Тема: «Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных»
Цели:
-обобщить и систематизировать знания детей о грамматических признаках имени существительного, совершенствовать умения определять тип склонения у существительных, развивать умение различать падежи;
- развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, обогащать словарный запас;
- воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно, аккуратность, усидчивость.
Оборудование: карточки с заданиями, кроссворд, тест.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Прозвенел для нас
звонок,
Начинаю я урок.
Гости к нам пришли сегодня.
К ним сейчас вы повернитесь,
Улыбнитесь, подружитесь.
Будем отвечать активно,
Хорошо себя вести,
Чтобы гости дорогие,
Захотели вновь прийти.
- Проверьте глазками, всё ли готово к уроку. Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос: Зачем нужна грамматика?
Зачем нужна грамматика?
Чтоб грамотно писать.
Чтоб грубые ошибки
В письме не допускать,
Чтоб с детства знали дети
И каждый ученик,
Что лучше всех на свете
Его родной язык!
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и назовите тему урока:
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы кто? и что? верно отвечает
А чтоб не обижался весь честной народ
Оно всегда имеет и число и род.
У него к тому же три склонения есть
Падежей различных сразу целых шесть.
-Тема нашего урока… (Имя существительное)
- Сегодня на уроке мы обобщим всё, что узнали об имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках, а помогут вам ваши знания.
III. Минутка чистописания, словарная работа.
- На доске написаны слова. Назовите орфограмму.
- Какая буква пропущена во всех этих словах?
Ж…лище, д…ректор, к…лограмм, б…лет, р…сунок
- Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания?
Ии
IV. Работа по теме урока.
а) Беседа о существительном.
-Что такое имя существительное?
- Вспомним, какие признаки имени существительного вы знаете. Поможет нам в этом кроссворд.
1) Этот признак мы определяем по вопросу «кто?»(одушевлённость)
2) Признак противоположный по значению одушевлённости(неодушевлённость).
3) Определяя этот признак, мы подбираем вспомогательные слова «он мой», «она моя», «оно моё»(род).
- Какого рода бывают имена существительные?
4) Эта категория имени существительного определяет количество предметов(число).
5) Этот признак относится к словоизменению имён существительных повопросам(падеж).
- Сколько падежей у имён существительных?
6) Изменение существительных по падежам называется…(склонением)
- Расскажите о трёх склонениях имён существительных.
- На какие две группы можно разбить признаки имён существительных? (постоянные и непостоянные)
- Назовите постоянные признаки (одушевлённость или неодушевлённость, род и тип склонения).
- Назовите непостоянные признаки (число и падеж).
б) Словарная работа.
- Посмотрите на доску. … прочитает слова.
- Назовите орфограмму в этих словах. (Непроверяемая гласная.)
1 ряд – записывает слова с гласной «А».
2 ряд – записывает слова с гласной «О».
З…вод, в…гон, к…р…ндаш, г…рох, в…сток, тр…мвай, …бед, ст..кан, л…пата, с…рока.
- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму, поставьте ударение.
- Проверим. Что общего в этих словах? (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?, что? Это имена существительные.)
в) Игра «Грамматическая эстафета».
- Сейчас проведём грамматическую эстафету.
- У вас на карточках записаны словосочетания. Ваша задача – списать в тетрадь, дописать окончания и обозначить падеж. К доске пойдут…
Карточка № 1.
1 ряд Стоит на стул… Подбежал к палатк… Остановился около деревн… Доволен рисунк… Легла на земл… |
2 ряд Подошёл к дерев… Говорили об учёб… Засыпало снег… Залез на дерев… Приехал от дедушк… |
д) Физминутка.
- А сейчас проведём физминутку. Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению – присядьте, если ко 2 склонению – наклон туловищем, если к 3 склонению – сделать погиб назад.
Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро.
е) Игра «Четвёртый лишний».
- Поиграем в игру «Четвёртый лишний».
- У каждого на столе карточка. Сейчас мы проверим, как вы умеете определять грамматические признаки имён существительных.
Карточка № 2.
Ночь, речь, грач, печь.
Гараж, рожь, камыш, нож.
Журналы, газеты, цветы, учебник.
На встрече, на уроке, около дома, на батарее.
Печь, вещь, мышь, пустошь.
Кони, гусь, овощи, грачи.
Солнце, чиж, небо, соль.
У дороги, на встрече, около дома, из бумаги.
Ж) Комментированное письмо.
- Пишем под диктовку. Объясняем изученные орфограммы. Определяем падеж и склонение существительных.
- Давайте повторим, как определить склонение существительного.
- К доске пойдет…
Утих сев..рныйвет..р. На в..стоке пылает алая заря. На западе исчезли обл..ка. Стрижи л..тают высоко над горизонтом. Это признаки х..рошейп..годы.
з) Тест «Имя существительное»
1) Найди имя существительное.
- сбежал
- беговой
- пробежка
- бегать
2) Как определить склонение имени существительного?
- по вопросам и падежам
- по вопросам
- по падежам
- по роду и окончанию
3) Укажи существительные 1 склонения.
- ружьё, племя
- тарелка, дядя
- бидон, огонь
- сирень, пень
4) Укажи существительные 2 склонения.
- звание, команда
- свекла, карамель
- работник, облако
- деревня, город
5) Укажи существительные 3 склонения.
- укротитель, конь
- сталь, вещь
- рояль, вещь
- писатель, учитель
6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе?
- доброта
- гриб
- ягода
- помидор
7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?
- руки
- брюки
- ноги
- круги
V. Подведение итогов урока.
- Над какой темой мы работали?
- Что мы повторили об имени существительном?
- Что вам особенно понравилось?
VI. Домашнее задание.
Карточка № 3.
Расставить знаки препинания в предложениях.
|
Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег а на утро ударит мороз и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной. |
Вставить пропущенные орфограммы. |
( В ) л_су особенно кр_сиво после м_тели. Завороженный ч_рами зимы лес затих. То вдру_ заяц пр_б_жит (в) своей белой шу_ке, то куропатка выл_тит из-за дер_ва. |
VII. Рефлексия Выставление оценок.
ЧОУ Многопрофильная гимназия имени М. Г. Гамзатова
Открытый урок русского языка
в 4 классе
по теме: « Три типа склонения имен существительных. Признаки склонения имен существительных».
Составитель учитель начальных классов Казиханова Нарунжа Камиловна
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.