творчества, те или иные стихийные силы и явления природы   (Мороз,   Леший,   Морская   царевна   и   др.).   Фантастические   образы заключают   в   себе   наряду   с   музыкально­живописными,   сказочно­ фантастическими   элементами   также   черты   внешнего   облика   и   характера реальных   людей.   Такая   многогранность   (о   ней   подробнее   будет   сказано   при разборе произведений) придает корсаковской музыкальной фантастике особое своеобразие и поэтическую глубину.    По особенностям своего дарования и мироощущения Римский­Корсаков принадлежит   к   числу   художников­оптимистов.   Произведения   его   как   бы излучают солнечный свет и тепло, подчеркивают мудрое, гармоническое начало в жизни. Музыка, полная воздуха и красок живой природы, богата свежим и здоровым   чувством,   она   передает   многообразную   красоту   мира.   Этими качествами своего таланта Римский­Корсаков напоминает Глинку и Бородина. В то   же   время   для   него   особенно   характерны   светлые   и   мягкие   лирические настроения, нежная элегичность, романтическая мечтательность.    Большинство сочинений Римского­Корсакова отмечено сдержанностью и уравновешенностью,   мерным   и   плавным   чередованием   картин   и   эпизодов. Драматургическое развитие неторопливо. Оно чаще всего свободно от острых драматических   Контрастов   и   Столкновений.  Композитор   стремится   передать жизнь   русского   народа   так,   как   она   запечатлена   в   памятниках   народного творчества,   особенно   эпических,   со   свойственной   им   неторопливостью, повествовательностью.    Оставаясь по  преимуществу  поэтом  русской    жизни,  русской природы, Римский­Корсаков,   подобно   Бородину,   Балакиреву   и   Мусоргскому,   охотно обращался   к   изображению   народного   быта   и   природы   других   стран.   Образы Востока, а также Испании, западнославянского мира (в «Сербской фантазии», в операх «Пан воевода» и «Млада») органически входят в творчество русского композитора.   Эта   широта   художественных   интересов,   присущее   Римскому­ Корсакову   чуткое   понимание   национального   характера,   особенностей музыкальной   культуры   и   искусства   других   народов   характеризуют   его   как достойного продолжателя высокой традиции русского классического искусства, начало которой было положено Пушкиным, а в музыке — Глинкой. Оперы­сказки   последних   лет   выражают   веру   композитора   в   неизбежную Об основах музыкального театра гибель   царства   бесправия   и   угнетения   («Кащей   бессмертный»),   в   них беспощадно   разоблачается   и   зло   осмеивается   самодержавие   (отдельные моменты   в   «Сказке   о   царе   Салгане»,   но   особенно   опера­сатира   «Золотой петушок»).  Здесь  сказалась  глубокая  связь творчества  Римского­Корсакова  с критическим, обличительным направлением в русском искусстве, с традициями Гоголя   и   Салтыкова­Щедрина,   а   также   с   сатирической   струей   в   народном творчестве, особенно ярко проявившейся в канун и во время первой русской революции. Народное искусство имело огромное значение для Римского­Корсакова не только как источник сюжетов, тем и образов. Оно определило многие, стилевые, жанровые,   драматургические   особенности   его   произведений.   Замечательное своеобразие   придают   этим   произведениям   заключенные   в   них   подлинные народные   мелодии   или   авторские   темы,   сочиненные   с   сознательным приближением   к  духу  и   языку   народной   музыки.  Одна   из  наиболее   ярких   и оригинальных   сторон   музыкального   языка   Римского­Корсакова   —   новизна, красочность и выразительность ладогармонических средств. В народно­бытовых оперных сценах преобладает диатоническая гармония, встречаются характерные народные   лады,   ладовые   обороты,   созвучия   и   аккорды.   Наряду   с   этим поразительны гармонические открытия Римского­Корсакова в сфере сложных, изысканно   красочных   ладогармонических   средств,   типичных   для   его   музыки фантастического содержания. Источником новаторского гармонического языка Римского­Корсакова   явились   сложные   колористические   средства   Глинки   и Листа.   В   дальнейшем   композитор   стал   вводить   в   свои   сочинения   еще   более новые и смелые гармонии, широко используя при этом необычные, выходящие за рамки мажора и минора лады: уменьшенный, увеличенный и другие, еще более сложные.   Примечательную   особенность   гармонического   мышления   Римского­ Корсакова составляет его «цветной» гармонический слух — то есть цветовое ощущение   тональностей   и   даже   отдельных   аккордов   —   и   сознательное применение гармонических средств для достижения определенных музыкально­ колористических   эффектов, композитора[3,165].    как   они   представлялись   фантазии Музыкальное   наследие   Римского­Корсакова   обширно   и   разнообразно.   В него входят пятнадцать опер, десять симфонических произведений различных жанров: симфонии, программные симфонические сюиты, каприччио, фантазии, увертюры (а также сюиты, построенные на материале опер), пьесы концертного жанра (скрипичная фантазия и фортепианный концерт), три кантаты, камерные инструментальные  произведения, романсы и дуэты, множество  хоровых пьес, обработки   народных   песен.   С   наибольшей   полнотой   и   мощью   громадное дарование   Римского­Корсакова   проявилось   в   его   оперных   и   симфонических произведениях,   лучшие   из   которых   принадлежат   к   шедеврам   музыкального искусства и являются предметом изучения для композиторов многих поколений. 1.Кунин И.Ф. Николай  Андреевич  Римский­Корсаков,– Москва  1988. 2.Римский­Корсаков Н.А. Летопись моей музыкальной жизни.– М., 1980. 3. Стасов В.В. Статьи  о  Римском­Корсакове,– Москва  1953. 4.Соловцов А.А. Жизнь   и   творчество   Н.А. Римского­Корсакова, – Москва 1960.

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве  Н.А. Римского-Корсакова

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве  Н.А. Римского-Корсакова

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве  Н.А. Римского-Корсакова

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве  Н.А. Римского-Корсакова

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве Н.А. Римского-Корсакова

Сказочные образы и их воплощения в оперном творчестве  Н.А. Римского-Корсакова
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018