Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни
Оценка 4.6

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
искусство +2
Взрослым
02.11.2018
Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни
Статья "К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни " В данной статье рассмотрена роль сказки в формировании детского мировосприятия и форма передачи ролевых и нравственных понятий от взрослых к детям, а также роль сказки как психологического выхода для взрослого человека.
К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни статья 2011.docx
К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни  Автор:   Ольга   Анатольевна   Бархатова.   С   2009   года   я   являюсь соискателем  на кафедре теории и истории культуры в РГГУ.  « У сказки есть своя правда, и она должна быть, иначе сказки не было бы» Гёте Образы сказок обращаются одновременно к двум уровням — к уровню сознания   и   к   уровню   подсознательного,   причем   область   бессознательного представлена в большей степени. Она требует интуитивного чувства формы или точного знания структуры сюжета сказки при использовании ее в  работе с детьми.  В     образности   сказки   отражаются   правила   функционирования образных   структур   бессознательного   и   проявления   архетипического   плана. Именно в этом жанре   поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы   и   пути   их   решения.   Волшебная   сказка   –   веками   наработанная ценнейшая   информация,   детским   языком поднимающая по­настоящему философские проблемы осмысления мира. Она   высочайшей   плотности, настолько   универсальна,   что   ее   структура   одинакова   во   всем   мире   –   от Сибири до Южной Америки.    В   данной   статье   рассмотрена   роль   сказки   в   формировании   детского мировосприятия   и   форма   передачи   ролевых   и   нравственных   понятий   от взрослых   к  детям,  а  также   роль   сказки  как   психологического   выхода   для взрослого человека.  В   сравнении   с   другими   литературными   жанрами   сказке   присуща   своя собственная   очень   необычная   роль.   Сказка   приводит   в   восторг   не   только детей   каждого   нового   поколения,   но   и   влияет   на   взрослых.   Швейцарский исследователь   сказочник   Макс   Люти   считал,   что   можно   в   жизни   любого человека назвать фазы, в которых утвердится его отношение к сказке, а у некоторых   людей   это   отношение   либо   сдержанного   отторжения,   либо страстной увлечённости сохраняется до конца жизни. [1, 3] Роль сказки как формы человеческого общения Что   такое   сказка?   Почему   она   так   нам   необходима?   Зачем   нужны сказочные   истории?    Корень   "сказ"   ­   означает   рассказ,   повествование   или описание какого­либо события, которое может не быть фантазией. Рассказывание   историй   –   древнейший   способ   человеческого   общения одна из  форм передачи опыта  старшего поколения детям. Так пишет про это известный психолог и психотерапевт Д. Бретт: “Нам, взрослым, следует помнить, что если мы хотим научить ребенка чему­либо или передать ему какую­то важную мысль, нужно делать так, чтобы это было узнаваемо, удобоваримо и понятно. Если мы хотим объяснить что­то сложное   французу,   то,   разумеется,   преуспеем   в   этом   больше,   если   будем говорить на французском языке. Общаясь с детьми, старайтесь говорить с ними на языке, который им понятен и на который они лучше отзываются — на языке детской фантазии и воображения. Рассказы,   в   особенности   сказки,   всегда   были   самым   эффективным средством   общения   с   детьми.   Сказки   передавались   и   передаются   из поколения   в   поколение   на   протяжении   веков   и   находят   отражение   в культурах   разных   народов.   В   своей   книге,   посвященной   сказкам,   Бруно Беттельхейм   подчеркивает   их   исключительно   важную   роль,   так   как   они помогают детям преодолеть тревоги и конфликты, с которыми им приходится сталкиваться. В сказках поднимаются важные для детского мировосприятия проблемы. В "Золушке", например, говорится о соперничестве между сестрами. В сказке о Гензеле и Гретель основная тема — боязнь быть покинутым. "Мальчик с пальчик" рассказывает о беззащитности маленького героя, который оказался в мире, где все подавляет своими размерами, масштабами и мощью. В сказках противопоставляется добро и зло, альтруизм и жадность, смелость и трусость, милосердие и жестокость, упорство и малодушие. Они доступны для детского восприятия, как с точки зрения художественной формы, так и содержания. Он говорят ребенку о сложности мироустройства. Они сообщают, что в нем есть немало несправедливостей, что страх, сожаление и отчаяние – в такой же степени часть нашего бытия, как радость, оптимизм и уверенность. Но самое главное   –   они   говорят   ребенку,   что   если   человек   не   сдается,   даже   когда положение кажется безысходным, если он не изменит своим нравственным принципам, хотя искушение и манит его на каждом шагу, он, в конце концов, обязательно победит. Слушая эти рассказы и сказки, дети невольно находят в них отголоски своей   собственной   жизни.   Они   стремятся   воспользоваться   примером положительного героя в борьбе со своими страхами и проблемами. Кроме того, рассказы и сказки вселяют в ребенка надежду, что чрезвычайно важно”.  Рассказывание   историй   для   родителей   –   вещь   уникальная.   Вечернее чтение   ребенку   –   одно   из   лучших   средств   примирения.   Детское мировосприятие   существенно   отлично   от   взрослого.   Они   наблюдают взрослых, слушают их, стараются понять и стать похожими на них. Однако этого не всегда достаточно. Дети постоянно сталкиваются с проблемами,   которым взрослым – не являющимся   специалистами   в   педагогике   ­   сложно   отождествить.  Детские мышление предельно однозначно и умещается в структуру “да­нет”, “плохо­ хорошо”, поэтому при сложности в общении со взрослыми они приходят к выводу о том, что взрослый им помочь не в состоянии. [2, 8­9] Иногда взрослый, желая что­то подсказать ребенку в жизненной ситуации или просто выразить свои чувства, не может найти для этого подходящих слов, не знает, как можно дать понять, что он не оставлен “один на один” со своими проблемами. Жанр сказки как  эффективный инструмент для передачи решений  В сказке возможны самые непредсказуемые сочетания событий, героев и пр.. Из этих сюжетов ребенок с легкостью способен почерпнуть информацию для жизни в реальном мире. Надо отметить еще раз – фантазия абсолютно реальна для детей. Фантазия является для детей наилучшим способом анализа окружающего мира.  Поэтому для взрослых важно учитывать важное  значение жанра сказки. Огромную   роль   здесь   могут   сослужить   самые   обычные   волшебные   сказки, которые вы читаете или читали на ночь своему ребенку.  Каждый ребенок, постоянно сталкивается с конкретными  проблемами, подчас требующими “приземленного” и прагматичного решения, приносящего облегчения “на месте”. Именно в этой ситуации помогут сказочные истории, написанные   специально   для   наших   с   вами   детей   и   ориентированные   на конкретные проблемы. Эти истории помогут детям найти выход из сложных ситуаций. "Сказка ­ это колыбель мысли, сумейте поставить воспитание ребенка так,   чтобы   он   на   всю   жизнь   сохранил   волнующие   воспоминания   об   этой колыбели. Красота родного слова ­ его эмоциональные краски и оттенки ­ доходит   до   ребенка,   трогает   его,   пробуждает   чувство   собственного достоинства, когда сердце касается сердца, ум ­ ума. Поэтическое звучание родного слова становится музыкой для ребенка, когда он сам берет в руки инструмент, сам творит музыку, видит, чувствует, как его музыка влияет на других людей" В.А.Сухомлинский  [3, 36] Сказки нужны не только детям, они нужны и взрослым.   Роль сказки в жизни взрослого человека С мира детства сказки сопровождают человека всю жизнь.  До каких пор нам   нужны   сказки?   Когда   начинается   человеческая   самодостаточность? Когда, наконец, Комплекс Неполноценности реализует себя не в механизме бегства, потому что сказка это психологическое бегство, а когда, наконец, Комплекс   Неполноценности   начинает   генерировать   в   человеческую деятельность, в трех сферах: труд, человеческие отношения и секс, который должен   подняться   до   любви.   Когда   это   происходит   и   человек   научается самостоятельно себя реализовывать в социуме, ему уже не нужно находить в сказке   спасение.     Человек   должен   сам   для   себя   решать   необходимость сказочного мира, когда из него выйти, и насколько его сохранить. Потому что сказки  нужны личности до конца жизни. Но человек  должен четко понимать различие   между   сказкой   и   былью.   Сказка   должна   оставаться   как   поддерживать   всю   жизнь.   Без психологический   выход,   и   она   будет   Счастливого завершения какой­либо ситуации вообще невозможно сохранять оптимизм. Счастливый, удачный результат должен быть заложен в социуме. Границы   «сказок»   очень   трудно   определить.   Как   оптимально,   гармонично   необходимый   для   комплекса сочетать   психологический   выход, неполноценности ­ через бегство в сказку, или правильную оценку  реальной жизни?    Если   мы   совершенно   откажемся   от  сказки,  и  всё  и  всегда  будем переводить только на рельсы рационализма, то мы создадим невротический социум.   А   если   мы   будем   сохранять   в   душе   наш   сказочный   мир,     в   тех объемах, в каких мы живём в нём   довольно длительный период жизни без   тоже   приведёт   к   созданию перехода   на   реальное   видение   ­   это   невротического социума. Сказка должна в правильной пропорции сочетаться для   существования   нормального   здорового   социума.   На   вопрос:   когда кончается сказка, где ее границы? – очень не просто ответить.  Жизнь без сказок была бы скучной, пресной и однотонной. Скованная в реальной   жизни,   личность   имеет   возможность   освободиться   в   просторе фантазии. Сказка – это красивый мир, мир, в котором мы жили в детстве, в который порой возвращаемся.  Литература: 1. Sikorski A. Märchenhafte Musik und musikalische Märchen, Johnsallee 23,  2010­19с., c. 3 2. Бретт Д. Жила­была девочка, похожая на тебя. Психотерапевтические  истории для детей. Библиотека психологии и психотерапии. Выпуск 14.  М Класс., 2006, 224с., Перевод с английского Павлова Г.А с. 8­9 3. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям, .­К.: Рад. Шк., 1985.­557с., с.  36

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни

Статья К вопросу о жанре сказки как метафоре жизни
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.11.2018