Урок русского языка в 6 классе
Тема: «Имя существительное как часть речи»
Цели урока:
Образовательные:
· Систематизировать умение находить имена существительные в тексте и определять их склонение
· Обобщение знаний о склонении имён существительных;
· Показать морфологические особенности имён существительных.
Развивающие:
· Развитие умения распознавать склонение имён существительных;
· Развитие лексической и орфографической зоркости;
· Развитие связной устной речи;
· Умение работать по алгоритму;
· Развитие навыков самоконтроля и взаимопроверки, продолжить формировать умение обобщать и систематизировать информацию в устной и письменной форме;
Задачи: воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка. Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих знаниях; продолжить формировать умение работать в коллективе.
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
Ребята, сегодня у нас необычный урок. Сегодня мы должны убедиться в своих знаниях и умениях.
II. Активизация мыслительной деятельности. Слово учителя.
1.Подготовительный этап.
а) Отгадайте, пожалуйста, загадку.
Всё что существует, оно обозначает,
На вопросы КТО? и ЧТО? верно отвечает.
А чтоб не обижался весь честной народ,
Оно всегда имеет и число, и род.
(Имя существительное.)
б) Подведём итоги ранее изученного нами по теме «Имя существительное» в форме блиц-опроса:
1. Имя существительное-это
2. Имена существительные бывают. . . (одушевленные и неодушевленные).
3. У каждого предмета есть своё имя-название. Как называются такие имена существительные? (собственные).
4. Постоянный признак имен существительных… (род)
в) практическое задание: (после первого пункта блиц-опроса)
Называю слова, если имя существительное хлопаем в ладоши.
Радость, улыбаюсь, весёлый, смех, жизнь, быстрая, они, говорят, лебеди, молодёжный, я.
III. Сообщение темы урока.
Сегодня мы продолжим изучение имени существительного.
Запись даты и темы в тетрадь.
Тема нашего урока «Три склонения имён существительных».
Сколько существует склонений в русском языке?
– Сколько склонений имеют имена существительные в русском языке? (существуют три склонения имён существительных в русском языке)
Чертим таблицу № 1 (1, 2, 3 скл.)
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
|
||
|
||
|
Внимание!!!
Склонение существительного определяется по начальной форме.
Ознакомимся с материалом учебника и вместе заполним таблицу.
IV. Закрепление изученного материала.
Практическое задание на развитие орфографической зоркости:
1. Определяем склонение существительных, которые я диктую.
1 скл. |
2 скл. |
3 скл. |
|
мама |
+ |
|
|
дядя |
+ |
|
|
крот |
|
+ |
|
ночь |
|
|
+ |
солнце |
|
+ |
|
милосердие |
|
+ |
|
доброта |
+ |
|
|
конь |
|
+ |
|
2. Работа над орфограммой «Ь знак после шипящих» (учитель обращает внимание на то, что изучение склонений имён существительных играет важную роль!!!)
Учащиеся вспоминают орфограмму, делают выводы, записывают теорию в тетрадь.
Теория. Если перед нами существительное, то мягкий знак после шипящих ставится лишь тогда, когда слово принадлежит III склонению (НОЧЬ). Существительные I и II склонения с шипящей на конце пишутся без мягкого знака (МНОГО ТУЧ, КИРПИЧ). Не забудьте, что отчества и фамилии, оканчивающиеся на –ИЧ, являются существительными II склонения и пишутся без мягкого знака. Например: СЕРГЕЕВИЧ, РЮРИКОВИЧ, ВОЙНОВИЧ.
(для определения рода существительного с мягким знаком на конце, нужно слово поставить в родительный падеж – кого? чего? Имена существительные мужского рода имеют окончание –а, -я: конь-коня ; существительные женского рода –ы, -и: ночь – ночи)
2 скл. (м.р.)– Ь 3 скл. (ж.р.).– Ь
Слова для проверки: мышь (3), тишь (3), нож (2), багаж (2), гараж (2), ландыш (2), плач (2)
Работа над анализом текста.
– Прослушайте текст. Определите его тему. Подумайте и ответьте на вопрос: для чего человек слушает музыку? Согласны ли вы с композитором в том, что без музыки жизнь человека была бы неполна, бедна? Какую музыку вы любите: оперную, эстрадную, народную? Какие существительные встретились вам в тексте?
Музыка сопровождает человека всю жизнь. Без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. С музыкой приятнее отдых и легче труд. В музыке человек находит выражение самых высоких чувств и самых тонких переживаний. Благодаря музыке он находит в себе новые, неведомые ему прежде силы.
Трудно представить человека, который не понимал бы музыку. Но понимание может быть разным: поверхностным или более глубоким.
Если ты хочешь любить и понимать музыку, слушай её внимательно. И ты её обязательно полюбишь. Постепенно научишься отличать хорошее от плохого. Так у тебя появится хороший вкус.
( По Д. Шостаковичу.)
Выполнение упражнения учебника по выбору учителя.
V. Рефлексия.
Обсуждение того, что узнали, оцениваются действия учащихся, активности и эффективности работы класса.
– Какую тему мы сегодня изучали? Для чего же нужно знать тему склонений существительных?
-В начале урока мы поставили с вами цель. Какую?
-Как вы думаете, смогли мы её реализовать?
– Продолжите предложения. «Теперь я знаю………». «Сегодня мне понравилось….».
VI. Домашнее задание: пар. 30, упр.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.