Целью исследования научного проекта показать, что горы являются вдохновительной силой для разных видов искусства , доказать, что горы
способствуют воспитанию значимо важных черт характера человека.
Характеристика проекта:
В ходе работы были проанализированы произведения русских, немецких, казахских, татарских поэтов о горах. Также образ гор был рассмотрен в музыке, кино, живописи, на гербе и флаге.
Был сделан вывод, что образ гор - не просто точное описание рельефа, а восхищение величественной природой , чистым воздухом, вечными снегами, опасными тропками, бесчисленными запасами.
Все это перечисленное является вдохновляющей силой для разных видов искусств и выработкой значимо важных черт характера человека.Целью исследования научного проекта показать, что горы являются вдохновительной силой для разных видов искусства , доказать, что горы
способствуют воспитанию значимо важных черт характера человека.
Характеристика проекта:
В ходе работы были проанализированы произведения русских, немецких, казахских, татарских поэтов о горах. Также образ гор был рассмотрен в музыке, кино, живописи, на гербе и флаге.
Был сделан вывод, что образ гор - не просто точное описание рельефа, а восхищение величественной природой , чистым воздухом, вечными снегами, опасными тропками, бесчисленными запасами.
Все это перечисленное является вдохновляющей силой для разных видов искусств и выработкой значимо важных черт характера человека.
науч.проект (3).docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СРЕДНЯЯ ШКОЛА №12 ИМЕНИ Ф.Е. ДОСЫМОВОЙ
НАУЧНЫЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: « Образ гор в литературе и искусстве»
Направление: Литература
Выполнила: Акажанова Ж.,
ученица 9 «Г» класса,
сш.№12
Руководитель: Буша Л.П.,
учитель русского языка
и литературы сш.№ 12
1 Атырау 2017г.
Резюме
Научного проекта
1.Тема: Образ гор в литературе и искусстве.
2.Школа: Сш.№ 12 имени Ф. Е. Досымовой, г. Атырау
3.Время окончания проекта :Март
4.Общий объем: 14 страниц
5.Количество используемой литературы: 6
6.Цель проекта:
Целью исследования научного проекта показать, что горы являются вдохновительной
силой для разных видов искусства , доказать, что горы
способствуют воспитанию значимо важных черт характера человека.
7. Характеристика проекта:
В ходе работы были проанализированы произведения русских, немецких, казахских,
татарских поэтов о горах. Также образ гор был рассмотрен в музыке, кино, живописи,
на гербе и флаге.
Был сделан вывод, что образ гор не просто точное описание рельефа, а восхищение
величественной природой , чистым воздухом, вечными снегами, опасными тропками,
бесчисленными запасами.
Все это перечисленное является вдохновляющей силой для разных видов искусств и
выработкой значимо важных черт характера человека.
Акажанова Ж.__________________
2 Рецензия
на научноисследовательскую работу
Акажановой Жанель, ученицы 9 «Г» класса
средней школы № 12 им. Ф.Е. Досымовой
г.Атырау
Тема «Образ гор в литературе и искусстве» очень интересная и актуальная: горы
являются вдохновительной силой для многих видов искусства , они способствуют
воспитанию значимо важных черт характера человека. Горы востребованы во все
времена, они любимы всеми возрастами. Они помогают нам познавать мир, любоваться
красотой, разобраться в себе, воспитать сильный характер.
Ученица работала над данной темой в течение 8 месяцев. Ею были прочитаны и
проанализированы произведения Тургенева, Высоцкого, Лермонтова, Гете, Абая,
Тютчева, Кулиева с упоминанием гор. Также образ гор был рассмотрен в музыке,
кино, живописи, гербе, флаге. Перед ученицей стояла важная задача : показать, что
горы не могут оставить равнодушными ни одного человека. В подтверждение
сказанного она приводит слова Высоцкого , что « лучше гор могут быть только горы».
Также был сделан вывод, что образ гор не просто точное описание рельефа, а
восхищение величественной природой , чистым воздухом, вечными снегами, опасными
тропками, бесчисленными запасами.
Ученица самостоятельно провела исследование и сделала вывод, что горы являются
вдохновляющей силой для разных видов искусств и выработкой значимо важных черт
характера человека.
Работа построена последовательно, следование глав логично. Работа оформлена в
соответствии с требованиями к реферативной работе.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что материалы
исследования , ее результаты и выводы могут использованы на факультативных
занятиях по литературе, в кружковой и внеклассной работе.
В целом работа Акажановой Жанель заслуживает положительной оценки.
3 Введение
Тема проекта: «Образ гор в литературе и искусстве ».
Цель проекта: раскрыть актуальность данной темы.
Задачи:
Изучить имеющуюся по теме проекта литературу.
Объект: литература, музыка, живопись, кино.
Предмет: горы
Гипотеза:
доказать, что горы являются вдохновительной силой для искусства.
доказать, что горы способствуют воспитанию значимо важных черт характера человека.
Практический выход: оформление проекта .
Этапы работы:
1. Определение темы научного проекта (сентябрь)
2. Подбор литературы (октябрь)
3. Изучение материала по теме исследования
(ноябрь декабрь)
4. Работа с произведениями искусства (февраль март)
5. Выводы и оформление исследовательской работы (апрель)
4 Содержание:
1.Введение: почему людей привлекают горы…………………………………………6
2.Образ гор в литературе………………………………………………………………..6
3.Образ гор в музыке и кино……………………………………………………………9
4.Образ гор в живописи………………………………………………………………..10
Пейзажный жанр Китая ……………………………………………………………..12
5.Образ гор на гербе и флаге…………………………………………………………..12
6.Заключение…………………………………………………………………………...13
7.Литература……………………………………………………………………………14
5 1.Почему людей привлекают горы?
Горы это участки земной поверхности, высоко поднятые над равнинами.
Наверное, не встретишь на земле человека, который бы был равнодушен к горам. Они
удивляют своим могуществом, своей неприступностью, своими неповторимыми
пейзажами. Горы похожи на колонны, очень красивые, которые тянутся длинными
рядами, а иногда прерываются страшной пропастью, и вдруг снова появляются новыми
высотами. Почему людей привлекают горы? Конечно, своей красотой, высокими и
отвесными утесами, прекрасной природой, чистым воздухом, вечными снегами на
вершинах. Но не только этим. Там все, что вокруг человека, все простирается под ним.
Под ним земля, окруженная сотнями пиков, все внизу кажется таким крошечным и
мизерным, что человек начинает чувствовать себя великаном. «Человек хозяин мира»
это начинаешь чувствовать в горах .Ведь стоя на вершине, человеку кажется, что он
может переступить с вершины на вершину и зашагать по планете. Здесь природа далека
от суетного мира. Здесь человек обретает свободу духа, забывает о тех проблемах,
которые он оставил там у подножия. Горы воспитывают человека .Только в этих
экстремальных условиях можно определить настоящие человеческие качества: доброту
и мужество, преданность и силу, уживчивость и способность прийти на помощь. Все эти
качества при восхождении на гору приобретают особую ценность. Горы это урок
жизни.
Образ гор привлекает многие виды искусства. Искусство это форма человеческой
деятельности, художественное творчество, проявляющееся в различных его видах:
Литература
Музыка
Живопись
Кино и др.
2. Образ гор в литературе.
Мастеров слова интересуют горы как географический естественный пейзаж,
символизирующий вечность и чистоту, совершенство и духовное просветление. Каждый
6 автор выражает свою точку зрения. Например, И.С.Тургенев в стихотворении в прозе
«Разговор» рисует диалог двух альпийских горных вершин между собой. Он поднимает
вопрос о взаимоотношении человека и природы: равнодушие, даже презрение гор к
человеческому роду и их вечность, постоянство, несгибаемость, твердокаменность по
сравнению с людьми.
Главная идея произведения — вечность природы и смертность человечества.
Тургенев представляет нам происходящие события как диалог двух неприступных гор
великанов — Юнгфрау и Финстерааргона. Воображение писателя увидело их души, но
они очень отличаются от людей. Для гор одна минута — тысяча человеческих лет. И
что же происходит? Между Юнгфрау и Финстерааргоном ведется незамысловатый
диалог о том, что творится под ними. Таким образом Тургенев описывает эволюцию
человечества.
Первоначально его не было и вовсе, но прошла минутатысячелетие — и среди
чернеющих лесов, камней и морей появились люди. Через “некоторое” время мы видим
уже не такую радужную картину: “сузились воды; “поредели леса”. Да и “козявок” —
людей стало меньше. И вот последние реплики диалога. Что же осталось? По словам
Финстерааргона, “опрятно стало везде, бело совсем...”. А человечество исчезло так же
неожиданно, как и появилось, будто и не было его вовсе. Только горы стоят, как и
тысячи лет назад.
Вот в такой образной, метафорической форме Тургенев раскрывает нам главную
мысль произведения, заключающуюся в том, что все, даже человечество, может
исчезнуть в любой момент, что его существование, как и жизнь одного человека, совсем
не вечно и рано или поздно оно закончится.
В стихотворении В.Высоцкого « Здесь вам не равнина, здесь климат иной»
высказано мнение , прямо противоположное тургеневскому: покорение окружающей
среды человеком XX века доказывает силу духа и воли покорителя:
Мы рубим ступени… Ни шагу назад!
И от напряженья колени дрожат,
И сердце готово к вершине бежать из груди.
Весь мир на ладони ты счастлив и нем
И только немного завидуешь тем,
Другим – у которых вершина еще впереди.
К горам у Высоцкого особое отношение. Он пишет:
Я себе уже все доказал
Лучше гор могут быть только горы,
На которых еще не бывал.
Любовь к горам присутствует и в творчестве М.Ю. Лермонтова . Раннее
стихотворение «Кавказ» , созданное в 1830 году, является одним из первых обращений
поэта к теме Кавказа. Юноша с детства испытывал глубокую привязанность к этому
краю он трижды бывал там на отдыхе со своей бабушкой, Е.А. Арсеньевой. Основная
идея стихотворения – раскрытие мира души поэта и выражение искренней любви к
Кавказу: «Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз».С огромной любовью он пишет о
горах : «Синие горы Кавказа, приветствую вас! Вы взлелеяли детство мое; вы носили
7 меня на своих одичалых хребтах, облаками меня одевали, вы к небу меня приучили, и я
с той поры все мечтаю об вас да о небе.»
Есть у Лермонтова стихотворение «Горные вершины», написанное в 1840 году.
Это его перевод стихотворения немецкого поэта Гете «Ночная песнь странника».
Великий немецкий поэт И. В. Гете написал стихотворение «Песня ночного
странника» уже в преклонном возрасте, когда отдыхал в горах Тюрингии. Была
вечерняя тишина и покой, сентябрьская ночь, полная таинственности и спокойствия,
напевала какието строчки. Великий поэт наслаждался величественной красотой
природы. Когда он возвратился домой, то в голове у него родились строчки чудесного
стихотворения, которые он написал угольком из камина на стене своего дома , чтобы
не забыть. Затем пробежал глазами написанное и почувствовал, что ему удалось
выразить свои чувства, которые он испытал в это мгновение. Судьба этого странника
оказалась очень счастливой, потому что его ночную песню услышали и подхватили
великие поэты Лермонтов и Абай. Они бережно и с любовью донесли до своего народа.
Вот как оно звучит на немецком языке.
Оно оказалось созвучным мыслям и чувствам Лермонтова: величественные
горные пейзажи, погрузившиеся в сон и одинокая душа поэта, жаждущая покоя:
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы…
Подожди немного,
Отдохнешь и ты.
Речь идет о путешественнике, который устал идти целый день запыленным путем; он
остановился ночью на привал. Герой наблюдает тихий, почти беззвучный сон природы.
Он мечтает об отдыхе. И автор дает ему надежду: «Подожди немного, отдохнешь и
ты».Это стихотворение называют «музыкой тишины».
Спустя полвека великий Абай, прочитав это произведение М.Ю.Лермонтова на
русском языке, восхитится и переведет его на казахский язык.
И в самом деле, не чудо разве, что «Ночная степь странника» Иоганна Вольфганга
Гёте пленила своим изяществом М.Ю.Лермонтова, и тот, как скажет потом
В.Г.Белинский, «грациозно» переложил ее на русский язык? И не чудо ли то, что спустя
еще полвека сын необъятных и загадочных степей киргизкайсацких Абай Кунанбаев
воссоздаст ее не менее грациозно на казахском языке?
Странствуя по малым и большим странам, «Ночная песнь странника» долетела
однажды «до аула в урощиче Акшокы, оттуда до жайляу Тобыкты, до кереев верховий,
8 до уаков низовий, до племен Каракесек и Куандык, до найманов, населяющих долины
Аягуза, горы Тарбагатая и Алтая», напишет Мухтар Ауэзов в романе –эпопее « Путь
Абая».Вот так это произведение навеки связало три имени: Гете, Лермонтова и Абая.
Не оставили равнодушным горы и Ф.И. Тютчева. Его лирика хорошо известна
читателю. Благодаря легкости восприятия и кажущейся простоте, стихи русского
поэта легко запоминаются, поэтому их учат наизусть даже в детском саду. Идея
стихотворения « Снежные горы» противопоставление нашего « дольнего мира», «
лишенного сил» и овеянного дремотой, и снежных гор, ледяных высей и огневой лазури
неба:
ее
Гор , как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.
Тютчевмастер красочного описания природы, где бы он ни находился. Вот и в
стихотворении «В горах» он не мог не поделиться своими ощущениями об утре в горах
после грозы. Оно начинается с чудесного эпитета «лазурь небесная», т.е. небо чисто
голубое, оно смеется, омытое грозой.
А между гор, внизу видна долина, вьющаяся «светлой полосой». Обычно,
горных вершин не видно изза туманов и облаков, а сейчас , после грозы, воздух
прозрачен, и виден только самый пик горы. И этот пик, похожий на воздушные руины,
прикрывается туманом:
Лишь высших гор до половины
Туманы покрывают скат,
Как бы воздушные руины
Волшебством созданных палат.
В любви к горам признается и татарский поэт Кайсын Кулиев в своем
стихотворении «Горы мои»:
Не как мечтатель чуждые края —
Как сын родной люблю я горы мои.
Не в их раскате ль стал мужчиной я?
Ваш снег и зной люблю я, горы мои!
Без вас прожить ли вольному орлу?
В степи ль гнездо совьет он, горы мои?
Крылами не ударив о скалу,
Отправится ль в полет он, горы мои!
И если буду раненый лежать
Средь выжженного поля, горы мои,
9 Орлиным клекотом окликну мать:
— О Родина, о воля, горы мои!
О нем я узнала, когда этим летом вместе с семьей отдыхала в Железноводске. На
одной из экскурсий гид рассказал нам об этом замечательном человеке. Он родился в
балкарском ауле Верхний Чегем, затерянном в верховьях сурового и красивого ущелья.
Его предки были скотоводами и охотниками, аул был расположен под облаками, среди
зеленых гор .Став взрослым, он часто вспоминает горы Жуунгу, летом зеленые, зимой
белые от снега, речку, которая стремительно бежит вниз по узкому ущелью, тропинку,
которая ведет высоко в горы. От этих воспоминаний у него на душе становится
сладостно и спокойно. Именно эти воспоминания и послужили Музой к созданию
произведений о горах. Образ гор занимает ведущее место в лирике Кулиева. Есть у него
необыкновенное стихотворение «Снегопад в горах». Оно овеяно какимто
волшебством. Это сказка зимнего пейзажаснегопада в горах. «Тихое белое чудо» так
характеризует поэт спокойное, безмятежное состояние, забываешь о том, что на земле
есть горе, войны и страдания, зло и предательство. Многие его называют
«стихотерапией». Ибо оно освобождает сердце от напряжения: состояние после него
светлое, легкое, с приятной почемуто грустинкой.
3.Образ гор в музыке и кино.
Ведущее место занимает образ гор в музыке и кино.
Известный композиторпесенник, певец, дирижер и вокальный педагог, Александр
Варламов, был выходцем из молдавских дворян, сыном военного. Ему принадлежит
свыше 200 романсов, среди них есть «Горные вершины».
Романс «Горные вершины» на текст Гёте в переводе Лермонтова — один из
образцов тонкой и поэтичной пейзажной лирики. Чудесно переданы настроение тихой,
просветленной печали и ощущение глубокого покоя. Хотя в тексте последней строфы
упоминается смерть, в музыке спокойносозерцательное настроение ничем не
нарушается. Не прибегая к звукоизобразительным средствам, Варламов создал
романтический горный пейзаж, как бы написанный акварельными красками. И вновь
поражаешься той простоте средств, при которой композитор умеет добиваться
большой выразительности. При всей извилистости очертаний мелодия спокойна,
плавна, с характерными для Варламова задержаниями. Гармония очень проста
(чередование тоники и доминанты иногда на одном и том же басу, с
непродолжительным отклонением в субдоминанту). Однообразный ритм придает
романсу сходство с колыбельной.
«Горные вершины» послужили вдохновляющей силой и для Абая. Он не только
перевел на казахский язык, но и сочинил музыку. «Над аулом, в урочище Ақшоқы,
медлительно и плавно, как тихий ветер СарыАрки, летела спокойностепенная песня
«Қараңғы түнде тау қалғып»( «В тёмной ночи горы дремлют»). И люди, отдыхая после
изнурительно долгого летнего дня в своих юртах, слушали это творение своего мудрого
и знаменитого земляка, совершенно не догадываясь, что слова этой песни пришли в
10 степь из другого, неведомого им мира.
Другим автором, композитором и исполнителем песен про горы является
В.Высоцкий. Специально для "Вертикали"( 1967г., режиссеры С. Говорухин и
Б.Дуров)Владимир Высоцкий сочинил несколько песен – почти все они звучат в
картине, и лишь песня "Скалолазка" была по требованию худсовета удалена из фильма.
Первой по счету была написана "Песня о друге". Толчком к ее созданию послужила
история, рассказанная консультантом фильма, альпинистом Леонидом Елисеевым о его
подъеме по северному склону Главного Кавказского хребта в 1955 году. В результате
ошибки одного из восходивших сорвались и получили различные травмы пять из шести
альпинистов, а один остался без страховки на покрытом льдом склоне. Елисеев,
превозмогая боль, поднялся ближайший выступ и передал по рации спасателям просьбу
о помощи. Этот рассказ так впечатлил Высоцкого, что он, проведя бессонную ночь,
наутро уже пел товарищам и своему вчерашнему собеседнику "Песню о друге". Затем
была создана "Вершина". В то время, как съемочная группа тренировалась на леднике
КашкаТаш, трое альпинистов неподалеку штурмовали пик Вольная Испания. От
камнепада погиб один участник группы, а двое других были ранены и заблокированы на
скале. Не дожидаясь спасателей, актеры решили подняться и снять пострадавших.Этот
фильм о том, что в горах на каждом шагу подстерегают опасности, о том, как люди
проявляют свои самые лучшие качества: рискуют своей жизнью во имя спасания жизни
своих друзей.
4.Образ гор в живописи.
Не оставили равнодушными горы и живописцев.
Лев Лагорио – один из самых известных русских художников маринистов, первый
ученик Айвазовского. Он часто бывал на Кавказе и поэтому в его творчестве есть
замечательные картины , посвященные горам: «Дарьяльское ущелье», «Эльбрус», «Гуд
гора» , « В горах Кавказа», за которые автор был удостоен ордена святой Анны 3ей
степени. Картина « В горах Кавказа» была написана в 1879 году. Это картина
впечатление. Весь пейзаж полон восторга перед горами, потому что они почти что
море, только наоборот. Величие гор смотрит с этой картины, контраст их безжизненной
огромности с мелкой суетливостью людей. Если долго смотреть в картину, можно
провалиться в горы, как в море, утонуть в них.
Творчество Николая Константиновича Рериха (18741947) представляет собой
исключительное явление в истории мировой культуры. Он был всемирно известным
художником, ученым, философом, общественным деятелем, писателем, поэтом и
путешественником. В 2012 году в Москве в Музее Изобразительных искусств прошла
выставка картин. Огромное количество людей пришло познакомиться с шедеврами
мирового искусства. Его назвали «певцом священных гор».
«Гималаи» идеализированное изображение гор, на котором они предстают
таинственными, величественными, легендарными. Кажется, что они перенесены на
холст прямо из легенд, в которых герои проходят реки и горы, в которых богатыри
врастают по пояс в землю. Они показаны на закате, залиты жарким алым сиянием,
11 слишком ярким для рассвета. Человеку, стоящему в тени, показалось бы, что уже ночь.
Присутствия людей нет. Горы девственны, чисты, пусты и тихи. Людям, пришедшим в
них , придется стать с ними одним целым и , возможно, им удастся познать Смысл
всего, который знают только горы.
Рисовал горы и наш казахстанский известный художник, основоположник казахского
изобразительного искусства Абылхан Кастеев.У него было трудное детство. Шести лет
мальчик потерял отца. Мать не могла прокормить оставшихся у нее на руках троих
детей, и восьмилетнему Абылхану пришлось самому зарабатывать на жизнь.
Он пас байские стада, получая за это скудное пропитание. Но дальние перегоны
скота по тихим ущельям, речным долинам у зеленых горных склонов неизгладимо
запечатлелись в памяти будущего художника. Чем больше вглядывался он в природу,
чем пристальнее всматривался в панорамы горных цепей, тем настойчивее и сильнее
росло в нем желание узнать мир, понять его. Уже тогда он полюбил горы. Именно эта
любовь водила его перо на холсте. Врубель както сказал, что творчествоэто
стремление « искать заросшую тропинку к самому себе». Кастеев ее нашел. Его
картина «Высокогорный каток Медео» известное произведение мастера. Кастеев не
просто пишет понравившийся ландшафт, а на его фоне показывает быт и как бы
повторяет процесс сотворения мира. Красивые величественные горы, мягкие очертания
горных хребтов, на которых виднеются темные « частоколы» горного ельника, людские
фигурки все это создает впечатление неразрывной связи космоса, природы и бытия
человека.
Образ гор имеет важное значение и в китайской живописи.
Пейзажный жанр Китая, который называется «Шаньшуй» один из самых древних
жанров живописи. Шан-шуй переводится как «горыводы», то есть на картине
изображены горы или горные массивы и водоемы. Этот жанр зародился в седьмом веке
нашей эры и через некоторое время стал самостоятельным сформированным жанром
китайской живописи.
Главное отличие Шаньшуй от европейских пейзажных жанров заключается в том,
что художник не пытается сосредоточить внимание зрителя на отдельных деталях, а
передает общее настроение, гармонию природы и всего окружающего человека мира.
Все мелкие детали уходят на второй план и являются лишь дополнением к общему
восприятию произведения.
Не случайно именно горы и вода стали главными объектами китайских пейзажей.
Согласно религиозным взглядам китайцев, горы являются воплощением мужского
начала (то есть «инь»), а вода – символизирует женское начало мира («янь»). На
картинах горы изображают несравненно величественными, огромными, стремящимися
вверх к самому солнцу. Вода показана необъятной, мягкой, глубокой. Все это призвано
лишний раз показать человеку, что он всего лишь крошечная частичка мира, но
частичка неотъемлемая. Нередко на пейзаже Шаншуй можно встретить нанесенный
художником иероглиф. Этот иероглиф является пояснением к картине.
5. Образ гор на гербе, флаге.
12 На гербе аланосетин на фоне высокогорной цепи изображен снежный барс. Все
предельно ясно: горы подчеркивают географическую среду обитания данного народа и,
кроме того, являются воплощением крепости и вечности.
Горы относятся к числу геральдических символов . Д. Лакиер отмечал, «земля
помещается в гербах в виде гор, холмов и утесов. Чаще изображается одна только
вершина горы». Следует обратить внимание на то, что речь и именно о земле. Гора
воспроизводит не просто понятие места или среды обитания, а более емкое понятие
пространства. Наличие этого знака на геральдических щитах очень симптоматично.
Культурное освоение окружающего мира, или своеобразная «территоризация»
пространства, является важным этап перехода от племенной организации к более
высоким социальноорганизационным общностям средневековым народностям.
Медь и горный рельеф дали свое название городу. Они же изображены на флаге
города Медногроска. Жёлтый цвет отражает на флаге не только медные горы, но и как
символ богатства, стабильности, уважения символизирует медносерный комбинат как
градообразующее предприятие. Изображение геологического молотка дополняет
символику горнорудного дела и показывает древность сего занятия в этих местах.
Заключение
Подведем итоги. Почему же людей так привлекают горы? Конечно же, это
неописуемая красота снежных вершин, чистый воздух, где можно поправить здоровье и
отдохнуть от суетного мира, проверить себя на прочность, выработать значимо важные
черты характера, преодолеть беспечность, страх , ужас, беспомощность перед
смертельной опасностью, желание познать мир. Именно поэтому горы так манят
человека и являются вдохновляющей силой для таких видов искусства: литературы,
живописи, музыки, кино. Согласна с высказыванием, что однажды, побывав в горах,
захочется вновь и вновь возвращаться туда.
13 Литература
1.Библиогрфический словарь «Русские писатели», Москва, издательство
«Просвещение» ,1990 г.
под редакцией П.А.Николаева.
2.М.Ю.Лермонтов « Сочинения», том 1,Москва, издательство « Правда», 1988 г.
3.И.С.Тургенев, полное собрание сочинений, 1 том, издательство «Наука», 1982 г.
4.Сборник стихов В. Высоцкого, Москва, издательство « Современная художественная
литература», 1985 г.
5.Энциклопедия «Китайская живопись», издательство «АртРодник», 2007 г.
6. Ресурсы интернета.
14 15
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Научный проект
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.