Урок открытия новых знаний. Тема урока: "Склонение собирательных числительных". Класс-6. Цели урока: формирование знаний об особенностях собирательных числительных, их склонении, употреблении в речи; учить формулировать тему,ставить задачи урока в соответствии с целью и планом урока. Мотивировать и нацеливать обучающихся на учебную деятельность.
Урок.docx
Урок в 6 классе по теме:
«Склонение собирательных числительных».
Цели урока:
1. Предметные: формирование знаний об особенностях собирательных
числительных, их склонении. Употреблении в речи. Формирование
умений употреблять и склонять собирательные числительные.
2. Метапредметные:формирование умений определять цель предстоящей
деятельности, коммуникативно целесообразно взаимодействовать с
окружающими в процессе речевого общения, выполнения учебной
задачи.
Тип урока:урок открытия новых знаний.
Формы работы:индивидуальная,фронтальная.
Оборудование:компьютер, интерактивная доска, раздаточный
материал.
Планируемый результат:уметь правильно использовать собирательные
числительные в письменной и устной речи.
Ход урока.
1. Организационный момент.(Мундиаль) Правильное произношение
этого слова – «мундиале», что в переводе с испанского означает
мировой, всемирный.
2. Определение темы урока, постановка цели и задач урока. Мотивация
учебной деятельности.
Цель: учить формулировать тему, ставить задачи урока в соответствии с
целью и планом урока. Мотивировать и нацелить обучающихся на учебную
деятельность.
Результат (УУД)
Регулятивные:целеполагание;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и
одноклассниками.
Ребята, что перед вами на экране? Какая единица языка? Текст или
отдельные предложения?
1.Чемпионат мира по футболу 2018 — 21й чемпионат мира по футболу
ФИФА, финальная часть которого пройдёт в России с 14 июня по 15 июля
2018 года. 2.Россия в первый раз в своей истории станет странойхозяйкой
мирового чемпионата по футболу, кроме того, он впервые будет проведён на 1/9 части мира. 3. Также в первый раз мундиаль состоится на территории двух
частей света — Европы и Азии. 4. Проведение чемпионата запланировано на
12 стадионах в 11 городах России. 5. В финальном турнире чемпионата мира
2018 примут участие 32 команды. 6. Мы будем болеть за наших спортсменов.
Почему? (15 предложениятекст,6 теряет логическую цепочку с
предыдущими предложениями)
А что можно сделать, чтобы получился текст?( Между 5 и 6
предложением добавить несколько предложений, чтобы восстановить
смысловую целостность).
На интерактивной доске схема «Количественные числительные».
Ребята, к этому заданию мы ещё вернёмся, а сейчас назовите все
числительные и определите их разряд(Один учащийся выписывает их в
схему на интерактивной доске)
Количественные числительные
Собирательные
Целые
Дробные
Внимательно посмотрите на схему и скажите, каких числительных нет на
схеме?
Какие числительные мы уже с вами изучили, а какие будем изучать на
этом уроке? (Изучили целые, дробные, осталось изучить
собирательные).
Сформулируйте тему урока.
Запись в тетрадь темы урока «Собирательные числительные».
Что мы уже знаем об этих числительных? (Обозначают несколько
предметов как одно целое, отвечают на вопрос сколько?)
Как вы думаете, этой информации достаточно, чтобы правильно
употреблять собирательные числительные в речи? (Ответы детей)
Проблемная ситуация.
Какое важное спортивное мероприятие для нашей страны проходило в
2014 году в Сочи?(Ответы детей).
1. На церемонии открытия Олимпийских игр в Сочи присутствовали
спортсмены из 88 стран.2.Самой многочисленной делегацией стала
российская.3.Более двухсот пятидесяти человек прошлись по стадиону под песню «Нас не догонят» группы «Тату». 4. Зажгли олимпийскую чашу
Ирина Роднина и Владислав Третьяк, оба олимпийские чемпионы. 5. В
конце церемониибыл грандиозный фейерверк.
Укажите в тексте числительные. К какой группе числительных относится
–оба?
Со всеми существительными вы смогли составить словосочетание? (нет)
Как вы думаете, почему?
А что надо знать, чтобы правильно употреблять в речи собирательные
числительные? (С какими существительными употребляются
собирательные существительные?)
Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на несколько вопросов, и
первый вопрос вы уже сформулировали.
1. С какими именами существительными сочетаются собирательные
числительные?
А с какими трудностями мы сталкивались, когда изучали целые и
дробные числительные? (правописание окончаний числительных в
косвенных падежах)
Значит, что ещё нам надо узнать сегодня на уроке? Сформулируйте
второй вопрос, на который мы должны ответить.
2. Какие окончания имеют числительные в косвенных падежах?
Когда я вас просила в начале урока назвать числительные, вы не сразу
смогли найти числительное оба, почему? (Оно не похоже на остальные,
оно не образовано от числа)
Ещё на один вопрос мы должны сегодня ответить: в чём особенность
употребления числительных обаобе?
Вопросы, рассматриваемые на уроке:
1. С какими именами существительными сочетаются собирательные
числительные?
2. Какие окончания имеют числительные в косвенных падежах?
3. В чём особенность употребления числительных обаобе?
3. Первичное усвоение новых знаний.
Цель: сформулировать правило. Установить степень усвоение темы.
Результат (УУД). Познавательные: выполнение действий по алгоритму,
извлечение необходимой информации, обобщение.
Чтобы ответить на первый вопрос, нам необходимо заполнить таблицу
(раздаточный материал) Заполните её по образцу, образцом для вас будет верхняя строка. Задание:
согласуйте собирательные числительные с существительными в р.п. мн.ч.
Образуются
два
двое
Три
Пять
Шесть
?
?
?
Сочетаются
мужчин
защитник
голкипер
нападающий
малышей
ребята
дети
карапуз
бельчат
котёнок
медвежонок
зайчонок
ворот
часы
сани
сутки
Проверка по рядам (по цепочке).
Чем похожи существительные в 3 колонке? (обозначают лиц мужского
пола).
В 4, 5? (обозначают детей, детёнышей животных)
А в 6? (в 6 колонке суще, которые употребляются только во мн.ч)
Какой вывод мы можем сделать? (Собирательные числительные
сочетаются с существительными, обозначающими лиц мужского пола,
детей детёнышей животных и существительными,употребляемыми
только во мн.ч).
Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике (читаем 3 абзац
правила на стр. 251)
А сейчас давайте выполним электронное задание, а к доске пойдёт тот,
у кого на обратной стороне стула весёлый смайлик.
4.Первичная проверка понимания.
Задание: прочитайте предложение, укажите номера предложений
(письменно), в которых допущены ошибки в употреблении собирательных
числительных. Исправьте их.
1) Трое подруг приехали в Сочи. (собир.числит. не употребляются с сущ.
ж.р);
2) Двенадцатеро волонтёров помогали на соревнованиях. (соб.числ.могут
быть числит. двоедесятеро)
3) Пятерым спортсменам из Китая были вручены призы.
Мы с вами ответили на 1 вопрос, а что нужно сделать, чтобы правильно
ответить на 2 вопрос плана? (Нужно просклонять числительное).
Работа у доски и в тетрадях. И.п семеро смелых ребят
Р.п семерых смелых ребят
Д.п семерым смелым ребятам
В.п семерых смелых ребят
Т.п с семерыми смелыми ребятами
П.п о семерых смелых ребятах
Выделите окончания у числительных и прилагательных. Сделайте вывод.
Вывод: собирательные числительные в косвенных падежах имеют те же
окончания, что и прилагательные во мн.числе.
Давайте сравним наш вывод с выводом в учебнике на стр.251 абзац 2.
И у нас остался ещё один вопрос: в чём особенность употребления
числительных обаобе?
Ктонибудь может дать ответ: с какими существительными сочетаются
собирательные числительные оба,обе? (Числительное оба с существит.
м.р. и ср.р, а числител. Обе с существит. ж.р)
Чтобы ответить на эти вопросы и лучше запомнить это правило, давайте
послушаем аудиозапись из передачи «Радионяня» об особенностях
употребления числительных обаобе.
5.Первичное закрепление.
Тест (самостоятельно).
Тест.
1. Найди строчку, в которой все числительные собирательные:
а) пятнадцать, три восьмых, семеро;
б) двое, три, четверо;
в) трое, шестеро, семеро.
2. Найди ошибку:
а) семеро козлят;
б)пятеро девчат;
в) четверо друзей.
3. Найди правильное сочетание собирательного числительного с
существительным: а) двое подруг;
б) двое котят;
в) двое фигуристок.
4. Найди ошибку в употреблении числительных ОБА ОБЕ:
а) на обоих журналах;
б) на обоих катках;
в) обоим подругам.
5. Найди ошибку в употреблении числительных ОБА ОБЕ:
а) По обоим сторонам дороги росли красивые деревья.
б) У кошки два котёнка и оба – рыжие.
в) Обе девочки занимались бальными танцами.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия. (Кубик).
7. Домашнее задание.
Склонение собирательных числительных».
Склонение собирательных числительных».
Склонение собирательных числительных».
Склонение собирательных числительных».
Склонение собирательных числительных».
Склонение собирательных числительных».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.