СКОРОГОВОРКИ
Оценка 4.8

СКОРОГОВОРКИ

Оценка 4.8
doc
08.05.2020
СКОРОГОВОРКИ
Скороговорки.doc

Скороговорки

Цели: познакомить со скороговорками; показать, для чего они служат; учить их произносить.

 

Ход занятия

Проверка домашнего задания.

Чтение потешек. Составление сборника потешек.

Сообщение темы.

– Что такое скороговорка? К какому жанру она относится?

– Кто знает скороговорки и умеет их произносить?

– Давайте поучимся говорить скороговорки: «дождик, дождик, пуще, наварю я гущи…», «Дождик, дождик, поскорей, я прибавлю сухарей!» и т. д.

Рассказ учителя.

Учитель. Скороговорки зародились на Руси в глубокой древности. Трудно определить точное время появления, но содержание некоторых говорит об их древности: «Семь-те стрел каленых, страшилище» могла появиться до массового распространения огнестрельного оружия. О древности говорит местоимение «те». В некоторых текстах встречается древняя форма счета: «Полчетверта четверика гороху без червоточинки». В скороговорке « Круг прорублю, мать проведу, сестру выведу» слышится намек на древние верования и обряды, связанные с кругом.

Скороговорки отразили различные стороны жизни русского народа, его быта, интересов, верований, суеверий и т. д.

Русские люди в древности верили в счастливые и несчастливые числа – три, семь, сорок:

                                  На семеры сани,

                                  По семеры в сани.

                                  Летят три пичужки

                                  Через три пустых избушки.

В скороговорках мы найдем указания на средства передвижения («От топота копыт пыль по полю летит»), о домашних животных («Бык тупогуб, у быка губа тупа», «Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла», «Курочка пестра, уточка с носка плоски»), о распространенной пище, о церковных чинах, о религии и т. д.

Некоторые скороговорки касаются вопросов торговли, высмеивают простофиль и т. д. Скороговорки, записанные в середине ХIХ века, как правило, содержанием своим не рассчитаны на детское восприятие.

Впервые опубликовал собрание скороговорок В. И. Даль в «Пословицах русского народа».

В детской среде удержались только те скороговорки, которые отвечали требованиям детской эстетики. Широко бытуют они и сейчас на уроках литературного чтения. Особой популярностью пользуются произведения со сложным богатым звуковым оформлением.

Ехал грека через реку,

Видит грека в реке рак,

Сунул грека руку в реку,

Рак за руку греку цап!

Сосед спросил соседа:

Сколько стоит стог сена?

Сосед сказал соседу:

Стог сена стоит сто сот.

Дети не только пользуются унаследаванными от родителей скороговорками, но и придумывают сами:

Четыре черненьких чумазаньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

А вот заумная скороговорка на основе считалки:

                      Жили-были три японца:

                      Як, Якцедрак, Якцедракце –

                                                          Дрони.

                      Жили-были три

                                                          японки:

                      Ципа, Ципа-Дрипа,

                      Цица-Дрипа – Лимпопони и т. д.

Скороговорка не может быть объяснена ничем другим, кроме стремления к развитию артикуляции речевого аппарата. Поэтому с первого класса на уроках развития речи скороговорки включены в программный материал. Скороговорки стали инструментом совершенствования произношения в детских садах, в работе логопедов.

Рефлексия.

– Когда на Руси появились скороговорки?

– Что говорит о том, что скороговорки возникли в древности?

– Каких вопросов касаются скороговорки?

– Кто опубликовал первый сборник скороговорок?

– Что указывает на « школьное» содержание скороговорок?

– Что развивает скороговорка?

– А сейчас давайте попробуем заучить несколько скороговорок и научимся их говорить.

Практическая работа по заучиванию скороговорок.

Дети вместе с учителем учатся произносить скороговорки.

В о п р о с   н а   з а с ы п к у.

Как бы вы объяснили такой литературоведческий термин: притча, причитанья или причеты, вопли?

Учитель. Притча – старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории. В старину так называли и те из басен, в которых действующие лица – люди.

Например «Притча о Ермолае трудящемся» – стихотворение Н. А. Некрасова.

Причитанья, или причеты, вопли – старинные народные песни-плачи, лироэпические песни, выражающие горе, вызванное смертью близкого человека, разлукой с родными: расставание с сыном, забранным в рекруты-солдаты, с дочерью, выходящей замуж, и т. п. Такие похоронные, свадебные, рекрутские плачи сочинялись и «вопились» специальными мастерицами их исполнения – вопленицами, плакальщицами, причитальщицами. Среди них встречались очень одаренные поэтически люди. Например, Ирина Андреевна Федосова, крестьянка бывшей Олонецкой губернии.

Домашнее задание. Найдите в литературе заклички и приговорки. Выясните самостоятельно, что это такое, когда и где они возникли?


Скороговорки Цели: познакомить со скороговорками; показать, для чего они служат; учить их произносить

Скороговорки Цели: познакомить со скороговорками; показать, для чего они служат; учить их произносить

Особой популярностью пользуются произведения со сложным богатым звуковым оформлением

Особой популярностью пользуются произведения со сложным богатым звуковым оформлением

Учитель . Притча – старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории

Учитель . Притча – старинное название назидательного рассказа о человеческой жизни в форме иносказания, аллегории
Скачать файл