Скороговорки
Цели: познакомить со скороговорками; показать, для чего они служат; учить их произносить.
Ход занятия
Проверка домашнего задания.
Чтение потешек. Составление сборника потешек.
Сообщение темы.
– Что такое скороговорка? К какому жанру она относится?
– Кто знает скороговорки и умеет их произносить?
– Давайте поучимся говорить скороговорки: «дождик, дождик, пуще, наварю я гущи…», «Дождик, дождик, поскорей, я прибавлю сухарей!» и т. д.
Рассказ учителя.
Учитель. Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Трудно определить точное время появления, но содержание некоторых говорит об их древности: «Семь-те стрел каленых, страшилище» могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит местоимение «те». В некоторых текстах встречается древняя форма счета: «Полчетверта четверика гороху без червоточинки». В скороговорке « Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу» слышится намек на древние верования и обряды, связанные с кругом.
Скороговорки отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т. д.
Русские люди в древности верили в счастливые и несчастливые числа – три, семь, сорок:
На семеры сани,
По семеры в сани.
Летят три пичужки
Через три пустых избушки.
В скороговорках мы найдем указания на средства передвижения («От топота копыт пыль по полю летит»), о домашних животных («Бык тупогуб, у быка губа тупа», «Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла», «Курочка пестра, уточка с носка плоски»), о распространенной пище, о церковных чинах, о религии и т. д.
Некоторые скороговорки касаются вопросов торговли, высмеивают простофиль и т. д. Скороговорки, записанные в середине ХIХ века, как правило, содержанием своим не рассчитаны на детское восприятие.
Впервые опубликовал собрание скороговорок В. И. Даль в «Пословицах русского народа».
В детской среде удержались только те скороговорки, которые отвечали требованиям детской эстетики. Широко бытуют они и сейчас на уроках литературного чтения. Особой популярностью пользуются произведения со сложным богатым звуковым оформлением.
Ехал грека через реку,
Видит грека в реке рак,
Сунул грека руку в реку,
Рак за руку греку цап!
Сосед спросил соседа:
Сколько стоит стог сена?
Сосед сказал соседу:
Стог сена стоит сто сот.
Дети не только пользуются унаследаванными от родителей скороговорками, но и придумывают сами:
Четыре черненьких чумазаньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.
А вот заумная скороговорка на основе считалки:
Жили-были три японца:
Як, Якцедрак, Якцедракце –
Дрони.
Жили-были три
японки:
Ципа, Ципа-Дрипа,
Цица-Дрипа – Лимпопони и т. д.
Скороговорка не может быть объяснена ничем другим, кроме стремления к развитию артикуляции речевого аппарата. Поэтому с первого класса на уроках развития речи скороговорки включены в программный материал. Скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, в работе логопедов.
Рефлексия.
– Когда на Руси появились скороговорки?
– Что говорит о том, что скороговорки возникли в древности?
– Каких вопросов касаются скороговорки?
– Кто опубликовал первый сборник скороговорок?
– Что указывает на « школьное» содержание скороговорок?
– Что развивает скороговорка?
– А сейчас давайте попробуем заучить несколько скороговорок и научимся их говорить.
Практическая работа по заучиванию скороговорок.
Дети вместе с учителем учатся произносить скороговорки.
В о п р о с н а з а с ы п к у.
Как бы вы объяснили такой литературоведческий термин: притча, причитанья или причеты, вопли?
Учитель. Притча – старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории. В старину так называли и те из басен, в которых действующие лица – люди.
Например «Притча о Ермолае трудящемся» – стихотворение Н. А. Некрасова.
Причитанья, или причеты, вопли – старинные народные песни-плачи, лироэпические песни, выражающие горе, вызванное смертью близкого человека, разлукой с родными: расставание с сыном, забранным в рекруты-солдаты, с дочерью, выходящей замуж, и т. п. Такие похоронные, свадебные, рекрутские плачи сочинялись и «вопились» специальными мастерицами их исполнения – вопленицами, плакальщицами, причитальщицами. Среди них встречались очень одаренные поэтически люди. Например, Ирина Андреевна Федосова, крестьянка бывшей Олонецкой губернии.
Домашнее задание. Найдите в литературе заклички и приговорки. Выясните самостоятельно, что это такое, когда и где они возникли?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.