Слог и ударение
Оценка 4.6

Слог и ударение

Оценка 4.6
docx
31.10.2022
Слог и ударение
«Слог и ударение. Свойства русского ударения».docx

Тема: «Слог и ударение. Свойства русского ударения»                                                                                            Цели: образовательные: повторить понятие «слог», «ударение», раскрыть особенности русского ударения, помочь уяснить роль ударения в слове; развивающие: развивать интерес к русскому слову, творческое умение работать со словом, развивать речь, мышление, логику; воспитательные:  воспитывать  любовь к русскому слову.                                                                                                                      Ход  урока                                                                                                                                                                           І. Начало урока.                                                                                                                                                              ІІ. Подготовка к восприятию нового материала через создание  проблемной ситуации.                                                                                                 - Ребята, послушайте, пожалуйста, забавную историю про маленького Петю, который прочитал однажды в газете странную заметку под названием «Путаница».                                                                                                                                           «Однажды Петя открыл газету и прочитал: «Недавно в город Ярославль приехали немецкие специалисты, чтобы отремонтировать единственный в городе орган. Скоро он снова будет радовать жителей города своим великолепным звучанием. Особенно рада этому хозяйка органа – заслуженная артистка Российской Федерации Л. Шишханова». Петя очень удивился.

«Мама, - спросил он. – Почему во всем Ярославле только один орган? Ведь орган есть у каждого человека, и не один. И какой орган вылечили – сердце, почки? Какая-то странная заметка!»

- Какие же слова спутал Петя? Почему возникла путаница?

( Итак, орган – это музыкальный инструмент и орган – это часть организма человека, слайд 2)                                  - А нет ли среди наших учеников таких, которые, спутав ударение, могут попасть в забавную ситуацию? - Итак, тема нашего урока называется «Слог, ударение» (слайд 3).                                                                      ІІІ. Постановка цели и задач.                                                                                                                                                          - Сегодня мы узнаем, какими особенностями обладает наше русское ударение, все ли слова имеют ударение, для чего нужно правильно ставить ударение.                                                                                              ІV. Проверка  материала, изученного в начальных классах.                                                                                                                                                        Теория (слайд 5).                                                                                                                                                                                              1.Что такое ударение?                                                                                                                                                      2.Что такое слог?                                                                                                                                            Практическое задание на повторение. Работа с карточками.                                                                             1.Играем в игру «Кто быстрее». Я называю слово, вы поднимаете карточку с той цифрой, которая указывает количество слогов в названном слове.                                                                                                Слог, фонетика, звуки, голос, шум, речевой, речь, устно, гласный, согласный.                                                                2. Игра «Самый быстрый».  Карточкой указать номер ударного слога.                                                             Звуки, фонетика, голос, речевой, устно, согласный, звуки, гласный.                                                                      - Вижу, что новую тему можно с вами начинать усваивать.                                                                                      V. Объяснение нового материала с  параллельным закреплением.                                                              1. В литовском, китайском, вьетнамском языке ударяемый слог выделяется с помощью повышения голоса.  В русском языке ударяемый слог произносится с большой силовой, поэтому его называют СИЛОВЫМ.                                                                                                                                                                   - Попробуем показать это на примерах. (слайд 6)                                                                                                          - Прочитаем слова с правильным ударением, показывая, что русское ударение силовое.                                        - Составьте предложения с любыми из этих слов.  (Ученик сегодня обязательно повторит правило. На уроке ученики учили алфавит. Я поняла наконец новый материал.).                                                                   2. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог: одеколон, шампиньон, кашне, пломбир…                                                                                                                                                                                 - Что же в русском ударении? ( слайд7)                                                                                                                    Задание.                                                                                                                                                                Работа по рядам. Прочитать слова. Составить предложения.                                                                                1 ряд – осень, листья; 2 ряд – дождливо, ненастно; 3 ряд – золотой, листья.                                             Вывод: ударение в русских словах может падать на первый, второй и третий слог.                                           - Итак, правильно, русское ударение – РАЗНОМЕСТНОЕ.                                                                              VІ. Физминутка.                                                                                                                                                         3. (слайд 8)                                                                                                                                                                               - Прочитайте пары слов, соблюдая правильное ударение.                                                                                       - Скажите, это разные по лексическому значению или разные по форме слова? (формы слова)                                      - Правильно, это формы слова, но что происходит с ударением в словах? ( передвигается)                                               - Итак, третья особенность русского ударения – подвижность.                                                               Задание. Подберите собственные примеры доказательства подвижности ударения

       4. Все ли слова в русском языке имеют ударение? (слайд 9)                                                                                     - Прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос.                                                                                                                                     Пустеет воздух, птиц не слышно боле,                                                                                                                                                       Но далеко еще до первых зимних бурь –                                                                                                                           И льется чистая и теплая лазурь                                                                                                                                       На отдыхающее поле…                                          Ф. И. Тютчев                                                                                             Вывод: не все слова имеют ударение. Служебные части речи  не имеют его.                                                                  5.Итак, какими особенностями обладает русское ударение? (слайд 10)                                                                             6. Какую роль играет ударение в слове, точнее, правильная постановка его. (слайд 11)                                                           - Для того чтобы разобраться в этом, выполним ряд заданий.                                                                                   А) (слайд 12). Прочитайте каждое слово с ударением на 1-ом, а затем на 2-ом слоге. Что у вас получится?                                                                                                                                                                  Иглы, стены, руки, ноги, воды, земли, реки, доски, волны.                                                                             Вывод: получаются разные формы слова.                                                                                                                    Б) Следующее задание. Прочитайте  слово, изменяя в нем ударение. Изменилось ли лексическое значение? (слайды 13-19)                                                                                                                                                Атлас, замок, ирис, гвоздики, духи, засыпать.                                                                                                 Запишите примеры словосочетаний (для сильных – предложений) с данными словами.                                        - Итак, какую роль играет ударение в слове? (слайд 20)  (Ударение помогает различить смысл слова - смыслоразличительная функция)                                                                                                                                        - Для чего нам нужно соблюдать правильную постановку ударения? (слайд 21)                                                   VІІ. Итог урока.                                                                                                                                                            - Что нового вы узнали сегодня по теме «Слог, ударение»?                                                                              VІІІ. Домашнее задание.


Тема: «Слог и ударение. Свойства русского ударения»

Тема: «Слог и ударение. Свойства русского ударения»

Итак, третья особенность русского ударения – подвижность

Итак, третья особенность русского ударения – подвижность
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.10.2022