Склонение имён существительных.

  • docx
  • 11.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала три типа скл..docx

Тема:  «Склонение имён существительных. Признаки склонения имён существительных»

Цели:

-обобщить и систематизировать  знания детей о грамматических признаках имени существительного, совершенствовать умения определять тип склонения у существительных, развивать умение различать падежи;

- развивать познавательную активность, учить наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, обогащать словарный запас;

- воспитывать интерес к предмету, умение работать самостоятельно, аккуратность, усидчивость.

Оборудование: карточки с заданиями, кроссворд, тест.

Ход урока.

I.    Организационный момент.

Прозвенел для нас звонок,
       Начинаю я урок.
       Гости к нам пришли сегодня.
       К ним сейчас вы повернитесь,
       Улыбнитесь, подружитесь.
       Будем отвечать активно,
       Хорошо себя вести,
       Чтобы гости дорогие,
       Захотели вновь прийти.

- Проверьте глазками, всё ли готово к уроку.  Вижу, что вы все готовы к нашему уроку. Улыбнитесь друг другу и ответьте мне, пожалуйста, на вопрос:  Зачем нужна грамматика?

Зачем нужна грамматика?

Чтоб грамотно писать.

Чтоб грубые ошибки

В письме не допускать,

Чтоб с детства знали дети

И каждый ученик,

Что лучше всех на свете

Его родной язык!

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

 

II.                        Сообщение темы и целей урока.

- Давайте вспомним, о чём мы говорили на предыдущих уроках. Отгадайте загадку и назовите тему урока:

Всё что существует, оно обозначает,

На вопросы кто? и что? верно отвечает

А чтоб не обижался весь честной народ

Оно всегда имеет и число и род.

У него к тому же три склонения есть

Падежей различных сразу целых шесть.

-Тема нашего урока… (Имя существительное)

- Сегодня на уроке мы обобщим всё, что узнали об имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках, а помогут вам ваши знания.

 

III.                    Минутка чистописания, словарная работа.

- На доске написаны слова. Назовите орфограмму.

- Какая буква пропущена во всех этих словах?

Ж…лище, д…ректор, к…лограмм, б…лет, р…сунок

- Какую букву мы будем прописывать на минутке чистописания?

Ии

 

IV.                     Работа по теме урока.

а) Беседа о существительном.

-Что такое имя существительное?

- Вспомним, какие признаки имени существительного вы знаете. Поможет нам в этом кроссворд.

1) Этот признак мы определяем по вопросу «кто?»(одушевлённость)

2) Признак противоположный по значению одушевлённости(неодушевлённость).

3) Определяя этот признак, мы подбираем вспомогательные слова «он мой», «она моя», «оно моё»(род).

- Какого рода бывают имена существительные?

4) Эта категория имени существительного определяет количество предметов(число).

5) Этот признак относится к словоизменению имён существительных повопросам(падеж).

- Сколько падежей у имён существительных?

6) Изменение существительных по падежам называется…(склонением)

- Расскажите о трёх склонениях имён существительных.

- На какие две группы можно разбить признаки имён существительных? (постоянные и непостоянные)

- Назовите постоянные признаки (одушевлённость или неодушевлённость, род и тип склонения).

- Назовите непостоянные признаки (число и падеж).

 

б) Словарная работа.

- Посмотрите на доску. … прочитает слова.

- Назовите орфограмму в этих словах. (Непроверяемая гласная.)

1 ряд – записывает слова с гласной «А».

2 ряд – записывает слова с гласной «О».

З…вод, в…гон, к…р…ндаш, г…рох, в…сток, тр…мвай, …бед, ст..кан, л…пата, с…рока.

- Запишите слова в тетрадь, выделите орфограмму, поставьте ударение.

- Проверим. Что общего в этих словах? (Обозначают предмет, отвечают на вопросы кто?,  что? Это имена существительные.)

 

в) Игра «Грамматическая эстафета».

- Сейчас проведём грамматическую эстафету.

- У вас на карточках записаны словосочетания. Ваша задача – списать в тетрадь,  дописать окончания и обозначить падеж. К доске пойдут…

Карточка № 1.

1 ряд

Стоит на стул…

Подбежал к палатк…

Остановился около деревн…

Доволен рисунк…

Легла на земл…

2 ряд

Подошёл к дерев…

Говорили об учёб…

Засыпало снег…

Залез на дерев…

Приехал от дедушк…

 

д) Физминутка.

- А сейчас проведём физминутку.  Я буду называть существительные. Если оно относится к 1 склонению – присядьте, если ко 2 склонению – наклон туловищем, если к 3 склонению – сделать погиб назад.

Берёза, карандаш, сирень, щука, ночь, окунь, осень, яблоня, озеро.

 

е) Игра «Четвёртый лишний».

- Поиграем в игру «Четвёртый лишний».

- У каждого на столе карточка. Сейчас мы проверим, как вы умеете определять грамматические признаки имён существительных.

               Карточка № 2.

Ночь, речь, грач, печь.

Гараж, рожь, камыш, нож.

Журналы, газеты, цветы, учебник.

На встрече, на уроке, около дома, на батарее.

Печь, вещь, мышь, пустошь.

Кони, гусь, овощи, грачи.

Солнце, чиж, небо, соль.

У дороги, на встрече, около дома, из бумаги.

 

Ж) Комментированное письмо.

- Пишем под диктовку.  Объясняем изученные орфограммы. Определяем падеж и склонение существительных.

- Давайте повторим, как определить склонение существительного.

- К доске пойдет…

Утих сев..рныйвет..р. На в..стоке пылает алая заря. На западе исчезли обл..ка. Стрижи л..тают высоко над горизонтом. Это признаки х..рошейп..годы.

 

з) Тест «Имя существительное»

1) Найди имя существительное.

- сбежал

- беговой

- пробежка

- бегать

2) Как определить склонение имени существительного?

- по вопросам и падежам

- по вопросам

- по падежам

- по роду и окончанию

3) Укажи  существительные 1 склонения.

- ружьё, племя

- тарелка, дядя

- бидон, огонь

- сирень, пень

4) Укажи существительные 2 склонения.

- звание, команда

- свекла, карамель

- работник, облако

- деревня, город

5) Укажи существительные 3 склонения.

- укротитель, конь

- сталь, вещь

- рояль, вещь

- писатель, учитель

6) Какое имя существительное употребляется только в единственном числе?

- доброта

- гриб

- ягода

- помидор

7) Какое имя существительное употребляется только во множественном числе?

- руки

- брюки

- ноги

- круги

 

V.  Подведение итогов урока.

- Над какой темой мы работали?

- Что мы повторили об имени существительном?

- Что вам особенно понравилось?

 

 

 

VI.                     Домашнее задание.

Карточка № 3.

 

Расставить знаки препинания в предложениях.

 

Бывают дни, когда улицы очень красивы. Ночью идет снег а на утро ударит мороз и появится туман. Деревья стоят в снежной одежде а стелющийся по земле белый воздух делает эту картину прекрасной.

 Вставить пропущенные орфограммы.

( В ) л_су особенно кр_сиво после м_тели. Завороженный ч_рами зимы лес затих. То вдру_ заяц пр_б_жит (в) своей белой шу_ке, то куропатка выл_тит из-за дер_ва.

 

VII.             Рефлексия Выставление оценок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЧОУ Многопрофильная  гимназия имени М. Г. Гамзатова

 

 

 

 

Открытый урок русского языка

в 4 классе

по теме:  « Три  типа склонения имен существительных. Признаки склонения имен существительных».

 

 

 

 

 

 

                                         Составитель учитель начальных классов                   Казиханова Нарунжа Камиловна